ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.07.2024
Просмотров: 1456
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Микросоциология семьи в системе социологических дисциплин
1.3. Объект и предмет микросоциологии семьи
1.4. Социологическое измерение фамилистических феноменов
1.5. Проблемы конструирования социологических теорий семьи
2.4. Этнометодология, феноменологическая социология
3.3. Специфика изучения формирования
4.1. Методология изучения стадий семейного цикла
4.2. Неполнота жизненного цикла семьи
4.3. Применение циклического подхода I( при изучении семейных бюджетов
4.4. Структуры социокультурных ролей семьи и родства (свойства)
4.5. Методы генеалогического исследования семьи
5.1. Исследование диспозиций семейного поведения
5.4. Тесты по измерению удовлетворенности браком |
5.6. Исследование социализационного (родительского) поведения
(По опросу 31 трехдетной москвички)
6.1. Социологический подход к изучению взаимоотношений в семье
6.2, Исследование супружеской совместимости на основе межличностного восприятия семейных ролей
6.4. Тест измерения ролевой совместимости супругов (тирс)
Ниже приводится фрагмент анкеты из полевого исследования «Мос-ква-78» (исследования, в котором на выборке 1500 человек было доказано, что даже люди с незначительным уровнем образования способны работать с техникой СД не в лаборатории, а на дому при предварительном инструктировании).
ПРОСИМ ВАС ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ
В СПЕЦИАЛЬНОМ ИСПЫТАНИИ
Мы приглашаем Вас выразить свои ощущения ц впечатления от некоторых слов и словосочетаний по ряду психологических шкал. Вначале, пожалуйста, ознакомьтесь с процедурой работы.
ВНИМАНИЕ!
Пусть требуется, например, выразить отношение к слову СЕМЬЯ по шкале ТЕПЛОЕ — ХОЛОДНОЕ. Если Вы чувствуете, что СЕМЬЯ — это что-то ОЧЕНЬ ТЕПЛОЕ, тогда вы отмечаете это следующим образом: семья - ТЕПЛОЕ [3] 2 1 О 1 2 3 ХОЛОДНОЕ
Когда же кажется, что ОЧЕНЬ ХОЛОДНОЕ, то кружком или квадратиком отмечается цифра 3 с противоположной стороны шкалы. Но. допустим, что СЕМЬЯ ассоциируется с не очень холодным (теплым). Тогда отмечаете так. семья - ХОЛОДНОЕ 3 [2] 1 О 1 2 3 ТЕПЛОЕ
Если вы считаете, что СЕМЬЯ лишь отчасти теплое (или холодное), тогда надо делать так: семья - ТЕПЛОЕ 3 2 II] О 1 2 3 ХОЛОДНОЕ
Теперь пусть кажется, что какое-то слово нельзя оценить по какой-нибудь шкале, то есть оно нейтрально для Вас, или данная шкала не подходит для опенки этого слова, тогда надо отметить 0:
здоровье - ГРОМКОЕ 3 2 1 [0] 1 2 3 ТИХОЕ
Пожалуйста, делайте свои отметки только в зависимости от того, что то или иное слово значит ДЛЯ ВАС ЛИЧНО! Прежде чем Вы приступите к оценке слов и словосочетаний, связанных с семьей и повседневной жизнью, мы хотели бы обратить Ваше внимание на следующее Если Вы почувствуете, что вроде бы уже отмечали какое-либо слово по той же самой шкале., не старай-
274
тесь вспомнить, когда это было. ПОМНИТЕ, что у нас нет одинаковых случаев НЕ ОСТАНАВЛИВАЙТЕСЬ и продолжайте работать дальше. СТАРАЙТЕСЬ для каждой новой строки ВНОВЬ НАЙТИ СВОЕ МНЕНИЕ, но при этом не задерживайтесь долго над чем-то одним, не размышляйте много — нам важно ВАШЕ CAiMOE ПЕРВОЕ впечатление, ВАШЕ НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ощущение
1. |
Работа |
легкое |
3 |
2 |
I 0 |
1 2 |
3 |
тяжелое |
2., |
Достаток |
теплое |
3 |
2 |
1 0 |
1 2 |
3 |
холодное |
3 |
Двое детей в семье |
светлое |
3 |
2 |
1 0 |
1 2 |
3 |
темное |
4. |
Отдых |
медленное |
3 |
2 |
1 0 |
1 2 |
3 |
быстрое |
5 |
1 ребенок в семье |
тяжелое |
3 |
2 |
! 0 |
1 2 |
3 |
легкое |
6 |
Я |
активное |
3 |
2 |
1 0 |
1 2 |
3 |
пассивное |
7. |
Трое детей в семье |
темное |
3 |
2 |
1 0 |
1 2 |
3 |
светлое |
8. |
Любовь |
сильное |
3 |
2 |
1 0 |
1 2 |
3 |
слабое |
9., |
Достаток |
чужое |
3 |
2 |
1 0 |
1 2 |
3 |
свое |
10. |
. Учеба |
веселое |
3 |
2 |
1 0 |
1 2 |
3 |
грустное |
11, |
, Дети |
пассивное |
3 |
2 |
1 0 |
! 2 |
3 |
активное |
12. |
. Двое детей в семье |
холодное |
3 |
2 |
1 0 |
1 2 |
3 |
теплое |
13. |
Я |
медленное |
3 |
2 |
I 0 |
1 2 |
3 |
быстрое |
и т. д. — всего 100 тестовых испытаний. |
Здесь использовалось 6 шкал: фактора оценки (светлое — темное, свое — чужое), фактора силы (тяжелое — легкое, теплое — холодное), активности (активное — пассивное, быстрое — медленное). Следует подчеркнуть, что фактор силы был представлен неудачно Шкала тяжелое — легкое в семейной проблематике работала как сугубо оценочная шкала, во многих случаях также воспринималась шкала теплое — холодное. Поэтому в последующих исследованиях использовались шкалы твердое — мягкое и сильное — слабое.
При измерении репродуктивных ориентации для сопоставления моделей семьи с разным числом детей использовался положительный эталон ДЕТИ, причем оценка этого объекта производилась в бланке по шести шкалам (так же как и объектов ОБРАЗОВАНИЕ, СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ — для сравнения их значимости). Эталон последовательно сопоставлялся с однодетной, двухдетной и трехдетной моделями семьи. Предполагалось, что чем больше будет сходства с эталоном у той или иной детности, тем ценностно значимее этот объект, тем сильнее установка на него и выше вероятность реализации этой модели семьи в будущем. Степень сходства определялась по близости величины Д к 0. Вот какая картина получилась в пробном испытании СД в исследовании 212 пар в Вильнюсе в 1976 г.:
275
|
Дети-2 детей |
Дети-3 детей |
Дети-1 |
Дети-4 |
Дети — бездетная семья |
МУЖЬЯ |
1,31 |
2,95 |
3,81 |
4,65 |
8,16 |
ЖЕНЫ |
1,63 |
3,27 |
4,58 |
5,54 |
8,95 |
СЕМЬЯ в целом 1,38 |
3,11 |
4,20 |
4,89 |
8,68 |
Как следует интерпретировать данные по этой методике? В литовском исследовании использовалось два эталона: негативный — бездетная семья и позитивный — дети. Оказалось, что идея сопоставления с эталоном эффективно работает и в сфере репродуктивных установок. В выборке после 12 лет брака преобладали двухдетные семьи (53,5%), однодетные — 38%, тогда как трехдетных и более было примерно 5% и бездетных — 3%3S. Доминирование социальной нормы малодетности налицо, что и подтверждается измерениями по СД. Установка на двухдетность, хотя и далека от 0 — от всеобщей и абстрактной любви к детям, тем не менее, она оказалась интенсивнее всех остальных в качестве показателя готовности к удовлетворению потребности в двух детях.
Установка на двоих детей в семье сугубо инструментальна — свыше половины опрошенных добились ее реализации, к тому же и среди, однодетных (это более трети всей выборки) большая часть, по-видимому, была ориентирована на двоих детей, поэтому установка на од-нодетность в 3 раза слабее. Отметим, что величина Д между «дети» и числом детей интерпретируется как установка на то или иное число детей. В этом смысле можно говорить и об установке на бездетную семью, которая в данной выборке семей с детьми не могла не получить отрицательной оценки, т. е. максимального различия с позитивным эталоном «дети»
Приведенный пример показывает недостаточность оперирования величинами Д в целом по выборке — тут выявляются самая позитивная и негативная установки, а также на репрезентативных выборках можно показать, во сколько раз значимее, ценнее для данной совокупности та или иная ориентация в сравнении с другими. Так, ценность двухдетности в два с лишним раза сильнее, чем трехдетности, тогда как однодетность и четырехдетность равно негативны, хотя и не столь разрушительно, как бездетность.
Но все эти сопоставления ОТНОСИТЕЛЬНЫ, поскольку сама выборка неоднородна. В нашем примере перевес семей с двумя и более детьми над однодетными сказывается на повышении различия между «дети — 1 ребенок». Однодетные же влияют на снижение значимости
" Баршис В И Репродуктивные установки и мотивы вильнюсской семьи По итогам исследований «Вильнюс-76» и «Литва-75» // Семья и дети Отв ред. А. И. Антонов М , 1982 С 27.
276
2 и более детей. Истинную цену моделей детности можно узнать, лишь вычисляя величины Д по типам фактической детности. При этом могут обнаружиться какие-либо тенденции — ведь выявилась же склонность мужей оценивать более позитивно, чем жены, все без исключения уровни детности (в т.ч. и бездетность).
Рассмотрим в связи с этим таблицу 5.1. Во-первых, очевидна ненадежность малых выборок в сравнении с большими (см. данные по двух-детным женщинам в выборке из 60 человек и из 1319 человек — установки на двоих и на троих детей в семье резко отличаются). Во-вторых, ведущий характер ценности двоих детей обнаруживается по значимости ее для двухдетных (почти в 5 раз ценнее, чем трое детей в семье) и по перевесу над значимостью однодетности для однодетных и трехдетности для трехдетных
С однодетными семьями все проще — часть из них действительно испытывает потребность во втором ребенке (а часть — чисто симво-
Таблица 5.1.
ПРЕОБЛАДАНИЕ ЦЕННОСТИ ДВОИХ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ,
ИЛИ УСТАНОВОК НА ДВУХДЕТНОСТЬ, СРЕДИ ЖЕНЩИН
С РАЗЛИЧНЫМ ЧИСЛОМ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ
(по данным исследований «Москва-7б» и «Москва-78»)
Тип детности |
Сопоставление оценки «дети» с оценками разного числа детей в семье |
||||
2* |
1 |
3 |
4 |
0 |
|
Бездетные (21 человек) |
1,51** |
3,51 |
5,50 |
7,61 |
10,16 |
Однодетные (116 человек) |
1,85 |
3,34 |
7,20 |
9.33 |
11,74 |
Двухдетные (60 человек) |
1,52 |
5,45 |
7,81 |
9,25 |
11,99 |
Двухдетные (1319 человек) |
0,64 |
4,48 |
2,89 |
— |
— |
Трехдетные (60 человек) |
2,20 |
6,61 |
3,95 |
7,24 |
12,70 |
Трехдетные (31 человек) |
1,02 |
5,39 |
1,52 |
— |
— |
* Здесь указывается лишь ценность того или иного числа детей, например «2», вместо «дети — двое детей»
** Чем ближе величина показателя к нулю, тем благоприятнее отношение к числу детей, тем выше ценность данного числа детей.
277
Схема 5.8*
ПРОФИЛИ УСТАНОВОК ДЕТНОСТИ СРЕДИ 1319 ДВУХДЕТНЫХ МОСКВИЧЕК В ИССЛЕДОВАНИИ «МОСКВА-78»
Сильно Средне Слабо Нейтрально Слабо Средне Сильно
+3 +2 +1 0 -1 -2 -3
Примечание. Цифры (О, 1, 2,3) на этом и других графиках выражают интенсивность данного качества +3 и —3 — сильная интенсивность, +2 и —2 — средняя. +1 и —1 — слабая; 0 — данное качество не имеет отношения к оцениваемому объекту.
лически, в качестве своеобразной дани «моде»), и потому ценность двух-детности выше, чем однодетности. С трехдетными все сложнее и интереснее, если предположить, что полученный результат на малых выборках 60 и Ъ\ человек повторится и на больших выборках. Если эти измеренные по СД установки инструментальны, тогда почему имеющееся число детей противоречит им? Здесь требуется обращение к когнитивным теориям. По теории когнитивного диссонанса любой результат вызывает диссонанс после принятия решения, начинают активизироваться преимущества отвергнутых альтернатив, и занижается ценность реализованного решения34.
эт Андреева Г. М., Богомолова Н Н., Петровская Л А. Современная социальная психология на Западе. МГУ 1978. С. 115.
278
В условиях массовых социальных норм однодетности и двухдетно-сти семьи с тремя детьми оказываются социальным меньшинством и испытывают на себе негативные воздействия со стороны малодетной микросреды. Это усиливает диссонанс, и стремление избавиться от него ведет к усилению привлекательности отвергнутой модели двухдетной семьи. Обиходная интерпретация данной ситуации, постоянно проникающая в «научные объяснения» под влиянием идеологии «планирования семьи», такова: дескать, трехдетные «хотели» лишь двоих детей, они «переудовлетворили» свою потребность, у них родился ребенок «нежеланный», т. к. супруги «не смогли» предупредить «нежелательную» беременность без «должной культуры контрацепции».
Следует отметить, что наряду с оценкой значимости числа детей по эталону вычисление величин Д между самими этими числами детей (желательно на однородных выборках) также обладает интересными возможностями анализа. В таблице 5.1 приведены оценки по позитивному и негативному эталонам и определены различия каждого из четырех чисел детей в семье (1, 2, 3, 4) со всеми остальными. Прежде всего бросается в глаза дифференциация значений по отношению к сравниваемым числам. Что она означает? Очень многое. Во-первых, этот факт говорит о том, что в психологическом пространстве однодетных жен-шин-москвичек эти модели детности имеют разный вес. Полученные данные раскрывают эмпирическую необоснованность мнений о том, что будто бы вероятность выбора любого числа детей одинакова. На самом деле о равновероятности репродуктивных решений не может быть и речи, каждое число детей в семье обладает определенной модальностью. Разумеется, среди двухдетных, трехдетных и т. д. дифференциация отношения к этим моделям детности будет выглядеть несколько иначе, но, по сути, останется детерминируемой существующими нормами малодетности.