Файл: Пособие по написаию диплома 2007.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.07.2020

Просмотров: 2674

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Общие положения

Раздел 1. Структура и уровни научного исследования

Введение

Актуальность исследования

Определение объекта и предмета исследования

Обоснование территориальных и хронологических рамок

Постановка исследовательской цели и задач

Методы исследования

Изученность темы (историография проблемы)

Новизна исследования

Источниковая база (источниковедческий анализ)1

Практическая значимость и апробация результатов ис­следо­вания1

Структура работы

Основная часть1

Содержание глав и параграфов исследования

Стиль изложения

Работа с научной литературой

Заключение

Раздел 2. Оформление письменной работы

Требования к печатному тексту рукописи

Титульный лист

Рубрикация текста

Оглавление 1

Приложения

Представление табличных сведений

Представление иллюстративного материала

Использование сокращений

Запись количественных числительных

Цитирование

Раздел 3. Составление списка использованных источников и библиографического списка литературы

Описание неопубликованных источников

Правила библиографического описания

I. Библиографическое описание однотомных документов

II. Описание тома (части) из многотомного издания

III. Описание составных частей изданий (статей, глав, параграфов)

Библиографические ссылки

Ссылки на неопубликованные источники

Описание электронных ресурсов

Особенности описания Интернет ресурсов (удаленного доступа)

Раздел 4. Защита выпускной работы

Подготовка к защите

Процедура защиты

Отзыв научного руководителя

Рецензия

Источники и библиография

Приложения

Приложение 1. Образец титульного листа

Приложение 2. Образцы библиографического описания

Приложение 3. Образцы сокращений слов в библиографическом описании

Приложение 4. Классификация письменных источников

Содержание

Этапы отчетности по подготовке и защите

выпускных квалификационных работ



Вид отчетности

Бакалавриат

Специалитет

Специалитет

(ОЗО)

Магистратура

  1. Утверждение темы, научного руководителя и рецензента

сентябрь 4 курса

сентябрь 5 курса

январь

4 курса

октябрь 1 курса магистратуры

  1. Представление чернового варианта выпускной работы руководителю

За два месяца до начала работы Государственной аттестационной комиссии1

  1. Представление полностью оформленного (белового) варианта руководителю

За три недели до начала работы ГАК

  1. Предзащита работы на выпускающей кафедре

Не позднее двух недель до работы ГАК

  1. Представление доработанной квалификационной работы заведующему кафедрой и руководителю2

Через 3-4 дня после предзащиты

  1. Представление переплетенного экземпляра работы рецензенту

За 10 дней до начала работы ГАК

  1. Представление переплетенного экземпляра работы, отзыва научного руководителя и рецензии на выпускающую кафедру

За три дня до начала работы ГАК


Окончательный вариант выпускной работы, распечатанный на принтере, представляется на кафедру только после просмотра и одобрения его научным руководителем, о чем свидетельствует его подпись на титульном листе.

Предзащита на кафедре проводится не позднее, чем за три недели до начала работы ГАК. На предзащиту выпускником должен быть представлен полностью подготовленный и правильно оформленный экземпляр выпускной работы (не в переплетенном виде). Предзащита проводится в форме заседания кафедры с обязательным ведением протокола, где фиксируются сроки доработки и все серьезные выявленные недостатки. В случае выявленных недостатков, дипломнику дается срок для их исправления (не более четырех дней). Контроль за исправлением возлагается на научного руководителя.

Вопрос о допуске студента к защите решает заведующий кафедрой после рассмотрения всех материалов (письменной работы и отзыва руководителя) и с учетом степени доработки. Если научный руководитель или зав. кафедрой не считают возможным допустить студента к защите, этот вопрос рассматривается на заседании кафедры с участием руководителя. Решением кафедры студент может быть не допущен к защите, если выпускная работа не соответствует предъявляемым требованиям.

На рецензию может представляться только экземпляр, прошедший предзащиту на кафедре, обязательно в переплетенном виде. Именно этот вариант работы выносится на защиту. Рецензент может отказаться от рецензирования, если работа представлена ему после установленного срока. В этом случае студент не допускается к защите.

Полностью готовая работа с отзывом научного руководителя и рецензией, оформленными по образцу (см. раздел «Защита выпускной работы») представляются на кафедру не позже, чем за три дня до начала работы ГАК. Студент должен быть ознакомлен с отзывом и рецензией на свою работу до ее защиты.



Для студентов, не защитивших дипломную работу в установленные сроки по уважительной причине, подтвержденной документально, дается возможность защиты без отчисления из вуза до окончания работы ГАК. Если защиты уже закончились, то студент должен подать заявление и не позднее четырех месяцев после этого для него организуется дополнительное заседание комиссии.

Студенты, не защитившие дипломную работу по неуважительной причине или не допущенные к защите решением кафедры, отчисляются из вуза. При восстановлении в вуз им назначаются повторные итоговые аттестациаонные испытания не ранее чем через три месяца и не позже чем через пять лет после прохождения первой итоговой аттестации. Повторные испытания не могут назначаться более двух раз1.


Раздел 1. Структура и уровни научного исследования

Любое научное исследование можно разделить на следующие разделы:

Введение


  1. Выбор темы (объекта и предмета исследования);

  1. Постановка цели и исследовательских задач;

  1. Выявление источнико-информационной основы решения научной проблемы и разработка методов исследования (изучение источников и литературы);

Основная

часть


  1. Реконструкция и описание исследуемой исторической реальности;

  1. Объяснение и теоретическое познание предмета исследования;

Заклю-чение

  1. Обобщение полученных знаний. Определение их истинности и ценности.


Как видно из таблицы, все эти этапы отражаются в определенном разделе письменной работы, к каждому из которых предъявляются строгие требования.


Введение

Введение представляет собой весьма ответственную часть письменной работы, поскольку оно не только ориенти­рует читателя на дальнейшее раскрытие темы, но и содержит все необходимые квалификационные характеристики. Знакомство с введением позволяет получить представление об уровне выпускной работы, навыках и умениях ее автора. Требования, предъявляемые к введению, едины для любого уровня научного исследования (курсовой работы, дипломной или диссертации). Часто введение путают с предисловием к работе, в котором кратко излагают исторические события, предшествующие изучаемому периоду. В отличие от предисловия, введение к научной работе должно иметь четкую структуру и логику изложения и включает следующие разделы:

  • Актуальность исследования

  • Объект и предмет исследования

  • Территориальные и хронологические рамки

  • Цель и задачи

  • Методы исследования

  • Изученность темы (историография проблемы)

  • Новизна исследования

  • Источниковая база (источниковедческий анализ)

  • Практическая значимость и апробация результатов исследования

  • Структура работы


Выше перечисленные элементы введения условно можно разделить на две группы:

1) Актуальность, предмет, объект, цель и задачи, методы исследования, территориальные и хронологические рамки обязательно формулируются в начале работы, поскольку это определяет стратегию исследования и позволяет правильно отбирать информацию по теме.

2) Остальные разделы введения (историография и источники, новизна, апробация результатов и структура работы) окончательно формулируются уже после завершения изучения темы.


Рассмотрим разделы введения более подробно

Актуальность исследования

Выбор темы всегда должен определяться ее актуальностью (значимостью на сегодняшний день). Совершенно неправильно руководствоваться в выборе только основываясь на наличие литературы по теме. Лучше выбирать темы, по которым не просто есть достаточно большой перечень литературы, но интересные нерешенные проблемы, различные точки зрения. Именно такие темы обладают большей степенью новизны и актуальности – основным критерием оценки уровня научной работы.


Актуальность определяется тремя факторами:

1) Исходя из учета практических потребностей современного общества. Согласно этому критерию необходимо оценить то, как изучение избранной вами темы поможет решить насущные социальные, этнические, экономические, политические и другие проблемы общества.

Практическая актуальность исследования не определяется лишь хронологической близостью к современности. Исследователь должен ясно осознавать и мотивировать потребности общества в зна­ниях по данной проблеме. Актуальность не может оцениваться только исходя из современной политической обстановки в стране и мире. Наука не терпит конъюнктурности!

2) Исходя из степени научной изученности (т. е. значимость темы для науки и ее отраслей). Любое исследование требует непременного учета степени изученности рассматриваемых явлений и исторических процессов. Лишь на основе учета предшествовавшего хода и результатов может быть продолжено познание.

3) Кроме того, можно охарактеризовать специфику и важность изучаемого вами периода или проблемы в общеисторическом контексте, т. е. их значимость для познания последующих исторических процессов. Определенное историческое событие или период (революция, заселение территории, возникновение новых условий) могут предопределить дальнейший ход истории, и понять последующие события невозможно, не зная начальных условий формирования проблемы.

Требование акту­альности предполагает соответствие вашей работы состоянию науки и общества на сегодняшний день, их реальным потребностям и ее пригодность для реше­ния насущных проблем современности. В этой связи указанный критерий напрямую соотносится с разделом введения «новизна исследования». Но там вы будете говорить о личном вкладе в разработку темы, а здесь оценивается в целом значимость самой темы исследования.

Освещение актуальности не должно быть многословным. Значимость и актуальность работы может быть доказана как собственной аргументацией, так и ссылками на признанные авторитеты в этой сфере. Например, «на необходимость подобного исследования указывали такие исследователи как…». Поэтому при работе с литературой необходимо особое внимание обращать на то, как предшественники обосновывали актуальность работы по сходной теме, какие перспективные задачи они ставили перед будущими исследователями и т. п.

Если исследование студента проводилось в рамках плана научной работы кафедры или лаборатории, к которой он прикреплен, это может быть использовано как важный дополнительный критерий актуальности.

Определение объекта и предмета исследования

Необходимость определения объекта и предмета исследования часто рассматривается начинающими исследователями лишь как формальные требования. На наш взгляд, связано это в первую очередь с тем, что авторы не понимают сути и назначения этого раздела введения, а порой и просто не видят различий между этими понятиями. Но именно четкое определение объекта и предмета является показателем того, насколько правильно автор выделил рамки исследования.


Объект – это определенный процесс или явление, которые порождают проблемную ситуацию и служат источником необходимой для исследовате­ля информации (то, что породило изучаемую проблему).

Предмет исследования более конкретен и включает только те факты и аспекты процесса (объекта), которые выбраны исследователем для изучения в данной работе. Именно предмет определяет тему работы, которая обозначается на титульном листе как ее название.

Предмет исторического исследования всегда очерчен тремя границами: временными рамками, территорией и проблемой, на решение которой направлено исследование.

н аучная проблема территориальные рамки



Объект

предмет


х ронологические рамки


Соотношение предмета и объекта определяет специфику рассмотрения проблемы, «угол зрения» исследователя.

Важно помнить, что предмет исследования (тему) выбирает сам автор. Вы можете взять какую-то глобальную проблему, но рассмотреть ее на примере отдельной территории (например, своего района) и в четко ограниченное время. Можете, напротив, взять не столь обширную научную проблему, но рассмотреть ее развитие на протяжении более продолжительного времени или в рамках всей страны. Именно эти границы необходимо полностью отразить в названии работы.

Важно учитывать, что предмет должен четко вписываться в объект исследования. Например, если темой вашей работы является «Алтайская духовная миссия (1830–1917 гг.)», то вам необходимо еще до начала работы четко для себя уяснить, как вы будете рассматривать эту проблему: 1) как часть процесса заселения и колонизации русскими территории Горного Алтая; 2) как результат процесса развития православия в Сибири, или 3) как составную часть процесса взаимовлияния культур аборигенов и русских? В зависимости от того, какой объект вы для себя определите, будет строиться и вся Ваша дальнейшая работа (определятся цель и задачи).

Например, для работы по теме «Проблема самоопределения в русском общественном движении 40–50-х годов XIX века» объектом будет общественно-политическая жизнь русского общества в 1840–1850-е годы, а предметом – эволюция мировоззрения и самоопределения выдающихся представителей русской интеллигенции того времени.

Для темы «Политика России на Балканах в начале XX века (1900–1914 гг.)» объектом является процесс складывания межимпериалистических противоречий в европейском регионе в предвоенный период, предмет же полностью соответствует названию работы.

Если при определении предмета используются термины, то в данном разделе необходимо раскрыть содержание этих терминов. Например, таких понятий, как «обрабатывающая промышленность», «самоопределение», «горнозаводской режим» и т. п.

Обоснование территориальных и хронологических рамок

Выбор предмета обычно предполагает определение территориальных и хронологических рамок работы. При этом недостаточно просто указать даты (они даны уже в названии работы). Следует обосновать свой выбор, т. е. доказать, что избранные вами даты действительно являются определяющими (переломными) в развитии предмета исследования. Отдельно обосновывается верхняя и нижняя хронологические границы. Они не должны зависеть только от имеющихся в распоряжении исследователя источников или интереса автора. Главный критерий выбора – качественные изменения в предмете исследования. Например, если вы ограничиваете тему «Гражданская война в Алтайской губернии» 1918–1919 годами, то надо доказать, почему вы считаете, что война началась в регионе именно в 1918 г., а закончилась в 1919 г.