Файл: Пособие по написаию диплома 2007.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.07.2020

Просмотров: 2672

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Общие положения

Раздел 1. Структура и уровни научного исследования

Введение

Актуальность исследования

Определение объекта и предмета исследования

Обоснование территориальных и хронологических рамок

Постановка исследовательской цели и задач

Методы исследования

Изученность темы (историография проблемы)

Новизна исследования

Источниковая база (источниковедческий анализ)1

Практическая значимость и апробация результатов ис­следо­вания1

Структура работы

Основная часть1

Содержание глав и параграфов исследования

Стиль изложения

Работа с научной литературой

Заключение

Раздел 2. Оформление письменной работы

Требования к печатному тексту рукописи

Титульный лист

Рубрикация текста

Оглавление 1

Приложения

Представление табличных сведений

Представление иллюстративного материала

Использование сокращений

Запись количественных числительных

Цитирование

Раздел 3. Составление списка использованных источников и библиографического списка литературы

Описание неопубликованных источников

Правила библиографического описания

I. Библиографическое описание однотомных документов

II. Описание тома (части) из многотомного издания

III. Описание составных частей изданий (статей, глав, параграфов)

Библиографические ссылки

Ссылки на неопубликованные источники

Описание электронных ресурсов

Особенности описания Интернет ресурсов (удаленного доступа)

Раздел 4. Защита выпускной работы

Подготовка к защите

Процедура защиты

Отзыв научного руководителя

Рецензия

Источники и библиография

Приложения

Приложение 1. Образец титульного листа

Приложение 2. Образцы библиографического описания

Приложение 3. Образцы сокращений слов в библиографическом описании

Приложение 4. Классификация письменных источников

Содержание

Стремление вовлечь как можно большее количество источников не всегда дает положительные результаты, зачастую это просто загромождает исследование. Поэтому важен оптимальный отбор только той информации, которая позволяет решить поставленные задачи. Простое перечисление фактов без должной их оценки называется фактографизмом и является показателем неумения исследователя отобрать и проанализировать материал.

При написании работы автор обязан давать ссылки на авторов и источник, из которого он заимствует материалы или отдельные выводы. Избегайте компиляции и описательности2. Отличие научно-исследовательской работы от обычной реконструкции событий состоит в том, что научная деятельность предполагает объяснение – раскрытие сущности изучаемого объекта. Оно осуществляется посредством выявления наиболее существенных черт и связей, тенденций и закономерностей развития объекта.

Весь порядок изложения должен быть подчинен цели исследования, сформулированной авто­ром. Каждая глава строится в соответствии с ее целевым назна­чением и является базой для последующей. При проблемной композиции письменной работы каждая глава обычно посвящена решению одной-двух задач, сформулированных во введении. Содержание глав и параграфов должно полностью соответствовать названию всей работы (как хронологически и территориально, так и по рассматриваемым в них проблемам).

Часто при написании основной части возникает вопрос «С чего начать?». Не следует начинать главу с конкретных дат, имен, фактов. Например: «22 июня 1941 г. Германия напала на Советский Союз», «Петр I прибыл в столицу только в июне 1703 г.» и т. п. Обычно в начале главы, а иногда и параграфа, автор указывает значимость явления (периода), о котором будет рассказываться ниже, для освящения всей темы исследования. При необходимости можно на примере историографии конкретного вопроса показать значимость и уровень изученности проблемы или периода, о котором пойдет речь в главе: кто и каким образом его рассматривал, насколько глубоко он изучен и какие аспекты остались без внимания. Такое построение поможет ввести читателя в суть вопроса и покажет умение автора видеть различные стороны проблемы.

В конце каждой главы, а при необходимости и параграфа, следует приводить краткие выводы, что позволяет четко сформулировать итоги каждого этапа исследования и дает возможность освободить основные результаты работы от второстепенных подробностей. Выводы не должны быть чрезмерно объемными – один-три абзаца, отделенные от повествовательного текста главы при помощи специальных выражение: «Выводы по главе», «Итак, подведем итог», «Все выше изложенное позволяет сделать выводы».

Стиль изложения

Поскольку Ваша письменная работа будет восприниматься другими людьми, принципиальное значение имеет то, как подан и как выражен в языке представляемый материал. Удачное изложение и грамотный литературный язык сами по себе являются достоинством и способны замаскировать недостатки работы и подчеркнуть ее удачные моменты. Невыигрышная подача текста, неряшливый или стилистически неграмотный язык, а тем более наличие в тексте грамматических ошибок могут испортить впе­чатление от самой талантливой и оригинальной работы.


Стилистические требования, предъявляемые к научной работе, складываются из двух компонентов – требований современного русского литера­турного языка и требований так называемого академического этикета (т. е. принципов письменного общения членов научного со­общества между собой).

В научном исследовании слово­употребление должно быть максимально точным, лишенным специ­альных стилистических украшений. Такой текст не требует художе­ственности, эпитетов и метафор, эмоциональных средств выражения. Принципиальную роль в научном тексте играют специальные терми­ны, которые нужно употреблять в их точном значении, умело и к месту. Нельзя смешивать терминологию различных наук. Поэтому необходимо при помощи словарей уяснить все нюансы содержания терминов, которые вы используете. Также правилами плохого тона считается чрезмерное увлечение использованием иностранных слов, тем более тех, у которых есть синонимы в русском языке. Неправильное или параллельное употребление иноя­зычной лексики ведет, как правило, к ненужным повто­рениям, например: «промышленная индустрия», «социальное общество».

Стиль письменной работы – это стиль безличного монолога, лишен­ного эмоциональной окраски. Не принято использовать местоимение первого лица единственного числа «Я», точку зрения автора обычно отражает местоимение «МЫ». Например, «нами установлено», «мы приходим к выводу», «по нашему мнению» и т. д. Такая подача текста вы­глядит скромнее, позволяя автору не выдвигать себя на первый план, поскольку внимание должно быть сосредоточено на содержании сообщения, а не на субъекте исследования. Используются также изложение авторской позиции от третьего лица («автор полагает, что...») или безличные предложения («в представленной работе исследованы отдельные вопросы») и т. п.

В тексте инициалы всегда ставятся перед фамилией. Необходимо быть предельно корректным при оценке суждений и выводов ваших оппонентов или предшественников.

Глаголы – используется несовершенная форма: «рассматриваемая проблема», а не «рассмотренная проблема». Например, «В данной статье рассматриваются вопросы...».

Для исторических исследований используется прошедшее время. Например: неправильно – «Петр I подписывает указ», правильно – «подписал указ».

Наречия – не принято начинать абзац со слов «хотя», «надеясь», «предвидя» и т. п.

Неопределенные местоимения – не используются («кое-кто», «что-то» и т. п.).

Прилагательные – не употребляется превосходная степень с суффиксами «айш» и «ейш» (знаменитейший, крупнейшая), и сравнительная степень с приставкой «по» («повыше, поближе»).

Вводные слова, указывающие на степень достоверности сообщения, необходимо использовать предельно корректно, с учетом их подлинного смысла, т. к. в научном тексте они играют существенную роль. Разместим их в соответствии со степенью утвердительности: «конечно», «однозначно», «безусловно», «разумеется», «очевидно», «видимо», «возможно», «вероятно» и т. п. Слово «наверняка» не используется.


Помните: использование категоричных утверждений обычно свидетельствует о непонимании автором сложности рассматриваемых явлений.

Специальные вводные слова, указывающие на источник информации, используются обязательно: «по сообщению», «по словам», «как пишет», «по мнению», «по данным», «по свидетельству», «мы считаем» и т. п.

В тексте переход от одного сюжета к другому (или от одной мысли к другой) обязательно должен обозначаться. Для чего используются специальные функционально-синтаксические средства выделения. Это своеобразные «дорожные знаки» текста:

  • средства связи: вначале, прежде всего, затем, во-первых, значит, итак и др.

  • показатель противоречивых отношений: однако, между тем, в то время как, тем не менее, в отличие от.

  • причинно-следственных отношений: следовательно, поэтому, отсюда следует, что, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, кроме того, к тому же.

  • перехода от одной мысли к другой: прежде чем перейти к ..., рассмотрев, перейдем к ..., остановимся на ..., рассмотрим, необходимо рассмотреть.

  • итогов, выводов: итак, таким образом, значит, в заключение отметим, все сказанное позволяет сделать вывод, подведем итог, подведя итог, следует сказать, как видим, материалы показывают, как показал анализ, на основании полученных данных, резюмируя сказанное.

Например, слова: «действительно», «в самом деле» – указывают, что дальше пойдет доказательство. А слова «напротив», «впрочем», «с другой стороны» – готовят читателя к противопоставлению. Словосочетания «приступим к рассмотрению», «подведем итог» – являются невыраженной рубрикацией. Но следует помнить, что эти слова могут засорить изложение.

Стиль служит показателем как общей культуры соискателя, так и степени его проникновения в суть про­блемы. Поэтому добиться максимально возможного стилистического уровня текста остается обязательной задачей всякого начинающего исследователя.

Работа с научной литературой

Написанию текста исследования всегда предшествует кропотливая работа с источниками и литературой. Их поиск и изучение – это важный и длительный процесс, завершающийся написанием окончательного варианта работы. Исследование начинается с изучения опубликованной литературы по теме, которое включает ряд этапов: библиографический поиск, ознакомительное и углубленное чтение с выписками в форме конспектов.

Умение правильно организовать поиск и работу с литературой является важным показателем овладения навыками исследовательской работы.


Поиск литературы необходимо вести по двум направлениям:

1) по библиотечным каталогам (алфавитным, тематическим, текущим, периодических изданий и т. п.) и библиографическим изданиям.

2) непосредственно выявляя литературу по теме (по сноскам и спискам литературы);


Первоначально литературу рекомендует научный руководитель, но в его функции не входит предоставление студенту всей информации об изданиях по теме.

Наиболее целесообразно начинать работу с изучения словарей и энциклопедических изданий, поскольку там дается краткая информация о предмете исследования, а также четко сформулированы термины, которыми необходимо пользоваться при проведении исследования. В солидных изданиях каждая статья заканчивается перечнем основной литературы по теме.

Анализ тематических библиотечных каталогов и справочно-библиографической литературы, безусловно, очень кропотливый, но необходимый путь работы над темой. Прежде чем начать изучение конкретных библиографических указателей следует тщательно изучить их структуру и приложения, это существенно облегчит работу.

Особенно эффективным является работа по сноскам, поэтому, знакомясь с книгой или статьей, особое внимание необходимо уделять фиксированию ссылок на литературу. По этим ссылкам берется новая литература, которая также содержит ссылки или список использованной литературы. В результате, исследователь четко работает в рамках темы, постепенно сужая круг неиспользованных изданий. Однако при таком способе, конспектируя статьи, необходимо указывать номер и страницу сноски (а в особых случаях и события, о которых идет речь), чтобы затем всегда можно было ее проверить. Нельзя представлять чужие ссылки за свои (то есть те, которые вы лично не использовали)! Важно учитывать, что при работе «от сноски к сноске» исследователь часто оставляет за рамками новейшие издания, поскольку изучает только предшествующую литературу. Поэтому данный путь ни в коем случае не подменяет работу с библиографическими изданиями и библиотечным каталогом.

Изучение литературы:

Параллельно с поиском литературы ведется ее изучение. Дадим несколько советов по этому поводу:

  1. Сразу грамотно и полно описывайте источники информации, соблюдая правила оформления, принятые в библиографии (см. ниже). В конспекте лучше подробно (даже избыточно) описать статью или книгу, нежели потом искать недостающие элементы описания. Чаще всего студенты забывают указывать количество страниц в книге или не указывают страницы начала и окончания нужной статьи, упускают название издательства. Поэтому позднее приходится вновь обращаться к источникам, а это требует повторного поиска книг или журналов, т. е. дополнительных затрат времени на заключительном этапе работы. Если издание в целом относится к вашей теме, то можно специально переписать все оглавление, чтобы затем при подготовке историографического анализа иметь представление о характере сборника.

  2. При конспектировании содержания необходимо не забывать указывать конкретные страницы, откуда взята информация, чтобы затем использовать эти сведения при оформлении ссылок. Эти же правила распространяются на конспектирование архивных источников.

  3. При необходимости можно выписывать ссылки самих авторов изучаемых работ, чтобы затем, во-первых, использовать эти источники, а во-вторых, для того, чтобы знать, насколько аргументированы выводы автора.

  4. Невозможно законспектировать всю книгу или статью, поэтому можно использовать пересказ текста. Но в таком случае следует оформлять авторский текст в виде цитат, используя кавычки, а не воспроизводить своими словами. Любые пропуски в цитате обязательно отмечаются многоточием (см. правила цитирования).

  5. Наиболее распространенной ошибкой начинающих исследователей при конспектировании литературы является фиксация только фактического материала (дат, событий, фамилий и т. п.). Точка зрения и выводы автора остаются без внимания, в то время как именно эта информация наиболее важна при анализе историографии проблемы и для понимания сути вопросов темы. Часто в поисках информации и конкретных фактов студенты обращают внимание только на основную часть монографий, игнорируя введение или авторское предисловие. Вместе с тем, именно в этих разделах автор объясняет суть проблемы, которую он намерен решить, дает основные точки зрения исследователей, излагает историографию, указывает актуальность темы. Поэтому следует более тщательно изучать введение.

  6. При изучении литературы обращайте особое внимание на дату издания. Часто студенты, используя издания прошлых лет, необдуманно переносят идеологические штампы, а порой и просто устаревшие сведения в свои работы. Рассматривая литературу по определенной теме, всегда необходимо учитывать процесс изменения взглядов авторов, а также уровень научных знаний современности. Даже один и тот же автор при наличии новых фактов и документов может полностью изменить свою прежнюю точку зрения. Поэтому необходимо не просто «читать книги», а изучать историю изучения вашей темы, процесса накопления новых знаний, возникающие дискуссии и т. п.

  7. Помните, что любое исследование – это лишь точка зрения, концепция автора. Различные авторы могут одни и те же факты интерпретировать по-разному. Любой автор не застрахован от ошибки, а издание от опечаток. Поэтому обязательно сопоставляйте информацию из разных источников, не торопясь отбрасывать версии и факты, которые вам кажутся менее обоснованными.


Заключение

Данная часть письменной работы самая небольшая по объему (2–3 страницы), но имеет особую важность, поскольку именно здесь в завершенной и логически безупречной форме должны быть представлены итоговые результаты вашего труда.

Это не резюме и не краткий пересказ содержания основной части, а анализ проделанной работы – последовательное, логически стройное изложение полученных результатов.

Именно здесь концентрируются выводы, которые выносятся на обсуждение (защиту). Но они не должны механически повторять выводы в конце глав, а содержать то новое, существенное, что составляет итоговые результаты исследования. Важно отразить закономерности и тенденции развития проблемы, которые вам удалось выявить в ходе анализа конкретно-исторического материала в главах работы.

Необходимо соотнести полученные результаты с целью и задачами, по­ставленными во введении, соединить в единое целое извлеченные вы­воды, оценить успешность собственной работы. Иногда целесообраз­но построить текст заключения как перечень выводов, разбив его на пронумерованные абзацы, каждый из которых – выделение и обоснование одного кон­кретного вывода (задачи).

Логическое построение выводов в заключении может строиться в соответствии с порядком формулировки задач или в соответствии с логикой изложения материала в основной части (т. е. по главам или периодам).

Выводы также можно разделить на:

  • бесспорно доказанные в ходе исследования;

  • требующие дополнительного доказательства;

  • перспективные вопросы дальнейшего исследования.

При этом важно указать, в чем заключается главный смысл работы, какие важные побочные научные результаты получены, какие встают новые научные задачи в связи с проведением исследования. Иногда целесообразно указать предполагаемые пути, формы и методы решения этих проблем, а также конкретные задачи, которые исследователям в дальнейшем придется решать в первую очередь.