Файл: Микросоциология семьи М.,1998.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2024

Просмотров: 1212

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Isbn 5-8188-0001-6

Предисловие

Глава 1

Краткое содержание главы

1.1. Микросоциология семьи в системе социологических дисциплин

1.2. Феноменологический

(Социально-символический)

И инструментальный подходы

К изучению семьи

1.3. Объект и предмет микросоциологии семьи

1.4. Социологическое измерение фамилистических феноменов

1.5. Проблемы конструирования социологических теорий семьи

Ключевые термины

Литература

Глава 2

Краткое содержание главы

2.3. Теория обмена

2.4. Этнометодология, феноменологическая социология

2.6. Русская социология семьи

Литература

Глава 3

3.2. Взаимодействие условий и объекта исследования в микросоциологии семьи при опросе, наблюдении и контент-анализе

Сбора первичной социологической информации в советских исследованиях по социологии семьи (по данным м. С. Мацковского)8

3.3. Специфика изучения формирования

Глава 4

Краткое содержание главы

4.1. Методология изучения стадий семейного цикла

2 Там же с 23.

3 Там же. С. 25.

4.2. Неполнота жизненного цикла семьи

А. Полный семейный цикл

4.3. Применение циклического подхода I( при изучении семейных бюджетов

Средний доход семей с супружеской парой в сша 1951-1992 гг. И соотношение доходов в семьях с участвующей в наемном труде

4.4. Структуры социокультурных ролей семьи и родства (свойства)

4.5. Методы генеалогического исследования семьи

(По Шафрановскому)'8

4 4.6. Методы изучения

Ключевые термины

Литература

Глава 5

Краткое содержание главы

5.1. Исследование диспозиций семейного поведения

5.4. Тесты по измерению удовлетворенности браком |

5.5. Методы измерения репродуктивных установок и мотивов, потребности в детях, ценности семьи и детей

5.6. Исследование социализационного (родительского) поведения

(По опросу 31 трехдетной москвички)

Литература

Глава 6

6.1. Социологический подход к изучению взаимоотношений в семье

6.2, Исследование супружеской совместимости на основе межличностного восприятия семейных ролей

6.3. Измерение сходства и различий ролевых представлений супругов посредством техники «семантического дифференциала» (сд)

6.4. Тест измерения ролевой совместимости супругов (тирс)

6.5. Принципы разработки компьютерных вариантов тирс

Приложение 6.1.

Литература

Заключение

Оглавление

119847, Москва, Зубовский бульвар, 17

Однако средние оценки мало что говорят сами по себе, хотя в срав­нении с картинами, получившими оценки, приближающиеся к 7, об-

35 Симмат В. Семантический дифференциал как инструмент искусство­ведческого анализа // Семиотика и искусствометрия М., 1972. С. 298—325.

267

разуется дополнительная информация. Можно группировать карти­ны по их подобию, можно сопоставлять их по контрасту. Однако са­мые интересные результаты были получены, когда респондентам до­полнительно предъявлялись для оценки по тем же шкалам объекты «прекрасная картина» и «безобразная картина». Оказалось, что для первой характерен следующий набор шкал: привлекательная, силь­ная, сердечная, теплая, тонкая, расслабленная, ясная, упорядочен­ная, нежная, активная, мягкая, кроткая. Для «безобразной карти­ны» — отталкивающая, грубая, беспорядочная, бесхитростная, пас­сивная, звучная, резкая, слабая, холодная, жесткая, бесстрастная, буйная, туманная, темная.

Но более важными оказались вычисления различий между каждой из 10 картин с эталонами прекрасного и безобразного. Обнаружилось, что картина Ренуара действительно самая прекрасная (наивысшая корреляция с эталоном +0,731), «Венера и Амур» Кранаха Луиса Стар­шего на втором месте (+0,717) и «Женский портрет» Боттичелли на третьем (+0,376). Корреляции с эталоном безобразного этих картин составили соответственно (-0,765), (-0,845) и (-0,475). Поэтому иерар­хия самых значимых шкал, дискриминирующих картину Ренуара как прекрасную, оказалась иной, чем по среднеарифметическим баллам (в нее попали 3 из 5 вышеприведенных шкал): мечтательная, упорядочен­ная, светлая, сердечная и теплая (кроткая на 6 месте и нежная на 8-м). Интересен вывод, сделанный автором данного исследования: «В любом случае получение эстетических оценок косвенными методами предпочтительнее, чем прямыми, ибо только так удается исключить предубеждения и предвзятые суждения или, по крайней мере, хотя бы отодвинуть их на задний план»36.

Идея В. Симмата о сопоставлении оцениваемых объектов с этало­нами позитивного и негативного свойств представляется необычайно продуктивной. Такая процедура при обоснованном выборе эталонов принципиально меняет положение дел в социологии и социальной пси­хологии по измерению ценностей, в том числе, разумеется, и в социо­логии семьи. Следует добавить, чго техника СД позволяет сравнивать между собой не только слова, репрезентирующие различные свойства и феномены социального мира, но, как было показано, произведения искусства (включая музыкальные), любые овеществленные атрибуты культуры, любые документы и материалы.


Именно поэтому иногда метод СД относят к разновидности кон­тент-анализа, можно взять любой документ, предъявить его (или ви­део-, аудиокопию) для оценки и получить математически безупречное

Там же С. 322.

268

средство выражения различий в социальных установках. О широте приложения СД к разным сферам деятельности дает представление следующий пример. Один из слушателей спецкурса по семантическо­му дифференциалу ухитрился даже измерить различия в отношении производственников высшего ранга к десятку предприятий одной от­расли промышленности и получить результат о первой тройке лучших заводов, который был подтвержден впоследствии технологическими и финансовыми данными.

Как же реализуется потенциал СД в области изучения репродук­тивных установок и ориентации? Объекты для оценки здесь могут быть и качественными (семья, дети, брак) и количественными (1 ребенок, двое детей, трое и более детей в семье). На одной и той же выборке респондентов можно получать величины Д между О, I и 2 детьми, 3 и 4, 5 и более детьми в семье, оперируя данными в целом по совокуп­ности или по отдельным категориям респондентов в зависимости от возраста, пола, образования, профессии и т. д. Но прежде чем перей­ти к методикам подобного рода, следует обсудить вопрос о выборе шкал.

Не всегда «пользователи техники СД» работают лишь с антонима­ми. Бывает, что способ «парных сравнений» упрощается до сочинения шкал путем прибавления частицы «не» к одному из прилагательных, например, интересное — неинтересное, опасное — безопасное и т. д. Но такой путь построения шкал, если и очень легкий, то не самый вер­ный. Антонимы — это не просто полярные по смыслу слова, они сто­летиями существуют в культуре, впитываются с материнским молоком и никогда не меняют своей социокультурной однозначности. Даже пациенты психиатрических клиник могут в своем большинстве сохра­нять общезначимость системы антонимов. Это как бы общий знаме­натель культуры, твердая точка опоры, универсальная ось координат.

Как показал Чарльз Осгуд, несколько десятков или сот антонимов, имеющихся в каждом языке, в конечном счете сводятся к трем груп­пам шкал, к трем факторам, условно обозначенным как «оценка» (хо­рошее — плохое и т. п.). «активность» (активное — пассивное и др.), «сила» (твердое — мягкое и т. д.). Многие критики СД считают, что измеряется всего-навсего один фактор оценки, т.к. все остальные фак­торы Ч. Осгуда (и еще ряд других факторов, открытых его последова­телями) редуцируются к «хорошему — плохому». Внутренняя система отсчета каждого человека, раскладывая все по полочкам, в конце кон­цов занимается сортировкой по принципу, что хорошо для меня и что плохо. В свою очередь, само это «хорошее» описывается тремя терми­нальными, конечными измерениями «добро — зло», «правда — ложь» и «красота — безобразие».


269

Хорошее потому и хорошо, что «для меня», и значит, любимо, отсюда любовь — это эмоциональное проявление добра, правды и кра­соты. Техника СД оказалась сенсационно эффективной не потому, что в лоб, прямо, по психологической линейке стала определять, что та­кое хорошо и что такое плохо. СД измеряет различия в положитель­ной или отрицательной оценке чего-либо по множеству шкал и тем точнее, чем меньше похожи антонимы на оценку, чем дальше пары прилагательных отстоят по форме от точки пересечения добра, правды и красоты. Если требуется определить отношение к конкретному человеку, ни в коем случае нельзя применять шкалы ткпа «умное — глупое, чистое — грязное» и т. п. Неминуемую по СД оценку надо хит­ро спрятать в шкалах типа «сырое — кипяченое, гладкое — шерша­вое» и т. д. или «быстрое — медленное, далекое — близкое» и т. п. Если же оцениваются не люди, а какие-либо явления, качества, то выбор шкал должен осуществляться по критерию нейтральности, т. е. элиминирования, устранения прямых ассоциаций смысла этих явле­ний со шкалами. Нельзя «счастье» определять как «полное — пустое» и т. п., «секс» — как «активное — пассивное» и т. п., не следует акти­визировать бытовые стереотипы восприятия. Не следует вместе с тем самые разные объекты прямолинейно сопоставлять по шкале «хоро­шее — плохое». В исследовании «Москва-78» специально была введе­на подобная процедура, когда разное число детей в семье сопостав­лялось с ценностями свободного времени, образования, работы и отдыха. Результат оказался плачевным на фоне измерения тех же объектов, но по шести нейтральным шкалам. Рассмотрим возмож­ные способы оценки объектов или формы предъявления их респон­дентам.

Первый способ как бы раскрывает карты исследователя — выделя­ется оцениваемое слово, и под ним помешаются шкалы. Ниже приво­дится пример из сравнительного исследования, проведенного в 1990 г. в Москве и Миннеаполисе социологами Миннесотского университета и Института социологии (оценивались: семья, дети, брак, ссора, друж­ба, любовь, я, секс, стерильность, старость, родители, причем в этом опросе градации отношения не обозначались цифрами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 или 321012 З37, а в бланке изображались черточками):

37 Считается, что человек может различить не более 11 оттенков отноше­ния. Практика показывает, что лучше всего работать с 7 градациями (3 - слиш­ком маленький континуум, 5 — напоминает школьную систему оценок, а 9 — это уже излишество при работе с достаточно большими выборками респон­дентов). Кстати говоря, нечетная система чаше всего используется социолога­ми и психологами, поскольку позволяет выделить центр с равным числом гра­даций слева и справа от него.


270

ЛЮБОВЬ

АКТИВНОЕ ___• : .. •. . : ПАССИВНОЕ

СЛАБОЕ : . : : . : : СИЛЬНОЕ

ТЯЖЕЛОЕ .. : , : : : : ЛЕГКОЕ

ТЕПЛОЕ : . .: :__. : _: ХОЛОДНОЕ

МЕДЛЕННОЕ _:__:_ : :__: : .: БЫСТРОЕ

ДАЛЕКОЕ : . _:_ .__•__: • БЛИЗКОЕ

ТВЕРДОЕ • : ; :__: : МЯГКОЕ

НЕЖНОЕ ___:_ : : : . : : ГРУБОЕ

ПРОСТОЕ ___:_ : : :_ . : СЛОЖНОЕ

СВЕТЛОЕ __:_ . : : : : : ТЕМНОЕ

НОВОЕ • : : : • : СТАРОЕ

МУЖСКОЕ : :_ : : : ЖЕНСКОЕ

СПОКОЙНОЕ : _., : , : : ВОЗБУЖДЕННО

ГЛАДКОЕ ; : - :__: .: • ШЕРШАВОЕ

СЫРОЕ : : : : • : ВАРЕНОЕ

Целесообразно дать английские эквиваленты этих 15 шкал: active-passive, weak-strong, heavy-light, warm-cold, slow-fast, distant-close, hard-soft, tender-harsh, simple-complicated, light-dark, new-old, masculine-feminine, calm-excited, smooth-rough, raw-boiled. Отмеченные галочками или крестиками реакции респондентов подсчитываются по всей сово­купности опрошенных, и потом средние опенки по каждой шкале от­мечаются, затем соединяются ломаной линией — в итоге получается ПРОФИЛЬ объекта. Техника СД позволяет наглядно на рисунке пред­ставить различие в отношении отдельного человека (или отдельных групп и категорий) к разным объектам оценки. Для этого предваритель­но все шкалы распределяются по трем факторам 0 — оценки (теплое — холодное, светлое — темное, нежное — грубое, новое — старое, глад­кое — шершавое), С —- силы (сильное — слабое, твердое — мягкое, тяжелое — легкое), А — активности (активное — пассивное, медлен­ное — быстрое, далекое — близкое, спокойное — возбужденное, сы­рое — вареное). Обычно рассчитываются средние значения по всем шкалам (лучше по трем, хуже — по двум и недопустимо — по одной шкале) отдельного фактора.

Эти средние величины в трехмерном «семантическом» простран­стве будут тремя осями координат, и тогда каждый объект оценива­ния обретает свое место в этом пространстве. Допустим, слово «се­мья» получило среднюю оценку по фактору 0 = + 2,5, по А = + 2,0

271

и по С = + 1,5, а «старость» соответственно 0 = — 1,5, А= — 2,5 и С = — 3,0. (См. их расположение в «семантическом» пространстве на схеме 5.7).

Схема 5.8

ИЗОБРАЖЕНИЕ ОБЪЕКТОВ В СЕМАНТИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Если объект получает низкую оценку, то изображается маленьким кружком, если высокую — большим Таким образом, в данном про­странстве все хорошее и активное концентрируется слева вверху, а все плохое и пассивное — справа внизу. Место объекта в семантическом пространстве возникает на пересечении средних значений, отклады­ваемых по осям. Это соответствует профилю объектов по шкалам хо­рошее — плохое (оценка), активное — пассивное (активность), силь­ное — слабое (сила), причем в соответствии со значениями в данном примере объект «семья» тяготеет к левому (хорошему) полюсу, а объект «старость» — к правому (плохому) полюсу. Если каждый фактор О, А и С представлен двумя шкалами, тогда профиль объекта будет изобра­жаться ломаной линией по шести шкалам, если тремя — то по девяти и т. д. Профиль объекта — это как бы линейное его изображение на шкалах, место объекта в семантическом пространстве — это попытка трехмерного изображения.


272

Расчет величины дифференциала Д между «семьей» и «старостью» производится посредством определения разности по каждой шкале, возведения ее в квадрат, суммирования квадратов разностей и извле­чения корня из суммы.

Как определить, является ли большой или маленькой в нашем при­мере генерализованная, т. е. обобщенная по трем шкалам, величина Д. Другими словами, значима ли разница Д = 4,89 между «старостью» и «семьей»? Для этого узнаем максимальное различие между объекта­ми: если по каждой из трех шкал эти слова получат полярные оценки +3 и -3 , тогда по каждой шкале разность будет 6, а сумма квадратов раз­ностей составит 36 х 3=108. Извлечем квадратный корень и получим ве­личину 10,4. Это значит, что наша генерализованная дистанция напо­ловину меньше максимальной. Учитывая, что 0 характеризует полное сходство между объектами, тогда близость к 0 и даже к 1 служила бы сви­детельством сходства значений, придаваемых этим объектам.

Если шкал будет 6, то максимальное различие увеличится: (6 х 36)= 216 и величина Д составит 14,9 (при минимальной разнице Д=0). Если шкал будет 9, 12 и более, соответственно увеличится диапазон измере­ния до Д (0-18) и так далее. Увеличение числа шкал, числа измерений делает сопоставление между объектами более гибким и точным, но од­новременно и более трудоемким. Конечно, производить оценку по трем шкалам (на каждый фактор по шкале) это означает пойти на большое упрощение. Лучше всего, разумеется, работать по 9 шкалам. Однако в исследовании «Москва-78» пришлось из-за огромного объема анкеты (около 4,5 печатного листа) выбрать вариант из 6 шкал. В этом выбо­рочном опросе попеременно использовались два способа предъявле­ния объектов для оценки — один, уже описанный выше, когда каждое слово-объект оценивается по всем используемым шкалам. Второй — когда несколько оцениваемых объектов предъявляются в опросном бланке вперемешку, причем во избежание монотонности заполнения

273

бланка и для контроля внимательности респондента полюса шкал пе­реворачивались.

К примеру, сначала «твердое — мягкое», потом «мягкое — твер­дое». Для разнообразия следует добавлять совершенно иные шкалы, а не только дискриминирующие разницу, и, разумеется, надо включать для того, чтобы сбить респондента с толку, для отвлечения его от изу­чаемой тематики объекты другого содержательного ряда. Подобные до­полнения утяжеляют опросный бланк, увеличивают время на запол­нение теста, делают анализ более трудоемким и дорогостоящим. По­этому в пилотажных, пробных опросах всегда надо искать баланс меж­ду трудоемкостью и надежностью измерения.