ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.05.2024

Просмотров: 670

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Русский язык и культура речи

Кафедра литературы и русского языка

Утвержден на заседании кафедры литературы

3 Сентября 2007 г., протокол №1

Тема 1. Нормы произношения и ударения……………………………………

Введение

Общие методические рекомендации по изучению курса

Тематический план курса

Содержание курса Лекционные занятия

Описание практических занятий Практическая работа №1

2 Часа План

Список литературы

Задания

Практическая работа № 2

Практическая работа №3

Задания

Практическая работа №4

Практическая работа №5 Тема: «Морфологические нормы в области именных частей речи»

Список литературы

Задания

Практическая работа №6

Задания

Практическая работа №7

Список литературы

Задания

Практическая работа №8

Список литературы

Задания

Практическая работа №9

Практическая работа №10 Тема: «Точность, ясность речи»

Список литературы

Задания

Практическая работа №11

Практическая работа №12 Тема: «Чистота речи. Культура языка и экология слова»

Список литературы

Задания

Практическая работа №13 Тема: «Речевой этикет»

Список литературы

Задания

Практическая работа №14 Тема: «Богатство речи»

Задания

Практическая работа №15 Тема: «Образность, выразительность речи»

Список литературы

Задания

Практическая работа №16

Практическая работа №17 Тема: «Уместность как качество грамотной речи»

Список литературы

Задания

I. Осторожность на дорогах

Практическая работа №18 Тема: «Стилистическая система русского литературного языка, функциональные стили, принципы их выделения»

Список литературы

Задания

Задания

Практическая работа №20

Практическая работа №21 Тема: «Культура деловой речи. Официально-деловой стиль»

Список литературы

Задания

Практическая работа №22 Тема: «Публицистический стиль»

Список литературы

Задания

Практическая работа №23

Задания

Задания

Практическая работа №25

Практическая работа №26

Практическая работа №27

Задания

Приложение №1

Приложение №2. Служебные документы: типология, образцы, языковое оформление

Задания для самостоятельной работы студентов Темы рефератов

Контрольные задания: Вариант 1

Вариант 2

Вопросы к зачету

Вопросы к экзамену

Список основной литературы:

Дополнительная литература:

Словари и справочные издания:

Методические и наглядные пособия, использованные при составлении заданий практикумов:

Реферат-доклад дает анализ информации, приведенной в первоисточниках, и объективную оценку состояния проблемы.

Справка 3. Рецензия – это письменный разбор, предполагающий, во-первых, комментирование основных положений (толкование авторской мысли; собственное дополнение к мысли, высказанной автором; выражение своего отношения к постановке проблемы и т. п.); во-вторых, обобщенную аргументированную оценку и, в-третьих, выводы о значимости работы.

В отличие от рецензии отзыв дает самую общую характеристику работы без подробного анализа, но содержит практические рекомендации: анализируемый текст может быть принят к работе в издательстве или на соискание ученой степени.

Типовой план для написания рецензии и отзывов:

    1. Предмет анализа. (В работе автора…, В рецензируемой работе…, В предмете анализа…).

    2. Актуальность темы. (Работа посвящена актуальной теме…, актуальность темы обусловлена…, Актуальность темы не вызывает сомнений…).

    3. Формулировка основного тезиса. (Центральным вопросом работы, где автор добился наиболее существенных (заметных, ощутимых) результатов, является…).

    4. Краткое содержание работы.

    5. Общая оценка. (Оценивая работу в целом…, Таким образом, рассматриваемая работа…, Автор проявил умение разбираться в …, систематизировал материал и обобщил его…, Безусловной заслугой автора является новый методический подход (предложенная классификация, некоторые уточнения существующих понятий…), автор, безусловно, углубляет наше представление об исследуемом явлении, вскрывает новые его черты…).

    6. Недостатки, недочеты. (Вместе с тем, вызывает сомнение тезис о том…, К недостаткам работы следует отнести…, Существенным недостатком работы является…, Отмеченные недочеты работы не снижают ее высокого уровня, их скорее можно считать пожеланиями к дальнейшей работе автора…).

    7. Выводы. (Представляется, что в целом статья… имеет важное значение…, Работа заслуживает высокой (положительной, позитивной, отличной) оценки…, Работа удовлетворяет всем требованиям…, а ее автор, безусловно, имеет (определенное, заслуженное, абсолютное) право…).

Справка 4. Тезисы – кратко сформулированные основные положения доклада, научной статьи.


По содержанию, по представленному в них материалу тезисы бывают первичным, оригинальным научным произведением либо вторичным текстом, подобным аннотации, реферату, конспекту. Оригинальные тезисы пишутся как сжатое отражение собственного доклада, статьи автора.

Вторичные тезисы создаются на основе первичных текстов, принадлежащих другому автору.

В тезисах кратко и логично излагается развитие темы. Каждый тезис освещает особую микротему и составляет обычно отдельный абзац. В отличие от плана, который даже в развернутой форме только называет рассматриваемые вопросы, тезисы должны раскрывать решение этих вопросов.

Логика изложения в тезисах должна быть по возможности обозначена формально и/или графически. Формальное выражение логических взаимосвязей между тезисами может быть следующим:

- вводные слова в начале каждого тезиса (во-первых, во-вторых…),

- оппозиционные фразы (внешние факторы – внутренние причины),

- классификационные фразы (поле глаголов действия, поле глаголов

состояния).

Графически логика изложения может быть подчеркнута нумерацией каждого тезиса.

Стремление автора тезисов к краткости обусловливает отсутствие, как правило, примеров, цитат, а также лаконизм стиля.

В зависимости от стиля изложения можно выделить два типа тезисов.

Тезисы глагольного строя особенно частотны , они представляют собой более краткое, чем конспект, научное описание. В них используются предложения с глагольным сказуемым.

Тезисы номинативного строя встречаются редко. Они предельно лаконичны. В них чаще всего отсутствуют глагольные сказуемые и потому заметно преобладание имен существительных.

Справка 5. Конспект – Особый вид текста, в основе которого лежит аналитико-синтетическая переработка информации первоисточника

(исходного текста). Цель этой деятельности – выявление, систематизация и обобщение (с возможной критической оценкой) наиболее ценной (для конспектирующего) информации. Письменная фиксация этой информации в форме не предназначенного для публикации вторичного текста избавляет составителя конспекта от необходимости повторно обращаться к первоисточнику.

Конспекты классифицируют:


- по объему (по степени сжатия): краткие, подробные (или развернутые) и смешанные. Для краткого конспекта отбираются лишь самые важные положения, факты; в подробном конспекте фиксируются также доказательства выдвинутых положений, пояснения, иллюстративные материалы; смешанный конспект предполагает совмещение того и другого способа предъявления информации, но допускает изложение некоторых элементов первоисточника в виде пунктов плана, тезисов, схемы и т. п.;

- по степени свернутости и форме представления основной информации: конспект-план, конспект-схема, текстуальный конспект;

- по количеству перерабатываемых источников: монографические

(составленные по одному источнику) и сводные (или обзорные, составленные по нескольким источникам на одну тему);

- по степени эквивалентности первоисточнику: интегральный и селективный. Интегральный конспект передает все основные положения, важнейшие смысловые связи, т.е. смысловую сетку первоисточника. Селективный конспект включает отдельные элементы первоисточника, представляющие новизну и значимость для составителя, но в совокупности не отражающие основных положений первоисточника. Селективный конспект носит индивидуальный характер, отражает конкретные потребности составителя в той или иной информации.

Подготовка конспекта включает следующие этапы:

    1. Вся информация, относящаяся к одной теме, собирается в один блок – так выделяются смысловые части.

    2. В каждой смысловой части формулируется тема в опоре на ключевые слова и фразы.

    3. В каждой части выделяется главная и дополнительная по отношению к теме информация.

    4. Главная информация фиксируется в конспекте в разных формах: в виде тезисов, выписок (текстуальный конспект), в виде вопросов, выявляющих суть проблемы, в виде назывных предложений (конспект-план и конспект-схема).

    5. Дополнительная информация приводится при необходимости.

Справка 6. Научный текст (автореферат, курсовая или дипломная работа, проблемная статья и т.п.).

Для научного сочинения характерна стройная композиция. В каждом тексте выделяются структурно-смысловые компоненты (части): заголовок, введение, основная часть, заключение.


Заголовок – это информативная единица, он обычно отражает тему данного текста и должен соответствовать содержанию этого текста.

Выделяются несколько типов заголовков:

- названия общего характера: Мир ценности. Тоталитарный язык. Язык и картина мира;

- названия, конкретизирующие вопросы теории, непосредственно разрабатываемой автором: Образный потенциал наименований нравственных качеств в русском языке;

- названия, отражающие специфику авторской постановки вопроса: Русская орфография: культурологический и лингвистический аспекты. Коммуникативно-прагматический аспект изучения терминов.

Введение (вводная часть) в курсовом и дипломном сочинении обычно состоит из трех частей.

В первой части обосновывается тема, указывается ее актуальность в научном и практическом отношении, т.е. автор вводит читателя в курс дела, раскрывая перед ним: а) чему посвящено данное исследование, б) в какой круг проблем включается автором решаемый вопрос, чем мотивирует автор выбор темы и целесообразность ее разработки. В этой же части определяются основные понятия, помогающие раскрыть тему.

Во второй части излагается состояние изученности темы, четко выделяются те вопросы, которые остались еще не разрешенными в данной области и которым посвящено исследование автора.

Обзор литературы не должен состоять в «протокольной» передаче содержания источников. Изложение не должно быть простым пересказом или конспектом. В этой части введения необходимо сопоставить взгляды разных авторов, выделить в них бесспорные положения, если таковые имеются, обнаружить противоречия, выразить свое отношение к литературе, которая прочитана

В третьей части формулируется цель работы и ставятся конкретные, четко сформулированные задачи. При формулировании цели можно использовать такие стереотипы: цель работы:

раскрыть специфику;

выявить закономерности (выявление закономерностей);

создать типологию (создание типологии);

объяснить явление;

описать функции;

разработать модели;

охарактеризовать систему;

обобщить факты;

систематизировать элементы.

Решение поставленных задач, изложение результатов исследования должно быть подчинено общей идее работы.


Здесь же описываются источники исследования и методики научного анализа.

Собственно исследование. Этот раздел является центральным. В этой части излагаются результаты проведенного исследования. Весь фактический материал, систематизированный и обработанный, представляется в виде различных классификаций, фиксируются закономерности, выявленные в процессе анализа. Наблюдения автора обстоятельно обосновываются теоретически.

Выводы. В этом разделе подводится итог предпринятого исследования, делаются обобщения и выводы, к которым пришел автор, даются выходы на смежные проблемы, показываются пути дальнейшего изучения. Выводы могут быть сделаны в виде тезисов, т.е. кратко сформулированных и пронумерованных отдельных положений, или в связном, но предельно сжатом изложении.