Файл: Пособие по написаию диплома 2007.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.07.2020

Просмотров: 2515

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Общие положения

Раздел 1. Структура и уровни научного исследования

Введение

Актуальность исследования

Определение объекта и предмета исследования

Обоснование территориальных и хронологических рамок

Постановка исследовательской цели и задач

Методы исследования

Изученность темы (историография проблемы)

Новизна исследования

Источниковая база (источниковедческий анализ)1

Практическая значимость и апробация результатов ис­следо­вания1

Структура работы

Основная часть1

Содержание глав и параграфов исследования

Стиль изложения

Работа с научной литературой

Заключение

Раздел 2. Оформление письменной работы

Требования к печатному тексту рукописи

Титульный лист

Рубрикация текста

Оглавление 1

Приложения

Представление табличных сведений

Представление иллюстративного материала

Использование сокращений

Запись количественных числительных

Цитирование

Раздел 3. Составление списка использованных источников и библиографического списка литературы

Описание неопубликованных источников

Правила библиографического описания

I. Библиографическое описание однотомных документов

II. Описание тома (части) из многотомного издания

III. Описание составных частей изданий (статей, глав, параграфов)

Библиографические ссылки

Ссылки на неопубликованные источники

Описание электронных ресурсов

Особенности описания Интернет ресурсов (удаленного доступа)

Раздел 4. Защита выпускной работы

Подготовка к защите

Процедура защиты

Отзыв научного руководителя

Рецензия

Источники и библиография

Приложения

Приложение 1. Образец титульного листа

Приложение 2. Образцы библиографического описания

Приложение 3. Образцы сокращений слов в библиографическом описании

Приложение 4. Классификация письменных источников

Содержание

Например: . — Электрон. дан. и прогр. (33 файла; 1.6 мегобайт)

.— 134 компьютерных файла (Djvu; 1,74 МБ)


Выходные данные даются по общебиблиографическим правилам, но кроме издателя после двоеточия указывается производитель.


Если описание книги и статьи заканчивается указанием общего количества страниц, то у электронных носителей страниц нет. Поэтому описание в библиографическом списке заканчивается указанием вида и количества носителей. Такими носителями для ресурсов локального доступа могут быть: электронный диск, гибкий магнитный диск (дискета), компакт-диск с постоянной памятью (CD-ROM) и др. При этом в начале указывается количество дисков (дискет):

. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

**** взять пример из БГПУ


Особенности описания Интернет ресурсов
(удаленного доступа)

Выше перечисленные правила, как уже отмечалось, относятся и к описанию Интернет ресурсов. Однако при их описании возникают объективные трудности. Так, зачастую создатели ресурсов не указывают ни авторов, ни другие необходимые данные. Тем более сложно указать объем ресурса. Приходится ограничиваться лишь минимальным набором описания (что противоречит ГОСТу).


Поэтому отметим некоторые особенности описания таких ресурсов:

Для ресурсов удаленного доступа (Интернет) в конце описания вместо количества дисков указывается режим доступа, т. е. полный адрес и условия работы. (см. приложение 8, пример 21)

Одним из главных недостатков Интернета являются условия хранения информации. По подсчетам специалистов, за год любой указатель (справочник) сетевых ресурсов устаревает примерно на одну четверть. Новые сайты, информационные услуги, электронные информационные ресурсы в Интернет появляются и обновляются так быстро, что затрудняют задачу описания и ссылки на них. Поэтому, считаем необходимым условием в ссылке на источник Интернет в научно-исследовательских работах указывать в круглых скобках дату последнего обращения к web-странице1.

Например: Режим доступа : http://www.informika.ru, по регистрации (18 февр. 2006).


Если в Интернет выставлено ранее уже опубликованное издание, сноску можно давать только на страницу Интернет, а не на саму книгу. В случае, когда необходимо дать полные библиографические данные цитируемого произведения, применяется общепринятая форма с использованием слов Цит. по:

Пример: Демин, М. А. Некоторые результаты археологических раскопок поселения Чекановский лог 1 / М. А. Демин, С. М. Ситников // Вопросы археологии и истории Южной Сибири. Барнаул, 1999. С. 25-35. Цит. по: Лаборатория исторического краеведения БГПУ (Сектор археологии) [Электронный ресурс] / С. М. Ситников. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www. bspu. secna. ru/Faculty/ History/lik/arheol/arh. html, свободный (20 ноября 2007).


+ адрес МГУ Соловьева и т.п.


Раздел 4. Защита выпускной работы

Подготовка к защите

Подготовка к защите является не менее важным этапом, чем само написание научно-исследовательской работы. Даже впечатление от великолепно написанной работы можно испортить плохим неподготовленным выступлением, что существенно повлияет на оценку. Поэтому текст выступления необходимо обязательно обсудить с научным руководителем.

Доклад можно разделить на три части, состоящие из рубрик, каждая из которых представляет собой самостоятельный смысловой блок:

Первая часть: в ней соискатель останавливается на основных моментах в соответствии с разделами введения. Начинать можно с общепринятых выражений: «Уважаемые председатель и члены Государственной аттестационной комиссии, уважаемые преподаватели и студенты…». Далее необходимо кратко осветить актуальность и основные разделы введения (согласно рекомендациям научного руководителя). Не следует слишком углубляться в историографический анализ, перечисляя все известные вам работы и направления, лучше кратко представив историю изучения, остановиться на вопросах, которые так и не нашли решения у предшественников, или на дискуссионных моментах историографии.

Вторая часть последовательно характеризует ход исследования и промежуточные результаты по каждой главе. Следует учитывать ограниченный объем времени и не переходить к простому перечислению фактов, дат, имен. Слушатели все равно не смогут уяснить весь объем изложенного вами фактического материала, поэтому лучше ограничиться тем новым, что удалось сделать именно вам. Главная цель выступления – отразить личный вклад соискателя в разработку темы.

При написании текста выступления выделяйте основные смысловые выражения и слова, все сложносоставные цифры пишите прописью (чтобы не нужно было считать нули), для сложных слов и названий указывайте ударения. Не перегружайте текст излишними деепричастными оборотами и подчиненными предложениями.

Положения надо формулировать так, чтобы было видно, что именно защищается: не просто результаты анализа исторических процессов, а то, что из этого анализа следует, какая законо­мерность, наличие каких проте­кающих процессов устанавливается; не просто разработана методика, а то, что эта методика по таким-то характеристикам является лучшей.

Заканчивается доклад заключительной частью, которая строится по тексту заключения письменной работы. Если работа прошла апробацию (выступления на конференциях) или у автора есть публикации по теме, это обязательно нужно отразить в докладе.

Можно подготовить иллюстрации и раздаточный материал. Но необходимо продумать их использование, чтобы они были органично вплетены в текст выступления.

После завершения работы над докладом необходимо подготовить письменные ответы на вопросы и замечания рецензента. Ответы должны быть краткими, четкими и хорошо аргументированными. Лучше использовать ссылки на текст письменной работы (конкретные страницы). Следует повторить даты, а также понятия и определения, используемые в тексте исследовательской работы.


Лучше накануне защиты отрепетировать выступление, чтобы свободно владеть материалом и научиться укладываться в отведенное время.


К защите магистерской диссертации обязательным является автореферат. В нем кратко излагаются разделы введения диссертации, дается характеристика содержания глав, формулируются основные выводы. Объем автореферата должен составлять *** страниц 14 размером. К оформлению автореферата предъявляются те же требования, что и к тексту самой диссертации. Если у магистранта есть публикации по теме диссертации, их список прилагается к автореферату.

Процедура защиты

Защита происходит публично на открытом заседании Государственной аттестационной комиссии. На нее приглашаются научные руководители, рецензенты, имеют право присутствовать все желающие преподаватели и студенты, гости. Председатель комиссии устанавливает регламент работы заседания. На момент защиты в комиссию должны быть представлены все необходимые документы – переплетенный, правильно оформленный и подписанный автором и научным руководителем текст выпускной работы, отзыв научного руководителя, рецензия. Если у выпускника имеются публикации по теме исследования, их желательно представить комиссии.

Комиссия состоит из пяти-шести человек (председателя ГАК, председателя предметной комиссии и двух-трех преподавателей выпускающих кафедр), все они входят в состав государственных аттестационных комиссий (ГАК) по направлениям и специальностям. Состав ГАК по предложению факультета, закрепляется приказом ректора университета и утверждается в министерстве.

Заседание проходит в специальной аудитории, выделенной на весь период работы ГАК.

Защита должна носить форму научной состязательности, при соблюдении научной этики и корректности. Принципиальному анализу должны подвергаться обоснованность и достоверность всех выводов проведенного исследования.

Порядок защиты:

  1. Председатель объявляет фамилию, имя, отчество соискателя, а также тему выпускной работы и предлагает слово студенту.

  2. Выступление соискателя можно строить на основе чтения доклада, но лучше в форме свободного пересказа заранее подготовленных тезисов доклада. Продолжительность выступления, как правило, составляет 10–12 минут. Речь должна быть ясной, уверенной и выразительной. Не следует отходить от темы исследования и прибегать к излишнему драматизму при изложении материала. Доклад должен быть строго научным и хорошо аргументированным. Следует проявлять скромность при оценке своих научных результатов. Используя наглядные пособия применяйте указку.

  3. Вопросы членов комиссии и аудитории. Задать вопросы и получить на них ответы имеют право все присутствующие на защите специалисты, студенты и гости. Однако вопросы должны относиться только к теме защищаемой работы. Если вы не можете ответить на какой-то вопрос, лучше честно признаться в этом, нежели прибегать к общим фразам.

  4. Выступление научного руководителя с оценкой результатов работы студента. Главное – раскрыть отношение студента к работе, уровень овладения им навыками научно-исследовательской деятельности. При отсутствии руководителя отзыв может зачитать председатель комиссии.

  5. Выступление рецензента (при его отсутствии рецензию оглашает председатель комиссии).

  6. Ответы студента на вопросы и замечания рецензента. Они должны быть краткими и по существу вопроса. Уверенность ответов на задаваемые вопросы в значительной мере определяют оценку защиты. Нужно проявлять тактичность к задающим вопросы. Прежде чем отвечать на вопрос необходимо его выслушать и ни в коем случае не перебивать задающего. Абсолютно неправильно поступают студенты, которые ограничивают ответ на замечания рецензента простым согласием со всеми замечаниями, изложенными в рецензии. При этом теряется сама идея защиты. Необходимо отстаивать свои доводы, аргументировать выводы и суждения, сформулированные в тексте работы. Также следует попытаться предельно кратко объяснить причины ошибок, выявленных рецензентом.

  7. В завершении также следует поблагодарить членов комиссии, рецензента и аудиторию за внимание. Правилом хорошего тона считается выражение благодарности научному руководителю за помощь в работе.


Продолжительность защиты одной выпускной работы, включая обсуждение, не должна превышать 30 минут. Продолжительность всего заседания ГАК – не более 6 часов в день.

Подведение результатов

Решение об оценке принимается на закрытом заседании ГАК по завершении всех защит, намеченных на данное заседание. Члены комиссии в ходе обсуждения выносят оценку студенту («неудовлетворительно», «удовлетворительно», «хорошо», «отлично»), решение принимается открытым голосованием. При равенстве голосов голос председателя является решающим. В случае необходимости председатель может пригласить научных руководителей на закрытое совещание ГАК.

Общая оценка складывается из следующих показателей:

  • Содержание письменной работы (стиль изложения, глубина теоретических знаний, доказательность, реальное использование методов исследования, уровень аналитической обработки материала, полученные результаты и т.п.);

  • Оформление текста исследования (научно-справочного аппарата, наличие ошибок и помарок и опечаток в тексте, качество иллюстраций);

  • Успешность выступления на защите и глубина ответов на вопросы (защита);

  • Отзыв научного руководителя;

  • Оценка рецензента.

После завершения совещания председатель подводит итоги защиты, оглашает оценки, отмечает особенно удачные.

Защищенные квалификационные работы сдаются на выпускающую кафедру и хранятся в течение пяти лет.

Любой из защищавшихся может попросить обосновать решение комиссии, а в случае несогласия с ходом проведения защиты подать апелляцию. Но делать это следует только в день защиты и лишь в том случае, когда устные объяснения членов комиссии кажутся необоснованными и неубедительными.



Отзыв научного руководителя

В отзыве научный руководитель указывает достижения студента в научно-исследовательской работе, его способность к творческому мышлению, настойчивость в достижении поставленной цели, умение использовать методы исследования, стиль изложения. Руководитель должен указать, насколько студенту удалось реализовать первоначально намеченный план работы. Он может оценить, как четко и полно соискатель выполнял требования, предъявляемые руководителем, соблюдал график работы. В итоге делается вывод о возможности или невозможности допустить студента к защите.


Образец:

Отзыв

о дипломной работе студента V курса исторического

факультета БГПУ Владимира Ивановича Смирнова на тему:

«Название»

Смирнов В. И. занимается разработкой представленной темы три года… (далее указывается насколько активно студент занимался темой, его личный вклад в ее разработку).

Актуальность темы заключается в том, что…(указывается, почему именно эта тема была выбрана для изучения, с чем это связано). Введение отвечает требованиям, предъявляемым к студенческим научно-исследовательским работам: в нем четко определены рамки работы, актуальность и новизна (можно подробнее рассмотреть специфику предмета и подкрепить новизну исследования утверждениями руководителя).

В работе обоснованно отмечена недостаточная изученность и освещенность таких вопросов, как… (очень кратко характеризуется знание студентом всей совокупности трудов, изданных по теме).

Также отдельно характеризуется логика изложения материала, правильность оформления и полнота научно-справочного аппарата исследования.

К особым заслугам автора можно отнести выявленные и впервые введенные в научный оборот источники… (виды материалов с указанием заслуг автора в их обнаружении и самостоятельность анализа). Важно отметить, что Владимир Иванович в течение двух лет принимал участие в полевых исследованиях (название экспедиции, степень вовлеченности в нее автора, вклад в разработку темы).

К недостаткам работы следует отнести … (если студент не учел замечания руководителя, имеющие принципиальное значение, последний имеет право указать об этом в отзыве).

Отмеченные недостатки не умаляют достоинства и научную значимость дипломной работы, автор проявил себя как подготовленный специалист, владеющий навыками и методикой научного исследования. Работа может быть допущена /рекомендована/ к защите (оценка в отзыве не ставится).


Научный руководитель:

профессор кафедры

всеобщей истории, д-р ист. наук И. О. Фамилия

Дата


Рецензия

В рецензии отмечаются как положительные моменты, так и недостатки работы. Рецензент имеет право лишь рекомендовать экзаменационной комиссии определенную оценку (члены комиссии имеют право не согласиться с предложенной оценкой).