ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.05.2024

Просмотров: 265

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Русский язык и культура речи

Кафедра литературы и русского языка

3 Сентября 2007 г., протокол №1

Тема 1. Нормы произношения и ударения……………………………………

Введение

Общие методические рекомендации по изучению курса

Тематический план курса

Содержание курса Лекционные занятия

Описание практических занятий Практическая работа №1

Литература

Задания

Практическая работа №2

Задания

Практическая работа №3 Тема: «Грамматические нормы русского языка»

Список литературы

Задания

Практическая работа №4

Практическая работа №5 Тема: «Точность, ясность речи»

Список литературы

Задания

Практическая работа №6

Практическая работа №7 Тема: «Чистота речи. Культура языка и экология слова»

Список литературы

Задания

Практическая работа №8 Тема: «Богатство речи»

Задания

Практическая работа №9 Тема: «Уместность как качество грамотной речи»

Список литературы

Задания

I. Осторожность на дорогах

Практическая работа №10 Тема: «Культура научной речи. Научный стиль языка: письменная форма изложения»

Список литературы

Задания

Практическая работа №11 Тема: «Культура деловой речи. Официально-деловой стиль»

Список литературы

Задания

Практическая работа №12 Тема: «Публицистический стиль»

Список литературы

Задания

Практическая работа №13

Задания

Практическая работа №14

Задания

Практическая работа №15

Практическая работа №26

Задания для самостоятельной работы студентов Темы рефератов

Контрольные задания: Вариант 1

Вариант 2

Тестовые задания

Вопросы к экзамену

Список основной литературы:

Дополнительная литература:

Словари и справочные издания:

Методические и наглядные пособия, использованные при составлении заданий практикумов:

Практическая работа №9 Тема: «Уместность как качество грамотной речи»

2 часа

План

1. Уместность речи как такой подбор и организация языковых средств, которые делают речь отвечающей целям и условиям общения. Уместность речи как соответствие:

а) теме сообщения;

б) логическому и эмоциональному содержанию сообщения;

в) составу слушателей.

2.Уместность контекстуальная.

  1. Уместность личностно-психологическая.

  2. Уместность стилевая – умение учитывать специфику, закономерности отбора и употребления языкового материала в соответствии с используемым для создания текста стилем – деловым, научным, художественным, публицистическим, разговорным.

  3. Различная трактовка понятия «стиль».

  4. Принципы классификации стилей.

  5. Вопрос о стилях языка и речи.

  6. Определение функционального стиля.

  7. Классификация функциональных стилей языка/речи. Экстралингвистические и лингвистические предпосылки дифференциации функциональных стилей, основные стилеобразующие признаки.

  8. Понятие о подстиле, жанре, типе, форме речи.

Список литературы

  1. Бельчиков Ю. А. Стилистика и культура речи. - М., 2000.

  2. Введенская Л. А. Культура и искусство речи / Введенская Л. А., Павлова Л. Г. - Ростов –н/Д., 1996. - С. 107-117.

  3. Введенская Л. А Русский язык и культура речи / Введенская Л. А, Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. - Ростов- н/Д., 2000. - С.46-69.

  4. Виноградов В. В. Проблемы русской стилистики. - М., 1981.

  5. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. - М., 2002. - С. 11-25.

  6. Данцев А. А. Русский язык и культура речи / Данцев А. А., Нефедова Н. В. - Ростов-н/Д., 2001. - С.169-170, 188-198.

  7. Ефимов А. И. Стилистика русского языка. - М., 1969.

  8. Кожина М. Н. Стилистика русского языка. - М., 1993. - С. 27-91.

  9. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. - М., 1987. -С. 20-74.

  10. Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. - М., 2001. - С. 11-61.

  11. Романова Н. Н. Стилистика и стили / Романова Н. Н., Филиппов А. В. - М., 2000.

  12. Русский язык и культура речи / Под ред. О. Я. Гойхмана. - М., 2002. - С. 16-45.

  13. Русский язык и культура речи / Под ред. В. Д. Черняк. - М., 2002. - С. 375-392.

  14. Шмелев Д. Н. Русский язык в его функциональных разновидностях. - М., 1974.


Задания

1.Сравните три текста на одну и ту же тему (дорожное происшествие). Каковы особенности подачи одного и того же материала в произведениях разной стилистической принадлежности? Охарактеризуйте экстралингвистические и лингвистические стилеобразующие признаки текстов.

I. Осторожность на дорогах

Зима с ее капризами на берегах Невы – далеко не простой период в жизни нашего города. Снегопады и оттепели, утренние заморозки и пронизывающий ветер не только несут нам дискомфорт, но и таят в себе серьезные опасности. Мы видим, как заметно вырос автомобильный парк Петербурга, насколько интенсивнее стали транспортные потоки. А ведь необходимо помнить о том, что автомобиль по-прежнему остается источником повышенной опасности. Мы должны наконец проникнуться мыслью о недопустимости ежегодной гибели в дорожных катастрофах восьмисот и травмирования почти шести тысяч человек. Выходя на улицу, мы должны знать, что 70% всех дорожно-транспортных происшествий в городе – это наезды на пешеходов. Поэтому, уважаемые водители, пропустите пешеходов на пешеходном переходе, в зоне остановки общественного транспорта, уступите им дорогу на повороте. Зимой им особенно трудно. Да, они не так хорошо знают правила дорожного движения, не настолько дисциплинированны, как вы, но сделайте им шаг навстречу.

II.

Действия водителей при дорожно-транспортных происшествиях

    1. При дорожно-транспортном происшествии водители, причастные к нему, должны:

Немедленно остановиться и оставаться на месте происшествия, включить аварийную световую сигнализацию или выставить знак аварийной остановки

(мигающий красный фонарь) в соответствии с требованиями пункта 8.11 настоящих правил;

не перемещать транспортное средство и предметы, имеющие отношение к происшествию;

принять возможные меры для оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим, вызвать «Скорую медицинскую помощь»…;

сообщить о случившемся в милицию, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия работников милиции;

принять все возможные меры к сохранению следов происшествия, ограждению их и организации объезда места происшествия;

если движение других транспортных средств невозможно, освободить проезжую часть, предварительно зафиксировав в присутствии свидетелей положение транспортного средства и относящихся к происшествию предметов и следов.


III.

Здравствуй, Димка!

Пишу тебе несмотря на то, что только позавчера отправила письмо. Дело в том, что у меня есть потрясающая новость. Представляешь, папа вчера чуть не разбил машину. Помнишь, на перекрестке у нашего дома никогда не было светофора? Нет и сейчас. Так вот, папа поехал ставить машину в гараж через этот перекресток. Их ряд пропускали. И вдруг справа выезжает какая-то наглая иномарка на скорости. Папа не ожидал этого и не успел остановиться. В общем, все кончилось хорошо – они еле-еле успели развернуться! Сразу гаишники откуда-то появились – тому водителю штраф. А он даже не извинился перед папой – представляешь!?

Ну, все. Остальное все нормально. Как там ты?

Пока. Ира.


Практическая работа №10 Тема: «Культура научной речи. Научный стиль языка: письменная форма изложения»

2 часа

План

  1. Экстралингвистические (коммуникативные) предпосылки выделения научного стиля языка, его место среди других функциональных стилей:

  2. Лингвистические особенности языка науки:

а) лексико-фразеологическая специфика научного стиля;

б) морфологические черты научного стиля;

в) синтаксические средства научного стиля;

г) вопрос об экспрессивности научного стиля.

  1. Подстили научного стиля, их жанры.

  2. Вопрос о терминологии и терминотворчестве.

  3. Специфика устной разновидности научного стиля.

  4. Монолог, диалог, спор, дискуссия как речевые формы проявления познавательной и коммуникативной функции научного стиля.

  5. Учебно-научная речь, ее жанры: лекция, доклад, беседа, сообщение, ответ.

  6. Роль невербальных факторов в научном диалоге.

Список литературы

Основная

  1. Введенская Л. А. Культура и искусство речи / Введенская Л. А., Павлова Л. Г. - Ростов-н/Д., 1996. – Раздел 5 «Основы полемического мастерства».

  2. Введенская Л. А. Деловая риторика / Введенская Л. А., Павлова Л. Г. - Ростов-н/Д., -2002. - С. 325-410.

  3. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. - М., 2002. -С. 15-25, 35-43.

  4. Васильева А. Н. Курс лекций по стилистике русского языка. Научный стиль речи.

- М., 1976.

  1. Кожин А .Н. Функциональные типы русской речи / Кожин А. Н., Крылова О. А., Одинцов В. В. - М., 1982. - С. 91-103.

  2. Культура русской речи. - М., 2000. - С. 169-215.

  3. Панфилов А. К. Лекции по стилистике русского языка. - М., 1972.

  4. Русский язык и культура речи / Под ред. О. Я. Гойхмана. - М., 2002. - С. 16-27.

  5. Русский язык и культура речи / Под ред. В. Д. Черняк. - М., 2002. - С. 15-25, 35-43.

  6. Терминология и культура речи. - М., 1981.

Дополнительная

  1. Кожина М. Н. Стилистика русского языка. - М., 1993.

  2. Лаптева О. А. Как ученые говорят // Русская речь. -1995. –№3.

  3. Сенкевич В. П. Стилистика научной речи и литературное редактирование научных произведений. - М., 1976.


Задания

  1. Составьте аннотацию, тезисы или краткий конспект главы 4 «Культура научной и профессиональной речи» из учебника «Культура русской речи». – М., 2000.

  2. Проанализируйте стилеобразующие средства научного стиля, представленные в этой главе.

  3. Выберите интересную, на ваш взгляд, для аудитории книжную новинку (научного или научно-популярного плана). Подготовьте устное реферативное сообщение в форме монолога на 2-3 минуты, письменно составьте рецензию на данную книгу. При выполнении заданий обращайтесь к Приложению №1

  4. Дайте тезисное изложение основных положений книги Поварнина С. Спор. О теории и практике спора. - Санкт-Петербург, 1996.

  5. Подготовьте доклады по книге Введенской Л. А., Павловой Л. Г. Культура и искусство речи. - Ростов-н/Д., 1996. – Раздел 5 «Основы полемического мастерства»:

а. Спор, дискуссия, полемика (Глава 1. –С. 397-414).

б. Культура спора (Глава 2. –С. 414-448).

в. Как убедить оппонента (Глава 3. –С. 448-475).

г. Полемические приемы (Глава 4. –С. 475-487).

д. Искусство отвечать на вопросы (Глава 5. –С. 487-496).

е. Уловки в споре (Глава 6. –С. 499-513).

ж. Активные формы обучения полемическому мастерству (Глава 7. –С. 513-524).

  1. Подготовьте сообщения по книге Казарцевой О. М. Культура речевого общения. Теория и практика обучения. - М., 1998:

а. Об учебно-научной речи (С. 355-369).

б. О неречевом поведении (С. 94-122).