ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.05.2024
Просмотров: 345
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Кафедра литературы и русского языка
3 Сентября 2007 г., протокол №1
Тема 1. Нормы произношения и ударения……………………………………
Общие методические рекомендации по изучению курса
Содержание курса Лекционные занятия
Описание практических занятий Практическая работа №1
Практическая работа №3 Тема: «Грамматические нормы русского языка»
Практическая работа №5 Тема: «Точность, ясность речи»
Практическая работа №7 Тема: «Чистота речи. Культура языка и экология слова»
Практическая работа №8 Тема: «Богатство речи»
Практическая работа №9 Тема: «Уместность как качество грамотной речи»
Практическая работа №11 Тема: «Культура деловой речи. Официально-деловой стиль»
Практическая работа №12 Тема: «Публицистический стиль»
Задания для самостоятельной работы студентов Темы рефератов
Контрольные задания: Вариант 1
Методические и наглядные пособия, использованные при составлении заданий практикумов:
5. Сотрудниками милиции была задержана плеяда распоясавшихся хулиганов.
6. Стоят дальневосточные березки в подвенечном саване.
7. Оформление вашей курсовой работы желает много лучшего.
Найдите ошибки, связанные с нарушением норм сочетаемости и выбором слова. Исправьте предложения:
1. Пора подвести результаты встречи: наша команда впереди.
2. Дано указание оплатить командировочные по новому тарифу.
3. На протяжении тридцати лет Афанасьев выполнял роль кладовщика и экспедитора.
4. Представленные хозяйственными службами мероприятия нуждаются в дополнительных обоснованиях и рабочей силе.
5. Большая половина игры проходила у ворот команды «Заря».
6. Нельзя не сказать несколько радушных слов и о наших строителях.
7. Первая трудность произошла со стройматериалами.
8. Подавляющее количество командных встреч проходило в упорной борьбе.
9. Премьер-министр дает глубокую оценку экономической ситуации в стране.
10. Ты всю жизнь строишь себе идеалы.
11. Наша новая встреча состоялась только глубокой весной.
12. В этих соревнованиях Сергей Бубка одержал поражение.
13. Буду в районе двух часов.
14. Вдали охотники заприметили стаю уток и зайцев.
4. Найдите случаи тавтологии и исправьте фразы:
1. По сведениям из осведомленных источников, намечено подписание «Соглашения о национальном согласии».
2. Раскрывая предложенную тему, мы попытаемся раскрыть концепцию занятости в новых социально-экономических условиях России.
3. В отличие от становления предпринимательства в 19 веке, отличавшегося самобытностью и народностью, предпринимательство 20 столетия являет более пеструю картину.
4. Товарные биржи были сформированы в форме акционерных обществ.
5. Нас на занятиях учат высказывать свое мнение по поводу высказываний всемирно известных личностей.
6. Роль ваших примеров очень важна. К примеру, без них бы я не понял темы лекции.
7. Они думают, что о них можно подумать что-то плохое.
4. Объясните разницу в значении словосочетаний:
опасный человек – опасливый человек, освоить прочитанное – усвоить прочитанное, осудить действия – обсудить действия, представить возможность – предоставить возможность, техническое исполнение – техничное исполнение, фактический материал - фактичный материал.
Практическая работа №3 Тема: «Грамматические нормы русского языка»
4 часа
План
Понятие морфологической нормы, ее свойства, причины отступления от нормы.
Морфологические нормы в области именных частей речи:
а) образование и употребление форм рода, числа, падежа имен существительных;
б) трудности в образовании различных форм имен прилагательных;
в) особенности употребления числительных и местоимений.
3. Колебание как ведущий процесс развития нормы:
а) колебание в роде, числе, падеже, изменения в склонении имен существительных;
б) колебания в употреблении форм имен прилагательных.
4. Основные ошибки в использовании именных морфологических норм и пути их устранения.
Список литературы
Введенская Л. А. Культура речи. - Ростов - н/Д., 2002. - С. 248-262.
Головин Б. Н. Основы культуры речи. - М., 1988. -С. 84-105.
Голуб И. Б. Стилистика русского языка. - М., 1999. - С. 213-287.
Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. - М., 2002. - С. 300-308.
Горбачевич К. С. Нормы современного русского литературного языка. - М., 1978. - С. 161-192.
Граудина Л. К. Грамматическая правильность русской речи / Граудина Л. К., Ицкович В. А., Катлинская Л. П. - М., 1976. - С. 65-186, 231-242, 247-268.
Кожина М. Н. Стилистика русского языка. - М., 1993. - С. 127-139.
Люстрова З. Н. О культуре русской речи / Люстрова З. Н., Скворцов Л. И., Дерягин В. Л. - М., 1987. - С. 78-91.
Мурашов А. А. Культура речи учителя. - М., 2002. - С. 201-231.
Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. - М., 1987. -С. 111-194.
Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке. - М., 1997. - С. 193-237.
Розенталь Д. Э. Секреты стилистики / Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. - М., 1996. - С. 111-134.
Русский язык и культура речи / Под ред. В. Д. Черняк. - М., 2002. -С. 164-242.
Розенталь Д. Э. Словарь трудностей русского языка / Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. - М., 1985.
Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка. - Л., 1975.
Задания
Подготовьте сообщения:
а) Новое в грамматике (рекомендуемая литература: Ильина Н. Е. Рост аналитизма в морфологии // Русский язык конца 20 столетия (1985-1995). -М., 2000. –С.326-343; Гловинская М.Я. Активные процессы в грамматике // Русский язык конца 20 столетия (1985-1995). - М., 1996. - С. 237-302).
б Склонение некоторых имен и фамилий (рекомендуемая литература: Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке. - М., 1989. - С. 189-192).
в) Род названий лиц женского пола по профессии, должности и т. д. ( литература: Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке. - М., 1989. - С. 183-185).
г) Особенности употребления числительных (рекомендуемая литература: Колесников Н. П. Имена числительные в речевой культуре // Русская речь, 1997. - № 6. - С. 41-43; Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Секреты стилистики. - М., 1998. - С. 128-131).
От данных существительных образуйте форму именительного падежа множественного числа:
Директор, доктор, договор, бухгалтер, катер, корпус, паспорт, порт, отпуск, кондуктор, профессор, слесарь, торт, шофер, шулер, пропуск, соболь, орден, ордер.
Образуйте форму родительного падежа множественного числа от следующих существительных:
Валенки, молдаване, турки, литры, облака, узбеки, блюдца, крылья, калачи, лохмотья, грабли, полусапожки, яблоки, места, рельсы, армяне.
Раскройте скобки, ставя существительные в нужном падеже. Объясните особенности образования падежных форм:
Десятки (тонна) болгарских (помидор), украинских (яблоко), крымских
(мандарин), вьетнамских (банан), африканских (апельсин) доставляют в промышленные центры в специальных рефрижераторных поездах.
Для своей работы кочегар располагает целым набором больших и малых (кочерга).
На фестивале молодежи и студентов можно было видеть национальные одежды (таджик, киргиз, якут, узбек, монгол, мордвин, осетин, башкир, бурят, туркмен).
В универмаге был богатый ассортимент изящных (туфля), узорных (чулок), безразмерных (носок), модных дамских (сапог).
Пищей для болотных (цапля) служат лягушки, водяные черви, пиявки.
В общежитие поступили комплекты новых (наволочка, простыня, одеяло).
Из открытых детских (ясли) слышались веселые голоса.
5. Вместо точек вставьте окончания и мотивируйте свой выбор:
В компот положили много изюм…и чернослив… Хозяйка протянула гостю чашку горячего ча… Столько этого крик… и визг… было, что барабанные перепонки чуть не лопнули. Всадники быстро промчались и скрылись из вид… Отбо… нет от разных заманчивых предложений. Иные судят обо всем с наскок… Возьмите на складе побольше цемент… и немного алебастр…
6. Выберите правильный вариант из скобок, объясните свой выбор:
Для проведения бесед и докладов были приглашены квалифицированные (лекторы-лектора).
Из ворот выехали пятитонные грузовики, (кузовы-кузова) их до краев были наполнены мешками и ящиками.
Пастух приложил к губам свою дудочку, и медленно стали разноситься тихие, переливчатые (тоны-тона) свирели.
Речь идет о том, чтобы устранить все (тормозы-тормоза), мешающие нашему движению вперед.
Яркая луна взошла над горизонтом, небо и море окрасились в мягкие темно-синие (тоны-тона).
У причала столпились военные (катера-катеры); на внешнем рейде стояли (крейсеры-крейсера).
Водить автобусы по горным дорогам могут только опытные (шофера-шоферы).
7. От приведенных слов, используя суффиксы –к, -ниц, -ш, -ичк, -иц, -ин, -есса, -их, образуйте существительные женского рода. Определите, какие из них могут быть использованы во всех функциональных стилях, употребление каких ограничено разговорно-обиходным стилем, а какие относятся к просторечию?
Приятель, филолог, доктор (звание), доктор (профессия), кандидат, диссертант, журналист, кадровик, солдат, медик, декан, критик, начальник, гример, мастер, бармен, бригадир, свидетель, киоскер, трус, собеседник, программист.
8. Подберите определения к словам:
Рояль, фамилия, тюль, толь, молодежь, кафе, туфля, какаду, пальто, шоссе, метро, мозоль, депо, какао, пианино, меню, такси, фойе, бюро, пари, жюри, портмоне, Сочи, Тбилиси, леди, шампунь.
9. Определите род несклоняемых существительных, согласуя с ними определения (за справками обращайтесь к словарям):
Вульгарн… арго, рискован… антраша, звучащ… банджо, опасн… динго, ярк… индиго, юн… кабальеро, больш… гну, забавн… гризли, крошечн… колибри, остроумн… конферансье, уважаем… кюре, сочн… манго, прекрасн… пери, стар… рантье, заброшен… ранчо, справедлив… рефери, маленьк… цеце, увлекательн… шоу, установлен… эмбарго, истин… денди, молод… шимпанзе.