ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 1341
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Самосознание и научное творчество.
III. Научно-техническая революция
Способ существования и функции науки
Нестабильность и специфика научного мышления
Нестабильность стихийная и нестабильность осознанная
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ОПЫТНОЙ НАУКИ В ЕВРОПЕ XVI – XVIII ВЕКОВ
Индустриальное производство и типологическое развитие
логической картины мира Аристотеля в научные представления о мире
реально существующие области или поля, или арены битвы, которые выстраиваются в ритуале, или как леса по отношению к ритуалу без малейшего участия теоретиков, выстраиваются как область проявления сил, напоминающих по их действию силы селекции, «условия среды» в наших представлениях об «естественном отборе».
108
У искушенного читателя здесь невольно возникнет сомнение двойного плана. Во-первых, сомнение по поводу привлечения в картину аналогии «естественного отбора», но о праве на это мы уже говорили в конце введения. Далее существенно второе сомнение: стоило ли идти таким кружнымпутем через Рассела, сельское хозяйство и историю покорения атома, чтобы прийти к довольно тривиальным истинам, которые давным-давно и в мельчайших деталях исследованы в «Капитале» Маркса? Ведь, в самом деле, там прекрасно показаны и механика этого соревнования на уровне и сам уровень – место отчуждения и обмена, ориентированных на относительную прибавочную стоимость, погоня за которой как раз и «движет, оставаясь неподвижной», всю эту массу скрытых за товарами отношений как по поводу вещей, так и по поводу людей. Все это так, но, дело в том, что на современном этапе научно-технической революции исследованный Марксом тип отношений обновления не локализуется уже по одному или двум устойчивым уровням (по внутреннему и внешнему рынку, например), а возникает как спорадическое явление в любом звене ритуала. Отношение, пойманное Марксом в относительной прибавочной стоимости как движущая сила обновления, стало сегодня отношением универсальным; затрагивающим не только область производства, но и организационную и теоретическую деятельность. Даже на рынке престижа, на этой ярмарке тщеславия с космическими и атомными аттракционами, борьба ритуалов играет в современном мире не меньшее значение, чем, скажем, борьба на мировом рынке. Именно поэтому мы вынуждены двигаться к цели несколько необычным путем.
Итак, в ритуале стихийно возникают «фиксированные уровни», на которых развертывается соревнование и борьба за исполнение штатных должностей ритуала. Механику возникновения и существования такого уровня проследить несложно: он возникает везде и всюду вместе с соискателем, который ведет себя в ритуале примерно так же, как Одиссей у феаков:
...при всех оскорбленный, я ныне
Всех вас на бой рукопашный, на бег, на борьбу вызываю;
С каждым сразиться готов я.
(Одиссея, VIII, 205-207).
При этом вовсе не обязательно должно возникать отношение «либо – либо». Если функция ритуала велика по емкости, то соревнование нескольких соискателей и соответствующая селекция идут в довольно мягких формах вытеснения и угнетения, и тогда общая картина до крайности напоминает смену поколений с попутным изменением качественной характеристики биологического вида. Моральное старение, кладбища машин и социальных институтов типичны для научно-технической революции. Относительно каждого соискателя в этой погоне за качеством остается в силе древняя схема: начало – середина – конец, т.е. соискатель вдруг появляется на арене, достигает здесь некоторого расцвета, а затем стареет и уходит с арены подобно тому, как с улиц современного города уходят стареющие «победы» и «москвичи». Относительно этой картины всеобщего соревнования естественно возникают два вопроса: откуда берутся соискатели и чем, кроме молодости, можно объяснить их живучесть, вытесняющий эффект.
109
На первый вопрос ответить не так уж трудно: основным поставщиком соискателей является наука, и в этом ее качестве она, по существу, является монополистом функции обновления ритуала. Мы вынуждены здесь говорить «основным» «по существу», так как между наукой и фиксированными уровнями – селекционирующими вставками современного ритуала – нет прямого контакта. Наука обновляет ритуал не непосредственно, а опосредствованно, через фиксированный уровень, на котором развертывается борьба – соревнование, т.е. наука не столько обновляет, сколько предлагает средства для обновления, которое идет уже за пределами науки как самостоятельный, со своими особыми правилами процесса выбора. И если, к примеру, расщепление атома – дело науки, то Хиросима – продукт фиксированного уровня, «прием», так сказать, в соревновании ритуалов.
К оговоркам по поводу функции науки вынуждает и то обстоятельство, что фиксированному уровню в принципе безразлично, откуда приходят соискатели: обновленный средствами рационализации старый институт или гость из чужого ритуала здесь выступают на равных с продуктом науки, так что имеет смысл говорить лишь о растущем представительстве науки в этой гонке за качеством, о постепенной монополизации наукой функции обновления. Здесь, в общей системе выбора, или, что то же, на всеобщей арене фиксированных уровней наука, как социальный институт, такой же соискатель на должность поставщика инноваций, как и более древние ее коллеги-антагонисты: заимствование и рационализация.
Второй вопрос – о живучести инноваций и о их вытесняющем эффекте выглядит много сложнее. На уровне экономики он исчерпывающе проанализирован Марксом, но для современного положения характерно влияние и многих других уровней, таких, как публикация, теоретическое и практическое ценообразование и т.д., и т.п. Объясняется это тем простым фактом, что и сама наука и ее роль в жизни общества растут ускоренно, по экспоненте, с периодом удвоения в 10 – 15 лет, и, соответственно, те явления и тенденции, которые лет 100 – 150 тому назад были представлены тысячными долями современных значений и оказывались небрежно малыми, выходят сегодня на ключевые позиции.
К анализу вопроса о природе инноваций нам придется возвращаться по ходу дальнейшего изложения, здесь мы ограничимся первым и довольно грубым приближением к проблеме. Действие фиксированных уровней основано на известном уже нам по пиратскому ремеслу законе кумуляции качества. Не грех здесь будет взять за основу тот «спортивный» образ, который использован Гомером для описания битвы у кораблей. Зевс и Посейдон устроили смертным соревнование – натянули веревку, заставляют прыгать:
Боги сии и свирепой вражды, и губительной брани
Вервь на взаимную прю, напрягли над народами оба.
Крепкую вервь, неразрывную, многим сломившую ноги.
(Илиада, XIII, 358 - 360)
Такая «вервь неразрывная» и есть, собственно, основной конструктивный элемент фиксированного уровня, и появление каждого нового соискателя заставляет богов современного ритуала поднимать эту ноголомую вервь выше. Из этого вовсе не следует, что все остальные
110
соискатели тут же ломают ноги и покидают арену. Благодаря средствам рационализации-самообновления они довольно долго могут оставаться в форме и конкурировать с новичками, но рано или поздно приходит критический момент, и одного из соискателей отправляют либо на «переоформление», либо, на правах экспоната, в пантеон научно-технического прогресса.
Если попытаться вставить эту картину в раму Аристотелевой сущности, то возникает крайне любопытный, и важный для наших целей эффект движения. Наука свои усилия направляет на материальную причину, в ней все больше обнаруживается потенций, и для каждой из новых потенций наука указывает форму и способ перевода ее из возможности в действительность, т.е. действующую причину. При этом, однако, открытым остается вопрос о причине «ради», о той разумной и волящей силе, которая представлена у Аристотеля «первым двигателем», а у христиан – всеведущим и всемогущим богом. Сила этого рода должна снимать выбор, давать верховную санкцию на переход из возможного в действительное или запрещать такой переход. И если первая тройка существенных причин – материальная, формальная, действующая –
прослеживается сегодня с такой же четкостью, как и во времена Аристотеля, то на месте причины «ради» мерцает какое-то бесформенное и безликое, но при всем том активное пятно. Здесь и относительная прибавочная стоимость и многое другое, в такой же степени слепое и решительное в своих проявлениях. Это пятно «ради» – место авторитетных инстанций выбора – отличается от «первого двигателя» Аристотеля и от бога христиан лишь тем, что оно выведено из состояния покоя, перестало «двигать, оставаясь неподвижным». Оно уже не предмет почитания за то, что когда-то в далеком прошлом определило мир по-слову, сотворило его и держит в этом определении. Современное пятно «ради» в таком же рабстве у ритуала, как и олимпийские боги у древних пророков и гадателей; его заставляют работать постоянно, со все увеличивающейся нагрузкой. Деятельность науки создает все больший простор для творчества, насыщает материальную причину все новыми и новыми познанными возможностями, и пятну «ради» ничего другого не остается делать, как бесконечно творить и перекраивать сотворенное, начиная время от временивсе с начала. Если древние и христиане имели право говорить о «сотворении» мира как о начальном этапе, объясняющем состояние, стабильность их мира, то мы потеряли это право. Нам приходится говорить о творении-процессе как об основной характеристике современного положения дел. Аристотель-то мог сказать: «...мир не хочет, чтобы им управляли плохо», и тут же сослаться на авторитет Одиссея: «Не хорошо многовластье, один да будет властитель» (Метафизика, 1076 а). А вот Винеру приходится говорить уже совершенно другие вещи: «Социальное регулирование, рассматриваемое применительно к отдельному индивиду или всему человеческому роду, есть некий процесс, самые основы которого должны быть раньше или позже пересмотрены»56. Нетрудно заметить, что Винер здесь говорит о том же, о чем Маркс говорил применительно к гегелевской философии права. Различие между стабильным и нестабильным миром весьма существенно, и первым его следствием должен явиться вывод о том, что мы
111
теперь живем в мире постоянно разрушаемой и восстанавливаемой стабильности, причем о преемственности этого процесса приходится говорить очень осторожно, имея в виду не столько субстанциональный, сколько функциональный план. Если процесс движения ритуала по времени представить последовательностью состояний Р1, Р2, Р3, ...Р n; то такая последовательность обнаруживает ряд неприятных для человечества свойств, и прежде всего, свойство инерционного отклонения или логической ретроспективы. Это значит, что все виды определенности, в том числе и логическая, ориентированы на прошлое, а не на будущее. Фиксируя внимание на любом члене последовательности, скажем на Р2, мы, двигаясь влево, в его историю (к Р1, Р0 и т.д.), без труда обнаруживаем в предшествовавших состояниях его предпосылки, неразвитые формы и т.п. вещи, порождающие иллюзию правомерности и «законности» Р2. Но стоит нам с тем же арсеналом средств сделать разворот на 180° и двинуться вправо, попытаться определить, например, ближайшее будущее состояние Р3, как перед нами тут же вырастает не то чтобы глухая, но непрозрачная для логики стена неснятого выбора. В правом движении от Р1 к Р2, от Р
2 к Р3... нет логики, не существует такой логической операции, которая позволяла бы, основываясь на знании предшествующих состояний ритуала, вывести одно из последующих. Более того, деятельность науки отнюдь не способствует просветлению этой стены неснятого выбора хотя бы в духе светоносных опытов Бэкона, а совсем напротив, движет эту стену к нашему носу, создает ситуацию Рассела.
Лет 150–200 тому назад горизонт предвидения располагался еще на значительном, удалении, и проблема непрозрачной стены неснятого выбора не была столь острой, но в наше время положение становится почти критическим. Механику этого затемнения и приближения понять несложно, она очень хорошо просматривается на фиксированных уровнях. Выше мы говорили, что жизнь соискателя на арене фиксированного уровня напоминает жизнь биологической особи: рождение – зрелость – старость – смерть. Но это лишь внешняя близость, «похожесть», которая может повести к опасным заблуждениям, к переносу биологической нормы на все виды целостности в духе, например, понятого по жизненному циклу исторического закона, колеса истории и прочих успокоительных заклинаний, с которыми мы обращаемся к стене неснятого выбора на эпикурейский манер: «чтобы жить нам без тревоги». Но все это простой самообман, ведь соискатели-то выходят на фиксированный уровень, процветают на нем и сходят со сцены вовсе не потому, что в момент появления обладают программой саморазвития «в себе», целью и пределом собственного существования, а потому, что на арене уже есть соискатели, по отношению к которым новичок способен проявить себя как силу, утверждающую новую высоту ноголомной «верви», и потому, что после данного на арену выходят новые соискатели, новые брумели, в соревновании с которыми и возникает эффект затухания, гибели. Причины здесь внешние и непредсказуемые. Невозможно предсказать появление новичка на арене фиксированного уровня, для этого необходимо знание всех будущих открытий науки и их приложений. А роль науки растет, новички все чаще появляются на фиксированных уровнях, срок жизни соискателя все более и более сокращается, составляя сегодня
112
в среднем 10 –15 лет. Отсюда и эффект приближения стены неснятого выбора и трудности с планированием, и множество других неприятных вещей. Но следом за этим неприятным выводом о сложности и опасности современного положения естественно возникают и сомнения насчет всеобщего характера рассмотренной нами схемы ритуала, в котором связь целостности опирается лишь на «верви неразрывные» фиксированных уровней, имеющие к тому же свойство сдвигаться в более высокие значения
108
У искушенного читателя здесь невольно возникнет сомнение двойного плана. Во-первых, сомнение по поводу привлечения в картину аналогии «естественного отбора», но о праве на это мы уже говорили в конце введения. Далее существенно второе сомнение: стоило ли идти таким кружнымпутем через Рассела, сельское хозяйство и историю покорения атома, чтобы прийти к довольно тривиальным истинам, которые давным-давно и в мельчайших деталях исследованы в «Капитале» Маркса? Ведь, в самом деле, там прекрасно показаны и механика этого соревнования на уровне и сам уровень – место отчуждения и обмена, ориентированных на относительную прибавочную стоимость, погоня за которой как раз и «движет, оставаясь неподвижной», всю эту массу скрытых за товарами отношений как по поводу вещей, так и по поводу людей. Все это так, но, дело в том, что на современном этапе научно-технической революции исследованный Марксом тип отношений обновления не локализуется уже по одному или двум устойчивым уровням (по внутреннему и внешнему рынку, например), а возникает как спорадическое явление в любом звене ритуала. Отношение, пойманное Марксом в относительной прибавочной стоимости как движущая сила обновления, стало сегодня отношением универсальным; затрагивающим не только область производства, но и организационную и теоретическую деятельность. Даже на рынке престижа, на этой ярмарке тщеславия с космическими и атомными аттракционами, борьба ритуалов играет в современном мире не меньшее значение, чем, скажем, борьба на мировом рынке. Именно поэтому мы вынуждены двигаться к цели несколько необычным путем.
Итак, в ритуале стихийно возникают «фиксированные уровни», на которых развертывается соревнование и борьба за исполнение штатных должностей ритуала. Механику возникновения и существования такого уровня проследить несложно: он возникает везде и всюду вместе с соискателем, который ведет себя в ритуале примерно так же, как Одиссей у феаков:
...при всех оскорбленный, я ныне
Всех вас на бой рукопашный, на бег, на борьбу вызываю;
С каждым сразиться готов я.
(Одиссея, VIII, 205-207).
При этом вовсе не обязательно должно возникать отношение «либо – либо». Если функция ритуала велика по емкости, то соревнование нескольких соискателей и соответствующая селекция идут в довольно мягких формах вытеснения и угнетения, и тогда общая картина до крайности напоминает смену поколений с попутным изменением качественной характеристики биологического вида. Моральное старение, кладбища машин и социальных институтов типичны для научно-технической революции. Относительно каждого соискателя в этой погоне за качеством остается в силе древняя схема: начало – середина – конец, т.е. соискатель вдруг появляется на арене, достигает здесь некоторого расцвета, а затем стареет и уходит с арены подобно тому, как с улиц современного города уходят стареющие «победы» и «москвичи». Относительно этой картины всеобщего соревнования естественно возникают два вопроса: откуда берутся соискатели и чем, кроме молодости, можно объяснить их живучесть, вытесняющий эффект.
109
На первый вопрос ответить не так уж трудно: основным поставщиком соискателей является наука, и в этом ее качестве она, по существу, является монополистом функции обновления ритуала. Мы вынуждены здесь говорить «основным» «по существу», так как между наукой и фиксированными уровнями – селекционирующими вставками современного ритуала – нет прямого контакта. Наука обновляет ритуал не непосредственно, а опосредствованно, через фиксированный уровень, на котором развертывается борьба – соревнование, т.е. наука не столько обновляет, сколько предлагает средства для обновления, которое идет уже за пределами науки как самостоятельный, со своими особыми правилами процесса выбора. И если, к примеру, расщепление атома – дело науки, то Хиросима – продукт фиксированного уровня, «прием», так сказать, в соревновании ритуалов.
К оговоркам по поводу функции науки вынуждает и то обстоятельство, что фиксированному уровню в принципе безразлично, откуда приходят соискатели: обновленный средствами рационализации старый институт или гость из чужого ритуала здесь выступают на равных с продуктом науки, так что имеет смысл говорить лишь о растущем представительстве науки в этой гонке за качеством, о постепенной монополизации наукой функции обновления. Здесь, в общей системе выбора, или, что то же, на всеобщей арене фиксированных уровней наука, как социальный институт, такой же соискатель на должность поставщика инноваций, как и более древние ее коллеги-антагонисты: заимствование и рационализация.
Второй вопрос – о живучести инноваций и о их вытесняющем эффекте выглядит много сложнее. На уровне экономики он исчерпывающе проанализирован Марксом, но для современного положения характерно влияние и многих других уровней, таких, как публикация, теоретическое и практическое ценообразование и т.д., и т.п. Объясняется это тем простым фактом, что и сама наука и ее роль в жизни общества растут ускоренно, по экспоненте, с периодом удвоения в 10 – 15 лет, и, соответственно, те явления и тенденции, которые лет 100 – 150 тому назад были представлены тысячными долями современных значений и оказывались небрежно малыми, выходят сегодня на ключевые позиции.
К анализу вопроса о природе инноваций нам придется возвращаться по ходу дальнейшего изложения, здесь мы ограничимся первым и довольно грубым приближением к проблеме. Действие фиксированных уровней основано на известном уже нам по пиратскому ремеслу законе кумуляции качества. Не грех здесь будет взять за основу тот «спортивный» образ, который использован Гомером для описания битвы у кораблей. Зевс и Посейдон устроили смертным соревнование – натянули веревку, заставляют прыгать:
Боги сии и свирепой вражды, и губительной брани
Вервь на взаимную прю, напрягли над народами оба.
Крепкую вервь, неразрывную, многим сломившую ноги.
(Илиада, XIII, 358 - 360)
Такая «вервь неразрывная» и есть, собственно, основной конструктивный элемент фиксированного уровня, и появление каждого нового соискателя заставляет богов современного ритуала поднимать эту ноголомую вервь выше. Из этого вовсе не следует, что все остальные
110
соискатели тут же ломают ноги и покидают арену. Благодаря средствам рационализации-самообновления они довольно долго могут оставаться в форме и конкурировать с новичками, но рано или поздно приходит критический момент, и одного из соискателей отправляют либо на «переоформление», либо, на правах экспоната, в пантеон научно-технического прогресса.
Если попытаться вставить эту картину в раму Аристотелевой сущности, то возникает крайне любопытный, и важный для наших целей эффект движения. Наука свои усилия направляет на материальную причину, в ней все больше обнаруживается потенций, и для каждой из новых потенций наука указывает форму и способ перевода ее из возможности в действительность, т.е. действующую причину. При этом, однако, открытым остается вопрос о причине «ради», о той разумной и волящей силе, которая представлена у Аристотеля «первым двигателем», а у христиан – всеведущим и всемогущим богом. Сила этого рода должна снимать выбор, давать верховную санкцию на переход из возможного в действительное или запрещать такой переход. И если первая тройка существенных причин – материальная, формальная, действующая –
прослеживается сегодня с такой же четкостью, как и во времена Аристотеля, то на месте причины «ради» мерцает какое-то бесформенное и безликое, но при всем том активное пятно. Здесь и относительная прибавочная стоимость и многое другое, в такой же степени слепое и решительное в своих проявлениях. Это пятно «ради» – место авторитетных инстанций выбора – отличается от «первого двигателя» Аристотеля и от бога христиан лишь тем, что оно выведено из состояния покоя, перестало «двигать, оставаясь неподвижным». Оно уже не предмет почитания за то, что когда-то в далеком прошлом определило мир по-слову, сотворило его и держит в этом определении. Современное пятно «ради» в таком же рабстве у ритуала, как и олимпийские боги у древних пророков и гадателей; его заставляют работать постоянно, со все увеличивающейся нагрузкой. Деятельность науки создает все больший простор для творчества, насыщает материальную причину все новыми и новыми познанными возможностями, и пятну «ради» ничего другого не остается делать, как бесконечно творить и перекраивать сотворенное, начиная время от временивсе с начала. Если древние и христиане имели право говорить о «сотворении» мира как о начальном этапе, объясняющем состояние, стабильность их мира, то мы потеряли это право. Нам приходится говорить о творении-процессе как об основной характеристике современного положения дел. Аристотель-то мог сказать: «...мир не хочет, чтобы им управляли плохо», и тут же сослаться на авторитет Одиссея: «Не хорошо многовластье, один да будет властитель» (Метафизика, 1076 а). А вот Винеру приходится говорить уже совершенно другие вещи: «Социальное регулирование, рассматриваемое применительно к отдельному индивиду или всему человеческому роду, есть некий процесс, самые основы которого должны быть раньше или позже пересмотрены»56. Нетрудно заметить, что Винер здесь говорит о том же, о чем Маркс говорил применительно к гегелевской философии права. Различие между стабильным и нестабильным миром весьма существенно, и первым его следствием должен явиться вывод о том, что мы
111
теперь живем в мире постоянно разрушаемой и восстанавливаемой стабильности, причем о преемственности этого процесса приходится говорить очень осторожно, имея в виду не столько субстанциональный, сколько функциональный план. Если процесс движения ритуала по времени представить последовательностью состояний Р1, Р2, Р3, ...Р n; то такая последовательность обнаруживает ряд неприятных для человечества свойств, и прежде всего, свойство инерционного отклонения или логической ретроспективы. Это значит, что все виды определенности, в том числе и логическая, ориентированы на прошлое, а не на будущее. Фиксируя внимание на любом члене последовательности, скажем на Р2, мы, двигаясь влево, в его историю (к Р1, Р0 и т.д.), без труда обнаруживаем в предшествовавших состояниях его предпосылки, неразвитые формы и т.п. вещи, порождающие иллюзию правомерности и «законности» Р2. Но стоит нам с тем же арсеналом средств сделать разворот на 180° и двинуться вправо, попытаться определить, например, ближайшее будущее состояние Р3, как перед нами тут же вырастает не то чтобы глухая, но непрозрачная для логики стена неснятого выбора. В правом движении от Р1 к Р2, от Р
2 к Р3... нет логики, не существует такой логической операции, которая позволяла бы, основываясь на знании предшествующих состояний ритуала, вывести одно из последующих. Более того, деятельность науки отнюдь не способствует просветлению этой стены неснятого выбора хотя бы в духе светоносных опытов Бэкона, а совсем напротив, движет эту стену к нашему носу, создает ситуацию Рассела.
Лет 150–200 тому назад горизонт предвидения располагался еще на значительном, удалении, и проблема непрозрачной стены неснятого выбора не была столь острой, но в наше время положение становится почти критическим. Механику этого затемнения и приближения понять несложно, она очень хорошо просматривается на фиксированных уровнях. Выше мы говорили, что жизнь соискателя на арене фиксированного уровня напоминает жизнь биологической особи: рождение – зрелость – старость – смерть. Но это лишь внешняя близость, «похожесть», которая может повести к опасным заблуждениям, к переносу биологической нормы на все виды целостности в духе, например, понятого по жизненному циклу исторического закона, колеса истории и прочих успокоительных заклинаний, с которыми мы обращаемся к стене неснятого выбора на эпикурейский манер: «чтобы жить нам без тревоги». Но все это простой самообман, ведь соискатели-то выходят на фиксированный уровень, процветают на нем и сходят со сцены вовсе не потому, что в момент появления обладают программой саморазвития «в себе», целью и пределом собственного существования, а потому, что на арене уже есть соискатели, по отношению к которым новичок способен проявить себя как силу, утверждающую новую высоту ноголомной «верви», и потому, что после данного на арену выходят новые соискатели, новые брумели, в соревновании с которыми и возникает эффект затухания, гибели. Причины здесь внешние и непредсказуемые. Невозможно предсказать появление новичка на арене фиксированного уровня, для этого необходимо знание всех будущих открытий науки и их приложений. А роль науки растет, новички все чаще появляются на фиксированных уровнях, срок жизни соискателя все более и более сокращается, составляя сегодня
112
в среднем 10 –15 лет. Отсюда и эффект приближения стены неснятого выбора и трудности с планированием, и множество других неприятных вещей. Но следом за этим неприятным выводом о сложности и опасности современного положения естественно возникают и сомнения насчет всеобщего характера рассмотренной нами схемы ритуала, в котором связь целостности опирается лишь на «верви неразрывные» фиксированных уровней, имеющие к тому же свойство сдвигаться в более высокие значения