Файл: Сборник клинических задач для государственной (итоговой) аттестации по специальности 060501 сестринское дело.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 5091

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оценка: пациентка с помощью сестры справляется с активностью повседневной жизни. Возможности самоухода постепенно расширяются. Цель достигнута.

Студент объясняет, как подготовиться к сдаче крови на биохимический анализ, перечисляет оцениваемые показатели.

  1. Студент демонстрирует технику взятия крови из вены согласно алгоритму манипуляции.


ЗАДАЧА № 20

Пациентка Г., 68 лет, доставлена в терапевтическое отделение машиной скорой помощи с диагнозом левосторонний экссудативный плеврит. Предъявляет жалобы на слабость, сухой сильный приступообразный кашель, субфебрильную температуру. Плохо спит с первых дней заболевания - не может заснуть до 2-3-х часов ночи, оставшееся время дремлет с перерывами. Утром чувствует себя разбитой, болит голова. Раньше проблем со сном не было, связывает их появление с надсадным кашлем.

Температура 37° С. Частота дыхания 20 в минуту, пульс 80 в минуту, удовлетворительных качеств, АД 130/80 мм рт. ст.

Задания

  1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

  2. Объясните правила взятия крови на общий анализ, перечислите оцениваемые показатели.

  3. Подготовьте все необходимое для плевральной пункции.


Эталоны ответов

  1. Проблемы пациента:

Настоящая:

  • нарушение ночного сна из-за сильного сухого кашля.

Потенциальные:

  • риск развития дыхательной и сердечной недостаточности.

Приоритетная проблема:

  • нарушение ночного сна из-за сильного сухого кашля.

Краткосрочная цель: пациентка будет спать не менее 7 часов ночью к концу недели.

Долгосрочная цель: у пациентки будет полноценный ночной сон к выписке.



План

Мотивация

1. Рекомендовать пациентке теплое питье, успокоительный фиточай за 30 минут до сна

Для уменьшения раздражения слизистой бронхов

2. Создать пациентке положение в постели с возвышенным головным концом

Для облегчения экскурсии легких и улучшения дыхания

3. Провести беседу с пациенткой о правильном приеме противокашлевых средств по назначению врача

Для угнетения кашлевого центра и уменьшения кашля

4.Обеспечить подготовку пациентки к плевральной пункции

Для эффективного лечения


Оценка: Пациентка отметила улучшение сна: спала ночью, почти не просыпаясь. Цель достигнута.

Студент объясняет как сдать кровь на общий анализ, рассказывает об оцениваемых показателях.

  1. Студент готовит все необходимое для плевральной пункции в соответствии с алгоритмом выполнения манипуляции.


ЗАДАЧА № 21

Пациент М., 68 лет, госпитализирован в пульмонологическое отделение с диагнозом аллергическая бронхиальная астма средней степени тяжести, приступный период. Предъявляет жалобы на периодические приступы удушья, кашель с небольшим количеством вязкой мокроты. Отмечает некоторую слабость, иногда головокружение при ходьбе.

Врач назначил пациенту ингаляции сальбутамола при приступах. Однако сестра выяснила, что пациент допускает ряд ошибок при применении ингалятора, в частности забывает встряхнуть перед использованием, допускает выдох в ингалятор, не очищает мундштук от слюны и оставляет открытым на тумбочке. По словам пациента, инструкция набрана очень мелким шрифтом и непонятна.

Дыхание с затрудненным выдохом, единичные свистящие хрипы слышны на расстоянии. Частота дыхания 20 в минуту, пульс 86 в минуту, удовлетворительных качеств, АД 140/90 мм рт. ст.

Задания

  1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

  2. Расскажите о подготовке к исследованию функции внешнего дыхания и цели данного исследования.

  3. Продемонстрируйте правила пользования карманным ингалятором.


Эталоны ответов

  1. Проблемы пациента

Настоящие проблемы:

  • неумение правильно использовать карманный ингалятор;

  • слабость;

  • головокружение при ходьбе;

  • периодические приступы удушья.

Потенциальные проблемы:

  • риск падений и травматизации;

  • риск развития астматического статуса.

Приоритетная проблема:

  • неумение правильно использовать карманный ингалятор.

Краткосрочная цель: пациент продемонстрирует умение правильно пользоваться карманным ингалятором к концу беседы с сестрой.

Долгосрочная цель:

к выписке пациент будет правильно самостоятельно применять ингалятор.



План

Мотивация

1. Провести беседу о правилах пользования ингалятором

С целью информированности пациента

2. Продемонстрировать использование карманного ингалятора

Для обеспечения правильности выполнения назначений врача

3. Адаптировать инструкцию к уровню понимания гериатрического пациента и произвести запись крупным шрифтом

Для обеспечения правильности выполнения назначений врача

4. Осуществить контроль за правильностью применения ингалятора

С целью оценки сестринского вмешательства

Оценка: пациент использует карманный ингалятор правильно. Цель достигнута.

Студент рассказывает о подготовке к исследованию ФВД, цели данного исследования.

  1. Студент демонстрирует применение карманного ингалятора в соответствии с алгоритмом выполнения манипуляции.


ЗАДАЧА № 22

Пациентка, 21 года, поступила в гематологическое отделение на стационарное лечение с диагнозом острый миелобластный лейкоз. Предъявляет жалобы на быструю утомляемость, похудание, повышение температуры тела до субфебрильных цифр, склонность к появлению подкожных кровоизлияний, сильные боли в полости рта и глотки. Из-за болей при глотании затруднён приём пищи и жидкости. Отмечает отсутствие вкуса у пищи, хотя аппетит сохранён.

На конечностях множественные мелкие подкожные кровоизлияния. Слизистые полости рта и глотки гиперемированы, кровоточат при дотрагивании, на деснах изъязвления, язык обложен, гнойный налет на миндалинах.

Температура 37,3° С. Пульс 88 уд. в мин. удовлетворительных качеств, АД 120/80 мм рт. ст., частота дыхания 18 в мин.

Задания

  1. Определите проблемы пациентки; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

  2. Расскажите о подготовке к стернальной пункции, диагностической ценности данного исследования.

  3. Заполните систему для внутривенного капельного вливания.



Эталоны ответов

  1. Проблемы пациента:

Настоящие:

  • испытывает трудности при приёме пищи и жидкости из-за воспаления и нарушения целостности слизистой оболочки ротовой полости;

  • повышение температуры тела,

  • быстрая утомляемость,

  • похудание

Потенциальные проблемы:

  • риск присоединения вторичной инфекции.

Приоритетная проблема:

  • испытывает трудности при приёме пищи и жидкости из-за воспаления и нарушения целостности слизистой оболочки ротовой полости.

Цель: пациентка будет иметь возможность принимать пищу и жидкость всё время заболевания.



План

Мотивация

1. Обеспечить пациентке удобный прием полужидкой негорячей легкоусваиваемой пищи в течение 3-х дней

Для максимального щажения слизистой рта и глотки

2. Обеспечить прием обильного количества витаминизированной жидкости (некислые соки, кисель, морс, компот)

С целью уменьшения интоксикации

3. Провести беседу с родственниками о необходимости дополнительного питания

Для повышения защитных сил организма

4. Выделить пациентке отдельную посуду и обеспечить дезинфекцию всех предметов ухода

Для обеспечения инфекционной безопасности пациента

5. Рекомендовать пациентке полоскать ротовую полость растворами антисептиков после каждого приема пищи (растворы соды, фурацилина, борной кислоты, перманганата калия)

С целью подавления патогенной микрофлоры

Оценка эффективности: у пациентки исчезла боль во рту и глотке, нет язвенно-некротических поражений слизистых. Приём пищи и жидкости возможен. Цель достигнута.

Студент рассказывает о правилах подготовки к стернальной пункции, диагностической ценности данного исследования.


  1. Студент заполнит капельную систему раствором согласно алгоритму данной манипуляции.


ЗАДАЧА № 23

Пациент, 63 лет, госпитализирован в гастроэнтерологическое отделение с диагнозом рак желудка. Пациент отмечает чувство тяжести и иногда тупые боли в эпигастрии, снижение массы тела, быструю утомляемость. Аппетит резко снижен, часто отказывается от еды. Потребляет менее литра жидкости в сутки. Любит горячий чай с лимоном, кофе. Из-за слабости трудно самому принимать пищу – не удерживает и проливает, устаёт уже после приема нескольких ложек.

Пациент пониженного питания (при росте 180 см вес 69 кг). Кожные покровы бледные. Слизистые полости рта обычной окраски, сухие. Язык обложен коричневым налётом с неприятным запахом. Глотание не нарушено. Зубы сохранены. Температура тела 36, 8° С. Пульс 76 в мин., удовлетворительных качеств, АД 130/80 мм рт. ст., ЧДД 16 в мин.

Жена пациента обратилась к сестре за советом в связи с его отказом от еды (последние два дня пьёт только воду).

Физиологические отправления без особенностей.

Задания

  1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

  2. Объясните как подготовиться к УЗИ органов брюшной полости.

  3. Выполните в/м инъекцию на муляже.


Эталоны ответов

  1. Проблема пациента:

Настоящие:

  • отказ от приема пищи из-за отсутствия аппетита и выраженной слабости; тяжесть и тупые боли в эпигастрии; малое употреблении жидкости.

  • Потенциальные проблемы пациента:

  • риск развития обезвоживания,

  • кахексии.

Приоритетная проблема:

  • отказывается от приёма пищи.

Цель: пациент будет получать с пищей не менее 1500 ккал и жидкости не менее литра (по согласованию с врачом).



План

Мотивация

1. Проводить с пациентом беседы о необходимости полноценного питания для улучшения здоровья

Для активного участия пациента в лечении

2. С помощью родственников разнообразить меню, учитывая вкусы пациента и назначенную врачом диету

Для возбуждения аппетита.

3. Предлагать пациенту жидкость каждый час (тёплая кипячёная вода, некрепкий чай, щелочная минеральная вода)

Для профилактики обезвоживания

3. Кормить пациента часто, но небольшими порциями (6-7 раз в сутки по 100 граммов), мягкой полужидкой калорийной пищей. Как можно чаще привлекать близких к кормлению пациента

Для профилактики кахексии

4. С разрешения врача включить в рацион травяной чай для возбуждения аппетита, мясные и рыбные бульоны

Для возбуждения аппетита


5. Эстетически оформлять прием пищи. Регулярно проветривать палату перед кормлением пациента

С целью улучшения аппетита

6. Тщательно следить за состоянием полости рта пациента (дважды в день чистить зубы, очищать язык от налёта, полоскать рот после приёма пищи растворами слабых антисептиков)

Для обеспения возможности принимать пищу через рот

7. Учитывать количество съеденной пищи и выпитой жидкости, водный баланс ежедневно. Один раз в 3 дня взвешивать пациента

С целью оценки эффективности проводимых мероприятий