ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.05.2024

Просмотров: 532

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Русский язык и культура речи

Кафедра литературы и русского языка

Утвержден на заседании кафедры литературы

3 Сентября 2007 г., протокол №1

Тема 1. Нормы произношения и ударения……………………………………

Введение

Общие методические рекомендации по изучению курса

Тематический план курса

Содержание курса Лекционные занятия

Описание практических занятий Практическая работа №1

2 Часа План

Список литературы

Задания

Практическая работа № 2

Практическая работа №3

Задания

Практическая работа №4

Практическая работа №5 Тема: «Морфологические нормы в области именных частей речи»

Список литературы

Задания

Практическая работа №6

Задания

Практическая работа №7

Список литературы

Задания

Практическая работа №8

Список литературы

Задания

Практическая работа №9

Практическая работа №10 Тема: «Точность, ясность речи»

Список литературы

Задания

Практическая работа №11

Практическая работа №12 Тема: «Чистота речи. Культура языка и экология слова»

Список литературы

Задания

Практическая работа №13 Тема: «Речевой этикет»

Список литературы

Задания

Практическая работа №14 Тема: «Богатство речи»

Задания

Практическая работа №15 Тема: «Образность, выразительность речи»

Список литературы

Задания

Практическая работа №16

Практическая работа №17 Тема: «Уместность как качество грамотной речи»

Список литературы

Задания

I. Осторожность на дорогах

Практическая работа №18 Тема: «Стилистическая система русского литературного языка, функциональные стили, принципы их выделения»

Список литературы

Задания

Задания

Практическая работа №20

Практическая работа №21 Тема: «Культура деловой речи. Официально-деловой стиль»

Список литературы

Задания

Практическая работа №22 Тема: «Публицистический стиль»

Список литературы

Задания

Практическая работа №23

Задания

Задания

Практическая работа №25

Практическая работа №26

Практическая работа №27

Задания

Приложение №1

Приложение №2. Служебные документы: типология, образцы, языковое оформление

Задания для самостоятельной работы студентов Темы рефератов

Контрольные задания: Вариант 1

Вариант 2

Вопросы к зачету

Вопросы к экзамену

Список основной литературы:

Дополнительная литература:

Словари и справочные издания:

Методические и наглядные пособия, использованные при составлении заданий практикумов:

5. Вместо точек вставьте окончания и мотивируйте свой выбор:

В компот положили много изюм…и чернослив… Хозяйка протянула гостю чашку горячего ча… Столько этого крик… и визг… было, что барабанные перепонки чуть не лопнули. Всадники быстро промчались и скрылись из вид… Отбо… нет от разных заманчивых предложений. Иные судят обо всем с наскок… Возьмите на складе побольше цемент… и немного алебастр…

6. Выберите правильный вариант из скобок, объясните свой выбор:

  1. Для проведения бесед и докладов были приглашены квалифицированные (лекторы-лектора).

  2. Из ворот выехали пятитонные грузовики, (кузовы-кузова) их до краев были наполнены мешками и ящиками.

  3. Пастух приложил к губам свою дудочку, и медленно стали разноситься тихие, переливчатые (тоны-тона) свирели.

  4. Речь идет о том, чтобы устранить все (тормозы-тормоза), мешающие нашему движению вперед.

  5. Яркая луна взошла над горизонтом, небо и море окрасились в мягкие темно-синие (тоны-тона).

  6. У причала столпились военные (катера-катеры); на внешнем рейде стояли (крейсеры-крейсера).

  7. Водить автобусы по горным дорогам могут только опытные (шофера-шоферы).

7. От приведенных слов, используя суффиксы –к, -ниц, -ш, -ичк, -иц, -ин, -есса, -их, образуйте существительные женского рода. Определите, какие из них могут быть использованы во всех функциональных стилях, употребление каких ограничено разговорно-обиходным стилем, а какие относятся к просторечию?

Приятель, филолог, доктор (звание), доктор (профессия), кандидат, диссертант, журналист, кадровик, солдат, медик, декан, критик, начальник, гример, мастер, бармен, бригадир, свидетель, киоскер, трус, собеседник, программист.

8. Подберите определения к словам:

Рояль, фамилия, тюль, толь, молодежь, кафе, туфля, какаду, пальто, шоссе, метро, мозоль, депо, какао, пианино, меню, такси, фойе, бюро, пари, жюри, портмоне, Сочи, Тбилиси, леди, шампунь.

9. Определите род несклоняемых существительных, согласуя с ними определения (за справками обращайтесь к словарям):

Вульгарн… арго, рискован… антраша, звучащ… банджо, опасн… динго, ярк… индиго, юн… кабальеро, больш… гну, забавн… гризли, крошечн… колибри, остроумн… конферансье, уважаем… кюре, сочн… манго, прекрасн… пери, стар… рантье, заброшен… ранчо, справедлив… рефери, маленьк… цеце, увлекательн… шоу, установлен… эмбарго, истин… денди, молод… шимпанзе.


10. Согласуйте в роде и числе определения и сказуемые с выделенными существительными, объясняя их значение и выбор грамматической формы:

  1. Мо… импресарио настаива…, чтобы для концерта привезли нов… рояль.

  2. Своей внешностью она производила впечатление типичн… инженю.

  3. У входа девушка оставила сво… маленьк… сабо.

  4. С рекламы улыбалась красавица, весь наряд которой составлял… ярк… бикини.

  5. Густ… контральто ее звучал… ровно и уверенно.

  6. Здешняя молодежь увлекалась не футболом, а весьма популярн… тогда регби.

  7. Этот выскочка, сделавший головокружительную карьеру, эт… парвеню, котор… просочил… в высшее общество, теперь отворачивал… от друзей.

  8. В Багдаде я учился в больш… медресе у знаменитых ученых.

11. Составьте со словами предложения, в которых четко был бы обозначен род:

Диван-кровать, усадьба-музей, школа-интернат, ТАСС, МИД, ВГИК, роман-газета, платье-костюм.

12. Слова, данные в скобках, поставьте в нужной форме:

  1. На днях состоялся вечер памяти (Жан Батист Клеман).

  2. В «Похождениях бравого солдата Швейка» ярко проявился сатирический талант (Ярослав Гашек).

  3. Наше знакомство с (Чарли Чаплин) состоялось в период немого кино.

  4. В произведениях (Жорж Санд) затрагиваются многие социальные проблемы.

  5. Наталья любила произведения (Эрих-Мария Ремарк).

  6. Мне очень нравились фильмы с (Фани Ардан).

  7. Мы прочитали новое эссе об (Эрнст Теодор Амадей Гофман).

  8. У (Этель Лилиан Войнич) только три законченных романа.

  9. Об этом ты можешь прочесть у (Марсель Пруст).

  10. У (Остап Сулейман Берта Мария Бендер- Бей) было много способов раздобыть деньги.

  11. Сценарий к «Дерсу Узала» Ю. Нагибин писал совместно с (Акира Куросава).

  12. Село наше находилось под (старинный, Чернигов).

  13. После путешествия я все время думаю о (знаменитый, Болдино).

  14. В то лето Маяковский проживал в (подмосковный, Пушкино).

  15. «Аргументы и факты» (писать) об этом еще на прошлой неделе.

  16. «Джентельмены удачи» сразу же (завоевать) зрительские симпатии.

  17. «Как закалялась сталь» долгое время (быть) культовой книгой.

  18. «8 ½» (стать) визитной карточкой Ф. Феллини.


13. В следующих предложениях найдите ошибки, связанные с образованием и употреблением степеней сравнения. Дайте аргументацию и предложите правильный вариант:

  1. Третий рассказ показался ему наиболее смешней.

  2. Отношение к людям должно быть мягше, а взгляд на жизнь- ширше.

  3. Моя работа оказалась наихудшайшей из всех.

  4. Этот костюм мне менее велик, чем тот.

  5. Алена гораздо красивше Татьяны.

  6. Такой зонт более женский, чем мужской.

  7. Он из нас был самый честнейший.

  8. Первее всего нужно доделать то, что мы начали.

14. Раскройте скобки, выбрав одну из предложенных форм. Определите, в каких случаях допустимо использование:

а) только краткой формы,

б) только полной формы,

в) обеих форм.

Свой выбор мотивируйте:

  1. Я (сыт/сытый).

  2. Сегодня он (сердит/сердитый).

  3. Профессор (доволен/довольный) успехами студентов.

  4. Эти ошибки легко (исправимы/исправимые).

  5. Кто (бодр/бодрый) душой, тот всегда (весел/веселый) и (здоров/здоровый).

  6. Мясо уже почти (готово/готовое).

  7. Стены в этой крепости (высоки/высокие).

15. Замените цифры соответствующими числительными. Раскройте скобки, употребив существительные (словосочетания с существительными) в нужной падежной форме:

  1. Вместе со всеми 374 (участник конференции) мы отправились в Старую Руссу.

  2. Наша база находилась в 841 (километр) от города.

  3. За время экспедиции полярники прошли свыше 1958 (километр).

  4. Из 941 (выпускник) нашего курса на встречу приехали только около 750.

  5. Мы израсходовали ¾ (бак) воды.

  6. За новый проект проголосовало 0,9 (собравшихся).

  7. Царь Леонид с 300 (спартанец) в Фермопильском ущелье прикрывал отступление греческих войск.

    1. В приведенных предложениях найдите ошибки, связанные с употреблением имен числительных. Предложите правильный вариант:


  1. Тысячью годами позже на этом месте возник другой город.

  2. В тысячу девятисот тринадцатом году мы уехали из России.

  3. Сейчас, когда я могу гордиться сороками лет прожитой жизни, многие вещи мне кажутся иными.

  4. На площади собралось около четырехсот людей.

  5. Победителя наградили полторастами тысячами рублей.

  6. После проверки выяснилось, что на складе не хватало три тысячи пятьсот сорок две коробки конфет.

    1. Объясните ошибки в употреблении местоимений:

  1. Больной попросил сестру налить себе воды.

  2. Хозяйка сняла со стола чемодан и отодвинула его в сторону.

  3. Группа сдала уже все зачеты и просила проэкзаменовать их в первую очередь.

  4. Сзади его ехала нагруженная вещами машина.

  5. Когда наступили каникулы, студенты поехали к своим родителям; они их ждали с большим нетерпением, надеясь хорошенько отдохнуть.

  6. Первое выступление артистки принесло ей большой успех, и от нее можно ждать многое.

  7. Я должен поздравить Екатерину Сергеевну с успешной защитой своей докторской диссертации.

  8. Молодая мать любовалась ребенком, играющим у своих ног.

  9. Любому должнику важно доверие к себе.

  10. Республика будет вести независимую политику, не прогибая ни перед кем спину и защищая ее интересы.


Практическая работа №6

Тема: «Морфологические нормы употребления глагола, глагольных форм и наречий»

2 часа

План

  1. Место глагола в разных стилях речи.

  2. Стилистическая характеристика глагольных категорий (время, вид, наклонение, лицо, число, залог).

  3. Стилистическая характеристика вариантных форм глагола.

  4. Стилистическое использование неспрягаемых форм глагола: инфинитив, причастие, деепричастие.

  5. Стилистический аспект в изучении наречия.

  6. Устранение морфолого-стилистических ошибок при употреблении глаголов и наречий.

Список литературы

  1. Голуб И. Б. Стилистика русского языка. - М., 1999. - С. 288-342.

  2. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. - М., 2002. - С.309-312.

  3. Мурашов А. А. Культура речи учителя. - М., 2002. - С. 231-238.

  4. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. - М., 1987. - С. 195-220.

  5. Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке. - М., 1997. - С. 238-245.

  6. Розенталь Д. Э. Секреты стилистики. - М., 1996. - С. 135-140.

  7. Русский язык и культура речи / Под ред. В. Д. Черняк. - М., 2002. - С. 243-358.

Задания

  1. Выберите верно образованные формы 2-го лица единственного числа повелительного наклонения:

Напоить - напои, напой; махать - маши, махай; (не) ехать - едь, поезжай, не едь, не езди; лечь - ляг, ляжь; вырезать - вырежь, вырежи; оформить - оформь, оформи.

  1. От приведенных глаголов образуйте формы 1-го лица единственного числа, при невозможности их образования замените их описательными выражениями:

Бороться, бродить, запретить, затмить, блестеть, косить, выдавить, блистать, жать, сесть, махать.

3. Составьте предложения с глагольными формами, объясните, почему нельзя смешивать и взаимозаменять эти формы:

Блистают - блещут, внимают - внемлют, капают - каплют, махают - машут, страдают - страждут, сыплют - сыпят, чтят - чтут, гложет - глодает, мечет - метает, плещется - плескается.