ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.05.2024
Просмотров: 358
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Кафедра литературы и русского языка
3 Сентября 2007 г., протокол №1
Тема 1. Нормы произношения и ударения……………………………………
Общие методические рекомендации по изучению курса
Содержание курса Лекционные занятия
Описание практических занятий Практическая работа №1
Практическая работа №3 Тема: «Грамматические нормы русского языка»
Практическая работа №5 Тема: «Точность, ясность речи»
Практическая работа №7 Тема: «Чистота речи. Культура языка и экология слова»
Практическая работа №8 Тема: «Богатство речи»
Практическая работа №9 Тема: «Уместность как качество грамотной речи»
Практическая работа №11 Тема: «Культура деловой речи. Официально-деловой стиль»
Практическая работа №12 Тема: «Публицистический стиль»
Задания для самостоятельной работы студентов Темы рефератов
Контрольные задания: Вариант 1
Методические и наглядные пособия, использованные при составлении заданий практикумов:
Тестовые задания
-
Выберите слова с ударением на втором слоге: квартал, пломбировать, феномен, хвоя, кухонный, партер, откупорить, маркетинг, каталог, коклюш, щавель, ходатайствовать.
Пломбировать, феномен, хвоя, кухонный, маркетинг, каталог.
Квартал, феномен, партер, откупорить, коклюш, щавель, ходатайствовать.
Квартал, пломбировать, хвоя, откупорить, маркетинг.
Пломбировать, феномен, партер, маркетинг, щавель.
-
Выберите слова, в которых произносится [шн]:
Убыточный, горчичник, перечница, пустячный, Саввична, скучный.
Копеечный, сливочный, скворечник, шапочный, яичница, ячневая.
Кузьминична, нарочно, скучный, булочная, ячневая, скворечник.
-
Определите в каких словах под ударением произносится [о]:
Желоб, желчь, акушер, опека.
Осужденный, истекший, острие, маневр.
Шерстка, многоженство, новорожденный, маневр.
-
Определите, в каких словах согласных перед [э] произносится твердо:
Агрессия, адекватный, антитеза, демарш.
Музей, резюме, энергия, темп.
Апартеид, анестезия, декан, террор.
-
Образуйте форму родительного падежа множественного числа от данных существительных: чулки, полотенца, граммы, кочерги, ясли, туфли, цапли.
Чулков, полотенец, кочергов, яслей, туфель.
Чулок, полотенец, кочергей, ясель, туфель.
Чулок, полотенец, кочерег, яслей, туфель.
Чулок, полотенцев, кочерег, яслей, туфлей.
Чулков, полотенец, кочерег, ясель, туфлей.
-
Выберите из данных слов существительные среднего рода: конферансье, манго, рантье, эмбарго, кюре, бикини, контральто, гну, медресе, такси, пенальти.
Манго, эмбарго, бикини, контральто, медресе, такси.
Манго, рантье, контральто, гну, такси, пенальти.
Эмбарго, гну, медресе, пенальти.
Рантье, кюре, бикини, медресе, такси.
-
Выберите имена существительные мужского рода:
Рантье, кюре, бикини, колибри, рефери.
Шимпанзе, шампунь, медресе, шоу, портмоне.
Кабальеро, гну, шимпанзе, денди, рантье.
Визави, конферансье, регби, контральто.
Пенальти, кутюрье, тюль, пони, инкогнито.
-
Какие существительные в именительном падеже множественного числа имеют окончание а:
Директор, бухгалтер, пропуск, катер, шулер.
Доктор, катер, профессор, пропуск, директор.
Корпус, кондуктор, слесарь, орден, торт.
Ордер, соболь, шулер, паспорт, профессор.
Катер, корпус, профессор, доктор, шофер.
-
Слово употреблено в несвойственном ему значении в предложении:
Участники собрания строго обсудили тех, кто забывает о своем долге.
В составах команд немало именитых спортсменов, не раз добивавшихся отменных результатов на соревнованиях.
Он понял, что стал косным виновником гибели товарища.
Насекомые обладают хорошо развитым обаянием.
Застенчивость была его ахиллесовой пятой и доставляла ему массу неудобств.
-
Речевые ошибки допущены в предложении:
Есть основания полагать, что в самые ближайшие дни будут даны старты первому этапу зимней спартакиады.
Большое внимание будет оказано благоустройству города.
Аспирант должен представить отчет о проделанной им работе.
Большинство приняло решение остаться на острове.
-
Речевые ошибки допущены в предложении:
Творчество композитора опирается на развитие лучших традиций русского искусства.
Применение березового гриба рассматривается как общеукрепляющее средство.
Возникает ситуация, сходная с ранними романами Бальзака.
Медали были вручены двумстам тридцати пяти выпускникам.
-
Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетании:
Плеяда композиторов.
Задуматься над проблемой.
Оказать пользу.
Благодаря халатности.
Представить слово гостю.
Уточнить о затратах.
Оплатить за обучение.
-
Выберите предложения, в которых сказуемое должно стоять в форме множественного числа:
Большинство работ В.Е. Евгеньева – Максимова (десятки книг и сотни статей) посвящен… исследованию творчества Некрасова.
Подавляющее большинство слушателей показал… на экзаменах глубокие знания.
Полмесяца прошл… с тех пор, как начались экзамены.
-
Выберите предложения, содержащие тавтологию:
Правительство в это трудное и нелегкое время должно представлять единый монолит.
Необычный феномен могли наблюдать жители Уфы в прошлое воскресенье.
Изысканные и вкусные деликатесы из свежей рыбы могут отведать посетители нашего ресторана.
На качество направлены многие темы, разрабатываемые нашими учеными.
-
Выберите предложения, содержащие антономасию:
Ненастный день потух; ненастной ночи мгла по небу стелется одеждою свинцовой (П.).
Ему рукоплескал Париж.
Мы все глядим в Наполеоны.
Но даже и ракетой вознесен, несущейся быстрей, чем скорость звука, увижу я, как будто страшный сон, молчалиных тихоньствующих сонм и многоликость рожи Скалозуба (Евт.).
-
Выберите предложения, содержащие синекдоху:
Только слышно на улице где-то одинокая бродит гармонь.
Ему рукоплескал Париж.
В сто сорок солнц закат пылал (Маяк.).
Руки милой – пара лебедей – в золоте волос моих ныряют…(Ес.).
-
Выберите предложения, содержащие литоту:
Ягненочек кудрявый – месяц гуляет в голубой траве (Ес.).
Зимы последние кусочки чуть всхлипывают под ногой, и так смущенно дышат кочки незащищенностью нагой (Евт.).
Ниже тоненькой травиночки надо голову клонить (Некр.).
Определите, к какому стилю относится текст:
Нетрудно убедиться, что наибольшее сходство с русским языком имеют языки украинский и белорусский. Эта близость неслучайна: до 14 века предки русских, украинцев и белорусов составляли единый народ, говорящий на так называемом древнерусском языке. Поэтому русский, украинский и белорусский языки находятся в близком родстве. Эти три языка называются восточнославянскими.
Научному.
Официально – деловому.
Публицистическому.
Художественному.
Определите, к какому стилю относится текст:
Наутро в четверг Фидель Кастро снова приехал за Путиным, чтобы сопроводить его во Дворец революции на официальную церемонию встречи и переговоры в расширенном составе. Здесь же были подписаны основные совместные документы, при этом кубинский лидер то и дело поворачивался к Путину и о чем-то с ним оживленно говорил, демонстрируя залу свою прямую, как стрела, спину.
Научному.
Официально – деловому.
Художественному.
Разговорному.
Публицистическому.
Определите, к какому стилю относится текст:
Мы прошли в зал с камином, миновали старинные двери, и, видя мою заинтересованность, Ильчин соблазнительно поманил меня пальцем внутрь. Мой спутник раздвинул портьеры, и мы оказались в маленьком зрительном зале мест на триста. Под потолком тускло горело две лампы в люстре, занавес бал открыт, и сцена зияла. Она была торжественна, загадочна и пуста.
Научному.
Официально – деловому.
Художественному.
Разговорному.
Публицистическому.
Вопросы к экзамену
Понятие культуры речи. Культура речи как элемент общей культуры личности.
Аспекты культуры речи.
Основные единицы общения.
Учение о качествах “хорошей речи”.
Природа норм современного русского языка.
Литературный язык. Признаки литературного языка.
Правильность речи.
Орфоэпические и акцентологические нормы современного русского языка.
Лексические и словообразовательные нормы современного русского языка.
Стилистические ресурсы лексики. Употребление в речи синонимов, антонимов, паронимов, омонимов и многозначных слов.
Архаизмы, историзмы, фразеологизмы, неологизмы, окказионализмы, слова иноязычного происхождения: основные функции и их роль в речи.
Морфологические нормы русского языка
Культура письменной речи: русская орфография.
Культура письменной речи: русская пунктуация.
Содержательность речи.
Точность, ясность речи.
Логичность речи.
Чистота речи.
Богатство речи.
Речевой этикет: функции, формулы.
Уместность речи.
Речевые ошибки. Типы языковых ошибок.
Стилистическая система русского языка. Функциональные стили и принципы их выделения.
Научный стиль. Система подстилей и жанров.
Специфика устной разновидности научного стиля. Письменная форма реализации научного стиля языка.
Культура дискутивно - полемической речи.
Публицистический стиль, его подстили и жанры; стилевые черты и их проявление в языковых средствах.
Официально – деловой стиль: стилевые черты и их проявление в языковых средствах.
Речевой этикет в документах.
Язык рекламы.
Разговорно – обиходный стиль. Прагматика и стилистика разговорной речи.
Коммуникативные цели, речевые стратегии, тактики и приемы в разговорной речи.
Условия успешного общения и причины коммуникативных неудач. Жанры речевого общения.
Язык художественной литературы в системе функциональных стилей русского языка.
Главные критерии мастерства оратора. Кодекс оратора.
Основные виды публичных выступлений.
Аргументация в публичной речи. Типы аргументов.
Мимика, поза, жест как дополнительные средства выразительности публичной речи.
Список основной литературы:
Аванесов Р. И. Русское литературное произношение / Р. И. Аванесов. – М., 1984.
Акишина А. А. Русский речевой этикет / А. А. Акишина, Н. И. Формановская. – М., 1975.
Бельчиков Ю. А. Стилистика и культура речи / Ю. А. Бельчиков. – М., 2000.
Васильева А. Н. Основы культуры речи / А. Н. Васильева. – М., 1990.
Васильева А. Н. Курс лекций по стилистике русского языка. Научный стиль речи / А. Н. Васильева. – М., 1976.
Введенская Л. А. Культура речи / Л. А. Введенская. – Ростов-на-Дону, 2002.
Введенская Л. А. Культура и искусство речи / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. – Ростов-на-Дону, 1996.
Введенская Л. А. Русский язык и культура речи / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – Ростов-на-Дону, 2000.
Введенская Л. А. Русский язык и культура речи: экзаменационные ответы / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001.
Вербицкая Л. А. Давайте говорить правильно: Пособие по русскому языку / Л. А. Вербицкая. – М., 2001.
Головин Б. Н. Основы культуры речи. / Б. Н. Головин. – М., 1988.
Головин Б. Н. Как говорить правильно. Заметки о культуре русской речи / Б. Н. Головин. – М., 1988.
Гольдин В. Е. Речь и этикет / В. Е. Гольдин. – М., 1983.
Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М., 1999.
Голуб И. Б. Русский язык и культура речи / И. Б. Голуб. – М., 2002.
Горбачевич К. С. Нормы русского языка / К. С. Горбачевич. – М., 1978.
Горбачевич К. С. Изменение норм русского литературного языка / К. С. Горбачевич. – Л., 1971.
Горшков А. И. Русская стилистика / А. И. Горшков. – М., 2001.
Гойхман О. Я. Речевая коммуникация / О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина. – М., 2001.
Ефимов А. И. Стилистика русского языка / А. И. Ефимов. – М., 1969.
Иванова В. Ф. Современная русская орфография / В. Ф. Иванов. – М., 1991.
Ивин А. А. Теория аргументации / А. А. Ивин. – М., 2000.
Казарцева О. М. Культура речевого общения. Теория и практика обучения / О. М. Казарцева. – М., 1998.
Кожина М. Н. Стилистика русского языка / М. Н. Кожина. – М., 1993.
Кожин А. Н. Функциональные типы русской речи / А. Н. Кожин, О. А. Крылова, В. В. Одинцов. – М., 1982.
Кохтев Н. Н. Основы ораторской речи / Н. Н. Кохтев. – М., 1992.
Кохтев Н. Н. Риторика / Н. Н. Кохтев. – М.,1994.
Крылова О. А. Основы функциональной стилистики русского языка / О. А. Крылова. – М., 1979.
Культура русской речи. – М., 2000.
Культура парламентской речи. – М., 1994.
Культура устной и письменной речи делового человека. – М., 1999.
Культура речи на сцене и на экране. – М., 1986.
Мучник Б. С. Основы стилистики и редактирования / Б. С. Мучник. – Ростов-на-Дону, 1997.
Розенталь Д. Э. Секреты стилистики. Правила хорошей речи / Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб. – М., 1996.
Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке / Д. Э. Розенталь. – М., 1997.
Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка / Д. Э. Розенталь. – М., 1987.
Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика / Д. Э. Розенталь. – М., 2001.
Розенталь Д. Э. Русский язык. Орфография и пунктуация / Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб. – М., 1997.
Русский язык и культура речи / Под ред. О.Я. Гойхмана. – М., 2002.
Русский язык и культура речи / Под ред. В.И. Максимова. – М., 2000.
Русский язык и культура речи / Под ред. В.Д. Черняк. – М., 2002.
Русский язык и культура речи. Учебно-методический комплекс для вузов. – Кемерово, 2002.
Русский язык конца XX столетия (1985 – 1995). – М., 1998.
Сенкевич М. П. Практическая стилистика русского языка и литературное редактирование / М. П. Сенкевич. – М., 1980.
Сидорова М. Ю. Русский язык и культура речи: Конспект лекций / М. Ю. Сидорова, В. С. Савельев. – М.: Айрис – пресс, 2005.
Солганик Г. Я. Стилистика русского языка / Г. Я. Солганик. – М., 1996.
Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение / С. Н. Цейтлин. – М., 1982.
Шустрова Л. В. Практическая стилистика русского языка / Л. В. Шустрова. – М., 1994.