ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.05.2024

Просмотров: 525

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Русский язык и культура речи

Кафедра литературы и русского языка

Утвержден на заседании кафедры литературы

3 Сентября 2007 г., протокол №1

Тема 1. Нормы произношения и ударения……………………………………

Введение

Общие методические рекомендации по изучению курса

Тематический план курса

Содержание курса Лекционные занятия

Описание практических занятий Практическая работа №1

2 Часа План

Список литературы

Задания

Практическая работа № 2

Практическая работа №3

Задания

Практическая работа №4

Практическая работа №5 Тема: «Морфологические нормы в области именных частей речи»

Список литературы

Задания

Практическая работа №6

Задания

Практическая работа №7

Список литературы

Задания

Практическая работа №8

Список литературы

Задания

Практическая работа №9

Практическая работа №10 Тема: «Точность, ясность речи»

Список литературы

Задания

Практическая работа №11

Практическая работа №12 Тема: «Чистота речи. Культура языка и экология слова»

Список литературы

Задания

Практическая работа №13 Тема: «Речевой этикет»

Список литературы

Задания

Практическая работа №14 Тема: «Богатство речи»

Задания

Практическая работа №15 Тема: «Образность, выразительность речи»

Список литературы

Задания

Практическая работа №16

Практическая работа №17 Тема: «Уместность как качество грамотной речи»

Список литературы

Задания

I. Осторожность на дорогах

Практическая работа №18 Тема: «Стилистическая система русского литературного языка, функциональные стили, принципы их выделения»

Список литературы

Задания

Задания

Практическая работа №20

Практическая работа №21 Тема: «Культура деловой речи. Официально-деловой стиль»

Список литературы

Задания

Практическая работа №22 Тема: «Публицистический стиль»

Список литературы

Задания

Практическая работа №23

Задания

Задания

Практическая работа №25

Практическая работа №26

Практическая работа №27

Задания

Приложение №1

Приложение №2. Служебные документы: типология, образцы, языковое оформление

Задания для самостоятельной работы студентов Темы рефератов

Контрольные задания: Вариант 1

Вариант 2

Вопросы к зачету

Вопросы к экзамену

Список основной литературы:

Дополнительная литература:

Словари и справочные издания:

Методические и наглядные пособия, использованные при составлении заданий практикумов:

1.Он долго не навещал свою мать.

2.Большая половина территории Тургайской впадины расположена в степной полосе.

3.Творчество композитора опирается на развитие лучших традиций русского искусства.

4.Владелец «Жигулей» Гуляев оказался на улицах города с неисправными тормозами и поврежденным крылом.

5.Большое внимание будет оказано благоустройству города.

6.Выиграв, сборная университета сделала шаг вверх на одну ступеньку пьедестала почета.

7.Старое, умирающее страстно сопротивляется новому.

8.Сейчас наши дети начинают постигать первые школьные трудности.

9.Он еще в глубокой юности начал писать песни, и вот только теперь на его убеленную сединами голову обрушилась слава.

10.Премировать работников яслей за выполнение плана по уровню заболеваемости детей.

Тест по русскому языку и культуре речи

Вариант I

Задание № 1

Укажите номер строки, в которой ударение падает во всех словах на второй слог:

  1. Документ, щавель, туфля, маркетинг, эксперт.

  2. Дефис, намерение, приданое, добыча, оптовый.

  3. Каталог, диспансер, щавель, жалюзи, феномен.

  4. Алкоголь, квартал, столяр, творог, свекла.

Задание № 2

Укажите номер строки, в которой все слова произносятся с сочетанием [шн]:

  1. Библиотечный, копеечный, пустячный, яичница, ячневая.

  2. Нарочно, скучный, яичница, пустячный, булочная.

  3. Порядочный, сливочный, конечно, убыточный, единичный.

Задание № 3

Укажите номер строки, в которой все слова произносятся со звуком [о]:

1. Маневр, многоженство, оседлость.

2. Маневренный, жердочка, шерстка.

3. Несовременный, гренадер, осужденный.

Задание № 4

Укажите номер предложения, в котором одно из слов употреблено в несвойственном ему значении:

  1. Сотрудниками милиции была задержана плеяда распоясавшихся хулиганов.

  2. Этот молодой депутат сумел завоевать доверие граждан.

  3. Испытания новой машины проводятся уже третью неделю.

Задание № 5


Укажите номер предложения, содержащего тавтологию:

  1. Березовый гриб применяется как общеукрепляющее средство.

  2. В своей работе руководители детских учреждений руководствуются методической литературой.

  3. Эти факты говорят о том, что на заводе нет хорошего хозяина.

Задание № 6

Укажите номер предложения, в котором допущена речевая ошибка:

  1. Возникает ситуация, сходная с ранними романами Бальзака.

  2. Медали были вручены двумстам тридцати пяти выпускникам.

  3. Легкое дело- тяжело писать и говорить, но легко писать и говорить- тяжелое дело.

Задание № 7

Каким словарем нужно воспользоваться, чтобы узнать значение слова?

1. Толковым

2. Орфоэпическим

3. Орфографическим

Задание № 8

Образуйте форму родительного падежа множественного числа от данных существительных: чулки, полотенца, килограммы, кочерги, ясли, апельсины, помидоры:

  1. Чулков, полотенцев, килограммов, кочергей, яслей, апельсинов, помидор.

  2. Чулок, полотенец, килограммов, кочерег, яслей, апельсинов, помидоров.

  3. Чулок, полотенец, килограммов, кочергов, ясель, апельсин, помидор.

Задание № 9

Укажите номер строки, в которой все перечисленные слова имеют форму среднего рода:

  1. Метро, шоссе, такси, жюри, какао.

  2. Бюро, шампунь, шимпанзе, регби, эмбарго.

  3. Депо, кофе, пенальти, тюль, шоу, кутюрье.

Задание № 10

Укажите номер строки, в которой все перечисленные слова имеют форму мужского рода:

  1. Кабальеро, кюре, бикини, денди, такси, депо.

  2. Шимпанзе, шампунь, фламинго, Сочи.

  3. Тюль, рояль, цеце, рантье, фойе.

Задание № 11

Укажите ряд слов, в которых пропущена буква о:

  1. З…рька, п…клон, танц…р, асс…циация.

  2. З…гар, н…рма, к…лонна, к…ралл.

  3. М…касины, с…квояж, п…нсионат, пл…вчиха.

Задание № 12

Две буквы н пишется в слове:

1. Туше…ый.

2. Румя…ый.

3. Исти…ый.

4. Серебря…ый.


Задание № 13

Укажите номер предложения, в котором слова, выделенные курсивом, отделяются запятыми:

  1. Прогудев на прощанье корабль торопливо уходит из порта.

  2. В те дни ему все казалось новым.

  3. Достичь совершенства в своей работе большое счастье.

Задание № 14

Определите, к какому стилю относится текст: Нетрудно убедиться, что наибольшее сходство с русским языком имеют языки украинский и белорусский. Эта близость не случайна: до 14 века предки русских, украинцев и белорусов составляли единый народ, говорящий на так называемом древнерусском языке. Поэтому русский, украинский и белорусский языки находятся в близком родстве. Эти три языка называются восточнославянскими.

  1. Научному.

  2. Официально-деловому.

  3. Публицистическому.

  4. Художественному.

Задание № 15

К основным единицам речевого общения относятся:

1. Речевая ситуация.

2. Адресат речи.

3. Речевое событие.

4. Речевое взаимодействие.

Задание № 16

Речевое событие составляют следующие компоненты:

1. Словесная речь (то, что говорится, сообщается) и то, что ее сопровождает (жесты, мимика, движение).

2. Условия, обстановка, в которой происходит общение (речевая ситуация).

3. Оба компонента составляют речевое событие.

Задание № 17

Основными чертами языка науки являются:

1. Точность и объективность.

2. Информативность, корректность, интернациональ-

ность.

3. Стилистическая нейтральность, благозвучность,

абстрактность.

Задание № 18

Синтаксические особенности научного стиля заключаются в использовании:

1. Сложноподчиненных и простых осложненных предложений.

2. Односоставных предложений.

3. Бессоюзных предложений.

Задание № 19

Какая черта не свойственна официально-деловому стилю:

1. Стандартизованность, шаблонность.

2. Точность, не допускающая инотолкований.

3. Неофициальность выражения и эмоциональность.

Задание № 20


К принципам официальной переписки не относится:

1. Лаконизм делового письма, достаточность информационного сообщения, отвечающего целям письма и характеру отношения.

2. Ясность и недвусмысленность языка сообщения.

3. Использование разговорной речи с целью придания сообщению личностного, доверительного характера.

Задание № 21

Какое требование не предъявляется к языку и стилю документов:

1. Соблюдение лексических, грамматических, стилистических норм, обеспечивающих точность и ясность изложения

2. Смысловая достаточность и лаконичность текста.

3. Многозначность используемых слов и терминов.

Задание № 22

Правильно ли оформлена доверенность:

Доверенность

Я, Шевчук Л.А. доверяю моему мужу Шевчук И.С. получить мою зарплату за первую половину декабря. В связи с тем, что я нахожусь в больнице.

16 декабря 2006 года Л.А. Шевчук.

1. Правильно.

2. Неправильно.

Задание № 23

Важнейшей чертой публицистического стиля является:

1. Сочетание экспрессии и стандарта.

2. Оценочность.

3. Логичность.

Задание № 24

Как называются шаблонные обороты речи, имеющие канцелярскую окраску:

1. Речевые стандарты.

2. Речевые штампы.

Задание № 25

Какое образное средство использовано в словосочетаниях: взрыв недовольства, ростки демократии:

1. Метафора.

2. Эпитет.

3. Гипербола.

Задание № 26

Аргументация – это …?

1. Операция обосновывания каких-либо суждений, практических решений и оценок, в которой наряду с логическими применяются такие речевые, эмоционально-психологические и другие внелогические методы и приемы убеждающего воздействия.

2. Направленность научной , общественной и другой деятельности, определяемая расчетом на кого-, что-л., в зависимости от кого-, чего-л.

Задание № 27

К психологическим доводам не относится:

1. Довод от обещания.

2. Довод от сомнения.

3. Утверждение о фактах.

Задание № 28

При прямом доказательстве:


1. Тезис обосновывается аргументами без помощи дополнительных построений.

2. Предполагается обоснование истинности тезиса посредством опровержения противоречащего положения – антитезиса

Задание № 29

Наиболее распространенной структурой устного выступления считается:

1. Трехчастная (вступление, главная часть, заключение).

2. Четырехчастная (вступление, главная часть, заключение, эпилог).

Задание № 30

Успех публичного выступления определяется в первую очередь его содержанием. Для сбора материала оратор не использует:

1. Научную, научно-популярную литературу.

2. Передачи радио и телевидения.

3. Орфографические словари.

4. Материалы, помещенные в Интернете.

Задание № 31

Важной особенностью разговорной речи является ее:

1. Неподготовленность, спонтанность.

2. Использование ненормативной лексики.

3. Использование узкоспециальной лексики.

Задание № 32

Главным условием успешного общения является:

1. Умение слушателя проникнуть в коммуникативный замысел (намерение, интенцию) говорящего.

2. Способность говорящего варьировать способ языкового представления того или иного реального события.

3. Знание говорящим норм этикетного речевого общения.

Задание № 33

К жанрам речевого общения не относится:

1. Рассказ.

2. Спор.

3. Монография.

Задание № 34

Под речевым этикетом понимают:

1. Разработанные правила речевого поведения, система речевых формул общения.

2. Установленный порядок поведения, форм обхождения где-л.

Задание № 35

По принятому в России этикету местоимение Вы не следует использовать:

1. При обращении к незнакомому адресату.

2. При обращении к старшему (по положению, возрасту) адресату.

3. При дружеском, фамильярном, интимном отношении к адресату.

Задание № 36

Чистота речи нарушена в предложении:

1. Дети редко навещали родительскую оселю.

2. Этот душистый мед особенно полезен с чаем.