ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.05.2024

Просмотров: 272

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Русский язык и культура речи

Кафедра литературы и русского языка

3 Сентября 2007 г., протокол №1

Тема 1. Нормы произношения и ударения……………………………………

Введение

Общие методические рекомендации по изучению курса

Тематический план курса

Содержание курса Лекционные занятия

Описание практических занятий Практическая работа №1

Литература

Задания

Практическая работа №2

Задания

Практическая работа №3 Тема: «Грамматические нормы русского языка»

Список литературы

Задания

Практическая работа №4

Практическая работа №5 Тема: «Точность, ясность речи»

Список литературы

Задания

Практическая работа №6

Практическая работа №7 Тема: «Чистота речи. Культура языка и экология слова»

Список литературы

Задания

Практическая работа №8 Тема: «Богатство речи»

Задания

Практическая работа №9 Тема: «Уместность как качество грамотной речи»

Список литературы

Задания

I. Осторожность на дорогах

Практическая работа №10 Тема: «Культура научной речи. Научный стиль языка: письменная форма изложения»

Список литературы

Задания

Практическая работа №11 Тема: «Культура деловой речи. Официально-деловой стиль»

Список литературы

Задания

Практическая работа №12 Тема: «Публицистический стиль»

Список литературы

Задания

Практическая работа №13

Задания

Практическая работа №14

Задания

Практическая работа №15

Практическая работа №26

Задания для самостоятельной работы студентов Темы рефератов

Контрольные задания: Вариант 1

Вариант 2

Тестовые задания

Вопросы к экзамену

Список основной литературы:

Дополнительная литература:

Словари и справочные издания:

Методические и наглядные пособия, использованные при составлении заданий практикумов:

  1. Расставьте знаки препинания в следующих предложениях:

    1. Когда человеческий дух не в состоянии проникнуть в глубь вопроса то он подобно пчеле летает высасывая мед только по цветочным венчикам (Т.Тассо).

    2. Время неподвижно как берег: нам кажется что оно бежит а напротив проходим мы (П. Буаст).

    3. Люди забывают какие отвратительные мысли приходят им в голову и возмущаются обнаружив их у других (С. Моэм).

    4. На одного человека умеющего мыслить приходится по крайней мере сто людей которые могут наблюдать. Человек с острой наблюдательностью конечно редко встречается но гораздо реже человек с острым мышлением (Г. Бокль).

    5. Нам нравится наделять себя недостатками противоположными тем которые у нас есть в действительности слабохарактерные люди например любят хвастаться упрямством (Ф. Ларошфуко).

    6. Мой жизненный опыт убедил меня что люди не имеющие недостатков имеют очень мало достоинств (А. Линкольн).

    7. Учитель пытающийся преподавать без того чтобы внушить ученику желание учиться кует холодное железо (Х. Манн).

    8. Прошедшее нужно знать не потому что оно прошло а потому что уходя не умело убрать своих последствий (В. Ключевский).

    9. Человек отправляющийся в путешествие в страну языка которой не знает собственно отправляется в школу а не в путешествие (Ф. Бэкон).

Чтобы правильно выполнить это упражнение, сначала нужно ответить на следующие вопросы:

  1. Всегда ли следует ставить запятую в сложносочиненном предложении перед союзом и?

  2. Всегда ли ставится запятая перед союзом как?

(Тем, кто сомневается в правильности ответов, необходимо воспользоваться любым справочником по пунктуации).

  1. Расставьте знаки препинания в следующих текстах в соответствии с действующими пунктуационными нормами. Используйте справочники по орфографии и пунктуации, указанные в списке литературы. Сравните свою версию расстановки знаков с опубликованным текстом.

Был сильный мороз. Город курился дымом. Соборный двор топтанный тысячами ног звонко непрерывно хрустел. Морозная дымка веяла в остывшем воздухе поднималась к колокольне. Софийский тяжелый колокол на главной колокольне гудел стараясь покрыть всю эту страшную вопящую кутерьму. Маленькие колокола тявкали заливаясь без ладу и складу вперебой точно сатана влез на колокольню … В четыре прорези многоэтажной колокольни встречавшей некогда тревожным звоном косых татар видно было как метались и кричали маленькие колокола словно яростные собаки на цепи. Мороз хрустел курился. Расплавляло отпускало душу на покаяние и черным-черно разливался по соборному двору народушко (М. Булгаков. Белая гвардия).


Уехала девушка которую я любил которой я ничего не сказал о своей любви и так как мне шел тогда двадцать второй год то казалось, что я остался один во всем свете. Был конец августа в малорусском городе где я жил стояло знойное затишье И когда однажды в субботу я вышел после работы от бондаря на улицах было так пусто что не заходя домой я побрел куда глаза глядят за город (И. Бунин. В Августе).

Очаровательное утро Свободно без прежнего трения оно проникало сквозь зарешеточное стекло промытое вчера Родионом Новосельем так и несло от желтых липких стен. Стол покрывала свежая скатерть еще с воздухом необлегающая. Щедро окаченный каменный пол дышал фонтанной прохладой (В. Набоков. Приглашение на казнь).


Задания для самостоятельной работы студентов Темы рефератов

    1. Словари и справочники – наши помощники (литература: Богачев Ю. П. Языковая норма и современные словари // Русский язык в национальной школе. -1986. - № 8; Будагов Р. И. Толковые словари в национальной культуре народов. – М., 1989; Люстрова З. Н., Скворцов Л. И., Дерягин В. Я. Беседы о русском слове. – М., 1978. – С. 129-143; Сергеев В. Н. Словари Советской эпохи // Русская речь. -1987. - № 5; Сергеев В. Н. Культура речи и словари – справочники Советской эпохи // Русская речь. -1977. - № 3; Скворцов Л. И. Верные помощники и друзья (Словари – справочники) // О культуре речи: Сб. статей. – М., 1981; Потиха З. А., Розенталь Д. Э. Лингвистические словари и работа с ними в школе: Пособие для учителя. – М., 1987).

    1. Почему мы так говорим (из истории слов и выражений) (литература: Будагов Р. А. История слов в истории общества. – М., 1971; Костомаров В. Г. Жизнь языка. – М., 1994; Люстрова З. Н., Скворцов Л. И. В мире слов. – М., 1975; Успенский Л. В. Слово о словах. Ты и твое имя. – Л., 1962; Чуковский К. И. Живой как жизнь. О русском языке. – М., 1963).

    1. Культура поведения, культура речи и речевой этикет (литература: Акишина А. А., Формановская Н. И. Русский речевой этикет. – М., 1986; Гольдин В. Е. Речь и этикет. – М., 1983; Колесов В. В. Культура речи – культура поведения. – Л., 1983; Правила хорошего тона. – М., 1991; Формановская Н. И. Речевой этикет и культура общения. – М., 1989; Шмелева Т. В. Кодекс речевого поведения // Русский язык за рубежом. – 1983. - № 1; Этикет и мы. – М., 1983).

    1. Язык и культура общения сегодня (литература: Гольдин В. Е. Речь и этикет. – М., 1983; Скворцов Л. И. Экология слова, или поговорим о культуре русской речи. – М., 1996; Формановская Н. И. Вы сказали: «Здравствуйте!» (Речевой этикет в нашем общении). – М., 1989; Формановская Н. И. Русский речевой этикет: нормативный социокультурный контекст. – М., 2002; Этикет и мы. – М., 1993).

    1. Образно – эмоциональная выразительность речи (литература: Богачев Ю. П. Культура речи. Ораторское искусство. Афоризмы. – М., 1995; Далецкий Ч. Б. Практикум по риторике. – М., 1995; Клюев Е. В. Риторика. Инвенция. Диспозиция. Элокуция. – М., 1999; Кохтев Н. Н. Риторика. – М., 1994; Михайлов М. М. Стилистика русской речи. – М., 1968; Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. – М., 1998; Шкатова Л. А. Средства и приемы выразительной речи. – М., 1985).


    1. Иноязычные слова: обогащение или оскудение? (литература: Голуб И. Б. Стилистика русского языка. – М., 1997; Люстрова З. Н., Скворцов Л. И. В мире слов. – М., 1975; Скворцов Л. И. Экология слова, или поговорим о культуре русской речи. – М., 1996; Чуковский К. И. Живой как жизнь. О русском языке. – М., 1963).

    1. О «черных» словах и жаргонизмах (литература: Колесов В. В. Культура речи – культура поведения. – Л., 1988; Калинин А. В. Культура русского слова. – М., 1984; Мандельштам О. Слово и культура. – М., 1987; Успенский Л.В. Слово о словах. – М., 1960; Скворцов Л. И. Экология слова, или поговорим о культуре русской речи. – М., 1996).

    1. Канцеляризмы и штампы в русском языке (литература: Голуб И. Б. Стилистика русского языка. – М., 1997; Скворцов Л. И. Экология слова, или поговорим о культуре русской речи. – М., 1996; Солганник Г. Я. Стилистика русского языка. – М., 1996; Практическая стилистика русского языка. – Киев, 1975).

    1. Алфавит. Графика и принципы орфографии (литература: Дирингер А. Алфавит. – М., 1963; Иванова В. Ф. Современный русский язык. Графика и орфография. – М., 1976; Иванова В. Ф. Современная русская орфография. – М., 1991; Пронштейн А. П., Овчинникова В. С. Развитие графики кирилловского письма. – Ростов-на-Дону, 1987).

    1. История письма (литература: Введенская Л. А., Червинский П. П. Теория и практика русской речи. – Ростов-на-Дону, 1987; Истрин В. А. Возникновение и развитие письма. – М., 1965; Маслов Ю. С. Введение в языкознание. – М., 1975; Панов Е. Н. Знаки, символы, языки. – М., 1983).


Контрольные задания: Вариант 1

  1. Поставьте ударения в следующих словах:

квартал, алкоголь, пломбировать, начала, феномен, хвоя, кухонный, партер, ветеринария, откупорить.

  1. Правильно прочитайте слова и затранскрибируйте их. Укажите случаи возможного нарушения норм и их источники:

опека, легкий, романтизм, новорожденный, афера, скучно.

  1. Определите род несклоняемых существительных, согласуя с ними определения:

остроумн… конферансье, сочн… манго, стар… рантье, маленьк… цеце, установлен… эмбарго, уважаем… кюре, ярк… бикини, густ… контральто, популярн… регби, заморск… кольраби.

  1. От данных существительных образуйте форму именительного падежа множественного числа:

директор, бухгалтер, корпус, порт, кондуктор, слесарь, шофер, пропуск, орден.

  1. Образуйте форму родительного падежа множественного числа от данных существительных:

яблоки, чулки, полотенца, граммы, туркмены, кочерги, ясли, мандарины, туфли.

  1. Укажите стилистические недочеты в употреблении форм степеней сравнения имен прилагательных, исправьте их:

1.Есть основания полагать, что в самые ближайшие дни будут даны старты первому этапу зимней спартакиады.

2.Нет ничего более худшего, чем ложь и грубость, допускаемые взрослыми.

7. Устраните речевые ошибки, возникшие в результате неправильного использования местоимений:

1.Ни о какой-либо помощи не приходилось и думать.

2.В доме царил беспорядок: на столе лежал молоток без никакой пользы.

8. Исправьте ошибки, возникшие при употреблении глагола:

1.В случае раздражения носоглотки ее полоскают 2% раствором соды или водой.

2.Через год закончил факультет и возвращается на должность начальника штаба.

9. Замените цифры словами:

Батумские железнодорожники сверх планового задания перевезли по назначению более 11800 тонн народнохозяйственных грузов.