Файл: 1 Теоретические аспекты развития образной речи старших дошкольников посредством русской народной сказки 10.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 310

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 Теоретические аспекты развития образной речи старших дошкольников посредством русской народной сказки

1.1 Основные подходы к проблеме развития образной речи старших дошкольников

1.2 Русская народная сказка как средство развития образной речи старших дошкольников

2 Организация процесса развития образной речи старших дошкольников посредством русской народной сказки в условиях дошкольной образовательной организации

2.1 Выявление уровней развития образной речи старших дошкольников

2.2 Содержание педагогической деятельности по развитию образной речи старших дошкольников посредством русской народной сказки

Заключение

Список использованных источников

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Список детей старшего дошкольного возраста, принявших участие в исследовании

Таблица А.1 – Список старшей группы, участвовавших в исследовании

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Методика «Изучение особенностей понимания многозначности слов» (М.Н. Едакова, В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева)

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Методика «Выявление особенностей понимания фразеологизмов» (М.Н. Едакова, В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева)

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Методика «Выявление умений использования образных средств, в повседневном общении (метафоры, сравнения)» (М.Н. Едакова, В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева)

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

Уровни сформированности образной речи старших дошкольников по методике «Изучение особенностей понимания многозначности слов», автор М.Н. Едакова, В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева на констатирующем этапе

ПРИЛОЖЕНИЕ Е

Уровни сформированности образной речи старших дошкольников по методике «Выявление особенностей понимания фразеологизмов», автор М.Н. Едакова, В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева на констатирующем этапе

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж

ПРИЛОЖЕНИЕ И

Уровни сформированности образной речи старших дошкольников на констатирующем этапе

Таблица И.1 – Результаты диагностики старших дошкольников на констатирующем этапе исследования

ПРИЛОЖЕНИЕ К

Конспекты НОД по развитию образной речи старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации

ПРИЛОЖЕНИЕ Л

Рекомендации для родителей по развитию образной речи старших дошкольников



Воспитатель: Кто и как помогал Хаврошечке?

Дети: Хаврошечке помогала коровушка.

Воспитатель: Кто и как следил за девушкой?

Дети: За девушкой следили: Одноглазка, Двуглазка, Триглазка.

Воспитатель: Какими словами закончилась сказка?

Дети: И стала она в добре поживать, лиха не знать.

Конспект НОД по теме: «Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке»

Цель: развитие образной речи дошкольников.

Задачи:

Образовательные:

– познакомить детей с устным народным творчеством (сказка); учить пересказывать отрывок из текста, не нарушая последовательности; Учить обращать внимание на устаревшие слова, объяснять их значение. Учить детей рисовать простые сюжеты по замыслу.

Развивающие:

– развитие образной речи.

Воспитательные:

– воспитывать любознательность, интерес к познанию культуры русского народа.

Интеграция областей: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке в обработке А.Н.Афанасьева. Просмотр отрывка мультфильма «Аленький цветочек». Беседа о сказках, где встречается серебряные тарелочки и наливные яблочки. Рассматривание расписных тарелочек в технике Гжель. Рассматривание картин изделий в технике Гжель. Рассматривание иллюстраций в книгах изображающих тарелочки с яблоками.

Формы организации: подгрупповая работа.

Материалы и оборудование: книга сказок; альбом с изображением изделий в технике Гжель; тарелочка расписанная в технике гжель и яблоко; листы бумаги, кисточка, синяя гуашь.

Оборудование: ноутбук.

Ход занятия.

1 Вводная часть:

Воспитатель зачитывает отрывок, где рассказан момент использования тарелочки и яблочка, затем показывает отрывок из мультипликационного фильма. Спрашивает детей, что им напоминает тарелочка в современном мире? (дети отвечают, что телевизор), воспитатель интересуется чем похожа тарелочка на телевизор? ( ответы детей) он так же показывает то, что происходит в другом месте, а еще похож на интернет). В каких еще сказках присутствуют тарелочка и наливное яблочко? (дети вспоминают сказки и рассказывают «Аленький цветочек», «Царевна лягушка»).

2 Основная часть:

Воспитатель:

– Многие сказочные предметы уже реализованы в нашей жизни. Сказки пришли к нам из глубокой
древности передаваясь из поколения в поколение, это настолько давно, что теперь никто даже не может узнать когда именно. Рассказывали их нищие странники, портные, отставные солдаты – все те, кто скитался по белому свету. Долгие века народные сказки играли в жизни человека такую же роль, как в наше время книги, журналы, газеты, телевидение, радио, интернет и другие распространенные источники информации.

Педагог интересуется понравилась ли сказка? Что в ней больше всего понравилось? Напоминает детям о том, что отвечать надо полным ответом.

Затем рассматривают тарелочку по которому катится яблочко. Просит детей пофантазировать, что показывает тарелочка? (дети придумывают свои небольшие рассказики о том, что видят). Педагог помогает наводящими вопросами. Может ты видишь маму на работе? А может море ил горы? И т.д.

Воспитатель обращает внимание детей на подготовленные заранее художественные материалы – листы бумаги, кисточки, краски. На столе стоит тарелочка с яблоком, на магнитной доске иллюстрация тарелочки в технике Гжель.

Дети приступают к работе. Воспитатель отмечает, кто из детей по своей инициативе делает перенос умений, полученных на предыдущем занятии (умение рисовать кисточкой прямую линию, узоры и т.д.).

3. Рефлексия

После окончания работы организуется выставка работ, обсуждение.


Конспект НОД по теме: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Название: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Цель: создать условия для развития образной речи детей посредством пересказа русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Задачи:

Образовательные:

– развивать навык пересказа сказки, учить отвечать полным предложением;

– учить согласовывать слова с числительным;

– учить употреблять слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Развивающие:

– развивать интерес к русским народным сказкам.

Воспиательные:

– воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

Интеграция областей: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Формы организации: подгрупповая работа.

Методы и приемы: игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям.

Материалы и оборудование: карточки по сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», картинка козленка, белочка, карточки орехов, шишек, грибов, морковок, зайчик, покрывало, веревка, кукла.

Ход занятия.

Организационный момент.

1 Вводная часть:

Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно

Говорю тебе «Привет!»

Улыбнись скорей в ответ.

Здравствуй правая рука,

Здравствуй левая рука,

Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй весь наш дружный круг.

Раздается стук в дверь.

Воспитатель: Дети, кажется, к нам кто-то пришел в детский сади и стучится в дверь. Кто бы это мог быть?

Воспитатель открывает дверь и показывает картинку козленка.

Воспитатель: Дети, вы узнали, кто это?

Дети называют.

Воспитатель: А из какой он сказки?

Дети: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Воспитатель: Кажется, он что-хо хочет сказать.

Воспитатель (за козлика): Ме-ме-ме.

Воспитатель: Дети, я ничего не понимаю. А вы понимаете?

Дети высказывают предположения.

2 Основная часть:

Воспитатель: Дети, козлик, показывает нам какую-то картинку.

Выставляется картинка «Мальчик и лужа» из сказки.

Воспитатель: Что здесь нарисовано?

Дети: Мальчики наклоняется к луже.

Воспитатель: А, кажется, я понимаю, что козлик хочет сказать. Кто догадался?

Дети: Козлик, говорит, что он попил воды из лужи и превратился в козленочка.

Воспитатель: А можно ли пить из лужи?


Дети: Нет. Там вода грязная.

Воспитатель: А как такое произошло, что он стал козленочком? Кто помнит?

Дети говорят: Он не послушался свою сестру Аленушку, которая говорила: «Не пей из лужицы, а то козленочком станешь».

Воспитатель: А где же его Аленушка?

Дети вспоминают содержание сказки: Аленушку столкнула Ведьма в речку и привязала к шее камень.

Воспитатель: Дети, видите, козлик, обрадовался, что мы его поняли без слов. Плохо ведь без слов. Верно? Ничего не понятно, что другой хочет сказать. Для чего человеку речь?

Дети рассуждают.

Воспитатель: Кажется, козлик, нас зовет. Надо спасти его сестру Аленушку.

Дети вы готовы отправиться в путешествие?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда пойдем. По лесной тропинке.

Воспитатель и дети идут по веревочке.

Подходят к стульчику. На нем белочка.

Воспитатель: Белочка, подскажи нам, куда, куда Ведьма Аленушку спрятала.

Воспитатель (за белочку): подскажу, если дети помогут мне орешки посчитать, грибы и шишики.

Воспитатель: дети поможем?

Дети по очереди берут шишки и кладут в корзинку, считают: одна шишка, две шишики, три шишки, четыре шишики, пять шишек.

Воспитатель: шишки вы посчитали, теперь грибочки.

Дети считают: один грибочек, два грибочка…

Воспитатель: А теперь орешки.

Дети считают: один орешек, два орешка, три орешка…

Воспитатель: Белочка вас благодарит и дает вам подсказку (карточка из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).

Воспитатель: Что это за карточка? Что на ней нарисовано?

Дети называют.

Воспитатель: Расскажите, как жила сестрица Аленушка с братцем козликом и с добрым молодцем.

Дети пересказывают.

Воспитатель: А что случилось дальше?

Воспитатель: Придется нам пойти дальше и узнать. Воспитатель и дети идут по кругу и подходят к другому стульчику. На нем зайчик.

Воспитатель: Зайчик, подскажи, не видел ли здесь Аленушку?

Воспитатель (за зайчика): Видал, видал. Только сказать смогу, если поможете мне морковки правильно положить.

Воспитатель: поможем?

Дети: да.

Воспитатель (напевает, берет морковку и кладет на стульчик: Я морковку положил, положил. Аккуратно их разложил

Я морковочку беру, беру.

Я морковочку кладу, кладу.

Воспитатель предлагает повторить.

Воспитатель: дети, смотрите, зайчик правильно говорит: Положил морковку. А можно сказать поклал?

Дети: нет.

Воспитатель: А можно сказать ложу?

Дети: нет.

Воспитатель: Молодцы.

Воспитатель: Давайте все вместе споем:


Я морковку положил, положил.

Аккуратно их разложил

Я морковочку беру, беру.

Я морковочку кладу, кладу.

Воспитатель предлагает повторить.

Воспитатель: Зайчик говорит нам спасибо, он тут бегал и сфотографиловал то, что случилось и дает вот эту фотографию. Выставляется картинка

Воспитатель: Дети, что тут изображено?

Дети называют.

Воспитатель: Что же случилось?

Дети говорят.

Воспитатель: Почему Аленушка пошла купаться одна на речку?

Дети: ее ведьма позвала.

Воспитатель: А можно одним ходить на речку?

Дети: Нет.

Воспитатель: Пойдемте Аленушку из беды выручать.

Воспитатель подводит детей к голубому покрывалу, из-под него веревка (привязана к столу).

Воспитатель: кажется вот веревка, к которой камень привязан. Как же нам спасти Аленушку?

Дети: надо потянуть.

Дети тянут.

Воспитатель: ничего не выходит. Чтобы злые чары рассеялись, надо нам все карточки разложить по порядку.

Воспитатель: Итак, все карточки стоят по порядку. Кто начнет по ним рассказывать сказку?

Дети по цепочке пересказывают сказку.

Воспитатель: Вот, молодцы, теперь попробуйте потянуть за веревку.

Дети тянут и вытягиваю куклу.

Воспитатель (за Аленушку): Спасибо, дети, что спасли меня.

3 Рефлексия

Воспитатель: Дети, понравилась вам сказка?

Дети отвечают.

Воспитатель: Какой урок преподнесла нам сказка? Чему она нас научила?

Дети отвечают.

Воспитатель: Нужно ли слушаться старших? Можно ли одним ходить на речку?

Дети отвечают.

Воспитатель: Молодцы. Думайте о своей безопасности.

Воспитатель: Наше занятие подошло к концу. Всем спасибо.

Конспект НОД по теме: «Гуси-лебеди»

Название: «Гуси-лебеди»

Цель: комплексное развитие речевой деятельности.

Программные задачи:

Обучающие:

– формировать у детей понимание образного содержания сказки;

– совершенствовать умения отвечать на вопросы, используя навыки объяснительной речи;

– закрепить знания детей о русской народной сказке «Гуси лебеди», используя иллюстрации к этой сказке;

– формировать умение правильно употреблять в речи слова, близкие по значению (румяные, да наливные яблоки – это красные, сочные, сладкие, спелые яблоки) и слова с противоположным значением (антонимы) (красивая – страшная, молодая старая, добрая злая);

– формировать навыки сотрудничества, доброжелательности.

Развивающие:

– развивать связанную речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения;