ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.05.2024

Просмотров: 279

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Русский язык и культура речи

Кафедра литературы и русского языка

3 Сентября 2007 г., протокол №1

Тема 1. Нормы произношения и ударения……………………………………

Введение

Общие методические рекомендации по изучению курса

Тематический план курса

Содержание курса Лекционные занятия

Описание практических занятий Практическая работа №1

Литература

Задания

Практическая работа №2

Задания

Практическая работа №3 Тема: «Грамматические нормы русского языка»

Список литературы

Задания

Практическая работа №4

Практическая работа №5 Тема: «Точность, ясность речи»

Список литературы

Задания

Практическая работа №6

Практическая работа №7 Тема: «Чистота речи. Культура языка и экология слова»

Список литературы

Задания

Практическая работа №8 Тема: «Богатство речи»

Задания

Практическая работа №9 Тема: «Уместность как качество грамотной речи»

Список литературы

Задания

I. Осторожность на дорогах

Практическая работа №10 Тема: «Культура научной речи. Научный стиль языка: письменная форма изложения»

Список литературы

Задания

Практическая работа №11 Тема: «Культура деловой речи. Официально-деловой стиль»

Список литературы

Задания

Практическая работа №12 Тема: «Публицистический стиль»

Список литературы

Задания

Практическая работа №13

Задания

Практическая работа №14

Задания

Практическая работа №15

Практическая работа №26

Задания для самостоятельной работы студентов Темы рефератов

Контрольные задания: Вариант 1

Вариант 2

Тестовые задания

Вопросы к экзамену

Список основной литературы:

Дополнительная литература:

Словари и справочные издания:

Методические и наглядные пособия, использованные при составлении заданий практикумов:

Практическая работа №15

Тема: «Культура письменной речи: русская орфография»

2 часа

План

  1. Принципы орфографии. Ведущий принцип русской орфографии.

  2. Орфографическая норма. Орфографическое правило. Орфограмма.

  3. Трудные случаи русской орфографии.

Список литературы

    1. Русский язык и культура речи / Под ред. О. Я. Гойхмана. - М., 2002. - С. 150 - 151.

    2. Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 2002.

    3. Руднев В. Н. Русский язык и культура речи. – М., 2006. – С.175-178.

Задания

    1. Вставьте пропущенные буквы, объясните написание буквы о или е после шипящих.

Горяч…, танц…вщик, облуч…нный, алыч…вый, гребеш…к, верблюж…нок, девч…нка, распаш…нка, свеж…, закопч…нный, ситц… вый, понож…вщина, борщ…к, коч…вка, облиц…ванный, добряч…к, крюч…чек, парч…вый, выкорч…вывать, изображ…н.

    1. Перепишите текст, раскрывая скобки.

Две недели (не)уверенные в завтрашнем дне люди (не)видели солнца. Сидя в холодном, (не)топленом помещении, все (не)щадно страдали от голода и жажды. (Не)легко было переносить страдания тела, но преодолеть (не)щадящий взрослых и детей страх было еще сложнее. (Не)бояться в условиях (не)воли (не)возможно.

Как всякая (не)позноваемая категория, страх обрастает огромной раковиной (не)линейного постижения. Трусам – (не)преодолеть (не)избежности испуга, храбрецам – (не)испугаться даже перед самой (не)постижимой опасностью (не)известности.

Люди выходили на свет, щуря (не)привыкшие к яркому солнцу глаза, еще (не)веря в (не)вероятное (не)сколько часов назад освобождение. Но это была (не)свобода в полном смысле этого слова, а только (не)смело забрезживший свет в (не)скончаемом тоннеле борьбы и (не)примиримости с рабством.

    1. Запишите в две колонки слова с приставками при- и пре- и разъясните их значение.

Пр…образователь, пр…школьный, пр…успевать, пр…луниться, пр…красный, пр…рвать, пр…остановить, пр…прятать, пр…верженный, пр…касаться, пр…мерять, пр…бытие, пр…ображать, пр…взойти, пр…верженец, пр…тяжение, пр…возносить, пр…сечь, пр…служиваться, пр…низить, пр…бирать, пр…одеть, пр…забавный, пр…беречь, пр…поднять, пр…восходить, пр…выше всего, пр…образованный, пр…полярный, пр…дисловие, пр…избыток, пр…мириться, пр…нуждение, пр…командированный, пр…емлемый, пр…вносить, пр…одолеть, пр…гнуть, пр…мудрый, пр…вить.


    1. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и объясняя написание н или нн.

Кипяче…ая вода – вскипяче…ое молоко; краше…ый пол – покраше…ый забор, рама покраше…а; коше…ый или некоше…ый луг, скоше…ая трава, трава скоше…а; стреля…ый воробей – подстреле…ая птица; жже…ый кофе – сожже…ое письмо; копче…ая колбаса – закопче…ые стены; балова…ый ребенок – избалова…ое дитя – девочка избалова…а родителями; стриже…ый мальчик – остриже…ая голова, волосы остриже…ы; дистилирова…ая вода.

    1. Перепишите предложения, раскрывая скобки. Различайте слитное написание наречий и раздельное написание предлогов с существительными.

1.(С) начала подумай, потом отвечай. 2. Дожди шли беспрерывно (с) начала весны. 3. Как хорош лес (в) начале осени. 4. (В) начале я не почувствовал своеобразной красоты горного пейзажа. 5. (Во) время поездки к Эльбрусу экскурсанты любовались бурным Баксаном и чудесными горами. 6. Все собрались (во) время, никто не опоздал. 7. Кругом было (на) столько красиво, что все замолкли и с восторгом глядели (в) перед и (в) верх. 8. (На) сколько километров (в) верх поднялись (без) отдыха альпинисты? 9. Березка склонилась (на) бок. 10. (В) ширь и (в) даль раскинулись беспредельные кубанские поля. 11. (В) даль туманную двигались отряды партизан. 12. Несмотря (на) конец сентября, под Москвой было (по) летнему тепло.

    1. Перепишите предложения, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.

(В) следств… ранения Ибрагим носил повязку (П.). 2. Мне было лет двадцать пять, когда я начал писать что-то (в) роде воспоминаний (Гер.). 3. (В) продолжени… дороги мы два раза переехали через реку (Акс.). 4. Признаюсь, сколько я ни старался различить вдалеке что-нибудь (на) подобие лодки, но безуспешно (Л.). 5. Хромой старичишка вышел (из) за шалаша в углу огорода и закричал на Герасима (Т.). 6. (В) течени… двадцати лет сряду изъездил я Россию по всем направлениям (Т.). 7. Темные глаза смотрели (из) под бровей сурово (М.Г.). 8. Я вынул из чемодана и показал золотой медальон (в) виде сердечка (Кав.). 9. (По) над рекой сквозь едкий дым они проходят на рассвете (Сур.). 10. Катер пошел со специальным заданием, и (в) виду бурной погоды за него беспокоились (Сим.).

(По) среди обширных трудов своих не переставал осведомляться о своем любимце (Пушкин). 2. Вслед (за) тем из дверей показалась светлая головка девочки. 3. (В) заключени… старики просили, чтобы Мироныча не трогали (Акс.). 4. (В) последстви… я узнал, что не только наводнение являлось причиной вашей задержки (Акс.). 5. У многих русских рек, (на) подоби… Волги, один берег горный, другой луговой (Т.). 6. Телеграфные столбы потом опять показывались в лиловой дали (в) виде маленьких палочек (Ч.). 7. Имейте (в) виду – задание ответственное (Эренб.).



Практическая работа №26

Тема: «Культура письменной речи: русская пунктуация»

2 часа

План

    1. Понятие пунктуации.

    2. История возникновения пунктуационных знаков.

    3. Рекомендательный характер русской пунктуации.

    4. Трудные случаи русской пунктуации.

Список литературы

    1. Русский язык и культура речи / Под ред. О. Я. Гойхмана. - М., 2002. - С. 150 - 151.

2. Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 2002.

3. Руднев В. Н. Русский язык и культура речи. – М., 2006. – С.175-178.

Задания

  1. Определите функции знаков препинания и объясните их постановку.

    1. Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским – с друзьями, немецким – с неприятелями, итальянским – с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка… Сильное красноречие Цицероново, великолепная Вергилиева важность, Овидиево приятное витийство не теряют своего достоинства на российском языке. Тончайшие философские воображения и рассуждения, многоразличные естественные свойства и перемены, бывающие в сем видимом строении мира и в человеческих обращениях, имеют у нас пристойные и вещь выражающие речи. И ежели чего точно изобразить не можем, не языку нашему, но не довольному своему в нем искусству приписывать долженствуем.

Кто от часу далее в нем углубляется… то увидит безмерно широкое поле или, лучше сказать, едва пределы имеющее море (М.В. Ломоносов. Российская грамматика).

    1. Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык. Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу? (И.С. Тургенев).


  1. Разделите предложения по группам, соответствующим правилам пунктуации:

      1. запятые, выделяющие части сложного предложения;

      2. запятые, выделяющие обособленные члены предложения (определения, обстоятельства и т.д.);

      3. запятые, оформляющие сравнительный оборот;

      4. запятые, оформляющие вводные слова и конструкции.

Воспользуйтесь любым учебником по русскому языку (например,

Валгина Н. С., Светлышева В. Н. Орфография и пунктуация: Справочник.

– М.: Высшая школа, 1993; Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Русская орфография и пунктуация. – М.: Русский язык, 1990), если выделенные жирным шрифтом понятия требуют дополнительного разъяснения.

Примеры использования пунктуационных знаков

Группа правил

Есть тысяча способов быть очень дурным человеком, не нарушая ни одного закона (А. Сталь)

(2)

Люди любят удивляться, и это служит семенами науки (Р. Эмерсон)

(1)

Бежать, кстати, это – известная манера побеждать (П. Кальдерон)

(4)

Шутку, как и соль, следует употреблять с умеренностью (Пифагор)

(3)

Быть умным – значит не спрашивать, на что нельзя ответить (В. Ключевский)

Любовь к ближнему, хорошо понятая, начинается с самого себя (В. Гете)

Есть довольно много людей, презирающих богатство, но лишь немногие из них смогут расстаться с ним (Ф. Ларошфуко)

Верования, которые мы теперь называем ложными, некогда считались истинными (Р. Эмерсон)

Воображение – горячий конь, часто сбрасывающий с седла своего всадника (Р. Соути)

Свет переполнен глупцами, и кто не желает этого видеть, тот должен держаться особняком и разбить свое зеркало (Н. Буало)

Глупость и мудрость с такой же легкостью схватываются, как и заразные болезни. Поэтому выбирай себе товарищей (У. Шекспир)

В процессе перенесения мысли на бумагу, по-видимому, ускользает самая тонкая ее часть (О.Уайльд)

Гордость – это скользкая покатость, в низу которой ожидает нас высокомерие и тщеславие (П. Декурсель)

Засыпьте пропасть невежества, и вы уничтожите притон преступлений (В. Гюго)

Человек, полностью не владеющий собственным языком, никогда не овладеет другим (Б. Шоу)