ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.05.2024
Просмотров: 329
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Кафедра литературы и русского языка
3 Сентября 2007 г., протокол №1
Тема 1. Нормы произношения и ударения……………………………………
Общие методические рекомендации по изучению курса
Содержание курса Лекционные занятия
Описание практических занятий Практическая работа №1
Практическая работа №3 Тема: «Грамматические нормы русского языка»
Практическая работа №5 Тема: «Точность, ясность речи»
Практическая работа №7 Тема: «Чистота речи. Культура языка и экология слова»
Практическая работа №8 Тема: «Богатство речи»
Практическая работа №9 Тема: «Уместность как качество грамотной речи»
Практическая работа №11 Тема: «Культура деловой речи. Официально-деловой стиль»
Практическая работа №12 Тема: «Публицистический стиль»
Задания для самостоятельной работы студентов Темы рефератов
Контрольные задания: Вариант 1
Методические и наглядные пособия, использованные при составлении заданий практикумов:
10. Найдите и исправьте ошибки в употреблении предлогов:
1.Ответ по его заявлению отправлен своевременно.
2.Аспирант должен представить отчет о проделанной им работе.
11. Согласуйте сказуемое с подлежащим:
1.Большинство лиц, получивших письма, подозревая гнусность, их ко мне не посылал… .
2.По стенам навешан… был… весьма тесно и бестолково несколько картин.
3.И молча (тешился, тешились) забавой майор с научным стариком.
12. Укажите ошибки в построении сложных предложений, в употреблении деепричастных оборотов, отредактируйте их:
1.На комбинате много сотрудников, хорошо показавших себя в труде и характер работы которых соответствует избранной специальности.
2.Поняв свою беспомощность, ему стало страшно.
13. Вместо точек вставьте антонимы, необходимые для правильного построения антитезы:
Мы можем сказать про человека, что он чаще бывает добр, чем … , умен, чем … , чаще энергичен, чем … , и наоборот (Л. Толстой).
14. Определите стилистические функции антонимов:
1.Бедная богатая Света (заголовок).
2.Передо мной – холодный мрак могилы,
Перед тобой – объятия любви. (Н.).
15. Какие языковые средства использованы для создания шуток, каламбуров?
1.Любил студентов засыпать он, видно, оттого, Что те любили засыпать на лекциях его. (Марш.).
2.Бывает гол король на сцене, но и на поле гол – король! (Е. Ильин).
16. Укажите лексические ошибки, возникшие в результате смешения паронимов или неправильного употребления синонимов. Исправьте предложения:
1.Он понял, что стал косным виновником гибели товарища.
2.Участники собрания строго обсудили тех, кто забывает о своем долге.
3.В составах команд немало именитых спортсменов, не раз добивавшихся отменных результатов на соревнованиях.
17. Определите характер ошибок, допущенных в данных предложениях (алогизм, подмена понятия, употребление отвлеченного существительного вместо конкретного, неясность или нелогичность высказывания вследствие неправильного словоупотребления, нарушение лексической сочетаемости, речевая недостаточность, речевая избыточность (плеоназм, тавтология):
1.Десять лет назад постановка такой темы была совершенной новизной.
2.За бесплатный проезд штраф 10 тысяч.
3.Этому вопросу мы придаем первоочередное внимание.
4.День рождение начнется в три часа.
5.Игорь демобилизовался из армии и пришел к нам на завод. Слесарное дело он начал постигать с самых начальных азов.
6.Беседа, которую мы с вами провели, подошла к своему завершающему концу.
7.Применение березового гриба рассматривается как общеукрепляющее средство.
8.Возникает ситуация, сходная с ранними романами Бальзака.
9.Жители города Калинова живут однообразной, безрадостной жизнью.
10.В один из летних дней ночью друзья отправились на рыбалку.
Вариант 2
Поставьте ударения в следующих словах:
маркетинг, договор, каталог, добыча, гастрономия, понял, коклюш, щавель, камбала, ходатайствовать.
Правильно прочитайте слова и затранскрибируйте их. Укажите случаи возможного нарушения норм и их источники:
сессия, Кузьминична, острие, форель, желчь, яичница.
Определите род несклоняемых существительных, согласуя с ними определения:
юн… кабальеро, больш… гну, крошечн… колибри, заброшен… ранчо, справедлив… рефери, увлекательн… шоу, жирн… иваси, миловидн… шимпанзе, больш… медресе, истин… денди.
От данных существительных образуйте форму именительного падежа множественного числа:
доктор, катер, паспорт, отпуск, профессор, торт, шулер, соболь, ордер.
Образуйте форму родительного падежа множественного числа от данных существительных:
апельсины, сапоги, носки, англичане, рельсы, мандарины, килограммы, армяне, цапли.
Укажите стилистические недочеты в употреблении форм степеней сравнения имен прилагательных, исправьте их:
1.Есть основания полагать, что в самые ближайшие дни будут даны старты первому этапу зимней спартакиады.
2.Нет ничего более худшего, чем ложь и грубость, допускаемые взрослыми.
7. Устраните речевые ошибки, возникшие в результате неправильного использования местоимений:
1.Ни о какой-либо помощи не приходилось и думать.
2.В доме царил беспорядок: на столе лежал молоток без никакой пользы.
8. Исправьте ошибки, возникшие при употреблении глагола:
1. «Езжай и забудем об инциденте» , - хотел я сказать таксисту, но промолчал.
2.Героиня романа полюбила крестьянского парня и бежит с ним из дома свекра, где влачит жалкое существование.
9. Замените цифры словами:
В 1985 году из 1, 5 тысяч гектаров, на которых совхоз высадил рассаду капусты, 857 гектаров не дали урожая.
10. Найдите и исправьте ошибки в употреблении предлогов:
1.Редакция получила много откликов по этому произведению.
2.Статья написана по той же теме.
3.Эти факты говорят за то, что на заводе нет хорошего хозяина.
11. Согласуйте сказуемое с подлежащим:
1.В одном из флигелей его дома жил… шестнадцать горничных.
2.В санях сидел… три мужика и баба.
3.Старик крестьянин с батраком (шел, шли) под вечер, леском.
12. Укажите ошибки в построении сложных предложений, в употреблении деепричастных оборотов, отредактируйте их:
1.На совещании обсуждались вопросы улучшения качества продукции и нет ли возможности снизить ее себестоимость.
2.Прочитав внимательно произведение, каждому станет понятна его основная мысль.
13. Вместо точек вставьте антонимы, необходимые для правильного построения антитезы:
Спят и богатые, и … , и мудрые, и … , и добрые, и …(Ч.).
14. Определите стилистические функции антонимов:
1.Эти непростые простые вопросы (заголовок).
2.Наступил матриархат: сильный слабый пол стал командовать слабым сильным полом (из газет).
15. Какие языковые средства использованы для создания шуток, каламбуров?
1.Настоящий мужчина состоит из мужа и чина. (Ч.).
2.Одно, брат, дело – огурцов посол,
Другое – если ты посол. (Козл.).
16. Укажите лексические ошибки, возникшие в результате смешения паронимов или неправильного употребления синонимов. Исправьте предложения:
1.Перед нами целая галантерея образов.
2.Насекомые обладают хорошо развитым обаянием.
3.Тогда механизации было очень мало.
17. Определите характер ошибок, допущенных в данных предложениях (алогизм, подмена понятия, употребление отвлеченного существительного вместо конкретного, неясность или нелогичность высказывания вследствие неправильного словоупотребления, нарушение лексической сочетаемости, речевая недостаточность, речевая избыточность (плеоназм, тавтология):
1.Он долго не навещал свою мать.
2.Большая половина территории Тургайской впадины расположена в степной полосе.
3.Творчество композитора опирается на развитие лучших традиций русского искусства.
4.Владелец «Жигулей» Гуляев оказался на улицах города с неисправными тормозами и поврежденным крылом.
5.Большое внимание будет оказано благоустройству города.
6.Выиграв, сборная университета сделала шаг вверх на одну ступеньку пьедестала почета.
7.Старое, умирающее страстно сопротивляется новому.
8.Сейчас наши дети начинают постигать первые школьные трудности.
9.Он еще в глубокой юности начал писать песни, и вот только теперь на его убеленную сединами голову обрушилась слава.
10.Премировать работников яслей за выполнение плана по уровню заболеваемости детей.