Файл: 1. Сущность менеджмента и его основных функций.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 404

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Компьютеризация (от англ. compute — считать, вычислять) — процесс широкого внедрения в практическую деятельность человека, в повседневный быт электронных устройств для автоматизированной обработки информации — компьютеров.

25. Классификация гостиничных предприятий. Российская и зарубежная практика.

Гостиницы различаются по таким основаниям, как:

1) форма собственности; 2) цена номера; 3) месторасположение; 4) комфортность; 5) вместимость; 6) продолжительность работы; 7) питание; 8) продолжительность пребывания; 9) функциональное назначение; 10) тип конструкции гостиничного сооружения; 11) средства размещения.

В зависимости от формы собственности выделяют следующие гостиницы:

1) находящиеся в муниципальной собственности; 2) находящиеся в частной собственности; 3) ведомственные; 4) смешанной собственности; 5) принадлежащие общественным организациям; 6) созданные с привлечением иностранного капитала.

В зависимости от цены за номер можно выделить гостиницы:

1) бюджетные; 2) эконом-класса; 3) средние; 4) первоклассные; 5) апартаментные; 6) фешенебельные.

Классификация гостиниц по месторасположению:

1) находящиеся в пределах города; 2) находящиеся на побережье моря (удаленность от моря играет большую роль); 3) находящиеся в горах.

Классификация гостиничных предприятий по уровню комфорта:

1) общая характеристика всех имеющихся номеров (площадь номеров, количество одноместных, многокомнатных номеров); 2) техническое состояние мебели, инвентаря; 3) наличие и обстановка в ресторанах, кафе, барах; 4) архитектурное и техническое состояние зданий; 5) обустройство как гостиничной территории, так и прилегающей; 6) техническое оснащение номеров и всей гостиницы в целом; 7) дополнительные услуги.

В зависимости от вместимости выделяют гостиницы:

1) малых размеров (до 100 номеров); 2) средних размеров (от 100 до 300 номеров); 3) больших размеров (от 300 до 1000 номеров); 4) гигантских размеров (более 1000 номеров).

В зависимости от продолжительности работы гостиницы бывают:

1) круглогодичные; 2) двухсезонные; 3) односезонные.

В зависимости от предоставляемого питания выделяют:

1) полный пансион (размещение и трехразовое питание); 2) размещение и только завтрак.

В зависимости от продолжительности пребывания гостей гостиницы бывают:

1) рассчитанные на длительное пребывание гостя; 2) рассчитанные на небольшую продолжительность пребывания гостя.


В зависимости от функционального назначения:

1) целевые гостиницы, которые включают: а) гостиницы делового назначения; б) гостиницы для отдыха;

2) транзитные гостиницы, предназначенные для кратковременных остановок;

3) гостиницы, предназначенные для постоянного проживания гостей.

Руководствуясь стандартной классификацией средств размещения, можно выделить:

1) коллективные средства размещения – предприятие, которое имеет единый аппарат управления и постоянно предоставляет посетителям услуги по размещению и проживанию в номерах (число номеров обязательно должно быть более десяти);

2) индивидуальные средства размещения, к которым относятся квартиры, комнаты в квартирах, дома, сдаваемые в аренду.

Выделяют следующие специализированные средства размещения:

1) заведения, предназначенные для оздоровления своих постояльцев (санатории, профилактории);

2) дома отдыха, лагеря труда и отдыха, туристические, спортивные базы, базы отдыха;

3) туристические стоянки;

4) транспорт как наземного, так и водного типа, приспособленный под средства размещения для ночлега;

5) кемпинги.

Типология гостиниц.

Отель.  Отель-люкс. Отель-курорт (курортная гостиница). Частная гостиница. 

Гостиница-апартамент – от небольших до средних размеров, вместимостью до 400 мест.

Мотель. Гостиницы данного типа, как правило, располагаются вне города, у магистралей, это средние предприятия, вместимостью до 400 мест.

Гостиница экономического класса. Предприятие средней вместимости, примерно 150 мест.

Флайтель – это аэрогостиница, или, как ее еще называют, «летающий отель».

Флотель – большая плавающая гостиница, ее еще называют «курортом на воде», предоставляющая туристам первоклассный отдых.

Апарт-отель состоит из нескольких квартир, цена которых не зависит от числа проживающих в них гостей. Основан на самообслуживании (гости сами готовят еду).

Гостиный двор имеет простое обслуживание. Обязательно есть ресторан или бар.

Бунгало – малое строение из легких материалов, предназначенное для размещения туристов.

Кемпинг – места для ночлега, часто в палатках или летних домиках. Клиенты – авто-, мото-, велотуристы.

Ротель – передвижная гостиница, состоящая из специализированных вагончиков, имеющих несколько отделенных друг от друга отсеков, оснащенных спальными креслами. В отсеках также имеются раздевалка, холодильник, туалет.



Ботель – небольшая гостиница, расположенная на воде. Представляет собой переоборудованное плавательное судно.

Акватель – неподвижный корабль, не пригодный для использования по прямому назначению и используемый в качестве отеля.

По местоположению. В зависимости от этого гостиницы могут называться центральными (расположены в центре города), курортными (в курортной местности), казино (в одном из центров игорного бизнеса), аэровокзальными (в районе аэропорта), автострадными (на автостраде).

По типу сервиса. Они бывают полносервисные, эконом-класса, отели длительного проживания и апартаментные.

Наиболее распространенные классификации:

1) звездочная система. Гостиницы разделяются на категории от одной до пяти звезд. Чем больше звезд, тем больше услуг предоставляет гостиница;

2) буквенная система. Гостиницы делятся на четыре категории, обозначаемые буквами A, B, C, D;

3) система корон (или ключей);

4) балловая индийская система. Баллы даются экспертной комиссией.

Перейдем к рассмотрению международной классификации гостиниц.

Во многих европейских странах, а также Китае и Египте, как и в России, применяется звездочная система классификации гостиниц. (1,2,3,4,5*)

В Греции пользуется популярностью буквенная система классификации. Они делятся, как было сказано, на четыре категории: A, B, C, D. Категория A соответствует четырехзвездочной гостиницы, категория B – трехзвездочной, C – двухзвездочной, категория D – гостинице высшей категории.

Классификация английских гостиниц достаточно сложна. На фасадах гостиниц изображены не звезды, а короны. Чтобы узнать категорию гостиницы, необходимо от общего числа корон отнять одну.

Для Великобритании характерна система «корон», которая считается наиболее правильной. Эта классификация была предложена Ассоциацией британских турагентов:

1) бюджетные гостиницы (одна корона), они располагаются в центральной части города и имеют минимум удобств;

2) гостиницы туристического класса (две короны) располагают баром и рестораном;

3) гостиницы среднего класса (три короны) имеют высокий уровень обслуживания;


4) гостиницы первого класса (четыре короны);

5) гостиницы высшей категории (пять корон) имеют уровень обслуживания и проживания экстра-класса.

Классификация итальянских гостиниц достаточно запутанная, официальной «звездочной» шкалы в стране нет. Согласно принятым в Италии нормам гостиницы классифицируются на три категории. Первую категорию условно можно отнести к четырехзвездочной; вторую категорию – к трехзвездочной, третью категорию – к двухзвездочной.

В различных странах существует своя классификация гостиниц и отелей. Гостиницы одной категории, находящиеся в разных странах, имеют существенные различия. Поэтому, выбирая гостиницу, необходимо учитывать специфику оценки, принятую в том или ином государстве.

26. Малые отели и мини-гостиницы

Малая гостиница - это коллективное средство размещения, предназначенное для временного проживания туристов, целью деятельности которого является создание продукта гостеприимства и предоставление гостиничных и туристских услуг, сгруппированных в определенные классы, разряды и категории, с числом номеров не менее 5 и вместимостью до 100 мест.

Классы малых гостиниц.

1) Отели «люкс»: с большой численностью персонала, эти отели обеспечивают очень высокий уровень сервиса самым требовательным клиентам. Гостиницы класса «люкс» располагаются в центре крупного города; цены на размещение и услуги очень высокие, но и условия проживания – элитные.

2) Отели высокого класса: обычно расположены в пределах крупного города и имеют широкий набор услуг, качественно обученный обслуживающий персонал управляется профессиональной командой менеджеров и, соответственно, цены выше средних по региону.

3) Отели среднего класса: располагаются обычно в пределах города и предполагают типичный набор услуг.

4) Отели экономического класса: расположены вблизи городской черты, вдоль транспортных магистралей города, по которым легко доехать до центра.

По уровню предоставляемых услуг малые отели можно поделить:

· хостелы;

· домашние отели;

· отели эконом- и бизнес- класса;

· апарт-отели;

· мини-отель;

· бутик- отель.

28. Состав и функциональные обязанности служб гостиницы.

Основные службы гостиниц, обязанности персонала

  1. Служба управления номерным фондом

  2. Административная служба

  3. Служба организации питания

  4. Коммерческая служба

  5. Инженерно-техническая служба


Функции службы приема и размещения Служба приема и размещения (Reception) является подразделением, с которым знакомится гость, приезжая в гостиницу. Это место, куда гость обращается всякий раз, когда у него возникают проблемы. Именно от этой службы зависит первое впечатление, которое гость получает от гостиницы. Основными функциями службы приема и размещения считаются: бронирование мест в гостинице, регистрация и размещение туристов, оформление расчетов при выезде гостя, предоставление различной информации. Должностные обязанности работников службы приема и размещения, а также навыки и знания, требуемые для их выполнения, определены профессиональным стандартом.

В службу приема и размещения входят:

1.Руководитель службы приема и размещения - Front office manager;

2.Швейцары (24ч): · постоянно должен находится у входных дверей; · открывает гостю дверцу машины; ·предлагает гостю помощь  с багажом; ·в случае дождя предлагает гостю зонт; ·открывает и придерживает гостю двери.

3.Lobby Manager: ·миссия радушного хозяина, приветствующего гостей; - сопровождение гостя в номер; ·даст информацию о режиме работы ресторанов, баров, бассейна, спортзалов, салона красоты и др.; ·объясняет, как работает техника в номере (освещение, радио, телевидение, мини-бар, фен и т.д.).

4.Подносчик багажа: ·доставляет багаж; ·забирает багаж из номера.

5.Водитель (24ч): ·паркуют автомобили гостей; ·обслуживают машины отеля.

6.Консьерж (700-2300ч): · заказ столика в ресторанах города; · заказ и доставка билетов; · резервирование мест в салоне красоты, на прием к врачу.

7.Ночной аудитор: - готовит полный суточный отчет; - принимает наличные деньги из ресторана.

8.Оператор телефонной службы: · осуществляет связь между внешним миром, гостями и подразделениями отеля; · принимает и оформляет телефонограммы для гостей.

9.Звонок побудка: · выполняется в течение 3 минут; · приветствие гостя по имени; · точное время принятого заказа; · сведения о погоде; · удачного дня.

10. Портье отвечает за хранение и выдачу ключей от номеров проживающим по предъявлении визитной карточки.

Хозяйственная служба имеет и другие названия, такие как поэтажная служба, служба горничных, служба гостиничного хозяйства и пр. Назначение этого подразделения – обеспечение обслуживания гостей в номерах, поддержание необходимого санитарно – гигиенического состояния гостевых комнат и общественных помещений, оказание бытовых услуг клиентам.