ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.05.2024

Просмотров: 353

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Русский язык и культура речи

Кафедра литературы и русского языка

3 Сентября 2007 г., протокол №1

Тема 1. Нормы произношения и ударения……………………………………

Введение

Общие методические рекомендации по изучению курса

Тематический план курса

Содержание курса Лекционные занятия

Описание практических занятий Практическая работа №1

Литература

Задания

Практическая работа №2

Задания

Практическая работа №3 Тема: «Грамматические нормы русского языка»

Список литературы

Задания

Практическая работа №4

Практическая работа №5 Тема: «Точность, ясность речи»

Список литературы

Задания

Практическая работа №6

Практическая работа №7 Тема: «Чистота речи. Культура языка и экология слова»

Список литературы

Задания

Практическая работа №8 Тема: «Богатство речи»

Задания

Практическая работа №9 Тема: «Уместность как качество грамотной речи»

Список литературы

Задания

I. Осторожность на дорогах

Практическая работа №10 Тема: «Культура научной речи. Научный стиль языка: письменная форма изложения»

Список литературы

Задания

Практическая работа №11 Тема: «Культура деловой речи. Официально-деловой стиль»

Список литературы

Задания

Практическая работа №12 Тема: «Публицистический стиль»

Список литературы

Задания

Практическая работа №13

Задания

Практическая работа №14

Задания

Практическая работа №15

Практическая работа №26

Задания для самостоятельной работы студентов Темы рефератов

Контрольные задания: Вариант 1

Вариант 2

Тестовые задания

Вопросы к экзамену

Список основной литературы:

Дополнительная литература:

Словари и справочные издания:

Методические и наглядные пособия, использованные при составлении заданий практикумов:

10. Согласуйте в роде и числе определения и сказуемые с выделенными существительными, объясняя их значение и выбор грамматической формы:

  1. Мо… импресарио настаива…, чтобы для концерта привезли нов… рояль.

  2. Своей внешностью она производила впечатление типичн… инженю.

  3. У входа девушка оставила сво… маленьк… сабо.

  4. С рекламы улыбалась красавица, весь наряд которой составлял… ярк… бикини.

  5. Густ… контральто ее звучал… ровно и уверенно.

  6. Здешняя молодежь увлекалась не футболом, а весьма популярн… тогда регби.

  7. Этот выскочка, сделавший головокружительную карьеру, эт… парвеню, котор… просочил… в высшее общество, теперь отворачивал… от друзей.

  8. В Багдаде я учился в больш… медресе у знаменитых ученых.

11. Составьте со словами предложения, в которых четко был бы обозначен род:

Диван-кровать, усадьба-музей, школа-интернат, ТАСС, МИД, ВГИК, роман-газета, платье-костюм.

12. Слова, данные в скобках, поставьте в нужной форме:

  1. На днях состоялся вечер памяти (Жан Батист Клеман).

  2. В «Похождениях бравого солдата Швейка» ярко проявился сатирический талант (Ярослав Гашек).

  3. Наше знакомство с (Чарли Чаплин) состоялось в период немого кино.

  4. В произведениях (Жорж Санд) затрагиваются многие социальные проблемы.

  5. Наталья любила произведения (Эрих-Мария Ремарк).

  6. Мне очень нравились фильмы с (Фани Ардан).

  7. Мы прочитали новое эссе об (Эрнст Теодор Амадей Гофман).

  8. У (Этель Лилиан Войнич) только три законченных романа.

  9. Об этом ты можешь прочесть у (Марсель Пруст).

  10. У (Остап Сулейман Берта Мария Бендер- Бей) было много способов раздобыть деньги.

  11. Сценарий к «Дерсу Узала» Ю. Нагибин писал совместно с (Акира Куросава).

  12. Село наше находилось под (старинный, Чернигов).

  13. После путешествия я все время думаю о (знаменитый, Болдино).

  14. В то лето Маяковский проживал в (подмосковный, Пушкино).

  15. «Аргументы и факты» (писать) об этом еще на прошлой неделе.

  16. «Джентельмены удачи» сразу же (завоевать) зрительские симпатии.

  17. «Как закалялась сталь» долгое время (быть) культовой книгой.

  18. «8 ½» (стать) визитной карточкой Ф. Феллини.


13. В следующих предложениях найдите ошибки, связанные с образованием и употреблением степеней сравнения. Дайте аргументацию и предложите правильный вариант:

  1. Третий рассказ показался ему наиболее смешней.

  2. Отношение к людям должно быть мягше, а взгляд на жизнь- ширше.

  3. Моя работа оказалась наихудшайшей из всех.

  4. Этот костюм мне менее велик, чем тот.

  5. Алена гораздо красивше Татьяны.

  6. Такой зонт более женский, чем мужской.

  7. Он из нас был самый честнейший.

  8. Первее всего нужно доделать то, что мы начали.

14. Раскройте скобки, выбрав одну из предложенных форм. Определите, в каких случаях допустимо использование:

а) только краткой формы,

б) только полной формы,

в) обеих форм.

Свой выбор мотивируйте:

  1. Я (сыт/сытый).

  2. Сегодня он (сердит/сердитый).

  3. Профессор (доволен/довольный) успехами студентов.

  4. Эти ошибки легко (исправимы/исправимые).

  5. Кто (бодр/бодрый) душой, тот всегда (весел/веселый) и (здоров/здоровый).

  6. Мясо уже почти (готово/готовое).

  7. Стены в этой крепости (высоки/высокие).

15. Замените цифры соответствующими числительными. Раскройте скобки, употребив существительные (словосочетания с существительными) в нужной падежной форме:

  1. Вместе со всеми 374 (участник конференции) мы отправились в Старую Руссу.

  2. Наша база находилась в 841 (километр) от города.

  3. За время экспедиции полярники прошли свыше 1958 (километр).

  4. Из 941 (выпускник) нашего курса на встречу приехали только около 750.

  5. Мы израсходовали ¾ (бак) воды.

  6. За новый проект проголосовало 0,9 (собравшихся).

  7. Царь Леонид с 300 (спартанец) в Фермопильском ущелье прикрывал отступление греческих войск.

    1. В приведенных предложениях найдите ошибки, связанные с употреблением имен числительных. Предложите правильный вариант:


  1. Тысячью годами позже на этом месте возник другой город.

  2. В тысячу девятисот тринадцатом году мы уехали из России.

  3. Сейчас, когда я могу гордиться сороками лет прожитой жизни, многие вещи мне кажутся иными.

  4. На площади собралось около четырехсот людей.

  5. Победителя наградили полторастами тысячами рублей.

  6. После проверки выяснилось, что на складе не хватало три тысячи пятьсот сорок две коробки конфет.

    1. Объясните ошибки в употреблении местоимений:

  1. Больной попросил сестру налить себе воды.

  2. Хозяйка сняла со стола чемодан и отодвинула его в сторону.

  3. Группа сдала уже все зачеты и просила проэкзаменовать их в первую очередь.

  4. Сзади его ехала нагруженная вещами машина.

  5. Когда наступили каникулы, студенты поехали к своим родителям; они их ждали с большим нетерпением, надеясь хорошенько отдохнуть.

  6. Первое выступление артистки принесло ей большой успех, и от нее можно ждать многое.

  7. Я должен поздравить Екатерину Сергеевну с успешной защитой своей докторской диссертации.

  8. Молодая мать любовалась ребенком, играющим у своих ног.

  9. Любому должнику важно доверие к себе.

  10. Республика будет вести независимую политику, не прогибая ни перед кем спину и защищая ее интересы.


Практическая работа №4

Тема: «Содержательность речи»

2 часа

План

  1. Понятие красноречия.

  2. Информативная насыщенность речи как богатство ее содержания.

  3. Многословие, или речевая избыточность. Плеоназм, тавтология, повторение слов как разновидности многословия.

  4. Сжатость речи, краткость речи как важное условие ее информативной насыщенности.

  5. Недостаточная информативность речи как результат речевой недостаточности.

Список литературы

  1. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. - М., 2002. - С. 248-255.

  2. Голуб И. Б. Стилистика русского языка. - М., 1999. - С. 17-25.

  3. Розенталь Д. Э. Секреты стилистики / Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Правила хорошей речи. - М., 1996. - С. 17-23.

Задания

  1. Дайте стилистическую оценку различным приемам усиления речевой экспрессии в приведенных примерах (разграничьте плеоназм, тавтологию, повторение слов).

  1. Богат и знатен Кочубей. Довольно у него друзей. Свою омыть он может славу. Он может возмутить Полтаву; внезапно средь его дворца он может мщением отца постигнуть гордого злодея; он может верною рукой вонзить… но замысел иной волнует сердце Кочубея. ( П. ).

  2. Илья Муромец тридцать три года не ходил ногами, сиднем сидел. Его мать, бывало, выкупает, в колыбель положит; а он лежит хрусталь-хрусталем. (Фольк.).

  3. Я больше всех удач и бед за то тебя любил, что пожелтелый белый свет с тобой -белей белил. ( Паст. ).

  4. Люди пишут, а время стирает, все стирает, что может стереть Но скажи – если слух умирает, разве должен и звук умереть? ( Марш. ).

  1. Сравните предложения; проанализируйте стилистическую правку. Какие ошибки заметил и устранил редактор? В случае несогласия с редактором дайте свои варианты правки.

1.

Если взглянуть на город с высоты птичьего полета, то дома представятся как светлые островки среди зелено - голубого моря.

Если взглянуть на город с высоты птичьего полета, то дома покажутся светлыми островками среди зелено - голубого моря.

2.

Когда - то развлекательные фильмы собирали зрителей, равных прекрасному залу Дворца съездов.

Когда - то развлекательные фильмы собирали так много зрителей, что они могли бы заполнить огромный зал Дворца съездов.

3.

В одном из концертов я дирижировал программой из произведений С. Прокофьева - исполнялась Классическая симфония и оратория "Иван Грозный".

В одном из концертов я дирижировал оркестром, исполнявшим Классическую симфонию и ораторию "Иван Грозный" С. Прокофьева.

4.

Белки злаков по биологической ценности уступают как продуктам животноводства, так и зернобобовым культурам.

Белки злаков по биологической ценности уступают белкам как продуктов животноводства, так и зернобобовых культур.

5.

Побывали мы и у памятника - монумента. Он поразил нас величиной и своим величием.

Побывали мы и у монумента, который поразил нас своим величием.

6.

Общежитие - дом, в котором многие студенты живут пять долгих лет. Какой будет эта жизнь - зависит от самих жителей общежития.

Общежитие для многих студентов становится домом на целых пять лет! Какой будет жизнь в этом доме зависит от них самих.

7.

Работая в архиве, знакомишься с правилами архивной работы, испытываешь наслаждение от кропотливой, упорной и усердной работы с архивными материалами.

Работая с архивными материалами, испытываешь наслаждение от труда, который требует усердия и упорства.

8.

Важное место в жизни студентов занимают занятия в кружках художественной самодеятельности. Итогом их годовой деятельности являются смотры художественной самодеятельности.

Многие студенты занимаются в кружках художественной самодеятельности. На ежегодных смотрах - конкурсах они показывают свое искусство.


  1. Найдите предложения с речевой избыточностью. Отредактируйте приведенные примеры:

1.Неопределнность и неизвестность тоже имеют место быть.

2.Эти мысли близки самому мне.

3.Однажды я попытался высказать свои мысли на этот вопрос.

4.Эта реклама нагромождена множеством слов.

5.Мы с вами должны и в какой-то мере обязаны пройти через этот труд.

6.Лично для меня этот текст показался интересным.

7.Рассуждая, анализируя, размышляя об определенных проблемах, можно лишь дойти до истины, понять суть ее.

8.Мы ежедневно делаем крошечные шажки в продвижении вперед.

9.Я разделяю ваше мнение и полностью с ним согласна.

4. Укажите речевые ошибки (повторение слов, тавтология явная и скрытая, плеоназм) в следующих предложениях. Отредактируйте их:

  1. Наша передача посвящена творчеству ветеранов технического творчества.

  2. Бывает и так, что в ответ на критику вы получаете обратный бумеранг.

  3. Возвращаясь домой из зарубежного путешествия, круиза, турне, каждый стремится привезти на память подарок или памятный сувенир.

  4. Правительство в это трудное и нелегкое время должно представлять единый монолит.

  5. Необычный феномен могли наблюдать жители Уфы в прошлое воскресенье.

  6. Он рассказал нам о своих планах на будущее.

  7. В дальнейшем развитии сюжета нас ожидает немало неожиданностей и интересных сюрпризов.

  8. Жители города Калинова живут однообразной, безрадостной жизнью… Катерина заранее предчувствует свою гибель… Она не может возвратиться обратно в дом Кабановых и лучше предпочитает гибель повседневной обыденности безрадостной и тоскливой жизни, в которой бесполезно пропадают все благородные порывы ее возвышенной души.

  9. Над жителями Камчатки постоянно висит дамоклов меч устрашения в ожидании землетрясения.

  10. Изысканные и вкусные деликатесы из свежей рыбы могут отведать посетители нашего ресторана.

5. Объясните, почему данные выражения являются плеонастическими:

1.Огромный массив. 2. Короткое мгновение. 3. Первый лидер. 4. Первый пионер. 5. Май месяц. 6. Коллеги по специальности. 7. Пора курортного сезона. 8. Завещать в наследство. 9. В конечном итоге. 10. Аморальный проступок. 11. Отступать назад. 12. Спуститься вниз.