ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.05.2024

Просмотров: 268

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Русский язык и культура речи

Кафедра литературы и русского языка

3 Сентября 2007 г., протокол №1

Тема 1. Нормы произношения и ударения……………………………………

Введение

Общие методические рекомендации по изучению курса

Тематический план курса

Содержание курса Лекционные занятия

Описание практических занятий Практическая работа №1

Литература

Задания

Практическая работа №2

Задания

Практическая работа №3 Тема: «Грамматические нормы русского языка»

Список литературы

Задания

Практическая работа №4

Практическая работа №5 Тема: «Точность, ясность речи»

Список литературы

Задания

Практическая работа №6

Практическая работа №7 Тема: «Чистота речи. Культура языка и экология слова»

Список литературы

Задания

Практическая работа №8 Тема: «Богатство речи»

Задания

Практическая работа №9 Тема: «Уместность как качество грамотной речи»

Список литературы

Задания

I. Осторожность на дорогах

Практическая работа №10 Тема: «Культура научной речи. Научный стиль языка: письменная форма изложения»

Список литературы

Задания

Практическая работа №11 Тема: «Культура деловой речи. Официально-деловой стиль»

Список литературы

Задания

Практическая работа №12 Тема: «Публицистический стиль»

Список литературы

Задания

Практическая работа №13

Задания

Практическая работа №14

Задания

Практическая работа №15

Практическая работа №26

Задания для самостоятельной работы студентов Темы рефератов

Контрольные задания: Вариант 1

Вариант 2

Тестовые задания

Вопросы к экзамену

Список основной литературы:

Дополнительная литература:

Словари и справочные издания:

Методические и наглядные пособия, использованные при составлении заданий практикумов:

Тестовые задания

  1. Выберите слова с ударением на втором слоге: квартал, пломбировать, феномен, хвоя, кухонный, партер, откупорить, маркетинг, каталог, коклюш, щавель, ходатайствовать.

    1. Пломбировать, феномен, хвоя, кухонный, маркетинг, каталог.

    2. Квартал, феномен, партер, откупорить, коклюш, щавель, ходатайствовать.

    3. Квартал, пломбировать, хвоя, откупорить, маркетинг.

    4. Пломбировать, феномен, партер, маркетинг, щавель.

  2. Выберите слова, в которых произносится [шн]:

    1. Убыточный, горчичник, перечница, пустячный, Саввична, скучный.

    2. Копеечный, сливочный, скворечник, шапочный, яичница, ячневая.

    3. Кузьминична, нарочно, скучный, булочная, ячневая, скворечник.

  3. Определите в каких словах под ударением произносится [о]:

    1. Желоб, желчь, акушер, опека.

    2. Осужденный, истекший, острие, маневр.

    3. Шерстка, многоженство, новорожденный, маневр.

  4. Определите, в каких словах согласных перед [э] произносится твердо:

    1. Агрессия, адекватный, антитеза, демарш.

    2. Музей, резюме, энергия, темп.

    3. Апартеид, анестезия, декан, террор.

  5. Образуйте форму родительного падежа множественного числа от данных существительных: чулки, полотенца, граммы, кочерги, ясли, туфли, цапли.

    1. Чулков, полотенец, кочергов, яслей, туфель.

    2. Чулок, полотенец, кочергей, ясель, туфель.

    3. Чулок, полотенец, кочерег, яслей, туфель.

    4. Чулок, полотенцев, кочерег, яслей, туфлей.

    5. Чулков, полотенец, кочерег, ясель, туфлей.

  6. Выберите из данных слов существительные среднего рода: конферансье, манго, рантье, эмбарго, кюре, бикини, контральто, гну, медресе, такси, пенальти.

    1. Манго, эмбарго, бикини, контральто, медресе, такси.

    2. Манго, рантье, контральто, гну, такси, пенальти.

    3. Эмбарго, гну, медресе, пенальти.

    4. Рантье, кюре, бикини, медресе, такси.

  7. Выберите имена существительные мужского рода:

    1. Рантье, кюре, бикини, колибри, рефери.

    2. Шимпанзе, шампунь, медресе, шоу, портмоне.

    3. Кабальеро, гну, шимпанзе, денди, рантье.

    4. Визави, конферансье, регби, контральто.

    5. Пенальти, кутюрье, тюль, пони, инкогнито.

  8. Какие существительные в именительном падеже множественного числа имеют окончание а:

    1. Директор, бухгалтер, пропуск, катер, шулер.

    2. Доктор, катер, профессор, пропуск, директор.

    3. Корпус, кондуктор, слесарь, орден, торт.

    4. Ордер, соболь, шулер, паспорт, профессор.

    5. Катер, корпус, профессор, доктор, шофер.

  9. Слово употреблено в несвойственном ему значении в предложении:

    1. Участники собрания строго обсудили тех, кто забывает о своем долге.

    2. В составах команд немало именитых спортсменов, не раз добивавшихся отменных результатов на соревнованиях.

    3. Он понял, что стал косным виновником гибели товарища.

    4. Насекомые обладают хорошо развитым обаянием.

    5. Застенчивость была его ахиллесовой пятой и доставляла ему массу неудобств.

  10. Речевые ошибки допущены в предложении:

    1. Есть основания полагать, что в самые ближайшие дни будут даны старты первому этапу зимней спартакиады.

    2. Большое внимание будет оказано благоустройству города.

    3. Аспирант должен представить отчет о проделанной им работе.

    4. Большинство приняло решение остаться на острове.

  11. Речевые ошибки допущены в предложении:

    1. Творчество композитора опирается на развитие лучших традиций русского искусства.

    2. Применение березового гриба рассматривается как общеукрепляющее средство.

    3. Возникает ситуация, сходная с ранними романами Бальзака.

    4. Медали были вручены двумстам тридцати пяти выпускникам.

  12. Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетании:

    1. Плеяда композиторов.

    2. Задуматься над проблемой.

    3. Оказать пользу.

    4. Благодаря халатности.

    5. Представить слово гостю.

    6. Уточнить о затратах.

    7. Оплатить за обучение.

  13. Выберите предложения, в которых сказуемое должно стоять в форме множественного числа:

    1. Большинство работ В.Е. Евгеньева – Максимова (десятки книг и сотни статей) посвящен… исследованию творчества Некрасова.

    2. Подавляющее большинство слушателей показал… на экзаменах глубокие знания.

    3. Полмесяца прошл… с тех пор, как начались экзамены.

  14. Выберите предложения, содержащие тавтологию:

    1. Правительство в это трудное и нелегкое время должно представлять единый монолит.

    2. Необычный феномен могли наблюдать жители Уфы в прошлое воскресенье.

    3. Изысканные и вкусные деликатесы из свежей рыбы могут отведать посетители нашего ресторана.

    4. На качество направлены многие темы, разрабатываемые нашими учеными.

  15. Выберите предложения, содержащие антономасию:

    1. Ненастный день потух; ненастной ночи мгла по небу стелется одеждою свинцовой (П.).

    2. Ему рукоплескал Париж.

    3. Мы все глядим в Наполеоны.

    4. Но даже и ракетой вознесен, несущейся быстрей, чем скорость звука, увижу я, как будто страшный сон, молчалиных тихоньствующих сонм и многоликость рожи Скалозуба (Евт.).

  16. Выберите предложения, содержащие синекдоху:

    1. Только слышно на улице где-то одинокая бродит гармонь.

    2. Ему рукоплескал Париж.

    3. В сто сорок солнц закат пылал (Маяк.).

    4. Руки милой – пара лебедей – в золоте волос моих ныряют…(Ес.).

  17. Выберите предложения, содержащие литоту:

    1. Ягненочек кудрявый – месяц гуляет в голубой траве (Ес.).

    2. Зимы последние кусочки чуть всхлипывают под ногой, и так смущенно дышат кочки незащищенностью нагой (Евт.).

    3. Ниже тоненькой травиночки надо голову клонить (Некр.).

  18. Определите, к какому стилю относится текст:


Нетрудно убедиться, что наибольшее сходство с русским языком имеют языки украинский и белорусский. Эта близость неслучайна: до 14 века предки русских, украинцев и белорусов составляли единый народ, говорящий на так называемом древнерусском языке. Поэтому русский, украинский и белорусский языки находятся в близком родстве. Эти три языка называются восточнославянскими.

    1. Научному.

    2. Официально – деловому.

    3. Публицистическому.

    4. Художественному.

  1. Определите, к какому стилю относится текст:

Наутро в четверг Фидель Кастро снова приехал за Путиным, чтобы сопроводить его во Дворец революции на официальную церемонию встречи и переговоры в расширенном составе. Здесь же были подписаны основные совместные документы, при этом кубинский лидер то и дело поворачивался к Путину и о чем-то с ним оживленно говорил, демонстрируя залу свою прямую, как стрела, спину.

    1. Научному.

    2. Официально – деловому.

    3. Художественному.

    4. Разговорному.

    5. Публицистическому.

  1. Определите, к какому стилю относится текст:

Мы прошли в зал с камином, миновали старинные двери, и, видя мою заинтересованность, Ильчин соблазнительно поманил меня пальцем внутрь. Мой спутник раздвинул портьеры, и мы оказались в маленьком зрительном зале мест на триста. Под потолком тускло горело две лампы в люстре, занавес бал открыт, и сцена зияла. Она была торжественна, загадочна и пуста.

    1. Научному.

    2. Официально – деловому.

    3. Художественному.

    4. Разговорному.

    5. Публицистическому.


Вопросы к экзамену

    1. Понятие культуры речи. Культура речи как элемент общей культуры личности.

    2. Аспекты культуры речи.

    3. Основные единицы общения.

    4. Учение о качествах “хорошей речи”.

    5. Природа норм современного русского языка.

    6. Литературный язык. Признаки литературного языка.

    7. Правильность речи.

    8. Орфоэпические и акцентологические нормы современного русского языка.

    9. Лексические и словообразовательные нормы современного русского языка.

    10. Стилистические ресурсы лексики. Употребление в речи синонимов, антонимов, паронимов, омонимов и многозначных слов.

    11. Архаизмы, историзмы, фразеологизмы, неологизмы, окказионализмы, слова иноязычного происхождения: основные функции и их роль в речи.

    12. Морфологические нормы русского языка

    13. Культура письменной речи: русская орфография.

    14. Культура письменной речи: русская пунктуация.

    15. Содержательность речи.

    16. Точность, ясность речи.

    17. Логичность речи.

    18. Чистота речи.

    19. Богатство речи.

    20. Речевой этикет: функции, формулы.

    21. Уместность речи.

    22. Речевые ошибки. Типы языковых ошибок.

    23. Стилистическая система русского языка. Функциональные стили и принципы их выделения.

    24. Научный стиль. Система подстилей и жанров.

    25. Специфика устной разновидности научного стиля. Письменная форма реализации научного стиля языка.

    26. Культура дискутивно - полемической речи.

    27. Публицистический стиль, его подстили и жанры; стилевые черты и их проявление в языковых средствах.

    28. Официально – деловой стиль: стилевые черты и их проявление в языковых средствах.

    29. Речевой этикет в документах.

    30. Язык рекламы.

    31. Разговорно – обиходный стиль. Прагматика и стилистика разговорной речи.

    32. Коммуникативные цели, речевые стратегии, тактики и приемы в разговорной речи.

    33. Условия успешного общения и причины коммуникативных неудач. Жанры речевого общения.

    34. Язык художественной литературы в системе функциональных стилей русского языка.

    35. Главные критерии мастерства оратора. Кодекс оратора.

    36. Основные виды публичных выступлений.

    37. Аргументация в публичной речи. Типы аргументов.

    38. Мимика, поза, жест как дополнительные средства выразительности публичной речи.


Список основной литературы:

Аванесов Р. И. Русское литературное произношение / Р. И. Аванесов. – М., 1984.

Акишина А. А. Русский речевой этикет / А. А. Акишина, Н. И. Формановская. – М., 1975.

Бельчиков Ю. А. Стилистика и культура речи / Ю. А. Бельчиков. – М., 2000.

Васильева А. Н. Основы культуры речи / А. Н. Васильева. – М., 1990.

Васильева А. Н. Курс лекций по стилистике русского языка. Научный стиль речи / А. Н. Васильева. – М., 1976.

Введенская Л. А. Культура речи / Л. А. Введенская. – Ростов-на-Дону, 2002.

Введенская Л. А. Культура и искусство речи / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. – Ростов-на-Дону, 1996.

Введенская Л. А. Русский язык и культура речи / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – Ростов-на-Дону, 2000.

Введенская Л. А. Русский язык и культура речи: экзаменационные ответы / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001.

Вербицкая Л. А. Давайте говорить правильно: Пособие по русскому языку / Л. А. Вербицкая. – М., 2001.

Головин Б. Н. Основы культуры речи. / Б. Н. Головин. – М., 1988.

Головин Б. Н. Как говорить правильно. Заметки о культуре русской речи / Б. Н. Головин. – М., 1988.

Гольдин В. Е. Речь и этикет / В. Е. Гольдин. – М., 1983.

Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М., 1999.

Голуб И. Б. Русский язык и культура речи / И. Б. Голуб. – М., 2002.

Горбачевич К. С. Нормы русского языка / К. С. Горбачевич. – М., 1978.

Горбачевич К. С. Изменение норм русского литературного языка / К. С. Горбачевич. – Л., 1971.

Горшков А. И. Русская стилистика / А. И. Горшков. – М., 2001.

Гойхман О. Я. Речевая коммуникация / О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина. – М., 2001.

Ефимов А. И. Стилистика русского языка / А. И. Ефимов. – М., 1969.

Иванова В. Ф. Современная русская орфография / В. Ф. Иванов. – М., 1991.

Ивин А. А. Теория аргументации / А. А. Ивин. – М., 2000.

Казарцева О. М. Культура речевого общения. Теория и практика обучения / О. М. Казарцева. – М., 1998.

Кожина М. Н. Стилистика русского языка / М. Н. Кожина. – М., 1993.

Кожин А. Н. Функциональные типы русской речи / А. Н. Кожин, О. А. Крылова, В. В. Одинцов. – М., 1982.

Кохтев Н. Н. Основы ораторской речи / Н. Н. Кохтев. – М., 1992.

Кохтев Н. Н. Риторика / Н. Н. Кохтев. – М.,1994.

Крылова О. А. Основы функциональной стилистики русского языка / О. А. Крылова. – М., 1979.


Культура русской речи. – М., 2000.

Культура парламентской речи. – М., 1994.

Культура устной и письменной речи делового человека. – М., 1999.

Культура речи на сцене и на экране. – М., 1986.

Мучник Б. С. Основы стилистики и редактирования / Б. С. Мучник. – Ростов-на-Дону, 1997.

Розенталь Д. Э. Секреты стилистики. Правила хорошей речи / Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб. – М., 1996.

Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке / Д. Э. Розенталь. – М., 1997.

Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка / Д. Э. Розенталь. – М., 1987.

Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика / Д. Э. Розенталь. – М., 2001.

Розенталь Д. Э. Русский язык. Орфография и пунктуация / Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб. – М., 1997.

Русский язык и культура речи / Под ред. О.Я. Гойхмана. – М., 2002.

Русский язык и культура речи / Под ред. В.И. Максимова. – М., 2000.

Русский язык и культура речи / Под ред. В.Д. Черняк. – М., 2002.

Русский язык и культура речи. Учебно-методический комплекс для вузов. – Кемерово, 2002.

Русский язык конца XX столетия (1985 – 1995). – М., 1998.

Сенкевич М. П. Практическая стилистика русского языка и литературное редактирование / М. П. Сенкевич. – М., 1980.

Сидорова М. Ю. Русский язык и культура речи: Конспект лекций / М. Ю. Сидорова, В. С. Савельев. – М.: Айрис – пресс, 2005.

Солганик Г. Я. Стилистика русского языка / Г. Я. Солганик. – М., 1996.

Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение / С. Н. Цейтлин. – М., 1982.

Шустрова Л. В. Практическая стилистика русского языка / Л. В. Шустрова. – М., 1994.