Файл: Гагин. Системный синтез. Линия жизни.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2024

Просмотров: 1125

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Г. Одесса

Оглавление

Глава I………………………………………………………………………….

Синергетика – раздел системного синтеза

1.1. Окружающий мир – системная конструкция Природы

1.2. Основные законы, общие принципы, свойства и особенности систем

1.2.1. Экстремальный принцип (Принцип оптимальности и обобщения)

1.2.1.2. Экстремальный принцип и энтропия системы

1.2.1.3. Экстремальный принцип и информация

1.2.2. Закон информационного противостояния

1.2.3. Закон роста энерговооружённости систем. Принцип экспансии.

1.2.4. Принцип эволюционного коридора

1.2.5. Принцип обратной связи

1.2.6. Пропорционирование и инвариантность систем (Гармоническое единство и резонанс)

1.2.6.2. Рекуррентный, аддитивный ряд чисел фибоначчи – ключ к гармонии мира

1.2.7. Принцип непрерывно– дискретной структуризации

1.2.8. Принцип спиральности

1.2.9. Генетическая связь неорганических и живых систем

2.1.Примеры конкретного проявления эволюционных принципов и законов, при создании Природой систем

2.1.1. Системы неорганической химии

2.1.2. Филлотаксис

2.1.3. Системы животного мира

2.1.4. Человек, как система. Подсистемы.

2.1.4.1 «Флейта-позвоночник» или балалайкой по хребту, и не только…

2.1.5. Земля, как система

2.1.6. Солнечная система

2.1.7. Системы мегамира

«Эволюция, есть закон Жизни,

3.1. Холизм – новое осмысление. Иллюстрации

3.1.1. Человечество и Земля

3. 1. 2. Человечество и Солнце

3.1.3.Феномен пульсирующего времени

3.1.4. Числа ряда Фибоначчи. Иллюстрации…

3.1.5.Семейство Золотых сечений.

3.1.6. Тайны квадратуры круга и не только…

4.1. Фундаментальные взаимодействия в Природе

4.1.1. Вещество, материя, масса.

4.1.2.Энергия

4.1.2.2. Энергия в древней философии.

4.1.3. Проблемы теории относительности.

4.1.4 .Теорема Нётер - фундаментальное достижение теоретической физики.

4.1.5. Теорема Гёделя, фундаментально озадачившая философию

4.1.6. Время.

4.1.7. Пространственные теории материи.

4.1.7.1.Геометродинамика. Геоны.

4.1.8 . Дискретность пространства и времени.

4.1.9. В каком же мире мы живём?

4.1.10. Информация – фундаментальная сущность Природы

4.1.11. «Чёрные дыры» Вселенной .

4.1.12. Фридмоны в иерархии систем .

5.1. «Нижние миры» Природы и Системный Синтез

5.1.1. Микромир.

5.1.1.4.Локализация микрочастиц в квантовой механике.

5.1.2. Квазимир - пустота, вакуум, эфир?

5.1.2.1. История эфира.

5.1.2.3. Кварки-антикварки, монополь.

5.1.3. Грануляция энергии в квазимире.

5.1.3.7. Стремление к грануляции и поисковая активность.

5.2. Вселенная, как система.

5.2.2. Асимметрия живого мира.

5.2.3. Сепарация энергии.

5.2.4. Монополи - кирпичи мироздания.

5.2.5. Асимметрия Вселенной.

5.2.6. Построим ли "вечный двигатель"?

5.2.7. Что же скрыл Эйнштейн от человечества?

5.3. Эволюция и асимметрия.

5.3.1. Горизонты эволюции природы.

6.Информация – ключи Творца.

6.1.. Информация – нераскрытая Сущность Природы.

6.1.1.Информация и Энтелехия.

6.1.2. Информация и клетка. Возникновение живых систем.

6.1.3. Информация и человек.

6.1.4. Третья сигнальная система – признак появления нового вида человека.

6.1.5. Информация и биологическое время системы.

6.1.6 .Информационное поле.

6.1.7. Носители информации.

6.1.8. Солитоны.

6.1.9. Экситоны.

6.2. Информация, как инструмент воздействия, на информационное поле человека.

6.2.1.Информационные болезни.

6.2.2.Любовь - болезнь или феномен эволюции?

6.2.3. Информационные войны.

6.2.4. Внутренние информационные войны. Pr-технологии.

6.3.Энергоинформационный обмен.

6.3.1. Человек – Земля – Космос.

6.3.2. Энергетика храмов.

7. Выборы эволюции. Модели.

7.1. Проблема выбора.

7.2. Принцип экономии энтропии.

7.3. Эволюция - информационный выбор.

Векторы эволюции.

Эволюция и духовность.

Использованная литература

2.1.3. Системы животного мира

«Совершенная отрезанность естествоведения и философии часто заставляет целые годы трудиться для того, чтобы приблизительно открыть закон, давно известный в другой сфере, разрешить сомнение, давно разрешённое: труд и усилие тратятся для того, чтоб во второй раз открыть Америку, - для того, чтобы проложить тропинку там, где есть железная дорога. Вот плод раздробления наук, этого феодализма, окапывающего каждую полоску земли валом, и чеканящего свою монету за ним».

( А. И. Герцен)

Наука накопила огромное количество фактов, говорящих о широком использовании Природой, свойств Золотой Пропорции и ряда чисел Фибоначчи, в организации структур животного мира – животных систем.

Мир живой природы удивительно разнообразен. Одних только животных насчитываются миллионы видов. Разнообразие всевозможных форм, потрясает своими масштабами. Своим фантастическим разнообразием: от ажурных микроскопических раковин - до гигантских млекопитающих, от неуклюжих крокодилов – до изящных бабочек. Что между ними может быть общего? Но, если Природа едина, то и законы гармонии, для создания своих творений, она использует те же.

Взглянем на обычную рыбу. Рыбья чешуя расположена строго упорядочено. Рисунок, напоминает расположение чешуек на сосновой шишке. Посчитав число спиралей, убедимся, что они отвечают числам Фибоначчи. В мире животных, также проявляются закономерности филлотаксиса. Например, они ярко выражены у гидр: возникновение новых почек, по стволу тела гидры, происходит по спирали, с фибоначчиевыми углами расхождения. По принципу филлотаксиса, расположены органы у медуз. Замечены характерные спирали в строении костной ткани и мышечной ткани сердца человека.

Филлотаксис тесно связан с золотой Пропорцией и рядом чисел Фибоначчи. Он, повсеместно, проявляется в морфологии различных живых организмов, в членении целого на части.

Довольно ярко Золотая Пропорция проявляется во всём многообразии раковин, какие бы формы они не приобретали. И признаки гармоничности, в раковинах, выражены не приблизительно, а совершенной геометрической формой.

Число лучей морских звёзд отвечает ряду чисел Фибоначчи, или очень близко к ним, и равно: 5, 8, 13, 21, 34, 55.

В теле стрекозы выделяются три части: голова, грудь, брюшко. Брюшко разбито на пять сегментов, а хвост состоит из 8 частей. Сюда, ещё необходимо добавить, три пары ног с их членением на три части. Нетрудно увидеть, в этой последовательности членения целого на части, развёртывание ряда чисел Фибоначчи. Длина хвоста, корпуса, и общая длина стрекозы, связаны между собой Золотой пропорцией: отношение длин хвоста и корпуса, равно отношению, общей длины к длине хвоста. Неудивительно, что стрекоза выглядит такой совершенной – ведь она создана по законам Природы. По соразмерностям Золотой Пропорции.


Отметим, что насекомые, – животные, прекрасно приспособленные к окружающей среде. Но, Природа не остановила на них своего выбора и приостановила эволюционирование, не наделила разумом. Почему? Они вышли из эволюционного коридора, став равновесными в системе “энтропия-информация”. Разница между растущей энтропией и освоенной информацией нулевая. Они превратились в подсистему более мощной динамической системы, заняв место функционального элемента в эволюционной цепочке.

Повсеместно, обнаруживаются признаки Золотой Пропорции у земноводных и пресмыкающихся. Глядя на любую черепаху, можно убедиться, что на её панцире расположено 13 сросшихся роговых пластин: 5 в центре и 8 по краям, а на периферийной кайме, находится 21 пластина. На лапах у черепах по 5 пальцев, а позвоночный столб состоит из 34 позвонков.

Ящерица живородящая

В ящерице с первого взгляда улавливаются приятные для нашего глаза пропорции - длина ее хвоста так относится к длине остального тела, как 62 к 38.

И в растительном, и в животном мире настойчиво пробивается формообразующая тенденция природы - симметрия относительно направления роста и движения. Здесь золотое сечение проявляется в пропорциях частей перпендикулярно к направлению роста.

Природа осуществила деление на симметричные части и золотые пропорции. В частях проявляется повторение строения целого.

Яйцо птицы

Великий Гете, поэт, естествоиспытатель и художник (он рисовал и писал акварелью), мечтал о создании единого учения о форме, образовании и преобразовании органических тел. Это он ввел в научный обиход термин морфология.

Пьер Kюри в начале нашего столетия сформулировал ряд глубоких идей симметрии. Он утверждал, что нельзя рассматривать симметрию какого-либо тела, не учитывая симметрию окружающей среды.

У родственника черепахи – крокодила, туловище, тоже, покрыто роговыми пластинками-шипами. У гавиалового крокодила Малайского архипелага вдоль туловища расположено 55 таких пластин. На теле кавказской носатой гадюки, расположено 55 таких пятен. В скелете габонской гадюки – 144 позвонка. Все эти числа из ряда Фибоначчи.


Млекопитающие – высший тип животных на Земле. Многие черты строения их организмов, унаследованы от далёких предков: земноводных, пресмыкающихся, насекомых.

Например. У животных, принцип членения конечностей такой же, как у насекомых, а на лапах (или руках), по 5 пальцев, как у ящеров, черепах, или крокодилов. Число рёбер у многих животных равно (или близко) 13. Число позвонков меняется сильно, особенно за счёт хвоста. Но, число позвонков, равно или близко к 34 и 55. Число зубов, как у домашних, так и у диких животных, также тяготеет к числам Фибоначчи.

Схемы опорно-двигательных аппаратов, разных позвоночных, удивительно похожи. Общим является принцип трёхчленного строения конечностей, который возник около 300 млн. лет назад в девонском периоде. Строение конечностей различных животных складывалось под воздействием двух основных факторов: законов Золотой Пропорции (или филлотаксиса) и приспособлением организма к среде обитания. Законы Золотой Пропорции определили принцип строения, идеи конституции организмов, а конкретные условия существования, состояние среды - обусловили отклонения (флуктуации).

Системы животного мира, самые сложные из живых систем на Земле. Перепробовав огромное количество вариантов, накопив огромный опыт, Природа подготовила почву для очередного качественного скачка. И скачок произошёл – появились принципиально новые живые системы. Появились живые мыслящие (разумные) системы: Человек и Человечество.

Возникновение живых разумных систем можно, по значению для эволюции, сравнить, разве что, с возникновением жизни на Земле. Но системы животного и растительного мира, теснейшим образом, связаны с живыми разумными системами, являются неотъемлемой их частью. Исчезни сегодня растения и животные – исчезнет и человек.


2.1.4. Человек, как система. Подсистемы.

«А разве мы сами, если нас исследовать методами физическими, химическими, логическими, не представляем собой те же пляшущие облачка электронов, положительные и отрицательные заряды, вмонтированные в пустоту? И разве наше бытие не является результатом столкновений этих пляшущих частиц, хотя сами мы воспринимаем выкрутасы молекул, как страх, желание, или раздумье?

И что же творится в твоей голове, когда ты мечтаешь, кроме двоичной алгебры приключений и неустанных странствий электронов?»

(Станислав Лем)

Человек, как венец творения живой природы, находящийся на вершине эволюции (как мы считаем), неотделим от мира живой природы. Он унаследовал у Природы каждый шаг эволюции, и продолжает начатое дело, – эволюционирует.

Рассматривая органы человека – его подсистемы, видим, что их строение и функционирование подчинено тем же общим законам и принципам, которые выбрала Природа для своих творений.

В теле человека насчитывается около 630 мышц, составляющих примерно 40% от массы тела. Но, 610 – это число Фибоначчи, а 0,38 – отвечает Золотой Пропорции, в делении целого на части. Делая первый шаг, человек приводит в движение около 300 мышц, в том числе, 144 на позвоночном столбе (144 – число Фибоначчи), 20 – удерживает в равновесии голову. От головного мозга человека отходит 12 пар нервов, а от спинного – 31 пара.

Пальцы человека состоят из 3 фаланг: основных, средних и ногтевых. Длина основных фаланг всех пальцев (кроме большого), равна сумме длин двух остальных фаланг, а длины всех фаланг каждого пальца соотносятся друг с другом по правилу Золотой Пропорции.

В середине 19 в., немецкий учёный Цейзинг, нашёл, что всё тело человека, в целом, и каждый его член, связаны математически строгой системой пропорциональных отношений, среди которых, Золотое Сечение, занимает важнейшее место. Он определил, что средняя пропорция мужского тела близка к 13/8 = 1,625, а женского 8/5 = 1,60. Пропорции тела мужчин и женщин отклоняются в разные стороны от Золотой Пропорции – иррациональной предельной величины равной 1,618… , в чём выражается, очевидно, геометрическое различие в половой анатомии мужчин и женщин.

По мнению исследователя И. Шевелева, пропорции тела человека отвечают геометрической гармонии, основанной на соотношениях в прямоугольнике, диагональ которого равна Ö 5, а стороны 1 и 2. По его данным, мужская фигура вписывается в прямоугольник с отношением сторон 0,528:2 и разделена пополам в лонном сращении.


Женская фигура вписывается в прямоугольник с отношением сторон 0,472:2. Высота “венчания” человека – шея и голова, равны 0,326. Пропорции “венчания” отвечают Золотому Сечению: 0,202: 0,326. Пуп делит тело человека в Золотой Пропорции: 1,236:0,764 = 1,618. Расстояние от локтевого сустава до конца пальцев равно 0,528.

В приведенных отношениях, числа 0,528; 0,326; 0,202 образуют ряд Золотой Пропорции, а число 0,472 является производным Золотой Пропорции. Отношение 528:472, названо архитектором В. Жолтовским, “функцией Золотого Сечения”. Прямоугольник, построенный на отношении функции, очень близок к квадрату и назван “живым квадратом”, в то время, как квадрат с равными сторонами – мёртв.

Оценка прекрасного, весьма относительна. Например, все ведущие французские искусствоведы, журналы, музеи, конца 19 – начала 20 века, полностью отрицали импрессионизм. А сегодня, о тех же художниках, такие же авторитеты, говорят, что они создали шедевры.

Природой, признаки гармонии и совершенства, заложены изначально, в чём бы то ни было – соответствием их пропорциям Золотого Сечения и закономерностям ряда чисел Фибоначчи. Заложи Природа, в основу эволюционного развития другие критерии, для нас прекрасное было бы в других пропорциях и формах. А в соразмерностях стрекозы, храма Парфенона или человеческого тела мы бы не находили ничего прекрасного. Вернее, они должны были бы стать другими, чтобы ими восхищались. Прекрасное, заложено эволюцией в генетический код, для того чтобы быть пределом стремлений.

В эпоху Возрождения усиливается интерес к золотому делению среди ученых и художников в связи с его применением, как в геометрии, так и в искусстве, особенно в архитектуре. Леонардо да Винчи, художник и ученый, видел, что у итальянских художников эмпирический опыт большой, а знаний мало. Он задумал и начал писать книгу по геометрии, но в это время появилась книга монаха Луки Пачоли, и Леонардо оставил свою затею. По мнению современников и историков науки, Лука Пачоли был настоящим светилом, величайшим математиком Италии в период между Фибоначчи и Галилеем. Лука Пачоли был учеником художника Пьеро делла Франчески, написавшего две книги, одна из которых называлась "О перспективе в живописи". Его считают творцом начертательной геометрии.

Лука Пачоли прекрасно понимал значение науки для искусства. В 1496 г по приглашению герцога Моро он приезжает в Милан, где читает лекции по математике. В Милане при дворе Моро в то время работал и Леонардо да Винчи. В 1509 г. в Венеции была издана книга Луки Пачоли "Божественная пропорция" с блестяще выполненными иллюстрациями, ввиду чего полагают, что их сделал Леонардо да Винчи. Книга была восторженным гимном золотой пропорции. Среди многих достоинств золотой пропорции монах Лука Пачоли не преминул назвать и ее "божественную суть" как выражение божественного триединства бог сын, бог отец и бог дух святой (подразумевалось, что малый отрезок есть олицетворение бога сына, больший отрезок - бога отца, а весь отрезок - бога духа святого).