Файл: Сборник клинических задач для государственной (итоговой) аттестации по специальности 060501 сестринское дело.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 5091
Скачиваний: 16
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Оценка: пациентка с помощью сестры справляется с активностью повседневной жизни. Возможности самоухода постепенно расширяются. Цель достигнута.
Студент объясняет, как подготовиться к сдаче крови на биохимический анализ, перечисляет оцениваемые показатели.
-
Студент демонстрирует технику взятия крови из вены согласно алгоритму манипуляции.
ЗАДАЧА № 20
Пациентка Г., 68 лет, доставлена в терапевтическое отделение машиной скорой помощи с диагнозом левосторонний экссудативный плеврит. Предъявляет жалобы на слабость, сухой сильный приступообразный кашель, субфебрильную температуру. Плохо спит с первых дней заболевания - не может заснуть до 2-3-х часов ночи, оставшееся время дремлет с перерывами. Утром чувствует себя разбитой, болит голова. Раньше проблем со сном не было, связывает их появление с надсадным кашлем.
Температура 37° С. Частота дыхания 20 в минуту, пульс 80 в минуту, удовлетворительных качеств, АД 130/80 мм рт. ст.
Задания
-
Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства. -
Объясните правила взятия крови на общий анализ, перечислите оцениваемые показатели. -
Подготовьте все необходимое для плевральной пункции.
Эталоны ответов
-
Проблемы пациента:
Настоящая:
-
нарушение ночного сна из-за сильного сухого кашля.
Потенциальные:
-
риск развития дыхательной и сердечной недостаточности.
Приоритетная проблема:
-
нарушение ночного сна из-за сильного сухого кашля.
Краткосрочная цель: пациентка будет спать не менее 7 часов ночью к концу недели.
Долгосрочная цель: у пациентки будет полноценный ночной сон к выписке.
План | Мотивация | |
1. Рекомендовать пациентке теплое питье, успокоительный фиточай за 30 минут до сна | Для уменьшения раздражения слизистой бронхов | |
2. Создать пациентке положение в постели с возвышенным головным концом | Для облегчения экскурсии легких и улучшения дыхания | |
3. Провести беседу с пациенткой о правильном приеме противокашлевых средств по назначению врача | Для угнетения кашлевого центра и уменьшения кашля | |
4.Обеспечить подготовку пациентки к плевральной пункции | Для эффективного лечения |
Оценка: Пациентка отметила улучшение сна: спала ночью, почти не просыпаясь. Цель достигнута.
Студент объясняет как сдать кровь на общий анализ, рассказывает об оцениваемых показателях.
-
Студент готовит все необходимое для плевральной пункции в соответствии с алгоритмом выполнения манипуляции.
ЗАДАЧА № 21
Пациент М., 68 лет, госпитализирован в пульмонологическое отделение с диагнозом аллергическая бронхиальная астма средней степени тяжести, приступный период. Предъявляет жалобы на периодические приступы удушья, кашель с небольшим количеством вязкой мокроты. Отмечает некоторую слабость, иногда головокружение при ходьбе.
Врач назначил пациенту ингаляции сальбутамола при приступах. Однако сестра выяснила, что пациент допускает ряд ошибок при применении ингалятора, в частности забывает встряхнуть перед использованием, допускает выдох в ингалятор, не очищает мундштук от слюны и оставляет открытым на тумбочке. По словам пациента, инструкция набрана очень мелким шрифтом и непонятна.
Дыхание с затрудненным выдохом, единичные свистящие хрипы слышны на расстоянии. Частота дыхания 20 в минуту, пульс 86 в минуту, удовлетворительных качеств, АД 140/90 мм рт. ст.
Задания
-
Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства. -
Расскажите о подготовке к исследованию функции внешнего дыхания и цели данного исследования. -
Продемонстрируйте правила пользования карманным ингалятором.
Эталоны ответов
-
Проблемы пациента
Настоящие проблемы:
-
неумение правильно использовать карманный ингалятор; -
слабость; -
головокружение при ходьбе; -
периодические приступы удушья.
Потенциальные проблемы:
-
риск падений и травматизации; -
риск развития астматического статуса.
Приоритетная проблема:
-
неумение правильно использовать карманный ингалятор.
Краткосрочная цель: пациент продемонстрирует умение правильно пользоваться карманным ингалятором к концу беседы с сестрой.
Долгосрочная цель:
к выписке пациент будет правильно самостоятельно применять ингалятор.
План | Мотивация |
1. Провести беседу о правилах пользования ингалятором | С целью информированности пациента |
2. Продемонстрировать использование карманного ингалятора | Для обеспечения правильности выполнения назначений врача |
3. Адаптировать инструкцию к уровню понимания гериатрического пациента и произвести запись крупным шрифтом | Для обеспечения правильности выполнения назначений врача |
4. Осуществить контроль за правильностью применения ингалятора | С целью оценки сестринского вмешательства |
Оценка: пациент использует карманный ингалятор правильно. Цель достигнута.
Студент рассказывает о подготовке к исследованию ФВД, цели данного исследования.
-
Студент демонстрирует применение карманного ингалятора в соответствии с алгоритмом выполнения манипуляции.
ЗАДАЧА № 22
Пациентка, 21 года, поступила в гематологическое отделение на стационарное лечение с диагнозом острый миелобластный лейкоз. Предъявляет жалобы на быструю утомляемость, похудание, повышение температуры тела до субфебрильных цифр, склонность к появлению подкожных кровоизлияний, сильные боли в полости рта и глотки. Из-за болей при глотании затруднён приём пищи и жидкости. Отмечает отсутствие вкуса у пищи, хотя аппетит сохранён.
На конечностях множественные мелкие подкожные кровоизлияния. Слизистые полости рта и глотки гиперемированы, кровоточат при дотрагивании, на деснах изъязвления, язык обложен, гнойный налет на миндалинах.
Температура 37,3° С. Пульс 88 уд. в мин. удовлетворительных качеств, АД 120/80 мм рт. ст., частота дыхания 18 в мин.
Задания
-
Определите проблемы пациентки; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства. -
Расскажите о подготовке к стернальной пункции, диагностической ценности данного исследования. -
Заполните систему для внутривенного капельного вливания.
Эталоны ответов
-
Проблемы пациента:
Настоящие:
-
испытывает трудности при приёме пищи и жидкости из-за воспаления и нарушения целостности слизистой оболочки ротовой полости; -
повышение температуры тела, -
быстрая утомляемость, -
похудание
Потенциальные проблемы:
-
риск присоединения вторичной инфекции.
Приоритетная проблема:
-
испытывает трудности при приёме пищи и жидкости из-за воспаления и нарушения целостности слизистой оболочки ротовой полости.
Цель: пациентка будет иметь возможность принимать пищу и жидкость всё время заболевания.
План | Мотивация |
1. Обеспечить пациентке удобный прием полужидкой негорячей легкоусваиваемой пищи в течение 3-х дней | Для максимального щажения слизистой рта и глотки |
2. Обеспечить прием обильного количества витаминизированной жидкости (некислые соки, кисель, морс, компот) | С целью уменьшения интоксикации |
3. Провести беседу с родственниками о необходимости дополнительного питания | Для повышения защитных сил организма |
4. Выделить пациентке отдельную посуду и обеспечить дезинфекцию всех предметов ухода | Для обеспечения инфекционной безопасности пациента |
5. Рекомендовать пациентке полоскать ротовую полость растворами антисептиков после каждого приема пищи (растворы соды, фурацилина, борной кислоты, перманганата калия) | С целью подавления патогенной микрофлоры |
Оценка эффективности: у пациентки исчезла боль во рту и глотке, нет язвенно-некротических поражений слизистых. Приём пищи и жидкости возможен. Цель достигнута.
Студент рассказывает о правилах подготовки к стернальной пункции, диагностической ценности данного исследования.
-
Студент заполнит капельную систему раствором согласно алгоритму данной манипуляции.
ЗАДАЧА № 23
Пациент, 63 лет, госпитализирован в гастроэнтерологическое отделение с диагнозом рак желудка. Пациент отмечает чувство тяжести и иногда тупые боли в эпигастрии, снижение массы тела, быструю утомляемость. Аппетит резко снижен, часто отказывается от еды. Потребляет менее литра жидкости в сутки. Любит горячий чай с лимоном, кофе. Из-за слабости трудно самому принимать пищу – не удерживает и проливает, устаёт уже после приема нескольких ложек.
Пациент пониженного питания (при росте 180 см вес 69 кг). Кожные покровы бледные. Слизистые полости рта обычной окраски, сухие. Язык обложен коричневым налётом с неприятным запахом. Глотание не нарушено. Зубы сохранены. Температура тела 36, 8° С. Пульс 76 в мин., удовлетворительных качеств, АД 130/80 мм рт. ст., ЧДД 16 в мин.
Жена пациента обратилась к сестре за советом в связи с его отказом от еды (последние два дня пьёт только воду).
Физиологические отправления без особенностей.
Задания
-
Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства. -
Объясните как подготовиться к УЗИ органов брюшной полости. -
Выполните в/м инъекцию на муляже.
Эталоны ответов
-
Проблема пациента:
Настоящие:
-
отказ от приема пищи из-за отсутствия аппетита и выраженной слабости; тяжесть и тупые боли в эпигастрии; малое употреблении жидкости. -
Потенциальные проблемы пациента: -
риск развития обезвоживания, -
кахексии.
Приоритетная проблема:
-
отказывается от приёма пищи.
Цель: пациент будет получать с пищей не менее 1500 ккал и жидкости не менее литра (по согласованию с врачом).
План | Мотивация |
1. Проводить с пациентом беседы о необходимости полноценного питания для улучшения здоровья | Для активного участия пациента в лечении |
2. С помощью родственников разнообразить меню, учитывая вкусы пациента и назначенную врачом диету | Для возбуждения аппетита. |
3. Предлагать пациенту жидкость каждый час (тёплая кипячёная вода, некрепкий чай, щелочная минеральная вода) | Для профилактики обезвоживания |
3. Кормить пациента часто, но небольшими порциями (6-7 раз в сутки по 100 граммов), мягкой полужидкой калорийной пищей. Как можно чаще привлекать близких к кормлению пациента | Для профилактики кахексии |
4. С разрешения врача включить в рацион травяной чай для возбуждения аппетита, мясные и рыбные бульоны | Для возбуждения аппетита |
5. Эстетически оформлять прием пищи. Регулярно проветривать палату перед кормлением пациента | С целью улучшения аппетита |
6. Тщательно следить за состоянием полости рта пациента (дважды в день чистить зубы, очищать язык от налёта, полоскать рот после приёма пищи растворами слабых антисептиков) | Для обеспения возможности принимать пищу через рот |
7. Учитывать количество съеденной пищи и выпитой жидкости, водный баланс ежедневно. Один раз в 3 дня взвешивать пациента | С целью оценки эффективности проводимых мероприятий |