Файл: 1 Теоретические аспекты развития образной речи старших дошкольников посредством русской народной сказки 10.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 308

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 Теоретические аспекты развития образной речи старших дошкольников посредством русской народной сказки

1.1 Основные подходы к проблеме развития образной речи старших дошкольников

1.2 Русская народная сказка как средство развития образной речи старших дошкольников

2 Организация процесса развития образной речи старших дошкольников посредством русской народной сказки в условиях дошкольной образовательной организации

2.1 Выявление уровней развития образной речи старших дошкольников

2.2 Содержание педагогической деятельности по развитию образной речи старших дошкольников посредством русской народной сказки

Заключение

Список использованных источников

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Список детей старшего дошкольного возраста, принявших участие в исследовании

Таблица А.1 – Список старшей группы, участвовавших в исследовании

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Методика «Изучение особенностей понимания многозначности слов» (М.Н. Едакова, В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева)

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Методика «Выявление особенностей понимания фразеологизмов» (М.Н. Едакова, В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева)

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Методика «Выявление умений использования образных средств, в повседневном общении (метафоры, сравнения)» (М.Н. Едакова, В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева)

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

Уровни сформированности образной речи старших дошкольников по методике «Изучение особенностей понимания многозначности слов», автор М.Н. Едакова, В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева на констатирующем этапе

ПРИЛОЖЕНИЕ Е

Уровни сформированности образной речи старших дошкольников по методике «Выявление особенностей понимания фразеологизмов», автор М.Н. Едакова, В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева на констатирующем этапе

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж

ПРИЛОЖЕНИЕ И

Уровни сформированности образной речи старших дошкольников на констатирующем этапе

Таблица И.1 – Результаты диагностики старших дошкольников на констатирующем этапе исследования

ПРИЛОЖЕНИЕ К

Конспекты НОД по развитию образной речи старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации

ПРИЛОЖЕНИЕ Л

Рекомендации для родителей по развитию образной речи старших дошкольников

, с целью создания художественного образа. По определению Г.Г. Кравцова, педагоги и родители также знакомят детей с специальными художественными приемами, изобразительными и выразительными средствами языка (тропами, фигурами, пословицами, поговорками, фразеологическими выражениями, крылатыми словами), способствующими приданию речи образности и эмоциональности [13].

Помимо пребывания ребенка в ДОО, речь ребёнка активно развивается и в семье. Для этого родителям необходимо читать с ним различные художественные произведения, в т.ч. сказки, обращать внимание дошкольника на выразительные средства. Совместно с детьми и родителями нами был создан уголок сказки, где были представлены книжки, иллюстрации, собирались куклы для разыгрывания сказок по ролям.

Так же нами были предложены консультации, беседы, непосредственно связанные с темой нашего исследования. Учитывая результаты теоретического и эмпирического исследования, мы подобрали рекомендации для родителей по развитию образной речи детей старшего дошкольного возраста (ПРИЛОЖЕНИЕ Л).

Заключение


Исследование, посвященное развитию образной речи старших дошкольников посредством русской народной сказки деятельности в условиях дошкольной образовательной организации, позволило нам сделать определенные выводы.

При решении первой задачи, мы проанализировали основные подходы к проблеме развития образной речи старших дошкольников. Образная речь – это речь, насыщенная поэтическими средствами, оживляющими при восприятии ее смысла живые образы, эмоции, наглядные картины. Образную речь ребенка-дошкольника М.М. Алексеева понимает ее как «...способность ребенка правильно использовать такие выразительные средства, как метафору, сравнение, олицетворение, эпитеты, многозначные слова, фразеологизмы, и с их помощью ярко, точно, убедительно выражать свои мысли и чувства». Также мы опирались на точку зрения Л.Г. Шадрина и Е.Н. Судакова, которые определили образную речь, как живость, наглядность, красочность изображения – неотъемлемый признак всякого вида искусства, форма осознания действительности с позиций какого-то эстетического идеала. Образная народная речь богата еще и пословицами, поговорками, фразеологизмами, загадками. образная речь является составной частью культуры речи.

Развитие образной речи у старших дошкольников характеризуется пониманием средств интонационной выразительности, дети начинают понимать смысловые оттенки слова, знакомятся с его многозначностью, учатся понимать образную сущность художественной речи, а также переносное значение фразеологизмов, загадок, и пословиц. При активном внимании к развитию речи к 5-6 годам в речи детей появляются сочетания с высокой степенью метафоризации, т.е. происходит активное усвоение различных образных средств языка, в том числе и пословиц (Г.Л. Ветлужских, Л.А. Дубровская, Т.А. Пескишева и др.).

При решении второй задачи нами были рассмотрены особенности русской народной сказки как средства развития образной речи старших дошкольников. В своей работе взяли за основу определение Э.В. Померанцевой, что русская народная сказка это эпическое художественное произведение русского народа, преимущественно прозаического, волшебного и авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел (определение); один из основных жанров фольклорной прозы. Как и К.В. Крупина мы сделали вывод о том, что сказка является мощным средством формирования и развития образной речи дошкольников; русская народная сказка, с ее богатым, выразительным языком, являясь доступной восприятию старших дошкольников, выступает могущественным

средством развития образной речи детей

Русская народная сказка, как отмечал К.Д. Ушинский, воспринимается детьми легко уже потому, что в них беспрестанно повторяются одни и те же слова и обороты, и из этих беспрестанных повторений слагается нечто целое, стройное, полное движения, жизни и интереса. Сказка вызывает у дошкольников любовь и интерес своей яркостью образов, необычностью, загадочностью, занимательностью событий, неограниченными возможностями для фантазии, выдумки, игры ума. В образной форме сказки показывают детям сущность явлений, формируют мышление, развивают образную речь. Старшие дошкольники понимают и способны использовать в речи многозначные слова из русских народных сказок, разнообразные средства образности (эпитеты, метафоры, сравнения). Дети владеют запасом грамматических средств, способны чувствовать структуру и семантическое место формы слова в предложении; умение использовать разнообразные грамматические средства (инверсия, уместное употребление предлогов). Также старшие дошкольники используют в речи синонимы и антонимы. Исходя из этого, дети в старшем дошкольном возрасте способны овладеть образными средствами языка, и наличием этих средств образности в тексте русской народной сказки.

При решении третьей задачи исследования выявлены уровни развития образной речи старших дошкольников. Нами был запланировано и проведено исследование развития образной речи старших дошкольников посредством русской народной сказки в условиях дошкольной образовательной организации. Проведя анализ психолого-педагогической литературы и эмпирическое исследование, мы выделили следующие критерии и показатели развития образной речи старших дошкольников: понимание многозначности слов, умение подбирать слова по смыслу; понимание фразеологизмов, доступных по возрасту; умение использовать образные средства (метафоры) в повседневном общении. В исследовании были использованы методики, направленные на диагностику образной речи старших дошкольников авторов М.Н. Едаковой, В.Н. Макаровой, Е.А. Ставцевой: «Изучение особенностей понимания многозначности слов», «Выявление особенностей понимания фразеологизмов», «Выявление умений использования образных средств в повседневном общении (метафоры, сравнения)».


Были выявлены три уровня развития образной речи. Высокий уровень развития образной речи у 20% детей, у которых представлено богатство содержания, отмечаются метафоры, сравнения, дети понимают фразеологизмы, умеют подобрать по смыслу слова к словам-символам; речь выразительна, грамматически правильная, предложения и слова внутри них связаны между собой по смыслу, используется разнообразие лексических средств. Средний уровень развития образной речи у 55% детей, содержание речи которых можно назвать интересным, но отмечается небольшое разнообразие лексических средств, использование средств выразительности речи фрагментарно. Низкий уровень развития образной речи у 25% детей, которые затрудняются в подборе слов к словам-символам, не понимают значение фразеологизмов, их речь простая, без образных выражений; не всегда отмечается грамматическая правильность речи и богатство словаря.

При решении четвертой задачи определено содержание педагогической деятельности по развитию образной речи старших дошкольников посредством русской народной сказки. Мы разработали и описали комплекс НОД, направленный на развития образной речи старших дошкольников, в основе которых использовались разные методы, средства и формы работы: проведение игр, чтение русских народных сказок, проведение бесед по сказкам, сочинение сказок по моделям, выполнение учебно-игровых заданий, направленных на развитие образной речи. Рекомендованы к использованию приемы первой группы: вопросы по русской народной сказке; рассматривание иллюстраций и накопление у дошкольников представлений о том, как рисунки художников помогают человеку лучше понять произведение; словесные зарисовки; приемы второй группы: повторное чтение отрывков из текста; по просьбе воспитателя дошкольники вспоминают и рассказывают о самом грустном, самом страшном или самом смешном эпизоде из произведения; пересказывают поступки героев и описания природы, которые им больше всего понравились и запомнились; воспитатель напоминает один из эпизодов русской народной сказки и просит детей рассказать о нем по подробнее; драматизация отрывков из русской народной сказки.


Таким образом, цель нашего исследования достигнута, задачи реализованы.