Файл: Пособие по написаию диплома 2007.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.07.2020

Просмотров: 2496

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Общие положения

Раздел 1. Структура и уровни научного исследования

Введение

Актуальность исследования

Определение объекта и предмета исследования

Обоснование территориальных и хронологических рамок

Постановка исследовательской цели и задач

Методы исследования

Изученность темы (историография проблемы)

Новизна исследования

Источниковая база (источниковедческий анализ)1

Практическая значимость и апробация результатов ис­следо­вания1

Структура работы

Основная часть1

Содержание глав и параграфов исследования

Стиль изложения

Работа с научной литературой

Заключение

Раздел 2. Оформление письменной работы

Требования к печатному тексту рукописи

Титульный лист

Рубрикация текста

Оглавление 1

Приложения

Представление табличных сведений

Представление иллюстративного материала

Использование сокращений

Запись количественных числительных

Цитирование

Раздел 3. Составление списка использованных источников и библиографического списка литературы

Описание неопубликованных источников

Правила библиографического описания

I. Библиографическое описание однотомных документов

II. Описание тома (части) из многотомного издания

III. Описание составных частей изданий (статей, глав, параграфов)

Библиографические ссылки

Ссылки на неопубликованные источники

Описание электронных ресурсов

Особенности описания Интернет ресурсов (удаленного доступа)

Раздел 4. Защита выпускной работы

Подготовка к защите

Процедура защиты

Отзыв научного руководителя

Рецензия

Источники и библиография

Приложения

Приложение 1. Образец титульного листа

Приложение 2. Образцы библиографического описания

Приложение 3. Образцы сокращений слов в библиографическом описании

Приложение 4. Классификация письменных источников

Содержание

Обращаем ваше внимание, что для историографических работ основными хронологическими рамками является изучаемый период историографии, а не рамки того исторического периода, о котором писали исследуемые авторы.

То же касается и территориальных рамок. Необходимо пояснить географические термины и названия, которые вы используете. Например, если темой является история отдельного района, необходимо четко объяснить в каких границах изучается район (если раньше он был частью другого административного образования, это надо указать в данном разделе).

Территориальные рамки могут отражать не только современные географические образования, но и административно-политические реалии изучаемого периода. Например, в качестве предмета изучения можно взять определенную губернию, область расселения народа и т. п. Так, географические рамки, охватываемые термином «Сибирь» в XVII веке, включали Приуралье; границы Российской империи на разных этапах развития государства значительно различались. Все это необходимо учитывать при написании данного раздела введения.

Наиболее часто встречающейся ошибкой начинающих исследователей при определении границ предмета является глобальность темы: «Великая Отечественная война», «Покорение Сибири» и т. п. Практика показывает, что такие работы часто бывают поверхностными, компилятивными и мало самостоятельными. Начинающий автор не в состоянии не только вникнуть во все проблемы темы, но и элементарно ознакомиться с источниками и литературой, и вынужден идти по пути реферирования чужих выводов, или простого перечисления фактической стороны событий. Узкая тема позволяет проработать материал более глубоко и детально, причем в таких работах региональные и частные вопросы можно рассматривать на общеисторическом фоне. Только в этом случае в исследовании могут появиться элементы новизны, автор получает возможность внести что-то новое в изучение темы.

Постановка исследовательской цели и задач

Цель исследования связана со всесторонним освещением предмета познания. Она формулируется кратко и предельно точно в смысловом отношении, выражая то основное, что намеревается сделать исследователь.

Историческая реальность не может быть изучена во всем многообразии. Поэтому еще в начале работы необходимо определить, на решение какой определенной научной проблемы будет нацелено ваше исследование (это и будет целью работы). Любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть определенные трудности в процессе познания новых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов. Эти трудности проявляются в проблемных ситуациях, когда существующего научного знания оказывается недостаточно для решения новых познавательных задач. Такая ситуация чаще всего возникает в результате открытия новых фактов, которые явно не укладываются в рамки прежних теоретических представлений.


Научная проблема это возникший в процессе научного познания вопрос или комплекс вопросов, решение которых имеет практическое или научно-познавательное значение и требует выхода за рамки имеющихся знаний. Проблема выделяет неизвестное в объекте познания в форме вопросов, которые и составляют основу для постановки конкретных исследовательских задач1.

Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем нередко имеет не меньшее значение, чем их решение. По существу, именно выбор проблемы, если не целиком, то в очень большой степени определяет стратегию исследования вообще и направление научного поиска в особенности. Неслучайно считается, что сформулировать научную проблему – значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно науке о предмете исследования.

Помните, что цель, название работы и предмет исследования, должны соответствовать друг другу.

При этом следует отличать научную проблему от проблемы учебной. Последняя представляет собой комплекс взаимосвязанных вопросов, для решения которых недостаточно знаний конкретного исследователя, однако современная наука располагает достаточной базой для их решения. Например, такая глобальная тема, как «Присоединение Сибири к России», построенная как реконструкция исторических событий на основе большего или меньшего числа опубликованных работ, решает учебную проблему, т. е. восполняет пробелы в знаниях самого исследователя (студента), но не расширяет современное научное знание. Даже в случае, когда автор на основе исследовательских работ предшественников формирует свою точку зрения на рассматриваемый предмет, научной проблемы не возникает1. Часто непонимание этой специфики проявляется уже при обосновании выбора темы, когда автор главным критерием выбора называет желание «больше узнать» о предмете исследования.

Задачи указывают пути и способы достижения цели (т. е. это более детальное рассмотрение проблемы). Фактически, именно через решение задач достигается общая цель. Формулировать задачи необходимо как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав исследовательской работы.

Обычно задачи даются в форме перечисления с использованием глаголов совершенной формы – «изучить» (а не «изучение»), «описать», «установить», «выяснить», «определить» и т. п. Как правило, указывается от трех до семи задач, которые не должны быть чрезмерно узкими или широкими по объему решаемых вопросов. Особое внимание следует обращать на то, чтобы задачи не повторяли друг друга.

Например, выше приведенная тема «Проблема самоопределения в русском общественном движении 40–50-х годов XIX века» предполагает достижение следующей цели: охарактеризовать эволюцию мировоззрения и самоопределения в русском общественном движении в указанный период. Сформулированная цель предполагает решение следующих задач:


1) Дать характеристику социально-политических условий развития общественной мысли во время царствования Николая I;

2) Определить характер и содержание общественной жизни в 40–50-е годы XIX в.

3) Проанализировать условия формирования мировоззрения основных представителей общественной мысли 1840–1850-х годов;

4) Проследить влияние профессуры 1840-х годов на общественное сознание и движение середины XIX в.

При постановке исследовательских задач не должно быть заданности на подтверждение или опровержение каких-то ранее полученных результатов, так как это может повести по неправильному или ограниченному пути. Например, неправильно звучит формулировка: «Доказать ухудшение положения приписных крестьян…» или «Проследить рост угнетения приписных крестьян…». В таком случае, еще не проведя исследования, автор уже дает оценку изучаемому процессу, в то время как ответ на поставленный вопрос могут дать только источники. Поэтому более правильно звучит такая формулировка: «Определить положение приписных крестьян…», а уже на основе источников вы придете к выводу об ухудшении или улучшении их положения.

Чтобы исследовательская задача не просто восполняла существующие пробелы или продолжала намеченные линии исследования, но и допускала возможность получения новых результатов, она должна ориентироваться на привлечение новых источников или извлечение из известных источников новой информации, и использование новых подходов и методов изучения (см. критерии новизны).

Часто начинающие исследователи, не понимая назначения данного раздела введения, в качестве задач ставят необходимость «прочитать литературу по теме», «ознакомиться с основными проблемами темы», «изучить источники» и т. п. Это совершенно неправильно и, главное, не показывает пути достижения цели, поскольку остается вопрос «зачем?» следует читать литературу или знакомиться с источниками. Правильно сформулированные задачи в дальнейшем должны помочь исследователю при отборе информации по теме из источников и литературы.

Однако следует напомнить, что окончательно оформляется введение в последнюю очередь, поэтому не следует указывать задачи, которые были поставлены на первом этапе работы, но затем по каким-то причинам (отсутствие источников или времени) вам не удалось их решить. Помните: если хотя бы одна из заявленных во введении задач не решена или освещена слабо, это означает, что тема вами не раскрыта! В таком случае следует убрать эту задачу из введения и совместно с научным руководителем обязательно скорректировать цель и, если нерешенная задача имела принципиальное значение, изменить название работы.

Методы исследования

Любая научная деятельность всегда предполагает использование методов познания, ученый неизбежно основывается на определенных концепциях познания и методологических подходах к изучению действительности. Все это необходимо отразить в данном разделе.


Метод с греческого языка переводится как «путь исследования», способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи. В любом историческом исследовании применяется комплекс как общенаучных, так и конкретно-исторических методов.

К общенаучным относятся методы, используемые в различных областях знаний, они отражают логику мышления. В большинстве они представляют собой диалектические пары методов: анализ и синтез, индукция и дедукция, описание и измерение, классификация и типологизация, структурный и функциональный анализ, абстрагирование и т. п.).

Своя совокупность методов необходима для систематизации, обработки и анализа конкретных данных на стадии реконструкции изучаемой реальности. Поэтому и существует большое количество конкретно-научных методов, применяемых в исторической науке.

Сложность методологической структуры современ­ных исследований вызывает потребность в классифика­ции методов. С практической точки зрения оптимально разделить методы по их использованию на разных стадиях исследования. В этой связи можно выделить следующие группы методов:

    1. Эмпирические – методы сбора источников (информации).

    2. Методы обработки данных – методы количественного и качественного анализа собранной на первом этапе информации.

    3. Интерпретационные методы методы воссоздания исторической действительности, объяснения исторических событий и процессов (методы получения новых знаний).


эмпирические методы

Почему-то начинающие исследователи часто забывают об этой группе методов, увлекаясь перечислением общенаучных методов (таких как анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение и т.п.). Во-первых, перечисление таких общенаучных методов никак не характеризует исследование, поскольку любая интеллектуальная работа предполагает анализ и синтез и т.п. Во-вторых, при оценке работы гораздо интереснее и важнее узнать каким образом автор набирал материал, легший в основу исследования. Это и есть та конкретная информация, которая интересует рецензентов и читателей.

К эмпирическим, в первую очередь, мы относим методы полевых исследований: опрос (формализованный, полуформализованный или открытый), анкетирование (прессовое, почтовое или раздаточное), интервьюирование, наблюдение (простое или включенное), эксперимент, метод репортажного сбора (непосредственно с места событий), картографирование (создание структурно-ареальных карт), методы археологических исследований и др.

Еще до начала работы необходимо разработать методику сбора данных. Причем требования к разработкам должны быть такие, чтобы ими могли воспользоваться и другие исследователи. При характеристике методов сбора информации необходимо не просто указать, какие методы применялись, но описать способы их применения. Например, обосновать критерии отбора информаторов, способы фиксирования сведений.



Методы обработки данных

Представлены методами количе­ственного и качественного анализа эмпирических (практических) результатов.

В первую очередь речь идет о создании нормализованных данных – фактов, приспособленных для упорядочения эмпирических моделей. То есть фактов, приведенные к виду, допускающему их упорядочение с помощью таблиц, диаграмм, графиков. Поэтому основу этой группы составляют математические методы исследования.

Шкалирование – распределение объектов и явлений по определенной шкале, ранжирование1. Самым простым способом шкалирования является парное сравнение. Следующим по уровню ранжированием (шкалированием) является распределение объектов по определенным классам. Такая шкала не предполагает использование арифметических значений, поэтому называется номинальной (шкалой наименований). К этому же типу шкалирования относится простое распределение объектов по порядку, по интенсивности проявления выбранного признака – шкала порядка.

Математическими шкалами (те, в которых учитываются числовые значения) являются: шкала интервалов – на шкале сначала отмечаются интервалы проявления признаков, а затем объект размещается в интервале, в соответствии с его характеристикой; пропорциональная шкала (или абсолютная шкала) ­– такая шкала имеет нулевую отметку и все объекты распределяются согласно удаленности от этой точки отсчета. В качестве показателей измерения в математических шкалах используют стандартные единицы – килограммы, километры, денежные единицы и т. п.

Количественные показатели в форме шкалирования могут применятся и при изучении одного объекта (явления). В таком случае учитывается проявление того или иного признака на разных стадиях развития объекта. Такие шкалы называются динамическими рядами (отражают динамику развития явления).

Контент-анализ переводе с английского означает анализ содержания) – один из междисциплинарных методов социальных наук, предполагающий количественный анализа текстов и текстовых массивов. Он используется для того, чтобы выявить те аспекты содержания текста, которые трудно обнаружить на поверхности (при простом чтении). Контент-анализ помогает документально, с помощью объективных, количественных индикаторов показать позицию автора, его ценностные ориентации, социальную и психологическую направленность текста и т.п.

Контент-анализ это прежде всего количественный метод, предполагающий числовую оценку каких-то компонентов текста. Поэтому обработка текста проводится по определенным «единицам измерения» – отдельным элементам или признакам того сообщения, которое мы собираемся изучать, обсчитывать или оценивать (такими единицами могут быть слова, фразы, идеологемы, метафоры и т.п.). Подсчет этих единиц ведется вручную (на карточках) или при помощи компьютера. В дальнейшем такие количественные данные позволяют представить текст документа (массива документов) в виде таблиц, графиков и т.п. Таким образом, метод позволяет выявить скрытую информацию в источнике.