ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.05.2024

Просмотров: 674

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Русский язык и культура речи

Кафедра литературы и русского языка

Утвержден на заседании кафедры литературы

3 Сентября 2007 г., протокол №1

Тема 1. Нормы произношения и ударения……………………………………

Введение

Общие методические рекомендации по изучению курса

Тематический план курса

Содержание курса Лекционные занятия

Описание практических занятий Практическая работа №1

2 Часа План

Список литературы

Задания

Практическая работа № 2

Практическая работа №3

Задания

Практическая работа №4

Практическая работа №5 Тема: «Морфологические нормы в области именных частей речи»

Список литературы

Задания

Практическая работа №6

Задания

Практическая работа №7

Список литературы

Задания

Практическая работа №8

Список литературы

Задания

Практическая работа №9

Практическая работа №10 Тема: «Точность, ясность речи»

Список литературы

Задания

Практическая работа №11

Практическая работа №12 Тема: «Чистота речи. Культура языка и экология слова»

Список литературы

Задания

Практическая работа №13 Тема: «Речевой этикет»

Список литературы

Задания

Практическая работа №14 Тема: «Богатство речи»

Задания

Практическая работа №15 Тема: «Образность, выразительность речи»

Список литературы

Задания

Практическая работа №16

Практическая работа №17 Тема: «Уместность как качество грамотной речи»

Список литературы

Задания

I. Осторожность на дорогах

Практическая работа №18 Тема: «Стилистическая система русского литературного языка, функциональные стили, принципы их выделения»

Список литературы

Задания

Задания

Практическая работа №20

Практическая работа №21 Тема: «Культура деловой речи. Официально-деловой стиль»

Список литературы

Задания

Практическая работа №22 Тема: «Публицистический стиль»

Список литературы

Задания

Практическая работа №23

Задания

Задания

Практическая работа №25

Практическая работа №26

Практическая работа №27

Задания

Приложение №1

Приложение №2. Служебные документы: типология, образцы, языковое оформление

Задания для самостоятельной работы студентов Темы рефератов

Контрольные задания: Вариант 1

Вариант 2

Вопросы к зачету

Вопросы к экзамену

Список основной литературы:

Дополнительная литература:

Словари и справочные издания:

Методические и наглядные пособия, использованные при составлении заданий практикумов:

Практическая работа №13 Тема: «Речевой этикет»

2 часа

План

1. Речевой этикет – культура речевого поведения.

2. Функции речевого этикета.

3. Основные ситуации речевого этикета.

4. Формулы речевого этикета и факторы, влияющие на их выбор.

5. Обращение в русском речевом этикете.

6. История обращения людей друг к другу в России.

7. Проявление категории вежливости в языке.

8. Проявление вежливости в невербальных средствах общения.

9. Этикет в служебных отношениях.

10. Этикет и международные отношения.

11. Специфика речевого этикета в разных странах.

Список литературы

Основная

1. Акишина А. А. Русский речевой этикет / Акишина А. А., Формановская Н. И. - М., 1975.

2. Богачев Ю. П. Культура речи и ораторское искусство. Афоризмы. - М., 1995. - С. 36-53.

3. Введенская Л. А. Русский язык и культура речи / Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. - Ростов-на-Дону, 2000. - С. 139-162.

4. Введенская Л. А. Культура речи. - Ростов-н/Д., 2002. - С. 276-312.

5. Введенская Л. А. Деловая риторика / Введенская Л. А., Павлова Л. Г. - Ростов-н/Д., 2002. - С. 250-270.

6. Гойхман О. Я. Речевая коммуникация / Гойхман О. Я., Надеина Т. М. - М., 2001. - С. 174-188.

7. Гольдин В. Е. Речь и этикет. - М., 1983.

8. Кохтев Н. Н. Основы ораторской речи. - М., 1992. - С. 230-234.

9. Львов Н. И. Риторика. - М., 1995. - С. 152-160.

10. Мурашов А. А. Культура речи учителя. - Воронеж, 2002. - С. 303-320.

11. Русский язык и культура речи / Под ред. О. Я. Гойхмана. - М., 2002. - С. 101-123.

12. Формановская Н. И. Русский речевой этикет: нормативный социокультурный контекст. - М., 2002.

Дополнительная

1. Акишина А. А. Этикет русского телефонного разговора / Акишина А. А., Акишин Т. Е. - М., 1990.

2. Все об этикете. Книга о нормах поведения в любых жизненных ситуациях. - Ростов-на-Дону, 1995.

3. Камычек Я. Вежливость на каждый день. - М., 1988.

4. Колесов В. В. Культура речи и культура поведения. - М., 1988.

5. Лихачева Л. Школа этикета и поучения на всякий случай. - М., 1997.

6. Национально-культурная специфика речевого поведения. - М., 1977.

7. Опалев А. В. Умение обращаться с людьми… Этикет делового человека. - М., 1996.


8. Смелкова З. С. Азбука общения. - Самара, 1994.

9. Формановская Н. И. Употребление русского речевого этикета. - М., 1982.

10. Пост Эмили. Этикет. - М., 1996.

Задания

1. Подготовьте сообщения:

а) Со своим уставом в чужой монастырь не ходят (рекомендуемая литература: Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура. - М., 1973. - С. 103-108; Вежбицкая А. Культурно-обусловленные сценарии и их когнитивный статус // Язык и структура знания. - М., 1990; Папп Ф. Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 15. - М., 1985).

б) Как нас теперь называть (рекомендуемая литература: Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. Русский язык и культура речи. - Ростов-на-Дону, 2000. - С. 154-162; Колесов В. В. Культура речи - культура поведения. - М., 1988. - С. 239-251; Колтунова М. В. Господа – граждане – товарищи - господа // Русская речь. -1998. - № 2. - С. 54-55).

в) Этикет в служебных отношениях (рекомендуемая литература: Деловой этикет. - Киев, 1998; Опалев А. В. Умение обращаться с людьми… Этикет делового человека. - М., 1998. - С. 23-28).

2. Напишите, как вы приветствуете своих родных, друзей, преподавателей, соседей. Напишите, с каким приветствием обращаются к вам близкие, однокурсники, соседи, преподаватели, знакомые.

3. Познакомьтесь с приветствиями и скажите, какие из них заключают в себе дополнительную информацию и какую?

- Здравствуйте, уважаемый Анатолий Иванович!

- Здравствуй, Толик!

- Здрасьте!

- Здорово!

- Добрый день!

- Привет!

- Приветик!

- Приветствую вас!

- Рад вас приветствовать!

- Разрешите приветствовать вас!

- Разрешите поприветствовать вас!

- Какая радость!

- Какая встреча!

- Ну и встреча!

- Кого я вижу!

- Ба! Кого я вижу!

- Какая неожиданность!

-Ты ли это?!

Есть ли зависимость между характером человека, его воспитанием, положением в обществе, настроением, особенностями ситуации встречи и теми формулами приветствий, которые он использует? Аргументируйте свой ответ.

4. Назовите ситуации, в которых будут уместными выражения:

а) благодарности:

- Не знаю, как и благодарить тебя! Ты меня здорово выручил!


- У меня нет слов, чтобы отблагодарить вас за вашу отзывчивость!

б) пожелания:

- Ну, Нина, ни пуха ни пера!

- Позвольте пожелать вам всего наилучшего!

5. Какие формулы речевого этикета вы используете при обращении к:

а) пожилому человеку, чтобы узнать, который час;

б) милиционеру, чтобы узнать, как проехать на выставку;

в) секретарю руководителя, чтобы узнать, когда начнется совещание;

г) приятелю, чтобы попросить у него учебник;

д) преподавателю, чтобы попросить его принять экзамен досрочно?

  1. Вспомните пословицы и поговорки, отражающие правила речевого этикета и содержащие рекомендации по речевому воздействию на собеседника ( например: гордым быть -глупым слыть ). Сформулируйте идеальную модель общения на основе русских поговорок.


Практическая работа №14 Тема: «Богатство речи»

4 часа

План

  1. Словарный состав языка и его изменение:

  1. Устаревшие слова:

а) процесс архаизации лексики;

б) состав устаревших слов;

в) стилистические функции устаревших слов в художественной речи;

г) ошибки, вызванные употреблением устаревших слов;

2) Новые слова:

а) пополнение лексики новыми словами;

б) типы неологизмов;

в) индивидуально-авторские неологизмы в художественной и публицистической речи;

г) ошибки, вызванные употреблением неологизмов;

3)Современный мир слов. Лексико-семантические процессы в современной лексике (подготовить сообщение).

  1. Словари и речевая культура. Толковые словари в национальной культуре народов (подготовить сообщение).

  2. Богатство и разнообразие словаря говорящего.

  3. Языковая личность и национальный характер. Национальная основа лексического фонда личности (общерусский языковой тип) – подготовить сообщение.

  4. Многообразие значений слова. Многозначность лексики – неисчерпаемый источник ее обновления, необычного, неожиданного переосмысления слова:

а) полисемия;

б) омонимия и смежные с ней явления;

в) стилистические функции многозначных слов и омонимов;

г) стилистически не оправданное употребление многозначных слов и слов, имеющих омонимы;

д) игра слов (каламбуры) как средство «оживить» речь.

  1. Паронимия и парономазия:

а) паронимы; их отношение к омонимам;

б) парономазия;

в) стилистические функции паронимов;

г) лексические ошибки, вызванные смешением паронимов.

  1. Лексическая синонимия:

а) типы лексических синонимов;

б) стилистические функции синонимов;

в) стилистически не оправданное употребление синонимов.

  1. Лексическая антонимия:

а) стилистические функции антонимов;

б) стилистически не оправданное употребление антонимов.

  1. Стилистические возможности словообразования.

  2. Стилистическое использование частей речи.

  3. Многообразие синтаксических конструкций.


Список литературы

1. Введенская Л. А. Культура и искусство речи / Введенская Л. А., Павлова Л. Г.- Ростов-на-Дону, 1996 - С.67-75.

2. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. - М., 2002. - С.265-296.

3. Голуб И. Б. Стилистика русского языка. - М., 1999. - С.25-56.

4. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. - М., 1987. - С.77-94.

5. Розенталь Д. Э. Секреты стилистики. Правила хорошей речи / Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. - М., 1996. - С.23-44.

6. Русский язык и культура речи / Под ред. В. Д. Черняк. - М., 2002. - С.21-32, 62-84.

Задания

  1. Подготовьте сообщения:

а) Лексико-семантические процессы в современной лексике (рекомендуемая литература: Катлинская Л. П. Из актуальной лексики // Рус. речь. – 1993. - № 2-6; Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи. - СПб, 1999. - С.145-183; Шапошников В. Русская речь 1990-х. Современная Россия в языковом отображении. - М., 1998. - С.103-159, 210-229).

б) Словари и речевая культура. Толковые словари в национальной культуре народов (рекомендуемая литература: Будагов Р. И. Толковые словари в национальной культуре народов. - М., 1989; Введенская Л. А. Культура речи. - Ростов-н/Д., 2002. - С. 375-410; Денисова М. А. Словарь как связь слов с жизнью // Рус. язык в школе. – 1999. -№ 6; Русский язык в школе. – 2000. - № 1-2; Люстрова З. Н., Скворцов Л. И., Дерягин В. Я. Беседы о русском слове. - М., 1978. - С.129-143; Козырев Л. А., Черняк В. Д. Вселенная в алфавитном порядке: Очерки о словарях русского языка. - СПб., 2000; Сергеев В. Н. Культура речи и словари-справочники Советской эпохи //Рус. речь. – 1977. - № 3; Скворцов Л. И. Верные помощники и друзья. (Словари и справочники) // О культуре речи: Сб. статей. - М., 1981; Потиха З. А., Розенталь Д. Э. Лингвистические словари и работа с ними в школе: Пособие для учителя. - М., 1987; Протченко И. Ф. Словари русского языка. Краткий очерк: Пособие для учителя. - М., 1995; Русский язык и культура речи / Под ред. В. Д.Черняк. - М., 2002. - С.21-32).

в) Языковая личность и национальный характер. Национальная основа лексического фонда личности. Общерусский языковой тип (рекомендуемая литература: Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. - М., 1987. - С.27-48; 137-164).

2.Сопоставьте одноименные отрезки (на одну и ту же букву) в словаре В.И.Даля и толковых словарях, изданных в разные годы. Определите, как меняется словарный состав языка, какие слова (или группы слов) утрачиваются, какие обогащают русский язык.