ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.07.2020
Просмотров: 2679
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Структура и уровни научного исследования
Определение объекта и предмета исследования
Обоснование территориальных и хронологических рамок
Постановка исследовательской цели и задач
Изученность темы (историография проблемы)
Источниковая база (источниковедческий анализ)1
Практическая значимость и апробация результатов исследования1
Содержание глав и параграфов исследования
Раздел 2. Оформление письменной работы
Требования к печатному тексту рукописи
Представление табличных сведений
Представление иллюстративного материала
Запись количественных числительных
Раздел 3. Составление списка использованных источников и библиографического списка литературы
Описание неопубликованных источников
Правила библиографического описания
I. Библиографическое описание однотомных документов
II. Описание тома (части) из многотомного издания
III. Описание составных частей изданий (статей, глав, параграфов)
Ссылки на неопубликованные источники
Особенности описания Интернет ресурсов (удаленного доступа)
Раздел 4. Защита выпускной работы
Приложение 1. Образец титульного листа
Приложение 2. Образцы библиографического описания
Приложение 3. Образцы сокращений слов в библиографическом описании
В настоящее время техника и методика реконструкции значительно усложнились, исследования приобрели комплексный характер, а участники экспериментов предпочитают использовать так называемые методики «погружения в историческую эпоху», «слияния с историей» и т.п. Если на первых этапах ученые ограничивались реконструкцией и использованием орудий труда, то теперь экспериментальное изучение охватило и социальные процессы (реконструируется ход битв, элементы культуры и быта жителей разных эпох).
Ретроспективный метод (от «ретроспекция» – направленность в прошлое) – предусматривает изучение элементов старого, сохранившихся до наших дней, для реконструкции на их основе явлений прошлого. Поэтому иногда его называют «методом возрождения». В ходе изучения современных явлений выявляются реликтовые, остаточные наслоения, которые дают нам представление об отдаленном прошлом. Наиболее эффективно это метод применятся при изучении ментальности, культурного развития и т.п.
Следует помнить, что нельзя ограничиваться простым перечислением во введении якобы использованных методов. Необходимо указать как, для чего и каким образом вы применяли те или иные методы. Например, если вы проводили сравнение каких-то процессов, то обязательно должны быть определены критерии сравнения, с обоснованием важности для достижения поставленной цели. Поэтому выбор конкретных методов исследования необходимо делать еще на начальном этапе работы, согласно поставленным задачам. Данный раздел не должен быть чрезмерно обширным, главная цель – ввести читателя в суть методики проведения (творческой лаборатории) процесса исследования. Однако всегда следует помнить, что все заявленные вами методы обязательно должны найти отражение в содержании глав письменной работы. Так что не стоит декларировать те методы, которые вы реально не использовали.
Изученность темы (историография проблемы)
Главной задачей этого раздела введения является анализ истории изучения темы, авторских концепций и точек зрения предшественников.
Наиболее частой ошибкой при написании данного раздела является простое перечисление работ, которыми пользовался исследователь, с употреблением следующих выражений: «большую помощь мне оказала такая-то книга», «также я использовал статьи из журнала…» и т. п. Уже само построение фраз и изложение материала показывает, что автор просто не понимает назначение историографического анализа.
Историография (в узком смысле) – это история изучения какой-либо проблемы. В целом историографический анализ позволяет выявить степень предшествующей изученности предмета исследования, определить имеющиеся пробелы, нерешенные и спорные вопросы, обоснованность имевших место подходов и использованных методов. Следует помнить, что при анализе работ предшественников вас в первую очередь должны интересовать не столько конкретные факты, излагаемые ими, сколько позиция, точка зрения и методика работы.
Важное место в историографическом анализе имеет оценка научных результатов, полученных отдельными исследователями, школами, направлениями исторической науки.
Помните: принцип ИСТОРИЗМА обязывает судить о научных заслугах историков не по тому, чего они не сделали по сравнению с современным состоянием науки, а по тому, что они дали нового по сравнению со своими предшественниками.
При оценке работ предшественников необходимо детально изучить, какие источники привлекались ими в ходе исследования, насколько критично и корректно автор проводил их анализ (какие методы анализа он использовал, допустимы и эффективны ли эти методы для решения поставленных задач).
Таким образом, данный раздел должен показать основательное знакомство студента со специальной литературой, его умение систематизировать и критически анализировать ее, оценивать выводы, сделанные до него.
В целом историографический анализ позволяет выявить аспекты, которые либо не получили должного освещения, либо вообще оказались вне исследовательского поля зрения.
Изложение историографии во введении письменной работы можно построить по нескольким принципам:
1) По хронологическому – когда вы выделяете и анализируете определенные периоды или этапы в изучении исследуемой вами темы. Эти периоды должны отражать не просто хронологию изданий по теме, а качественно отличные этапы исследования данной проблемы предшественниками. Причем следует обращать внимание не только на то, когда книга издана, но и на время ее создания.
2) По научным школам, представители которых изучали Вашу тему.
3) По проблемному принципу – когда вы располагаете историографический материал в соответствии со сформулированными задачами, т. е. как, когда и кем из предшественников они решались.
4) По уровням обобщения – сначала анализируется историография в целом по теме в широких рамках (например, по развитию капитализма в России), затем дается историография тех же сюжетов, но в более узких территориальных рамках.
Часто при работе над узкими темами (история села, района, биография личности) у студентов возникает проблема с написанием историографического обзора. Действительно, мало вероятно, чтобы по истории отдельного исторического сюжета, населенного пункта или района имелась обширная библиография. В таком случае необходимо осветить подобные работы по другим регионам (помощь тружеников села фронту в других районах и областях), уровень изученность проблемы в рамках всего государства и т.п.
В заключение отметим, что ссылки во введении (особенно в данном разделе), как и в основной части письменной работы, обязательны!
В зависимости от специфики исследования историографический раздел может быть выделен в письменной работе в отдельную главу (как правило, первую). Однако в таком случае необходимо излагать не просто точки зрения различных авторов, а именно представить полную историю изучения темы (археологических памятников, процесса формирования основных теоретических положений темы).
Новизна исследования
Именно исходя из анализа степени изученности темы автор делает вывод об уровне новизны своего исследования.
Научная новизна применительно к научно-исследовательской работе – это признак, наличие которого дает автору право на использование понятия «впервые» при характеристике полученных им результатов проведенного исследования. Понятие «впервые» в науке означает факт отсутствия подобных результатов до их публикации.
К сожалению, у студентов часто вызывает сложность описание элементов новизны даже относительно тех работ, в которых они явно присутствуют. Новизна вовсе не указывает на то, что вся Ваша работа от начала и до конца должна состоять из никем доселе не сформулированных положений, описания неизвестных фактов, которых не было в научном обороте, и т. д. Применительно к курсовым и дипломным работам новизна обычно может сводиться к, так называемому, элементу новизны.
Критерии новизны:
1) Введение в научный оборот новых источников.
2) Рассмотрение темы (даже достаточно изученной) под иным углом зрения, в другом ракурсе, а также использование новых методологических подходов к данной теме.
3) Впервые проводится исследование на оригинальные темы, которые ранее не изучались в той или иной отрасли научного знания. Это наиболее характерно для работ, проведенных на стыке нескольких наук (этнографии и истории, генеалогии и истории, социологии, психологии и т. п.).
4) Впервые формируются научные положения, выдвигается и доказывается определенная теория.
5) Проблема рассматривается в новых рамках (т. е. изменяются границы предмета познания). Любое изменение границ предмета может быть критерием для аргументации новизны. Например, при изучении региональной истории или при обобщении опыта работы определенной школы или даже учителя уже возникает новизна. Поэтому всегда легче достичь новизны при изучении менее глобальных тем или при рассмотрении глобальных тем на микроуровне (например, региональном).
6) Известная тема изучается на основе прежних источников, но с привлечением новых методов исследования. Например, современных компьютерных технологий, при помощи анализа количественных данных или с использованием методов исторической картографии и т. п.
7) Автором сформулированы методические рекомендации, которые успешно внедрены в практику1.
Необходимо быть самокритичным и в оценке собственного вклада в рассмотрение темы. Иногда начинающему исследователю без достаточных на то оснований кажется, что до него никто не обращался к этой теме и не приходил к таким выводам. Если у вас возникло аналогичное ощущение, не торопитесь сообщать об этом в тексте введения. Тщательно проанализируйте всю имеющуюся литературу, проконсультируйтесь с научным руководителем, а потом уже решайте, делать или нет столь значительные заявления. Но и в таком случае лучше использовать выражения «имеющаяся в нашем распоряжении литература показывает...», «судя по приведенным выше публикациям...», «нами не встречено публикаций, в которых бы рассматривались подобные вопросы...» и т. п.
Источниковая база (источниковедческий анализ)1
Специфика исторической науки заключается в том, что она базируется на изучении исторических фактов, зафиксированных в источниках. Помните: без привлечения источников не может быть научного исследования! Поэтому важнейшим этапом в структуре исторического исследования выступает формирование его источнико-информационной основы.
В данном разделе введения необходимо не просто перечислить использованные вами исторические источники, а дать их характеристику. Практика показывает, что довольно часто студенты просто не понимают отличие источников от литературных сведений, анализируя монографии и статьи, которые, безусловно, являясь источником информации, не считаются историческими источниками.
Исторический источник – это носитель информации о прошлом, созданный непосредственно в изучаемый исторический период или самим участником (современником) этих событий2.
Источниковедческий
анализ во введении предполагает следующие
этапы
научной деятельности:
1) Разбиение источников на типы и виды.
В наиболее общем плане по способу кодирования и хранения информации исторические источники принято делить на: 1) вещественные (археологические, музейные памятники, предметы быта); 2) письменные; 3) устные (индивидуальные – мемораты, коллективные – фольклор); 4) кино-фотодокументы; 5) фонодокументы; 6) изобразительные (карты, планы, картины, иконы); 7) лингвистические (топонимика, язык).
Однако не стоит ограничивать типологизацию только этим уровнем. В источниковедении широко распространена видовая типологизация, в основе которой лежит единство происхождения, общность содержания и назначения определенного круга источников той или иной категории. Не стоит придумывать собственную типологизацию, лучше использовать уже устоявшиеся виды: (см. приложение 4).
Обращаю ваше внимание на то, что если в списке источников и литературы опубликованные и неопубликованные источники помещаются в разные разделы, то при источниковедческом анализе не имеет значение опубликован или нет документ. Анализ дается по видам, в которые могут входить как опубликованные, так и неопубликованные источники (например законодательные акты из ПСЗ РИ или найденные исследователем в архиве). Причем анализируются не сборники документов, а сами документы, в них опубликованные.
2) Критический анализ каждой выделенной группы источников.
Характеристику источниковой базы исследования необходимо вести в форме анализа конкретных видов источников, использованных в работе. При этом указывается специфика каждого из видов, их достоверность и достаточность («репрезентативность»). Репрезентативность (от латин. «представительность») определяется тем, насколько полно источники позволяют решить поставленные научно-исследовательские задачи (все ли аспекты изучаемого явления они отражают). Если привлекается не весь массив источников, а лишь выборка, то речь идет о том, насколько использованная часть источников полно и адекватно представляет всю их совокупность. Важно помнить, что во введении анализу подвергаются только реально использованные автором источники по теме.
Практическая значимость
и апробация результатов исследования1
Здесь показывается возможность использования результатов исследования в интересах развития и совершенствования экономической и социальной сфер, а также в качестве учебно-методического материала. Следует конкретно указывать полезные результаты и места их предполагаемого использования. Например, возможность привлечения материалов исследования при чтении спецкурсов, в кружковой и исследовательской работе учащихся, воспитательной работе в школе.
Апробация результатов предполагает указание на то, как сам автор использовал материалы научной работы. В первую очередь речь идет о выступлении на научных конференциях (включая Дни науки): дается название конференции, дата и место проведения, полное название доклада. Также указываются публикации автора по теме дипломной работы (с полными выходными данными). Если автор практически использовал знания и навыки, полученные при работе над темой (разработка уроков, проведение экскурсий и лекций, создание экспозиций и участие в экспедициях), это также необходимо отразить во введении.
Структура работы
В конце введения обычно раскрывается структура работы, т. е. дается перечень структурных элементов и обосновывается последовательность их расположения. Абсолютно неверно ограничиваться формальным перечислением элементов письменной работы: «Работа состоит из введения, трех глав и заключения». Все это можно узнать из оглавления. Основная задача данного раздела введения – объяснить принцип рубрикации текста, т. е. принцип выделения глав и параграфов. Построение основной части письменной работы может строиться:
1) По проблемному принципу – когда в главах и параграфах рассматриваются определенные проблемы.
2) По хронологическому принципу – когда каждая глава охватывает определенный исторический период, а параграфы разбиваются на более мелкие временные отрезки.
3) По проблемно-хронологическому – когда совмещаются два выше перечисленных принципа. Например, главы делятся по хронологическому принципу, а в параграфах рассматриваются конкретные проблемы, относящиеся к этому периоду.
Выбор принципа построения работы в первую очередь зависит от характера задач исследования.
Если единого принципа структурирования работы выбрать не получается (например, первая глава строится по проблемному, а вторая по проблемно-хронологическому принципу), это необходимо специально обосновать в данном разделе введения.
В завершении этого раздела введения сообщается о наличии приложений, которые имеются в работе. Здесь автор может объяснить специфику приложений, изложить правила работы с ними, если это необходимо.
Основная часть1
Содержание глав и параграфов исследования
Основная часть работы по объему должна составлять примерно 70 % всего текста. Здесь подробно излагаются ход вашего исследования, обосновываются и формулируются его промежуточные результаты. Принципиальными требованиями к основной части являются доказательность, последовательность, отсутствие в ней лишнего, необязательного и загромождающего текст материала. Не стоит загружать текст большими цитатами и отступлениями, каждую цитату необходимо использовать для обоснования и подтверждения сформулированной автором посылки (утверждения). Если цитируется документ, его также следует проанализировать, а не ограничиваться простым пересказом содержания.