Файл: Сборник клинических задач для государственной (итоговой) аттестации по специальности 060501 сестринское дело.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 5092
Скачиваний: 16
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Оценка: пациент отмечает значительное улучшение состояния, дизурические явления отсутствуют. Цель достигнута.
Студент объясняет диагностическую ценность экскреторной урографии и подготовку пациента к ней.
-
Студент демонстрирует на муляже технику катетеризации мочевого пузыря у мужчин в соответствии с алгоритмом.
ЗАДАЧА № 11
В стационар поступила пациентка, 30 лет, с диагнозом железодефицитная анемия.
Жалобы на слабость, быструю утомляемость, одышку при движении, сердцебиение, отсутствие аппетита, иногда появляется желание есть мел. Менструация с 12 лет, обильная в течение недели. Пациентка раздражительна, пассивна, малоразговорчива.
Объективно: бледность и сухость кожных покровов, волосы тусклые, секутся, ногти ломкие с поперечной исчерченностью, ложкообразной формы. Границы сердца не изменены. При аускультации - систолический шум на верхушке сердца. Пульс 92 уд./мин. АД 100/60 мм рт. ст.
Анализ крови: Нв - 75 г/л, эритроциты 3,0 ´1012 /л, цветной показатель 0,75, лейкоциты - 4,5´109 /л, СОЭ 20 мм/час.
Задания
-
Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства. -
Объясните правила приема препаратов железа и возможные побочные эффекты. -
Продемонстрируйте сбор системы для в/в капельных вливаний.
Эталоны ответов
-
Проблемы пациента
Настоящие:
-
слабость; -
утомляемость; -
одышка; -
сердцебиение; -
отсутствие аппетита; -
извращение вкуса.
Потенциальные:
-
риск нарушения сердечной деятельности; -
риск развития инвалидности.
Приоритетная:
-
отсутствие аппетита и извращение вкуса.
Краткосрочная цель - улучшение аппетита в течение одной недели.
Долгосрочная цель - восстановление аппетита ко дню выписки
План | Мотивация |
1. Обеспечить пациентку диетическим питанием с повышенным содержанием железа | Для ликвидации дефицита железа в пище |
2. Провести беседу с пациенткой и ее родственниками о продуктах, содержащих железо | Для эффективного лечения заболевания, восполнения дефицита железа в организме |
3. Обеспечить пациентку свежим воздухом (проветривание помещений) | Для лучшей оксигенации крови и стимуляции кроветворения, повышения аппетита |
4. Дать рекомендации по приему горечей | Для стимуляции аппетита и желудочной секреции |
5.Наблюдать за внешним видом, состоянием пациентки, пульсом, АД, ЧДД | Для ранней диагностики осложнений со стороны сердечно-сосудистой системы |
6. Контролировать деятельность кишечника | С целью предупреждения запоров при приеме препаратов железа |
7. Осуществлять уход за полостью рта | Для предупреждения разрушения и потери зубов при использовании препаратов железа и соляной кислоты |
Оценка: у пациентки появился аппетит, пациентка соблюдает назначенную диету и режим, знает правила приема лекарств.
Студент объясняет правила приема и побочные эффекты препаратов железа.
-
Студент демонстрирует технику сбора системы для в/в капельных вливаний в соответствии с алгоритмом действий.
ЗАДАЧА № 12
Пациент 35 лет, находится на стационарном лечении в эндокринологическом отделении с диагнозом сахарный диабет 1 типа.
Жалобы на сухость во рту, жажду, учащенное мочеиспускание, зуд кожных покровов, общую слабость.
В окружающем пространстве ориентируется адекватно. Тревожен, плохо спит, не верит в успех лечения, выражает опасение за свое будущее.
Объективно: состояние средней тяжести, кожные покровы бледные, сухие со следами расчесов, подкожно-жировая клетчатка выражена слабо. Язык сухой. Пульс 88 уд./мин., АД 140/90 мм рт. ст., ЧДД 16 в мин.
Задания
-
Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства. -
Объясните правила сбора мочи на сахар. -
Продемонстрируйте технику введения инсулина п/к.
Эталоны ответов
-
Проблемы пациента
Настоящие:
-
жажда; -
полиурия; -
учащенное мочеиспускание; -
кожный зуд; -
слабость; -
опасение за исход заболевания;
Потенциальные:
-
риск развития гипо- и гипергликемической ком; -
риск развития диабетической стопы; -
риск развития ретинопатии.
Из перечисленных проблем пациента приоритетной является жажда.
Краткосрочная цель: пациент отметит уменьшение жажды после введения инсулина.
Долгосрочная цель: у пациента исчезнет жажда, полиурия, кожный зуд в результате коррекции дозы инсулина.
План | Мотивация |
1. Обеспечить питание согласно назначенной диете | Для нормализации углеводного обмена |
2. Обеспечить пациента лечебно-охранительный режим | Для снятия психоэмоционального напряжения, тревоги, своевременной самодиагностики прекомы |
3. Провести беседу с пациентом о сути его болезни | Для активного участия пациента в лечении |
4. Обеспечить контроль за уровнем сахара в крови и моче | Для коррекции дозы инсулина |
5. Обеспечить гигиенический уход за кожными покровами | Для предупреждения присоединения инфекций |
6. Провести обучение больного правилам выполнения инъекций инсулина | Для лечения заболевания и профилактики осложнений на амбулаторном этапе |
7. Осуществлять наблюдение за состоянием и внешним видом пациента (пульс, АД, ЧДД, состояние сознания, нижних конечностей) | Для своевременного выявления осложнений и оказания неотложной помощи при прекоматозном состоянии |
8. Провести беседу с пациентом и его родственниками о питании в соответствии с рекомендуемой диетой | Для нормализации углеводного обмена и профилактики возможных осложнений |
Оценка эффективности: пациент отмечает значительное улучшение общего состояния; демонстрирует знания о своей болезни, возможных осложнениях и диете. Цель достигнута.
Студент объясняет правила сбора мочи на сахар.
-
Студент демонстрирует на фантоме технику подкожной инъекции инсулина в соответствии с алгоритмом действия.
ЗАДАЧА № 13
В эндокринологическом отделении находится пациентка, 46 лет, с диагнозом гипотиреоз (микседема).
Общение затруднено, т.к. пациентка заторможена, речь её медленная, голос низкий. Жалобы на быструю утомляемость, снижение работоспособности, сонливость. В последнее время снижен интерес к окружающему (происходящему), отмечается увеличение массы тела, ломкость ногтей, сухость кожи.
Объективно: Температура 35,6° С. Состояние пациентки средней тяжести. Кожа сухая, подкожно-жировой слой выражен избыточно. Лицо бледное, одутловатое. Тоны сердца приглушены, АД 100/70 мм рт. ст., пульс 56 уд./мин., ритмичный, ЧДД 16 в мин.
Пациентке назначена заместительная терапия гормонами щитовидной железы.
Задания
-
Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства. -
Объясните правила приема назначенных лекарственных препаратов и возможные побочные эффекты. -
Продемонстрируйте технику исследования пульса.
Эталоны ответов
-
Проблемы пациента
Настоящие:
-
снижение работоспособности; -
апатия (снижение интереса к жизненным проявлениям); -
сонливость; -
увеличение массы тела; -
утомляемость.
Потенциальные: риск возникновения миокардиодистрофии, снижение интеллекта, памяти.
Приоритетная: апатия (потеря интереса к окружающему).
Цель: повысить интерес к окружающему после курса лечения.
План | Мотивация |
1. Создать лечебно-охранительный режим | Для создания психического и эмоционального покоя |
2. Провести беседу с пациенткой и родственниками о сущности заболевания, лечении и уходе. | Для профилактики прогрессирования заболевания |
3. Организовать досуг пациентки | Для поднятия эмоционального тонуса. |
4. Контролировать физиологические отправления | Для профилактики запора |
5. Регулярно измерять АД, подсчитывать пульс, ЧДД, взвешивать пациентку | Для осуществления контроля за эффективностью лечения |
6. Осуществлять гигиенические мероприятия по уходу за кожей, волосами | Для профилактики заболеваний кожи облысения пациентки |
7. Регулярно выполнять назначения врача | Для эффективного лечения |
Оценка: у пациентки отмечается повышение жизненного интереса, активности. Цель достигнута.
Студент демонстрирует правильно выбранный уровень общения с пациенткой.
Студент демонстрирует умение объяснить правила приема назначенных лекарственных препаратов, знакомит пациентку с возможными побочными эффектами.
-
Студент демонстрирует технику исследования пульса.
ЗАДАЧА № 14
В эндокринологическом отделении на стационарном лечении находится пациентка М., 38 лет, с диагнозом диффузный токсический зоб.
Жалобы на сердцебиение, потливость, чувство жара, слабость, дрожание пальцев рук, похудание, раздражительность, плаксивость, нарушение сна, снижение трудоспособности. Пациентка раздражительна по мелочам, суетлива.
Объективно: состояние средней тяжести, кожные покровы влажные и горячие на ощупь, отмечается тремор конечностей и экзофтальм, щитовидная железа увеличена (“толстая шея”). При перкуссии - границы сердца расширены влево, при аускультации тоны сердца громкие и ритмичные, выслушивается систолический шум. Температура тела 37,20С. Пульс 105 уд./мин., АД 140/90 мм рт. ст. ЧДД 20 в мин.
Пациентке назначено: УЗИ щитовидной железы, исследование крови на Т3, Т4, ТТГ.
Задания
-
Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства. -
Расскажите о порядке подготовки к сдаче крови на Т3, Т4, ТТГ. -
Продемонстрируйте на фантоме метод взятия крови из вены с целью исследования гормонов щитовидной железы.
Эталоны ответов
-
Проблемы пациента
Настоящие:
-
сердцебиение; -
потливость; -
чувство жара; -
слабость; -
раздражительность; -
плаксивость; -
похудание; -
дрожание пальцев рук; -
бессонница;
Потенциальные:
-
высокий риск тиреотоксического криза, острой сердечной недостаточности; -
нарушения функции нервной системы;
Приоритетная проблема: сердцебиение.
Краткосрочная цель: сердцебиение уменьшится к концу 1-ой недели.
Долгосрочная цель: восстановление сердечного ритма к моменту выписки.
План | Мотивация |
1. Контролировать соблюдение лечебно-охранительного режима пациентом | Для исключения физических и эмоциональных перегрузок |
2. Обеспечить проветривание палаты, влажную уборку, кварцевание | Для устранения гипоксии, обеспечения комфортных гигиенических условий |
3. Обеспечить пациентке дробное, легко усвояемое, богатое витаминами питание | Для восполнения энергетических затрат |
4. Наблюдать за внешним видом, измерять АД, пульс, ЧДД, взвешивать пациента | Для ранней диагностики тиреотоксического криза |
5. Провести беседу с пациентом и родственниками о сущности заболевания | Для профилактики осложнений, активного участия пациентки в лечении |
6. Следить за возможными побочными эффектами лекарственных препаратов | Для эффективного лечения |
Оценка: цель достигнута, частота пульса пациентки в пределах нормы после курса лечения.
Студент объясняет правила подготовки к взятию крови на Т3, Т4, ТТГ.
-
Студент демонстрирует на фантоме технику взятия крови из вены с целью исследования уровня гормонов щитовидной железы в соответствии с алгоритмом действий.
ЗАДАЧА № 15
В поликлинику на прием обратился пациент, 60 лет, по поводу обострения хронического бронхита. Предъявляет жалобы на кашель с отделением вязкой слизисто-гнойной мокроты. Пользуется карманной плевательницей. Пациента беспокоит неприятный запах мокроты, от которого он безуспешно старается избавиться с помощью ароматизированной жевательной резинки. Из-за кашля, усиливающегося в ночные и особенно предутренние часы, плохо спит, поэтому на ночь самостоятельно решил принимать препараты, подавляющие кашель (либексин). С техникой эффективного откашливания не знаком. Для улучшения отхождения мокроты выкуривает натощак сигарету.
Частота дыхания 24 в минуту, пульс 84 в минуту удовлетворительного наполнения, АД 130/80 мм рт. ст.
Задания
-
Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства. -
Расскажите о методике постурального дренажа. -
Продемонстрируйте на муляже технику постановки горчичников.
Эталоны ответов
-
Проблемы пациента
Настоящие:
-
кашель с вязкой слизисто-гнойной мокротой с неприятным запахом; -
нарушение сна из-за кашля; -
неумение правильно откашливать мокроту
Приоритетная проблема:
-
неумение правильно откашливать мокроту
Краткосрочная цель: пациент будет правильно и регулярно откашливать мокроту к концу недели
Долгосрочная цель: пациента будет беспокоить редкий кашель с небольшим количеством слизистой
План | Мотивация |
1. Рекомендовать пациенту прием обильного щелочного питья. | Для разжижения мокроты |
2.Провести беседу с родственниками об обеспечении усиленного питания пациента | Для компенсации потерь белка и укрепления организма |
3. Обеспечить пациенту позиционный дренаж по 20 мин. в день | Для лучшего отхождения мокроты |
4. Обучить пациента технике эффективного кашля и контролировать в дальнейшем ее применение | Для стимуляции кашля и улучшения дренажа бронхов |
5. Проводить перкуссионный массаж грудной клетки ежедневно по 10 минут в течение недели | Для улучшения кровообращения в легких и стимуляции оттока мокроты |
6 Осуществлять контроль за цветом и количеством мокроты | Для контроля за динамикой кашля |
7. Проводить беседы с пациентом о способах профилактики застоя мокроты, а также о вреде курения и самолечения на фоне продуктивного кашля | Для эффективного лечения и профилактики осложенений |