Файл: Сборник клинических задач для государственной (итоговой) аттестации по специальности 060501 сестринское дело.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 5092

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оценка: пациент отмечает значительное улучшение состояния, дизурические явления отсутствуют. Цель достигнута.

Студент объясняет диагностическую ценность экскреторной урографии и подготовку пациента к ней.

  1. Студент демонстрирует на муляже технику катетеризации мочевого пузыря у мужчин в соответствии с алгоритмом.

ЗАДАЧА № 11

В стационар поступила пациентка, 30 лет, с диагнозом железодефицитная анемия.

Жалобы на слабость, быструю утомляемость, одышку при движении, сердцебиение, отсутствие аппетита, иногда появляется желание есть мел. Менструация с 12 лет, обильная в течение недели. Пациентка раздражительна, пассивна, малоразговорчива.

Объективно: бледность и сухость кожных покровов, волосы тусклые, секутся, ногти ломкие с поперечной исчерченностью, ложкообразной формы. Границы сердца не изменены. При аускультации - систолический шум на верхушке сердца. Пульс 92 уд./мин. АД 100/60 мм рт. ст.

Анализ крови: Нв - 75 г/л, эритроциты 3,0 ´1012 /л, цветной показатель 0,75, лейкоциты - 4,5´109 /л, СОЭ 20 мм/час.

Задания

  1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

  2. Объясните правила приема препаратов железа и возможные побочные эффекты.

  3. Продемонстрируйте сбор системы для в/в капельных вливаний.


Эталоны ответов

  1. Проблемы пациента

Настоящие:

  • слабость;

  • утомляемость;

  • одышка;

  • сердцебиение;

  • отсутствие аппетита;

  • извращение вкуса.

Потенциальные:

  • риск нарушения сердечной деятельности;

  • риск развития инвалидности.

Приоритетная:

  • отсутствие аппетита и извращение вкуса.

Краткосрочная цель - улучшение аппетита в течение одной недели.

Долгосрочная цель - восстановление аппетита ко дню выписки



План

Мотивация

1. Обеспечить пациентку диетическим питанием с повышенным содержанием железа

Для ликвидации дефицита железа в пище

2. Провести беседу с пациенткой и ее родственниками о продуктах, содержащих железо

Для эффективного лечения заболевания, восполнения дефицита железа в организме

3. Обеспечить пациентку свежим воздухом (проветривание помещений)

Для лучшей оксигенации крови и стимуляции кроветворения, повышения аппетита

4. Дать рекомендации по приему горечей

Для стимуляции аппетита и желудочной секреции

5.Наблюдать за внешним видом, состоянием пациентки, пульсом, АД, ЧДД

Для ранней диагностики осложнений со стороны сердечно-сосудистой системы

6. Контролировать деятельность кишечника

С целью предупреждения запоров при приеме препаратов железа

7. Осуществлять уход за полостью рта

Для предупреждения разрушения и потери зубов при использовании препаратов железа и соляной кислоты


Оценка: у пациентки появился аппетит, пациентка соблюдает назначенную диету и режим, знает правила приема лекарств.

Студент объясняет правила приема и побочные эффекты препаратов железа.

  1. Студент демонстрирует технику сбора системы для в/в капельных вливаний в соответствии с алгоритмом действий.


ЗАДАЧА № 12

Пациент 35 лет, находится на стационарном лечении в эндокринологическом отделении с диагнозом сахарный диабет 1 типа.

Жалобы на сухость во рту, жажду, учащенное мочеиспускание, зуд кожных покровов, общую слабость.

В окружающем пространстве ориентируется адекватно. Тревожен, плохо спит, не верит в успех лечения, выражает опасение за свое будущее.

Объективно: состояние средней тяжести, кожные покровы бледные, сухие со следами расчесов, подкожно-жировая клетчатка выражена слабо. Язык сухой. Пульс 88 уд./мин., АД 140/90 мм рт. ст., ЧДД 16 в мин.

Задания

  1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

  2. Объясните правила сбора мочи на сахар.

  3. Продемонстрируйте технику введения инсулина п/к.


Эталоны ответов

  1. Проблемы пациента

Настоящие:

  • жажда;

  • полиурия;

  • учащенное мочеиспускание;

  • кожный зуд;

  • слабость;

  • опасение за исход заболевания;

Потенциальные:

  • риск развития гипо- и гипергликемической ком;

  • риск развития диабетической стопы;

  • риск развития ретинопатии.

Из перечисленных проблем пациента приоритетной является жажда.

Краткосрочная цель: пациент отметит уменьшение жажды после введения инсулина.

Долгосрочная цель: у пациента исчезнет жажда, полиурия, кожный зуд в результате коррекции дозы инсулина.



План

Мотивация

1. Обеспечить питание согласно назначенной диете

Для нормализации углеводного обмена

2. Обеспечить пациента лечебно-охранительный режим

Для снятия психоэмоционального напряжения, тревоги, своевременной самодиагностики прекомы

3. Провести беседу с пациентом о сути его болезни

Для активного участия пациента в лечении

4. Обеспечить контроль за уровнем сахара в крови и моче

Для коррекции дозы инсулина

5. Обеспечить гигиенический уход за кожными покровами

Для предупреждения присоединения инфекций

6. Провести обучение больного правилам выполнения инъекций инсулина

Для лечения заболевания и профилактики осложнений на амбулаторном этапе

7. Осуществлять наблюдение за состоянием и внешним видом пациента (пульс, АД, ЧДД, состояние сознания, нижних конечностей)

Для своевременного выявления осложнений и оказания неотложной помощи при прекоматозном состоянии

8. Провести беседу с пациентом и его родственниками о питании в соответствии с рекомендуемой диетой

Для нормализации углеводного обмена и профилактики возможных осложнений


Оценка эффективности: пациент отмечает значительное улучшение общего состояния; демонстрирует знания о своей болезни, возможных осложнениях и диете. Цель достигнута.

Студент объясняет правила сбора мочи на сахар.

  1. Студент демонстрирует на фантоме технику подкожной инъекции инсулина в соответствии с алгоритмом действия.


ЗАДАЧА № 13

В эндокринологическом отделении находится пациентка, 46 лет, с диагнозом гипотиреоз (микседема).

Общение затруднено, т.к. пациентка заторможена, речь её медленная, голос низкий. Жалобы на быструю утомляемость, снижение работоспособности, сонливость. В последнее время снижен интерес к окружающему (происходящему), отмечается увеличение массы тела, ломкость ногтей, сухость кожи.

Объективно: Температура 35,6° С. Состояние пациентки средней тяжести. Кожа сухая, подкожно-жировой слой выражен избыточно. Лицо бледное, одутловатое. Тоны сердца приглушены, АД 100/70 мм рт. ст., пульс 56 уд./мин., ритмичный, ЧДД 16 в мин.

Пациентке назначена заместительная терапия гормонами щитовидной железы.

Задания

  1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

  2. Объясните правила приема назначенных лекарственных препаратов и возможные побочные эффекты.

  3. Продемонстрируйте технику исследования пульса.


Эталоны ответов

  1. Проблемы пациента

Настоящие:

  • снижение работоспособности;

  • апатия (снижение интереса к жизненным проявлениям);

  • сонливость;

  • увеличение массы тела;

  • утомляемость.

Потенциальные: риск возникновения миокардиодистрофии, снижение интеллекта, памяти.

Приоритетная: апатия (потеря интереса к окружающему).

Цель: повысить интерес к окружающему после курса лечения.



План

Мотивация

1. Создать лечебно-охранительный режим

Для создания психического и эмоционального покоя

2. Провести беседу с пациенткой и родственниками о сущности заболевания, лечении и уходе.

Для профилактики прогрессирования заболевания

3. Организовать досуг пациентки

Для поднятия эмоционального тонуса.

4. Контролировать физиологические отправления

Для профилактики запора

5. Регулярно измерять АД, подсчитывать пульс, ЧДД, взвешивать пациентку

Для осуществления контроля за эффективностью лечения

6. Осуществлять гигиенические мероприятия по уходу за кожей, волосами

Для профилактики заболеваний кожи облысения пациентки

7. Регулярно выполнять назначения врача

Для эффективного лечения


Оценка: у пациентки отмечается повышение жизненного интереса, активности. Цель достигнута.

Студент демонстрирует правильно выбранный уровень общения с пациенткой.

Студент демонстрирует умение объяснить правила приема назначенных лекарственных препаратов, знакомит пациентку с возможными побочными эффектами.

  1. Студент демонстрирует технику исследования пульса.


ЗАДАЧА № 14

В эндокринологическом отделении на стационарном лечении находится пациентка М., 38 лет, с диагнозом диффузный токсический зоб.

Жалобы на сердцебиение, потливость, чувство жара, слабость, дрожание пальцев рук, похудание, раздражительность, плаксивость, нарушение сна, снижение трудоспособности. Пациентка раздражительна по мелочам, суетлива.

Объективно: состояние средней тяжести, кожные покровы влажные и горячие на ощупь, отмечается тремор конечностей и экзофтальм, щитовидная железа увеличена (“толстая шея”). При перкуссии - границы сердца расширены влево, при аускультации тоны сердца громкие и ритмичные, выслушивается систолический шум. Температура тела 37,20С. Пульс 105 уд./мин., АД 140/90 мм рт. ст. ЧДД 20 в мин.

Пациентке назначено: УЗИ щитовидной железы, исследование крови на Т3, Т4, ТТГ.


Задания

  1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

  2. Расскажите о порядке подготовки к сдаче крови на Т3, Т4, ТТГ.

  3. Продемонстрируйте на фантоме метод взятия крови из вены с целью исследования гормонов щитовидной железы.

Эталоны ответов

  1. Проблемы пациента

Настоящие:

  • сердцебиение;

  • потливость;

  • чувство жара;

  • слабость;

  • раздражительность;

  • плаксивость;

  • похудание;

  • дрожание пальцев рук;

  • бессонница;

Потенциальные:

  • высокий риск тиреотоксического криза, острой сердечной недостаточности;

  • нарушения функции нервной системы;

Приоритетная проблема: сердцебиение.

Краткосрочная цель: сердцебиение уменьшится к концу 1-ой недели.

Долгосрочная цель: восстановление сердечного ритма к моменту выписки.



План

Мотивация

1. Контролировать соблюдение лечебно-охранительного режима пациентом

Для исключения физических и эмоциональных перегрузок

2. Обеспечить проветривание палаты, влажную уборку, кварцевание

Для устранения гипоксии, обеспечения комфортных гигиенических условий

3. Обеспечить пациентке дробное, легко усвояемое, богатое витаминами питание

Для восполнения энергетических затрат

4. Наблюдать за внешним видом, измерять АД, пульс, ЧДД, взвешивать пациента

Для ранней диагностики тиреотоксического криза

5. Провести беседу с пациентом и родственниками о сущности заболевания

Для профилактики осложнений, активного участия пациентки в лечении

6. Следить за возможными побочными эффектами лекарственных препаратов

Для эффективного лечения


Оценка: цель достигнута, частота пульса пациентки в пределах нормы после курса лечения.

Студент объясняет правила подготовки к взятию крови на Т3, Т4, ТТГ.

  1. Студент демонстрирует на фантоме технику взятия крови из вены с целью исследования уровня гормонов щитовидной железы в соответствии с алгоритмом действий.

ЗАДАЧА № 15

В поликлинику на прием обратился пациент, 60 лет, по поводу обострения хронического бронхита. Предъявляет жалобы на кашель с отделением вязкой слизисто-гнойной мокроты. Пользуется карманной плевательницей. Пациента беспокоит неприятный запах мокроты, от которого он безуспешно старается избавиться с помощью ароматизированной жевательной резинки. Из-за кашля, усиливающегося в ночные и особенно предутренние часы, плохо спит, поэтому на ночь самостоятельно решил принимать препараты, подавляющие кашель (либексин). С техникой эффективного откашливания не знаком. Для улучшения отхождения мокроты выкуривает натощак сигарету.

Частота дыхания 24 в минуту, пульс 84 в минуту удовлетворительного наполнения, АД 130/80 мм рт. ст.

Задания

  1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

  2. Расскажите о методике постурального дренажа.

  3. Продемонстрируйте на муляже технику постановки горчичников.


Эталоны ответов

  1. Проблемы пациента

Настоящие:

  • кашель с вязкой слизисто-гнойной мокротой с неприятным запахом;

  • нарушение сна из-за кашля;

  • неумение правильно откашливать мокроту

Приоритетная проблема:

  • неумение правильно откашливать мокроту

Краткосрочная цель: пациент будет правильно и регулярно откашливать мокроту к концу недели

Долгосрочная цель: пациента будет беспокоить редкий кашель с небольшим количеством слизистой



План

Мотивация

1. Рекомендовать пациенту прием обильного щелочного питья.

Для разжижения мокроты

2.Провести беседу с родственниками об обеспечении усиленного питания пациента

Для компенсации потерь белка и укрепления организма

3. Обеспечить пациенту позиционный дренаж по 20 мин. в день

Для лучшего отхождения мокроты

4. Обучить пациента технике эффективного кашля и контролировать в дальнейшем ее применение

Для стимуляции кашля и улучшения дренажа бронхов

5. Проводить перкуссионный массаж грудной клетки ежедневно по 10 минут в течение недели

Для улучшения кровообращения в легких и стимуляции оттока мокроты

6 Осуществлять контроль за цветом и количеством мокроты

Для контроля за динамикой кашля

7. Проводить беседы с пациентом о способах профилактики застоя мокроты, а также о вреде курения и самолечения на фоне продуктивного кашля

Для эффективного лечения и профилактики осложенений