ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.07.2020
Просмотров: 4363
Скачиваний: 28
СОДЕРЖАНИЕ
6.1. Современное понятие о геноме.
8.1. Что такое регуляторные последовательности?
4.43. Диагностика рака, теломеразная активность и злокачественность.
4.42. Строение, свойства и размножение вирусов.
4.56. Синтез лекарственных средств с применением генных технологии
4.57. Биотехнологический синтез лекарственных средств
3.4. Диагностика рака, теломеразная активность и злокачественность.
3.1. Строение, свойства и размножение вирусов.
1. Современное понятие о геноме.
3.1. Синтез лекарственных средств с применением генных технологии
5. Методы обучения: комбинированный метод обучения (беседа, решение ситуационных задач)
6. Литература:
-
Айала Ф., Кайгер Дж. Современная генетика. М., 1988.
-
Албертс Б. и др. Молекулярная биология клетки М., 1986, 1994.
-
Гинтер Е.К. Медицинская генетика. М., 2003.
-
Генетика. Под ред. Иванова В.И. М., 2006.
-
Жимулев И.Ф. Общая и молекулярная генетика. Новосибирск, 2006.
-
Заяц Р.Г. и др. Общая и медицинская генетика. Ростов-на-Дону, 2002.
-
Инге-Вечтомов С.Г. Генетика с основами селекции. М., 1989.
-
Коничев А.С., Севастьянова Г.А. Молекулярная биология. М., 2005.
-
Льюин Б. Гены. М., 1987.
-
Мушкамбаров Н.Н., Кузнецов С.Л. Молекулярная биология. М., 2003.
-
МуминовТ.А.,Е.У.Куандыков Основы молекулярной биологии (курс лекций). А., 2007.
-
Фаллер Д..М., Шилдс Д. Молекулярная биология клетки. М., 2006.
-
Ярыгин В.Н. и др. Биология. Кн. 1, М., 2001.
7. Контроль:
7.1. Оценка компетенций – знание.
7.1.1. Устный опрос по вопросам темы.
7.1.2. Тестовый контроль – 2 варианта по 10 вопросов.
7.2. Оценка компетенций – практические навыки.
7.2.1.Участок молекулы ДНК, кодирующий полипептид, имеет следующий порядок азотистых оснований: ААААЦЦААААТАЦТТАТАЦГА. Определите, сколько кодонов содержит этот фрагмент ДНК. Почему?
7.2.2. Фрагмент цепи ДНК имеет следующую последовательность: ЦГАААЦТАГГЦТАТЦААТГТЦАГТ. Сколько полипептидных цепей здесь закодировано и почему?
7.2.3.Исследования показали, что 34% от общего числа нуклеотидов данной и-РНК приходится на гуанин, 18%- на урацил, 28%- на цитозин и 20%- на аденин. Определите процентный состав азотистых оснований двухцепочной ДНК, слепком которой является указанная и-РНК.
7.2.4.Какую длину имеет часть молекулы ДНК, кодирующая инсулин быка, если известно, что молекула инсулина имеет 51 аминокислоту, а расстояние между двумя соседними нуклеотидами в ДНК равно 34х10-11м.
7.2.5.Средняя молекулярная масса аминокислоты около 110, а нуклеотида 300. Что тяжелее: белок или ген?
7.2.6.Нуклеиновая кислота имеет молекулярную массу 107. Сколько примерно белков закодировано в ней, если принять, что типичный белок состоит из 400 мономеров, а молекулярная масса нуклеотида 300.
7.2.7.Участок молекулы ДНК, кодирующий часть полипептида, имеет следующее строение: АЦЦАТАГТЦЦАААГА. Определить последовательность аминокислот в полипептиде.
7.2.8.Последовательность нуклеотидов в гене: ТАЦГГТТГААААГТЦТГАТЦТ кодирует аминокислоты: мет; фен; арг. Установить экзоны и интроны и-РНК.
7.2.9.В препаратах ДНК, выделенной из клеток туберкулезных бактерий, содержание аденина составило 15,1% от общего количества оснований. Определите примерное количество гуанина, тимина и цитозина в этой ДНК.
7.2.10.При анализе нуклеотидного состава ДНК бактериофага М13 было обнаружено следующее количественное соотношение азотистых оснований: А-23%, Г—21%, Т-36%, Ц-20%. Как можно объяснить причину того, что в этом случае не наблюдается принцип эквивалентности , установленный Чаргаффом?
7.2.11.Определите, каким числом триплетов м-РНК записана информация о полипептиде, состоящем из 900 аминокислотных остатков, и каково число нуклеотидов в соответствующем участке кодирующей нити ДНК.
7.2.12.Рассчитайте число нуклеосом, необходимых для упаковки ДНК гена, кодирующего
белок среднего размера, состоящий из 400 аминокислотных остатков. Величину фрагмента НК 1 нуклеосомы можно считать равной 200 парам нуклеотидов.
7.3. Оценка компетенций – коммуникативные навыки.
7.3.1. Умение правильно изложить материал в беседе, умение работать в команде.
Занятие № 9
1. Тема: Генетический аппарат клетки
2. Цель: Сформировать у студентов знания о структурно-функциональной организации генетического материала клетки.
3. Задачи обучения:
- изучение роли генетического материала клетки как основы жизнедеятельности
организмов;
- изучение особенностей структурно-функциональной организации генетического
материала клетки, локализиванной в ядре и цитоплазме;
- изучение молекулярных механизмов формирования различных уровней структурно-
функциональной организации генетического материала клетки на основе его
компактизации
- сформировать у студентов понимание сущности кариотипа и его значения в диагностике
хромосомных болезней
4. Основные вопросы темы:
4.1. Локализация генетического материала в клетке (ядерная, цитоплазматическая).
4.2. Уровни структурно- функциональной организации генетического материала клетки
и механизмы их формирования.
4.3. Нуклеогистонная организация генетического материала.
4.4. Химический состав хромосом. Хроматин, эу- и гетерохроматин, характеристика.
4.5. Типы хромосом, Денверская и Парижская номенклатура хромосом.
4.6. Кариотип определение, медико-генетическое значение.
5. Методы обучения: комбинированный метод обучения (беседа, заплонение таблиц, зарисовка схем)
6. Литература:
6.1. Биология. Под ред. Ярыгина В.Н. М., 2001, т. 1, с. 117-155.
6.2. Гинтер Е.К. Медицинская генетика. М., 2003.с. 163-168.
6.3. Генетика. Под ред. Иванова В.И. М., 2006, с. 68-77.
6.4. Жимулев И.Ф. Общая и молекулярная генетика. Новосибирск, 2006, с. 237-351.
6.5. Инге-Вечтомов С.Г. Генетика с основами селекции. М., 1989, с. 14-17.
6.6. Льюин Б. Гены. М., 1987, с. 344-394.
6.7. Медицинская биология и генетика.Учебное пособие под ред. проф. Куандыкова Е.У.
Алматы, 2004, с. 19-28.
6.8. Муминов Т.А., Куандыков Е.У. Основы молекулярной биологии (курс лекций).
Алматы, 2007, с. 105-113.
6.9. Мушкамбаров Н.Н., Кузнецов С.Л. Молекулярная биология. М., 2003, с.5-14.
7. Контроль:
7.1. Оценка компетенций – знание.
7.1.1. Устный опрос по вопросам темы.
7.1.2. Тестовый контроль – 2 варианта по 10 вопросов.
7.1.3. Зарисовка схем:
- схемы различных уровней компактизации хроматина (Муминов Т.А., Куандыков Е.У.
Основы молекулярной биологии, с. 107, рис. 48);
- типов метафазных хромосом (Муминов Т.А., Куандыков Е.У. Основы молекулярной
биологии, с. 111, рис. 53).
7.1.4. Заполнение таблицы классификаций хромосом человека
Классификация хромосом |
Классификационные признаки |
Парижская |
|
Денверская |
|
7.1.5. Установка соответствия типов и хромосом:
Пары хромосом: типы хромосом
1. 2, 3 1. акроцентрики
2. 13,15 2. метацентрики
3. 16,18 3. субметацентрики
4. Y – хромосом
5. 21,22
7.1.6. Расшифровка следующих символов по Парижской номенклатуре:
- 46, ХХ 1p2.2,
- 46, XY 3p12, p23,
- 46, XX 9p13, q23,
- 46, ХХ 8p11.
8. Контрольные вопросы:
8.1. Уровни организации генетического материала клеток.
8.2. Строение нуклеосомы.
8.3. Классификация типов хромосом.
8.4. Принципы Денверской классификации хромосом.
8.5. Принципы Парижской классификации хромосом.
Занятие № 10
1. Тема: Митотический цикл. Митоз. Мейоз
2. Цель: Сформировать у студентов знания о сущности митотического цикла, характеристике стадий митотического цикла, типах, молекулярных механизмах, обеспечивающих деление клеток, общебиологическом и медицинском значении процесса деления клеток
3. Задачи обучения:
-
изучение и понимание студентами сущности деления клеток, как основы сохранения и поддержания жизни организмов в ряду поколений;
-
изучение и понимание студентами молекулярно-генетических механизмов деления соматических (митоз) и половых (мейоз) клеток, их сущности, общебиологического и медицинского значения;
-
изучение стадий и характеристик периодов митотического цикла.
4. Основные вопросы темы:
-
Клеточный цикл, определение, периоды.
-
Митотический цикл, определение, периоды.
-
Митоз, характеристика.
-
Гаметогенез. Оогенез, сперматогенез.
-
Мейоз, характеристика.
-
Общебиологическое, генетическое и медицинское значение деления клеток.
5. Методы обучения: комбинированный метод обучения (беседа, заплонение таблиц, зарисовка схем)
6. Литература:
-
Биология. Под ред. Ярыгина В.Н. М., 2001, т. 1, с. 55-60.
-
Гинтер Е.К. Медицинская генетика. М., 2003.с. 168-175.
-
Медицинская биология и генетика. Учебное пособие под ред. проф. Куандыкова Е.У. Алматы, 2004, с.53-77.
-
Муминов Т.А., Куандыков Е.У. Основы молекулярной биологии (курс лекций). Алматы, 2007, с. 115-116.
-
Мушкамбаров Н.Н., Кузнецов С.Л. Молекулярная биология. М., 2003, с. 405-412.
-
Фаллер Д. М., Шилдс Д. Молекулярная биология клетки. М., 2006, с. 126-129,139-144
-
Щипков В.П., Кривошеина Г.И. Общая и медицинская генетика. М., 2003, 85-97.
7. Контроль:
7.1. Оценка компетенций – знание.
7.1.1. Устный опрос по вопросам темы.
7.1.2. Тестовый контроль – 2 варианта по 10 вопросов.
7.1.3. Зарисовка схем:
- Составить схему митотического цикла для гипотетической клетки при следующей продолжительности его периодов в часах: G1 - 18, S - 6, G2 - 3,M - 1,5 и внести в составленную схему данные о соотношении численности хромосом и молекул ДНК на каждом из этапов цикла и в каждой фазе митоза с использованием соответствующих символов (2n2с и др.).
7.1.4. Распределите события в соответствии с фазами митотического цикла
Фазы |
События |
Профаза |
1. Синтез белков и удвоение хромосом |
Метафаза |
2. Расположение хромосом по экватору, образование веретна деления |
Анафаза |
3. Образование новых ядер |
Телофаза |
4. Расхождение хромосом к полюсам |
Интерфаза |
5. Спирализация хромосом, исчезновение ядерной мембраны |
7.1.5. Заполните таблицу « Развитие половых клеток» и дайте характеристику периодов и содержания генетичекого материала в этих клетках.
Периоды |
Сперматогенез |
Овогенез |
Содержание генетической материалы |
|
|
|
|
|
2 |
2 |
|
|
3 |
3 |
|
|
4 |
--- 4 |
|
|
5 |
5 |
|
7.1.6. Сравнение двух типов деления (митоза и мейоза). Заполните таблицу.
«Сравнение митоза и мейоза по основным характеристикам»
№ |
Сравниваемые характеристики |
Митоз |
Мейоз |
1 |
Число удвоения генетического материала |
|
|
2 |
Число делений |
|
|
3 |
Редукция числа хромосом |
|
|
4 |
Количество хромосом в конце процесса |
|
|
5 |
Биологические значения |
|
|
8. Контрольные вопросы:
8.1. Чем отличается клеточный цикл от митотического цикла?
8.2. Чем отличается мейоз от митоза?
8.3. Каково генетическое значение митоза и мейоза?
8.4. Какова роль нарушений процесса деления клеток в возникновении патологических
процессов?
Занятие № 11
1. Тема: Молекулярно-генетические механизмы регуляции митотического цикла
2. Цель: Сформировать у студентов знания и понимание сущности регуляции митотического цикла, как основы существования и развития живых организмов.
3. Задачи обучения:
- изучение молекулярных механизмов регуляции процесса деления клеток;
- изучение роль генов, участвующих в процессе регуляции и контроля митотического цикла;
- изучение причин и механизмов нарушения клеточного деления;
- изучение медицинских последствий нарушений клеточного деления.
4. Основные вопросы темы:
4.1. Механизмы генетической регуляции митотического цикла.
4.2. Механизмы генетического контроля митотического цикла.
4.3. Причины и механизмы нарушения митотического цикла.
4.4. Медицинские последствия нарушений митотического цикла.
5. Методы обучения: комбинированный метод обучения (беседа, зарисовка схем, заплонение таблиц)
6. Литература:
-
Медицинская биология и генетика. Учебное пособие под ред. проф. Куандыкова Е.У.
-
Алматы, 2004, с.53-64.
-
Муминов Т.А., Куандыков Е.У. Основы молекулярной биологии (курс лекций).
-
Алматы, 2007, с. 116-131.
-
Мушкамбаров Н.Н., Кузнецов С.Л. Молекулярная биология. М., 2003, с. 413-443.
-
Фаллер Д. М., Шилдс Д. Молекулярная биология клетки. М., 2006, с. 129-144.
7. Контроль:
7.1. Оценка компетенций – знание.
7.1.1. Устный опрос по вопросам темы.
7.1.2. Тестовый контроль – 2 варианта по 10 вопросов.
7.1.3. Зарисовка схем:
- Укажите митогенные стимулы и ингибиторы, а также циклин-циклинзависмые киназы , определяющие разные фазы клеточного цикла.
7.1.4. Заполнение таблицы «Бимолекулярные процессы синтеза MPF и соответствующие этапы митоза»
Фазы |
Морфологические изменения в клетке в зависмости от содержания MPF фактора |
|
|
|
|
|
|
|
|
7.1.5. Заполнить таблицу «Причины остановки цикла в сверочных точках»:
Сверочная точка |
Причины остановки цикла в данной точке
|
G1 - периода |
|
S - периода |
|
G2 - периода |
|
Метафазы митоза |
|
7.2. Оценка компетенций – практические навыки.
7.2.1. Изображите и объясните регуляции митотического цикла.
8. Контрольные вопросы:
8.1. В чем заключается сущность генетической регуляции митотического цикла?
8.2. Каковы условия и факторы, побуждающие клетку к делению?
8.3. В чем заключается сущность генетического контроля митотического цикла?
8.4. Каковы медицинские последствия нарушения митотического цикла?
Занятие № 12
1. Тема: Апоптоз
2. Цель: Сформировать у студентов знания и понимание сущности и значения апоптоза, его роли в обеспечении нормальной жизнедеятельности и развитии патологических процессов.
3. Задачи обучения:
- изучение причин и механизмов развития апоптоза;
- изучение генетических, биохимических и морфологических изменений в клетке при
апоптозе;
- изучение причин и механизмов нарушения апоптоза и его значение в возникновении и
развитии патологи человека.
4. Основные вопросы темы:
4.1. Апоптоз, определение.
4.2. Причины апоптоза.
4.3. Стадии развития апоптоза.
4.4. Генетический контроль процесса апоптоза.
4.5. Медицинское значение апоптоза.
5. Методы обучения: комбинированный метод обучения (беседа, зарисовка схем, заполнение таблиц)
6. Литература:
-
Генетика. Под ред. Иванова В.И. М., 2006, с. 557-568.
-
Жимулев И.Ф. Общая и молекулярная генетика. Новосибирск, 2006, с. 387-389.
-
Муминов Т.А., Куандыков Е.У. Основы молекулярной биологии (курс лекций).
-
Алматы, 2007, с.132-141.
-
Мушкамбаров Н.Н., Кузнецов С.Л. Молекулярная биология. М., 2003, с. 443-501.
7. Контроль:
7.1. Оценка компетенций – знание.
7.1.1. Устный опрос по вопросам темы.
7.1.2. Тестовый контроль – 2 варианта по 10 вопросов.
7.1.3. Зарисовка схемы:
- передачи сигнала апоптоза, невозбужденном состоянии рецептора (А)