ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.05.2024

Просмотров: 335

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Русский язык и культура речи

Кафедра литературы и русского языка

3 Сентября 2007 г., протокол №1

Тема 1. Нормы произношения и ударения……………………………………

Введение

Общие методические рекомендации по изучению курса

Тематический план курса

Содержание курса Лекционные занятия

Описание практических занятий Практическая работа №1

Литература

Задания

Практическая работа №2

Задания

Практическая работа №3 Тема: «Грамматические нормы русского языка»

Список литературы

Задания

Практическая работа №4

Практическая работа №5 Тема: «Точность, ясность речи»

Список литературы

Задания

Практическая работа №6

Практическая работа №7 Тема: «Чистота речи. Культура языка и экология слова»

Список литературы

Задания

Практическая работа №8 Тема: «Богатство речи»

Задания

Практическая работа №9 Тема: «Уместность как качество грамотной речи»

Список литературы

Задания

I. Осторожность на дорогах

Практическая работа №10 Тема: «Культура научной речи. Научный стиль языка: письменная форма изложения»

Список литературы

Задания

Практическая работа №11 Тема: «Культура деловой речи. Официально-деловой стиль»

Список литературы

Задания

Практическая работа №12 Тема: «Публицистический стиль»

Список литературы

Задания

Практическая работа №13

Задания

Практическая работа №14

Задания

Практическая работа №15

Практическая работа №26

Задания для самостоятельной работы студентов Темы рефератов

Контрольные задания: Вариант 1

Вариант 2

Тестовые задания

Вопросы к экзамену

Список основной литературы:

Дополнительная литература:

Словари и справочные издания:

Методические и наглядные пособия, использованные при составлении заданий практикумов:

Русский язык и культура речи

Федеральное агентство по культуре и кинематографии Российской Федерации

Кемеровский государственный университет культуры и искусств

Кафедра литературы и русского языка

Русский язык и культура речи

Учебно – методический комплекс для студентов факультета музыкальных искусств по специальности: 031300 «социальная педагогика».

Кемерово 2007

Утвержден на заседании кафедры литературы

3 Сентября 2007 г., протокол №1

«Русский язык и культура речи»: Учебно – методический комплекс для студентов факультета музыкальных искусств специальности: 031300 «социальная педагогика» Кемерово: КемГУКИ, 2007. - с.

Составители:

к.ф.н., преп. Агуреева Е.В.


Содержание

Введение…………………………………………………………………………

Общие методические рекомендации по изучению курса…………………

Тематический план курса «Русский язык и культура речи» …………………

Содержание курса «Русский язык и культура речи»……………………………

Описание практических занятий………………………………………………

Тема 1. Нормы произношения и ударения……………………………………

Тема 2. Лексические нормы – нормы словоупотребления……………………

Тема 3. Грамматические нормы русского языка………………………………

Тема 4. Содержательность речи…………………………………………………

Тема 5. Точность, ясность речи…………………………………………………

Тема 6. Логичность речи…………………………………………………………

Тема 7. Чистота речи. Культура языка и экология слова………………………

Тема 8. Богатство речи……………………………………………………………

Тема 9. Уместность как качество грамотной речи………………………………

Тема 10. Культура научной речи. Научный стиль языка: письменная и устная формы изложения форма изложения……………………………………………

Тема 11. Культура деловой речи. Официально – деловой стиль………………

Тема 12. Публицистический стиль………………………………………………

Тема 13. Разговорный стиль и разговорная речь…………………………………

Тема 14. Основы мастерства публичного выступления………………………

Задания для самостоятельной работы студентов………………………………

1.Темы рефератов…………………………………………………………………

2.Контрольные задания…………………………………………………………

3.Тестовые задания………………………………………………………………

4.Вопросы к экзамену……………………………………………………………

5.Список обязательной литературы…………………………………………….


6.Список дополнительной литературы…………………………………………

7.Словари и справочные издания………………………………………………

8. Методические и наглядные пособия…………………………………………


Введение

Введение в образовательные стандарты высших учебных заведений дисциплины «Русский язык и культура речи» обусловлено современными требованиями подготовки студентов к будущей работе, ибо владение родным языком, умение общаться, вести гармоничный диалог и добиваться успеха в процессе коммуникации – важные составляющие профессиональных умений в различных сферах деятельности.

Культура речи – это не только непременная составляющая хорошо профессионально подготовленного специалиста, но и показатель культуры мышления, а также общей культуры. Будучи дисциплиной прагматической, культура речи обращена не только к системе языка, но и к взаимоотношениям «язык - человек» и их оптимальному построению.

Именно этим объясняются актуальность и причины введения данного курса, учебная программа которого составлена в соответствии с ГОС ВПО, в систему подготовки специалиста.

Целью курса «Русский язык и культура речи» является представить в систематизированном и обобщенном виде теоретические аспекты данной дисциплины, а также выработать у студентов навыки и умения правильно и красиво строить свою речь. В связи с этим перед курсом стоят следующие задачи:

- усвоение блока теоретических понятий и терминов;

- формирование четкого представления студентов о возможностях и богатстве родного языка;

- формирование навыков видеть речевые ошибки и не допускать их в своей речи;

- умение студентами строить грамотные и эффективные тексты в соответствии с условиями, ситуацией и задачами общения.

Данный курс изучается в течение двух семестров и включает в себя 72 лекционных часа и 58 часов практических занятий.

Учебная программа предназначена для студентов факультета музыкальных искусств дневной формы обучения. Основу структуры учебной программы составляют тематический план, описание содержания лекционных и практических занятий, общие методические рекомендации по изучению курса, а также задания для самостоятельной работы студентов и список литературы.

В рамках ведения настоящего курса используются следующие формы контроля знаний студентов: в течение семестра проводятся «контрольные точки» и тестовые задания, студенты пишут и защищают рефераты. В конце семестра студенты сдают экзамен.


Общие методические рекомендации по изучению курса

Изучение курса «Русский язык и культура речи» начинается с усвоения понятийно–терминологического аппарата. Студенты в процессе освоения курса должны усвоить новые для них лингвистические понятия и термины, научиться избегать в своей речи нарушений, связанных с незнанием языковой системы и ее возможностей.

Данный курс предназначен для студентов - нефилологов и поэтому включает все базовые понятия русского языка, включая и те, которые изучались в школьной программе с целью выявить пробелы и восполнить их.

Специальность «социальный педагог» в первую очередь предполагает умение общаться с людьми, учитывая при этом особенности их социального положения, воспитания и мышления. Для этого необходимо, чтобы студенты отчетливо понимали, какие речевые средства выбирать из множества существующих в языке в той или иной ситуации. В связи со сказанным курс «русский язык и культура речи» не только охватывает основные теоретические аспекты дисциплины, но и имеет отчетливую практическую направленность. Важно научить студентов творчески «работать» с родным языком, а не механически заучивать ряд правил и норм.

Изучение курса предполагает посещение студентами лекционных и практических занятий. В ходе лекций студенты получают систематически выстроенный и полный теоретический материал. В процессе самостоятельной подготовки к практическим занятиям студентам нужно обратить внимание на список рекомендуемой литературы к данному практическому занятию. Конспектирования предложенных к практическому занятию научных источников обязательно, так как они дополняют те знания, которые студенты получили на лекциях. Собственно практические задания также следует выполнять дома: это позволит выявить стандартные для учащегося речевые ошибки.

В процессе изучения курса студенты должны не только усвоить лекционный материал, в котором достаточно полно освещаются основные проблемы культуры речи, но и опираться на рекомендованные учебники и учебные пособия. В зависимости от того, как протекает учебный процесс, экзамен проводится либо традиционно (включает две части: ответ на два теоретических вопроса и практическое задание), либо по упрощенной системе (только один теоретический вопрос на выбор и практическая часть), с обязательным учетом постоянного посещения лекций и работы на практических занятиях.