ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.05.2024
Просмотров: 324
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Кафедра литературы и русского языка
3 Сентября 2007 г., протокол №1
Тема 1. Нормы произношения и ударения……………………………………
Общие методические рекомендации по изучению курса
Содержание курса Лекционные занятия
Описание практических занятий Практическая работа №1
Практическая работа №3 Тема: «Грамматические нормы русского языка»
Практическая работа №5 Тема: «Точность, ясность речи»
Практическая работа №7 Тема: «Чистота речи. Культура языка и экология слова»
Практическая работа №8 Тема: «Богатство речи»
Практическая работа №9 Тема: «Уместность как качество грамотной речи»
Практическая работа №11 Тема: «Культура деловой речи. Официально-деловой стиль»
Практическая работа №12 Тема: «Публицистический стиль»
Задания для самостоятельной работы студентов Темы рефератов
Контрольные задания: Вариант 1
Методические и наглядные пособия, использованные при составлении заданий практикумов:
Практическая работа №8 Тема: «Богатство речи»
2 часа
План
Словарный состав языка и его изменение:
Устаревшие слова:
а) процесс архаизации лексики;
б) состав устаревших слов;
в) стилистические функции устаревших слов в художественной речи;
г) ошибки, вызванные употреблением устаревших слов;
2) Новые слова:
а) пополнение лексики новыми словами;
б) типы неологизмов;
в) индивидуально-авторские неологизмы в художественной и публицистической речи;
г) ошибки, вызванные употреблением неологизмов;
Многообразие значений слова. Многозначность лексики – неисчерпаемый источник ее обновления, необычного, неожиданного переосмысления слова:
а) полисемия;
б) омонимия и смежные с ней явления;
в) стилистические функции многозначных слов и омонимов;
г) стилистически не оправданное употребление многозначных слов и слов, имеющих омонимы;
д) игра слов (каламбуры) как средство «оживить» речь.
Паронимия и парономазия:
а) паронимы; их отношение к омонимам;
б) парономазия;
в) стилистические функции паронимов;
г) лексические ошибки, вызванные смешением паронимов.
Лексическая синонимия:
а) типы лексических синонимов;
б) стилистические функции синонимов;
в) стилистически не оправданное употребление синонимов.
Лексическая антонимия:
а) стилистические функции антонимов;
б) стилистически не оправданное употребление антонимов.
Стилистические возможности словообразования.
Стилистическое использование частей речи.
Многообразие синтаксических конструкций.
Список литературы
1. Введенская Л. А. Культура и искусство речи / Введенская Л. А., Павлова Л. Г.- Ростов-на-Дону, 1996 - С.67-75.
2. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. - М., 2002. - С.265-296.
3. Голуб И. Б. Стилистика русского языка. - М., 1999. - С.25-56.
4. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. - М., 1987. - С.77-94.
5. Розенталь Д. Э. Секреты стилистики. Правила хорошей речи / Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. - М., 1996. - С.23-44.
6. Русский язык и культура речи / Под ред. В. Д. Черняк. - М., 2002. - С.21-32, 62-84.
Задания
1. Определите стилистические функции устаревших слов:
1) Вот Вы-то когда пришлёте мне Ваш роман? Алчу, чтобы написать Вам длинную критику (Ч.).
2) …Лавров предложил тост за своего дорогого, хорошего друга А.П.Чехова и облобызался со мной (Ч.).
3) Взалкал отец Федор. Захотелось ему богатства (И. и П.) .
4) «Наталья Борисовна! – крикнул он, махая на себя шляпой. – Благоверного вашего лицезрел!» (Бун.).
2.Укажите стилистические ошибки, возникшие вследствие употребления устаревших слов (немотивированное введение в речь высоких слов, устаревших канцеляризмов, смешение стилей, использование архаизма без учета его семантики, искажение устаревшего слова, анахронизм, нарушение лексической сочетаемости и др.); исправьте предложения:
1) В начале 900-х годов Л.Н.Толстой напряженно внимает голосам бастующих рабочих, бунтующих крестьян и манифестирующих с красными флагами студентов.
2) Оземь поклонился князь Александр праху воеводы Ратмира Всеславича.
3) По итогам недавней проверки издан приказ, к нему приложен и список первоочередных мероприятий, долженствующих улучшить работу.
4) Спорт в наш век стал важным движителем прогресса, спутником мира и дружбы.
5) Практиканты, облаченные в средства защиты, приступили к работе.
6) Тициан – из сонма великих живописцев, прославивших эпоху Возрождения.
3. В приведенных предложениях укажите языковые и окказиональные неологизмы. Дайте стилистическую оценку их употреблению в контексте. Предложите варианты стилистической правки тех фраз, которые вы считаете неприемлемыми для публикации в газете:
1) Основные системы корабля были дублированы и троированы, т.е. имели очень высокую надежность.
2) Старая жирафиха, опекая свое стадо, постоянно бегает.
3) Лунологи уже думают о первой круголунной экспедиции.
4) Как проявляется эта «нянькомания»? Студенту разжевывают даже то, что он должен усвоить сам.
5) Я не принадлежу к любителям фрейдятины. Но с тех пор как меня сразил страшный недуг, я собираю материалы о президенте (фотографии, вырезки из газет и др.)… Эту коллекцию я назвала ельцинианой (из письма в редакцию газеты «МК»).
4. Дайте оценку случайно возникшей в речи омонимии и проявившейся многозначности слов, отмечая неясность высказывания, искажение смысла, неуместный комизм, каламбур. Исправьте предложения:
1) Не удержал мяч вратарь, но добить его было некому.
2) Руками молодых посажены деревья, разбиты клумбы.
3) Маяковский хотел представить свое творчество через двадцать лет.
4) Подолгу сидя у рояля, мы неуклонно шли к мастерству.
5) Вечер, посвященный русскому языку, будет проведен в субботу утром.
6) Долг врача не отмахиваться от больного, а довести его до конца.
7) Рост юных фигуристок стимулируется при помощи показательных танцев.
5. Прочитайте шутки, каламбуры; укажите причины словесной игры в каждом случае:
1) Ведь ваши принципы просты: Вы очень любите остроты, Но вы боитесь остроты
(А.Безыменский. Эпиграмма «Многим журналам, издательствам, редакторам»).
2) Но свою неправую правую не сменю на правую левую (Выс. «Песня про прыгуна в высоту»).
3) Бывает гол король на сцене, но и на поле гол – король! (Е.Ильин).
4) Настоящий мужчина состоит из мужа и чина (Ч.).
5) Любил студентов засыпать он, видно, оттого, что те любили засыпать на лекциях его (Марш.).
6) Я не шагал, а семенил на ровной брусе, ни разу ногу не сменил, трусил и трусил (Выс.).
6. Составьте предложения или словосочетания с паронимами. За справками обращайтесь к словарям трудностей русского языка:
абонемент – абонент, добрый - добротный, жесткость – жестокость, консервация – консервирование, будний – будничный, дипломатический – дипломатичный, доверительный – доверчивый, исполнительный – исполнительский, лирический – лиричный, эффективный – эффектный, надеть – одеть, новшество – новинка, существо – сущность.
7. Вместо точек вставьте один из паронимов; мотивируйте свой выбор:
Испытания новой машины…(проводиться-производиться) уже третью неделю.
В работах художников и скульпторов…(отражаться-отображаться) труд, быт и отдых забайкальцев.
Впечатлений от поездки много, но главное – это исключительно…(дружеский-дружественный) отношение к нам французского народа.
Конькобежцы США…(опробовать-апробировать) костюм из нового синтетического материала.
Эти модели после…(опробирование-апробация) переданы в серийное производство.
На мебель были…(одеты-надеты) чехлы.
Молодой актер играет…(главную-заглавную) роль в спектакле «Волки и овцы» А.Н.Островского.
Перед подвигом защитников отечества мы…(преклоняем-склоняем) голову.
8. Найдите в предложениях ошибки и исправьте их:
В качестве демонстрационного материала использовались старые плакаты и фотографии.
Этот молодой депутат сумел сыскать доверие у горожан.
Голодовка поможет вашему организму вывести вредные шлаки, накопившиеся в нем из-за плохого питания.
Игральная кампания в большом футболе началась жаркими поединками команд.
Участники собрания строго обсудили тех, кто забывает о своем долге.
Он понял, что стал косным виновником гибели товарища.
Реальные люди, события силой писательского таланта превращаются в художественные прообразы.
9. Укажите стилистические функции синонимов:
Да, есть слова, что жгут, как пламя, что светят вдаль и вглубь – до дна, но их подмена словесами измене может быть равна (Твард.)
И тут на губах моны Лизы появилась усмешка, именно усмешка, а не улыбка (Наг.).
Уста и губы – суть их не одна. И очи – вовсе не гляделки! Одним доступна глубина, другим…- глубокие тарелки (Марк.).
Сгорели в танках мои товарищи до пепла, до золы, дотла (Сл.).
10.Устраните тавтологию и повторение слов, используя синонимы; исправьте предложения:
В своей работе руководители детских учреждений руководствуются методической литературой.
Повышение ответственности студентов на старших курсах приводит к высоким результатам в учебе.
Он снова почувствовал, что его охватывает болезненное чувство одиночества.
Каждый пейзаж этого художника – законченное ювелирное произведение живописи, кусок реальной жизни, которым не устаешь любоваться.
11.Укажите стилистические недочеты, возникшие в результате неоправданного употребления антонимов (нелогичность, неясность высказывания, ошибка в построении антитезы, немотивированный оксюморон, неуместный каламбур, неверное построение антонимической пары, неоправданный антифразис). Особо выделите случаи оправ данного использования антонимов как стилистического средства усиления действенности речи:
На соревнования слетелись летчики как сильного, так и прекрасного пола.
Пропасть между материальным положением «новых русских» и стариков-пенсионеров не только не уменьшилась, но еще больше углубилась.
Словарь этот полезен, но в силу небольшого объема словника его применение ограничено.
Если больной принимает препарат, сила заболевания бывает намного легче.
В этом году у нас значительно меньшее увеличение числа больных.
С опозданиями у нас в группе все благополучно.
Журнал «Здоровье» - прекрасный помощник в жизни и смерти («Кр.»).
Дела на селе улучшаются все хуже и хуже.
Эта пожилая женщина была еще очень молодой.
Не веселый, но и не мажорный, этот простой мотив почему-то запал в душу.