Файл: УМК ОМ рус. 2011-2012 8.10.2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.07.2020

Просмотров: 4363

Скачиваний: 28

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


5. Методы обучения: комбинированный метод обучения (беседа, решение ситуационных задач)


6. Литература:


  1. Айала Ф., Кайгер Дж. Современная генетика. М., 1988.

  2. Албертс Б. и др. Молекулярная биология клетки М., 1986, 1994.

  3. Гинтер Е.К. Медицинская генетика. М., 2003.

  4. Генетика. Под ред. Иванова В.И. М., 2006.

  5. Жимулев И.Ф. Общая и молекулярная генетика. Новосибирск, 2006.

  6. Заяц Р.Г. и др. Общая и медицинская генетика. Ростов-на-Дону, 2002.

  7. Инге-Вечтомов С.Г. Генетика с основами селекции. М., 1989.

  8. Коничев А.С., Севастьянова Г.А. Молекулярная биология. М., 2005.

  9. Льюин Б. Гены. М., 1987.

  10. Мушкамбаров Н.Н., Кузнецов С.Л. Молекулярная биология. М., 2003.

  11. МуминовТ.А.,Е.У.Куандыков Основы молекулярной биологии (курс лекций). А., 2007.

  12. Фаллер Д..М., Шилдс Д. Молекулярная биология клетки. М., 2006.

  13. Ярыгин В.Н. и др. Биология. Кн. 1, М., 2001.


7. Контроль:

7.1. Оценка компетенций – знание.

7.1.1. Устный опрос по вопросам темы.

7.1.2. Тестовый контроль – 2 варианта по 10 вопросов.


7.2. Оценка компетенций – практические навыки.

7.2.1.Участок молекулы ДНК, кодирующий полипептид, имеет следующий порядок азотистых оснований: ААААЦЦААААТАЦТТАТАЦГА. Определите, сколько кодонов содержит этот фрагмент ДНК. Почему?

7.2.2. Фрагмент цепи ДНК имеет следующую последовательность: ЦГАААЦТАГГЦТАТЦААТГТЦАГТ. Сколько полипептидных цепей здесь закодировано и почему?

7.2.3.Исследования показали, что 34% от общего числа нуклеотидов данной и-РНК приходится на гуанин, 18%- на урацил, 28%- на цитозин и 20%- на аденин. Определите процентный состав азотистых оснований двухцепочной ДНК, слепком которой является указанная и-РНК.

7.2.4.Какую длину имеет часть молекулы ДНК, кодирующая инсулин быка, если известно, что молекула инсулина имеет 51 аминокислоту, а расстояние между двумя соседними нуклеотидами в ДНК равно 34х10-11м.

7.2.5.Средняя молекулярная масса аминокислоты около 110, а нуклеотида 300. Что тяжелее: белок или ген?

7.2.6.Нуклеиновая кислота имеет молекулярную массу 107. Сколько примерно белков закодировано в ней, если принять, что типичный белок состоит из 400 мономеров, а молекулярная масса нуклеотида 300.

7.2.7.Участок молекулы ДНК, кодирующий часть полипептида, имеет следующее строение: АЦЦАТАГТЦЦАААГА. Определить последовательность аминокислот в полипептиде.

7.2.8.Последовательность нуклеотидов в гене: ТАЦГГТТГААААГТЦТГАТЦТ кодирует аминокислоты: мет; фен; арг. Установить экзоны и интроны и-РНК.

7.2.9.В препаратах ДНК, выделенной из клеток туберкулезных бактерий, содержание аденина составило 15,1% от общего количества оснований. Определите примерное количество гуанина, тимина и цитозина в этой ДНК.

7.2.10.При анализе нуклеотидного состава ДНК бактериофага М13 было обнаружено следующее количественное соотношение азотистых оснований: А-23%, Г—21%, Т-36%, Ц-20%. Как можно объяснить причину того, что в этом случае не наблюдается принцип эквивалентности , установленный Чаргаффом?


7.2.11.Определите, каким числом триплетов м-РНК записана информация о полипептиде, состоящем из 900 аминокислотных остатков, и каково число нуклеотидов в соответствующем участке кодирующей нити ДНК.

7.2.12.Рассчитайте число нуклеосом, необходимых для упаковки ДНК гена, кодирующего

белок среднего размера, состоящий из 400 аминокислотных остатков. Величину фрагмента НК 1 нуклеосомы можно считать равной 200 парам нуклеотидов.


7.3. Оценка компетенций – коммуникативные навыки.

7.3.1. Умение правильно изложить материал в беседе, умение работать в команде.












Занятие № 9


1. Тема: Генетический аппарат клетки


2. Цель: Сформировать у студентов знания о структурно-функциональной организации генетического материала клетки.


3. Задачи обучения:

- изучение роли генетического материала клетки как основы жизнедеятельности

организмов;

- изучение особенностей структурно-функциональной организации генетического

материала клетки, локализиванной в ядре и цитоплазме;

- изучение молекулярных механизмов формирования различных уровней структурно-

функциональной организации генетического материала клетки на основе его

компактизации

- сформировать у студентов понимание сущности кариотипа и его значения в диагностике

хромосомных болезней


4. Основные вопросы темы:

4.1. Локализация генетического материала в клетке (ядерная, цитоплазматическая).

4.2. Уровни структурно- функциональной организации генетического материала клетки

и механизмы их формирования.

4.3. Нуклеогистонная организация генетического материала.

4.4. Химический состав хромосом. Хроматин, эу- и гетерохроматин, характеристика.

4.5. Типы хромосом, Денверская и Парижская номенклатура хромосом.

4.6. Кариотип определение, медико-генетическое значение.


5. Методы обучения: комбинированный метод обучения (беседа, заплонение таблиц, зарисовка схем)

6. Литература:

6.1. Биология. Под ред. Ярыгина В.Н. М., 2001, т. 1, с. 117-155.

6.2. Гинтер Е.К. Медицинская генетика. М., 2003.с. 163-168.

6.3. Генетика. Под ред. Иванова В.И. М., 2006, с. 68-77.

6.4. Жимулев И.Ф. Общая и молекулярная генетика. Новосибирск, 2006, с. 237-351.

6.5. Инге-Вечтомов С.Г. Генетика с основами селекции. М., 1989, с. 14-17.

6.6. Льюин Б. Гены. М., 1987, с. 344-394.

6.7. Медицинская биология и генетика.Учебное пособие под ред. проф. Куандыкова Е.У.

Алматы, 2004, с. 19-28.

6.8. Муминов Т.А., Куандыков Е.У. Основы молекулярной биологии (курс лекций).

Алматы, 2007, с. 105-113.

6.9. Мушкамбаров Н.Н., Кузнецов С.Л. Молекулярная биология. М., 2003, с.5-14.


7. Контроль:

7.1. Оценка компетенций – знание.

7.1.1. Устный опрос по вопросам темы.

7.1.2. Тестовый контроль – 2 варианта по 10 вопросов.

7.1.3. Зарисовка схем:

- схемы различных уровней компактизации хроматина (Муминов Т.А., Куандыков Е.У.

Основы молекулярной биологии, с. 107, рис. 48);

- типов метафазных хромосом (Муминов Т.А., Куандыков Е.У. Основы молекулярной


биологии, с. 111, рис. 53).

7.1.4. Заполнение таблицы классификаций хромосом человека


Классификация хромосом

Классификационные признаки

Парижская


Денверская



7.1.5. Установка соответствия типов и хромосом:

Пары хромосом: типы хромосом

1. 2, 3 1. акроцентрики

2. 13,15 2. метацентрики

3. 16,18 3. субметацентрики

4. Y – хромосом

5. 21,22


7.1.6. Расшифровка следующих символов по Парижской номенклатуре:

- 46, ХХ 1p2.2,

- 46, XY 3p12, p23,

- 46, XX 9p13, q23,

- 46, ХХ 8p11.


8. Контрольные вопросы:

8.1. Уровни организации генетического материала клеток.

8.2. Строение нуклеосомы.

8.3. Классификация типов хромосом.

8.4. Принципы Денверской классификации хромосом.

8.5. Принципы Парижской классификации хромосом.



















Занятие № 10


1. Тема: Митотический цикл. Митоз. Мейоз


2. Цель: Сформировать у студентов знания о сущности митотического цикла, характеристике стадий митотического цикла, типах, молекулярных механизмах, обеспечивающих деление клеток, общебиологическом и медицинском значении процесса деления клеток


3. Задачи обучения:

  • изучение и понимание студентами сущности деления клеток, как основы сохранения и поддержания жизни организмов в ряду поколений;

  • изучение и понимание студентами молекулярно-генетических механизмов деления соматических (митоз) и половых (мейоз) клеток, их сущности, общебиологического и медицинского значения;

  • изучение стадий и характеристик периодов митотического цикла.


4. Основные вопросы темы:

    1. Клеточный цикл, определение, периоды.

    2. Митотический цикл, определение, периоды.

    3. Митоз, характеристика.

    4. Гаметогенез. Оогенез, сперматогенез.

    5. Мейоз, характеристика.

    6. Общебиологическое, генетическое и медицинское значение деления клеток.


5. Методы обучения: комбинированный метод обучения (беседа, заплонение таблиц, зарисовка схем)

6. Литература:

  1. Биология. Под ред. Ярыгина В.Н. М., 2001, т. 1, с. 55-60.

  2. Гинтер Е.К. Медицинская генетика. М., 2003.с. 168-175.

  3. Медицинская биология и генетика. Учебное пособие под ред. проф. Куандыкова Е.У. Алматы, 2004, с.53-77.

  4. Муминов Т.А., Куандыков Е.У. Основы молекулярной биологии (курс лекций). Алматы, 2007, с. 115-116.

  5. Мушкамбаров Н.Н., Кузнецов С.Л. Молекулярная биология. М., 2003, с. 405-412.

  6. Фаллер Д. М., Шилдс Д. Молекулярная биология клетки. М., 2006, с. 126-129,139-144

  7. Щипков В.П., Кривошеина Г.И. Общая и медицинская генетика. М., 2003, 85-97.


7. Контроль:

7.1. Оценка компетенций – знание.

7.1.1. Устный опрос по вопросам темы.

7.1.2. Тестовый контроль – 2 варианта по 10 вопросов.

7.1.3. Зарисовка схем:

- Составить схему митотического цикла для гипотетической клетки при следующей продолжительности его периодов в часах: G1 - 18, S - 6, G2 - 3,M - 1,5 и внести в составленную схему данные о соотношении численности хромосом и молекул ДНК на каждом из этапов цикла и в каждой фазе митоза с использованием соответствующих символов (2n2с и др.).



7.1.4. Распределите события в соответствии с фазами митотического цикла


Фазы

События

Профаза

1. Синтез белков и удвоение хромосом

Метафаза

2. Расположение хромосом по экватору, образование веретна деления

Анафаза

3. Образование новых ядер

Телофаза

4. Расхождение хромосом к полюсам

Интерфаза

5. Спирализация хромосом, исчезновение ядерной мембраны


7.1.5. Заполните таблицу « Развитие половых клеток» и дайте характеристику периодов и содержания генетичекого материала в этих клетках.


Периоды

Сперматогенез

Овогенез

Содержание генетической материалы





2

2



3

3



4

--- 4



5

5



7.1.6. Сравнение двух типов деления (митоза и мейоза). Заполните таблицу.

«Сравнение митоза и мейоза по основным характеристикам»


Сравниваемые характеристики

Митоз

Мейоз

1

Число удвоения генетического материала



2

Число делений



3

Редукция числа хромосом



4

Количество хромосом в конце процесса



5

Биологические значения




8. Контрольные вопросы:

8.1. Чем отличается клеточный цикл от митотического цикла?

8.2. Чем отличается мейоз от митоза?

8.3. Каково генетическое значение митоза и мейоза?

8.4. Какова роль нарушений процесса деления клеток в возникновении патологических

процессов?













































Занятие № 11


1. Тема: Молекулярно-генетические механизмы регуляции митотического цикла


2. Цель: Сформировать у студентов знания и понимание сущности регуляции митотического цикла, как основы существования и развития живых организмов.


3. Задачи обучения:

- изучение молекулярных механизмов регуляции процесса деления клеток;

- изучение роль генов, участвующих в процессе регуляции и контроля митотического цикла;

- изучение причин и механизмов нарушения клеточного деления;

- изучение медицинских последствий нарушений клеточного деления.


4. Основные вопросы темы:

4.1. Механизмы генетической регуляции митотического цикла.

4.2. Механизмы генетического контроля митотического цикла.

4.3. Причины и механизмы нарушения митотического цикла.

4.4. Медицинские последствия нарушений митотического цикла.


5. Методы обучения: комбинированный метод обучения (беседа, зарисовка схем, заплонение таблиц)


6. Литература:


  1. Медицинская биология и генетика. Учебное пособие под ред. проф. Куандыкова Е.У.

  2. Алматы, 2004, с.53-64.

  3. Муминов Т.А., Куандыков Е.У. Основы молекулярной биологии (курс лекций).

  4. Алматы, 2007, с. 116-131.

  5. Мушкамбаров Н.Н., Кузнецов С.Л. Молекулярная биология. М., 2003, с. 413-443.

  6. Фаллер Д. М., Шилдс Д. Молекулярная биология клетки. М., 2006, с. 129-144.


7. Контроль:

7.1. Оценка компетенций – знание.

7.1.1. Устный опрос по вопросам темы.

7.1.2. Тестовый контроль – 2 варианта по 10 вопросов.

7.1.3. Зарисовка схем:

- Укажите митогенные стимулы и ингибиторы, а также циклин-циклинзависмые киназы , определяющие разные фазы клеточного цикла.


7.1.4. Заполнение таблицы «Бимолекулярные процессы синтеза MPF и соответствующие этапы митоза»


Фазы

Морфологические изменения в клетке в зависмости от содержания MPF фактора










7.1.5. Заполнить таблицу «Причины остановки цикла в сверочных точках»:


Сверочная точка

Причины остановки цикла в данной точке


G1 - периода


S - периода


G2 - периода


Метафазы митоза



7.2. Оценка компетенций – практические навыки.

7.2.1. Изображите и объясните регуляции митотического цикла.


8. Контрольные вопросы:

8.1. В чем заключается сущность генетической регуляции митотического цикла?

8.2. Каковы условия и факторы, побуждающие клетку к делению?

8.3. В чем заключается сущность генетического контроля митотического цикла?

8.4. Каковы медицинские последствия нарушения митотического цикла?


Занятие № 12


1. Тема: Апоптоз


2. Цель: Сформировать у студентов знания и понимание сущности и значения апоптоза, его роли в обеспечении нормальной жизнедеятельности и развитии патологических процессов.


3. Задачи обучения:

- изучение причин и механизмов развития апоптоза;

- изучение генетических, биохимических и морфологических изменений в клетке при

апоптозе;

- изучение причин и механизмов нарушения апоптоза и его значение в возникновении и

развитии патологи человека.


4. Основные вопросы темы:

4.1. Апоптоз, определение.

4.2. Причины апоптоза.

4.3. Стадии развития апоптоза.

4.4. Генетический контроль процесса апоптоза.

4.5. Медицинское значение апоптоза.


5. Методы обучения: комбинированный метод обучения (беседа, зарисовка схем, заполнение таблиц)

6. Литература:

  1. Генетика. Под ред. Иванова В.И. М., 2006, с. 557-568.

  2. Жимулев И.Ф. Общая и молекулярная генетика. Новосибирск, 2006, с. 387-389.

  3. Муминов Т.А., Куандыков Е.У. Основы молекулярной биологии (курс лекций).

  4. Алматы, 2007, с.132-141.

  5. Мушкамбаров Н.Н., Кузнецов С.Л. Молекулярная биология. М., 2003, с. 443-501.


7. Контроль:

7.1. Оценка компетенций – знание.

7.1.1. Устный опрос по вопросам темы.

7.1.2. Тестовый контроль – 2 варианта по 10 вопросов.

7.1.3. Зарисовка схемы:

- передачи сигнала апоптоза, невозбужденном состоянии рецептора (А)