Файл: Микросоциология семьи М.,1998.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2024

Просмотров: 1209

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Isbn 5-8188-0001-6

Предисловие

Глава 1

Краткое содержание главы

1.1. Микросоциология семьи в системе социологических дисциплин

1.2. Феноменологический

(Социально-символический)

И инструментальный подходы

К изучению семьи

1.3. Объект и предмет микросоциологии семьи

1.4. Социологическое измерение фамилистических феноменов

1.5. Проблемы конструирования социологических теорий семьи

Ключевые термины

Литература

Глава 2

Краткое содержание главы

2.3. Теория обмена

2.4. Этнометодология, феноменологическая социология

2.6. Русская социология семьи

Литература

Глава 3

3.2. Взаимодействие условий и объекта исследования в микросоциологии семьи при опросе, наблюдении и контент-анализе

Сбора первичной социологической информации в советских исследованиях по социологии семьи (по данным м. С. Мацковского)8

3.3. Специфика изучения формирования

Глава 4

Краткое содержание главы

4.1. Методология изучения стадий семейного цикла

2 Там же с 23.

3 Там же. С. 25.

4.2. Неполнота жизненного цикла семьи

А. Полный семейный цикл

4.3. Применение циклического подхода I( при изучении семейных бюджетов

Средний доход семей с супружеской парой в сша 1951-1992 гг. И соотношение доходов в семьях с участвующей в наемном труде

4.4. Структуры социокультурных ролей семьи и родства (свойства)

4.5. Методы генеалогического исследования семьи

(По Шафрановскому)'8

4 4.6. Методы изучения

Ключевые термины

Литература

Глава 5

Краткое содержание главы

5.1. Исследование диспозиций семейного поведения

5.4. Тесты по измерению удовлетворенности браком |

5.5. Методы измерения репродуктивных установок и мотивов, потребности в детях, ценности семьи и детей

5.6. Исследование социализационного (родительского) поведения

(По опросу 31 трехдетной москвички)

Литература

Глава 6

6.1. Социологический подход к изучению взаимоотношений в семье

6.2, Исследование супружеской совместимости на основе межличностного восприятия семейных ролей

6.3. Измерение сходства и различий ролевых представлений супругов посредством техники «семантического дифференциала» (сд)

6.4. Тест измерения ролевой совместимости супругов (тирс)

6.5. Принципы разработки компьютерных вариантов тирс

Приложение 6.1.

Литература

Заключение

Оглавление

119847, Москва, Зубовский бульвар, 17

Ниже приводится фрагмент анкеты из полевого исследования «Мос-ква-78» (исследования, в котором на выборке 1500 человек было дока­зано, что даже люди с незначительным уровнем образования способ­ны работать с техникой СД не в лаборатории, а на дому при предвари­тельном инструктировании).

ПРОСИМ ВАС ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ

В СПЕЦИАЛЬНОМ ИСПЫТАНИИ

Мы приглашаем Вас выразить свои ощущения ц впечатления от некото­рых слов и словосочетаний по ряду психологических шкал. Вначале, пожа­луйста, ознакомьтесь с процедурой работы.

ВНИМАНИЕ!

Пусть требуется, например, выразить отношение к слову СЕМЬЯ по шкале ТЕПЛОЕ — ХОЛОДНОЕ. Если Вы чувствуете, что СЕМЬЯ — это что-то ОЧЕНЬ ТЕПЛОЕ, тогда вы отмечаете это следующим образом: семья - ТЕПЛОЕ [3] 2 1 О 1 2 3 ХОЛОДНОЕ

Когда же кажется, что ОЧЕНЬ ХОЛОДНОЕ, то кружком или квадратиком отмечается цифра 3 с противоположной стороны шкалы. Но. допустим, что СЕМЬЯ ассоциируется с не очень холодным (теплым). Тогда отмечаете так. семья - ХОЛОДНОЕ 3 [2] 1 О 1 2 3 ТЕПЛОЕ

Если вы считаете, что СЕМЬЯ лишь отчасти теплое (или холодное), тог­да надо делать так: семья - ТЕПЛОЕ 3 2 II] О 1 2 3 ХОЛОДНОЕ

Теперь пусть кажется, что какое-то слово нельзя оценить по какой-ни­будь шкале, то есть оно нейтрально для Вас, или данная шкала не подходит для опенки этого слова, тогда надо отметить 0:

здоровье - ГРОМКОЕ 3 2 1 [0] 1 2 3 ТИХОЕ

Пожалуйста, делайте свои отметки только в зависимости от того, что то или иное слово значит ДЛЯ ВАС ЛИЧНО! Прежде чем Вы приступите к оцен­ке слов и словосочетаний, связанных с семьей и повседневной жизнью, мы хотели бы обратить Ваше внимание на следующее Если Вы почувствуете, что вроде бы уже отмечали какое-либо слово по той же самой шкале., не старай-

274

тесь вспомнить, когда это было. ПОМНИТЕ, что у нас нет одинаковых слу­чаев НЕ ОСТАНАВЛИВАЙТЕСЬ и продолжайте работать дальше. СТАРАЙ­ТЕСЬ для каждой новой строки ВНОВЬ НАЙТИ СВОЕ МНЕНИЕ, но при этом не задерживайтесь долго над чем-то одним, не размышляйте много — нам важно ВАШЕ CAiMOE ПЕРВОЕ впечатление, ВАШЕ НЕПОСРЕД­СТВЕННОЕ ощущение

1.

Работа

легкое

3

2

I 0

1 2

3

тяжелое

2.,

Достаток

теплое

3

2

1 0

1 2

3

холодное

3

Двое детей в семье

светлое

3

2

1 0

1 2

3

темное

4.

Отдых

медленное

3

2

1 0

1 2

3

быстрое

5

1 ребенок в семье

тяжелое

3

2

! 0

1 2

3

легкое

6

Я

активное

3

2

1 0

1 2

3

пассивное

7.

Трое детей в семье

темное

3

2

1 0

1 2

3

светлое

8.

Любовь

сильное

3

2

1 0

1 2

3

слабое

9.,

Достаток

чужое

3

2

1 0

1 2

3

свое

10.

. Учеба

веселое

3

2

1 0

1 2

3

грустное

11,

, Дети

пассивное

3

2

1 0

! 2

3

активное

12.

. Двое детей в семье

холодное

3

2

1 0

1 2

3

теплое

13.

Я

медленное

3

2

I 0

1 2

3

быстрое

и т. д. — всего 100 тестовых испытаний.


Здесь использовалось 6 шкал: фактора оценки (светлое — темное, свое — чужое), фактора силы (тяжелое — легкое, теплое — холодное), активности (активное — пассивное, быстрое — медленное). Следует под­черкнуть, что фактор силы был представлен неудачно Шкала тяже­лое — легкое в семейной проблематике работала как сугубо оценоч­ная шкала, во многих случаях также воспринималась шкала теплое — холодное. Поэтому в последующих исследованиях использовались шкалы твердое — мягкое и сильное — слабое.

При измерении репродуктивных ориентации для сопоставления моделей семьи с разным числом детей использовался положительный эталон ДЕТИ, причем оценка этого объекта производилась в бланке по шести шкалам (так же как и объектов ОБРАЗОВАНИЕ, СВОБОД­НОЕ ВРЕМЯ — для сравнения их значимости). Эталон последовательно сопоставлялся с однодетной, двухдетной и трехдетной моделями семьи. Предполагалось, что чем больше будет сходства с эталоном у той или иной детности, тем ценностно значимее этот объект, тем сильнее ус­тановка на него и выше вероятность реализации этой модели семьи в будущем. Степень сходства определялась по близости величины Д к 0. Вот какая картина получилась в пробном испытании СД в исследова­нии 212 пар в Вильнюсе в 1976 г.:

275

Дети-2 детей

Дети-3 детей

Дети-1

Дети-4

Дети — бездетная семья

МУЖЬЯ

1,31

2,95

3,81

4,65

8,16

ЖЕНЫ

1,63

3,27

4,58

5,54

8,95

СЕМЬЯ в целом 1,38

3,11

4,20

4,89

8,68

Как следует интерпретировать данные по этой методике? В ли­товском исследовании использовалось два эталона: негативный — без­детная семья и позитивный — дети. Оказалось, что идея сопоставле­ния с эталоном эффективно работает и в сфере репродуктивных ус­тановок. В выборке после 12 лет брака преобладали двухдетные се­мьи (53,5%), однодетные — 38%, тогда как трехдетных и более было примерно 5% и бездетных — 3%3S. Доминирование социальной нор­мы малодетности налицо, что и подтверждается измерениями по СД. Установка на двухдетность, хотя и далека от 0 — от всеобщей и абст­рактной любви к детям, тем не менее, она оказалась интенсивнее всех остальных в качестве показателя готовности к удовлетворению по­требности в двух детях.


Установка на двоих детей в семье сугубо инструментальна — свы­ше половины опрошенных добились ее реализации, к тому же и среди, однодетных (это более трети всей выборки) большая часть, по-види­мому, была ориентирована на двоих детей, поэтому установка на од-нодетность в 3 раза слабее. Отметим, что величина Д между «дети» и числом детей интерпретируется как установка на то или иное число детей. В этом смысле можно говорить и об установке на бездетную семью, которая в данной выборке семей с детьми не могла не полу­чить отрицательной оценки, т. е. максимального различия с позитив­ным эталоном «дети»

Приведенный пример показывает недостаточность оперирования величинами Д в целом по выборке — тут выявляются самая позитив­ная и негативная установки, а также на репрезентативных выборках можно показать, во сколько раз значимее, ценнее для данной совокуп­ности та или иная ориентация в сравнении с другими. Так, ценность двухдетности в два с лишним раза сильнее, чем трехдетности, тогда как однодетность и четырехдетность равно негативны, хотя и не столь разрушительно, как бездетность.

Но все эти сопоставления ОТНОСИТЕЛЬНЫ, поскольку сама выборка неоднородна. В нашем примере перевес семей с двумя и бо­лее детьми над однодетными сказывается на повышении различия между «дети — 1 ребенок». Однодетные же влияют на снижение значимости

" Баршис В И Репродуктивные установки и мотивы вильнюсской се­мьи По итогам исследований «Вильнюс-76» и «Литва-75» // Семья и дети Отв ред. А. И. Антонов М , 1982 С 27.

276

2 и более детей. Истинную цену моделей детности можно узнать, лишь вычисляя величины Д по типам фактической детности. При этом мо­гут обнаружиться какие-либо тенденции — ведь выявилась же склон­ность мужей оценивать более позитивно, чем жены, все без исключе­ния уровни детности (в т.ч. и бездетность).

Рассмотрим в связи с этим таблицу 5.1. Во-первых, очевидна нена­дежность малых выборок в сравнении с большими (см. данные по двух-детным женщинам в выборке из 60 человек и из 1319 человек — уста­новки на двоих и на троих детей в семье резко отличаются). Во-вто­рых, ведущий характер ценности двоих детей обнаруживается по зна­чимости ее для двухдетных (почти в 5 раз ценнее, чем трое детей в се­мье) и по перевесу над значимостью однодетности для однодетных и трехдетности для трехдетных

С однодетными семьями все проще — часть из них действительно испытывает потребность во втором ребенке (а часть — чисто симво-


Таблица 5.1.

ПРЕОБЛАДАНИЕ ЦЕННОСТИ ДВОИХ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ,

ИЛИ УСТАНОВОК НА ДВУХДЕТНОСТЬ, СРЕДИ ЖЕНЩИН

С РАЗЛИЧНЫМ ЧИСЛОМ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

(по данным исследований «Москва-7б» и «Москва-78»)

Тип детности

Сопоставление оценки «дети» с оценками разного числа детей в семье

2*

1

3

4

0

Бездетные (21 человек)

1,51**

3,51

5,50

7,61

10,16

Однодетные (116 человек)

1,85

3,34

7,20

9.33

11,74

Двухдетные (60 человек)

1,52

5,45

7,81

9,25

11,99

Двухдетные (1319 человек)

0,64

4,48

2,89

Трехдетные (60 человек)

2,20

6,61

3,95

7,24

12,70

Трехдетные (31 человек)

1,02

5,39

1,52

* Здесь указывается лишь ценность того или иного числа детей, напри­мер «2», вместо «дети — двое детей»

** Чем ближе величина показателя к нулю, тем благоприятнее отношение к числу детей, тем выше ценность данного числа детей.

277

Схема 5.8*

ПРОФИЛИ УСТАНОВОК ДЕТНОСТИ СРЕДИ 1319 ДВУХДЕТНЫХ МОСКВИЧЕК В ИССЛЕДОВАНИИ «МОСКВА-78»


Сильно Средне Слабо Нейтрально Слабо Средне Сильно

+3 +2 +1 0 -1 -2 -3

Примечание. Цифры (О, 1, 2,3) на этом и других графиках выражают ин­тенсивность данного качества +3 и —3 — сильная интенсивность, +2 и —2 — средняя. +1 и —1 — слабая; 0 — данное качество не имеет отношения к оце­ниваемому объекту.

лически, в качестве своеобразной дани «моде»), и потому ценность двух-детности выше, чем однодетности. С трехдетными все сложнее и ин­тереснее, если предположить, что полученный результат на малых вы­борках 60 и Ъ\ человек повторится и на больших выборках. Если эти измеренные по СД установки инструментальны, тогда почему имею­щееся число детей противоречит им? Здесь требуется обращение к когнитивным теориям. По теории когнитивного диссонанса любой результат вызывает диссонанс после принятия решения, начинают активизироваться преимущества отвергнутых альтернатив, и занижа­ется ценность реализованного решения34.

эт Андреева Г. М., Богомолова Н Н., Петровская Л А. Совре­менная социальная психология на Западе. МГУ 1978. С. 115.

278

В условиях массовых социальных норм однодетности и двухдетно-сти семьи с тремя детьми оказываются социальным меньшинством и испытывают на себе негативные воздействия со стороны малодетной микросреды. Это усиливает диссонанс, и стремление избавиться от него ведет к усилению привлекательности отвергнутой модели двухдетной семьи. Обиходная интерпретация данной ситуации, постоянно прони­кающая в «научные объяснения» под влиянием идеологии «планиро­вания семьи», такова: дескать, трехдетные «хотели» лишь двоих детей, они «переудовлетворили» свою потребность, у них родился ребенок «нежеланный», т. к. супруги «не смогли» предупредить «нежелатель­ную» беременность без «должной культуры контрацепции».

Следует отметить, что наряду с оценкой значимости числа детей по эталону вычисление величин Д между самими этими числами детей (желательно на однородных выборках) также обладает интересными возможностями анализа. В таблице 5.1 приведены оценки по позитив­ному и негативному эталонам и определены различия каждого из че­тырех чисел детей в семье (1, 2, 3, 4) со всеми остальными. Прежде всего бросается в глаза дифференциация значений по отношению к сравни­ваемым числам. Что она означает? Очень многое. Во-первых, этот факт говорит о том, что в психологическом пространстве однодетных жен-шин-москвичек эти модели детности имеют разный вес. Полученные данные раскрывают эмпирическую необоснованность мнений о том, что будто бы вероятность выбора любого числа детей одинакова. На самом деле о равновероятности репродуктивных решений не может быть и речи, каждое число детей в семье обладает определенной мо­дальностью. Разумеется, среди двухдетных, трехдетных и т. д. диффе­ренциация отношения к этим моделям детности будет выглядеть не­сколько иначе, но, по сути, останется детерминируемой существую­щими нормами малодетности.