Файл: Формирование педагогической культуры родителей через многообразие форм воспитания младших школьников.doc
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 297
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
уровнем знаний 36% учеников ЭГ и 38% КГ. Высокий уровень имеют лишь 18% из ЭГ и 10% из КГ. Младшие школьники не обладают достаточными знаниями и навыками учреждения содержательного досуга. Большинство из них проводят свободное время у телевизора или компьютерной игрой. Очень низкая доля учеников, которые в качестве досуговой деятельности выбирают творческие занятия.
Для оценки уровня поисковой активности, проведена диагностика по методике «Оценка уровня познавательной активности», основанная на опроснике Ч.Д. Спилбергера [19]. Оценку проводит учитель начальных классов на основе наблюдений за каждым школьником, оценивается каждый показатель по пятибалльной системе (где 1 – точно нет, 5
– абсолютно согласен).
Уровни познавательной активности младших школьников представлены на рисунке 3.1.4.
Рисунок 3.1.4 Уровни познавательной активности
младших школьников
Таким образом, большая доля младших школьников с низким уровнем познавательной активности – 41% ЭГ и 33% КГ, средний уровень у 41% из ЭГ и 48% КГ, высокий уровень только у 18% из ЭГ и 19% из КГ.
Далее была проведена диагностика мотивов к проведению досуга младших школьников. Был предложен диагностический тест по выявлению мотивов к досуговой деятельности, разработанный на основе методик диагностики «Мотивация учения» А.Д. Андреевой и Н. Лускановой
[20] , который позволяет выделить уровень развития познавательных мотивов, предложено 5 групп утверждений, в каждой группе выбрать по одному утверждению. За выбор утверждения:
На рисунке 3.1.5 представлены результаты диагностики мотивов младших школьников.
Рисунок 3.1.5 Диагностика мотивов младших школьников
Таким образом, у 54% из ЭГ и 57% КГ низкий уровень развития познавательных мотивов в выборе досуга (преобладают игровые мотивы).
У 32% из ЭГ и 24% КГ – средний уровень. У14% из ЭГ и 19% КГ – низкий уровень.
Преимущество игровых мотивов у младших школьников обуславливает выбор их досуговой деятельности. В частности, это может быть связано с тем, что родители не приучили ребенка-школьника, относится к досугу как к источнику удовлетворения познавательных потребностей, поэтому дети не понимают, как провести свой досуг с пользой.
Учитывая уровень развития всех рассмотренных выше показателей на рисунке 8 рассмотрим уровень сформированности культуры досуга младших школьников, который определялся как средний суммарный показатель комплекса диагностических методик.
Рисунок 3.1.6 Уровень культуры досуга младших школьников
Таким образом, высокий уровень культуры досуга у 18% учеников ЭГ и у 14% КГ, средний уровень – 41% учеников ЭГ и у 48% КГ, низкий уровень – 41% учеников ЭГ и у 38% КГ.
На уровень культуры досуга в большей мере влияет обстановка в семье. Учитывая, что родители мало знакомы с правилами учреждения досуга, мало
проводят времени с детьми, сами выбирают пассивный досуг, уровень сформированности культуры досуга у детей такой низкий. Также у детей в выборе досуга преобладает игровой мотив.
Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что существующие условия в семье мешают формированию культуры досуга.
Для определения уровня сформированности педагогической культуры родителей было проведено исследование. В исследовании приняли участие 20 родителей (мам) школьников младшего возраста.
В качестве диагностического инструментария мы использовали:
Цель методики: выявление представлений об идеальном родителе для определения уровня развития когнитивного, эмоционального и рефлексивного компонентов педагогической культуры родителей.
Цель: выявить биополе семьи для определения уровня развития коммуникативного компонента педагогической культуры родителей.
Цель: определение уровня развития операционного компонента у родителей.
Для диагностики уровня сформированности когнитивного, эмоционального и рефлексивного компонента была взята методика
«Представления об идеальном родителе» Р.В. Овчаровой, Ю.А. Дегтяревой.
Согласно полученным результатам, высокий уровень развития когнитивного компонента педагогической культуры выявлен у 25%
родителей. Высокий уровень характеризуется тем, что у родителей сформированы представления о семейном воспитании, родители могут оценить результативность тех или иных методов и приёмов воспитания на основе собственного опыта. Они постоянно обогащают свои знания о воспитании, используя для этого различные, средства. Осознают необходимость постоянного повышения уровня своих знаний о воспитании в соответствии с развитием ребёнка.
Средний уровень развития выявили у 40% родителей. Для родителей этих родителей характерно то, что у них сформированы общие представления о воспитании. Они ориентируются в воспитании на свой жизненный опыт и рекомендации педагогов, различают действенные и нерезультативные методы воспитания, но уделяют мало внимания расширению своих знаний.
К низкому уровню отнесены 35%. Представление о воспитании, методах воспитания, необходимости самообразования в сфере воспитания детей у этих родителей фрагментарны и бессистемны. Они не владеют разнообразными методами воспитания, используют преимущественно одни и те же меры воспитательных воздействий.
Исходя из полученных результатов, можем сделать вывод о том, что когнитивный компонент педагогической культуры у родителей развит не одинаково. Для родителей является характерной недостаточная сформированность представлений о подходах, методах и приёмах воспитания, о целесообразности постоянного самообразования в сфере воспитания и обучения детей. Не осознавая необходимость постоянного развития
своих знаний о воспитании и обучении детей, родители, соответственно, не стремятся изменять свои воспитательные подходы.
В результате диагностики эмоционального компонента педагогической культуры к высокому уровню мы отнесли 25% родителей. Родители в своём отношении к ребенку характеризуются преобладанием положительных эмоций, чувством принятия ребёнка, уважения к нему, чувством веры в ребёнка, стремлением помогать ему и поддерживать его, сопереживать ему, выстраивать отношения сотрудничества.
К среднему уровню были отнесены 35%. В отношениях к ребёнку у родителей сочетается, как принятие своего ребёнка, так и тенденции к гиперопекающему поведению, к доминированию над ним, выделению собственного авторитета родителей.
К низкому уровню отнесли 40% родителей. У этих родителей эмоциональное отношение к ребёнку отличается преобладанием негативных проявлений, таких, как скрытое отвержение ребёнка, стремление доминировать над ним, контролировать его, постоянно указывать на его ошибки, недостатки.
Родители затрудняются, не знают, каким образом организовать взаимодействие так, чтобы оно было гармоничным, в результате чего отношения с ребёнком могут усложняться конфликтами, спорами, нарастанием эмоциональной дистанции.
В результате диагностики рефлексивного компонента педагогической культуры к высокому уровню развития отнесены 15% родителей. В процессе воспитания у этих родителей проявляется стремление ставить воспитательные задачи и реализовывать их, умение
Для оценки уровня поисковой активности, проведена диагностика по методике «Оценка уровня познавательной активности», основанная на опроснике Ч.Д. Спилбергера [19]. Оценку проводит учитель начальных классов на основе наблюдений за каждым школьником, оценивается каждый показатель по пятибалльной системе (где 1 – точно нет, 5
– абсолютно согласен).
Уровни познавательной активности младших школьников представлены на рисунке 3.1.4.
Рисунок 3.1.4 Уровни познавательной активности
младших школьников
Таким образом, большая доля младших школьников с низким уровнем познавательной активности – 41% ЭГ и 33% КГ, средний уровень у 41% из ЭГ и 48% КГ, высокий уровень только у 18% из ЭГ и 19% из КГ.
Далее была проведена диагностика мотивов к проведению досуга младших школьников. Был предложен диагностический тест по выявлению мотивов к досуговой деятельности, разработанный на основе методик диагностики «Мотивация учения» А.Д. Андреевой и Н. Лускановой
[20] , который позволяет выделить уровень развития познавательных мотивов, предложено 5 групп утверждений, в каждой группе выбрать по одному утверждению. За выбор утверждения:
-
под буквой «а» – 2 балла; -
буква «б» – 1 балл; -
буква «в» – 0 баллов.
На рисунке 3.1.5 представлены результаты диагностики мотивов младших школьников.
Рисунок 3.1.5 Диагностика мотивов младших школьников
Таким образом, у 54% из ЭГ и 57% КГ низкий уровень развития познавательных мотивов в выборе досуга (преобладают игровые мотивы).
У 32% из ЭГ и 24% КГ – средний уровень. У14% из ЭГ и 19% КГ – низкий уровень.
Преимущество игровых мотивов у младших школьников обуславливает выбор их досуговой деятельности. В частности, это может быть связано с тем, что родители не приучили ребенка-школьника, относится к досугу как к источнику удовлетворения познавательных потребностей, поэтому дети не понимают, как провести свой досуг с пользой.
Учитывая уровень развития всех рассмотренных выше показателей на рисунке 8 рассмотрим уровень сформированности культуры досуга младших школьников, который определялся как средний суммарный показатель комплекса диагностических методик.
Рисунок 3.1.6 Уровень культуры досуга младших школьников
Таким образом, высокий уровень культуры досуга у 18% учеников ЭГ и у 14% КГ, средний уровень – 41% учеников ЭГ и у 48% КГ, низкий уровень – 41% учеников ЭГ и у 38% КГ.
На уровень культуры досуга в большей мере влияет обстановка в семье. Учитывая, что родители мало знакомы с правилами учреждения досуга, мало
проводят времени с детьми, сами выбирают пассивный досуг, уровень сформированности культуры досуга у детей такой низкий. Также у детей в выборе досуга преобладает игровой мотив.
Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что существующие условия в семье мешают формированию культуры досуга.
Для определения уровня сформированности педагогической культуры родителей было проведено исследование. В исследовании приняли участие 20 родителей (мам) школьников младшего возраста.
В качестве диагностического инструментария мы использовали:
-
Методику «Представления об идеальном родителе» Р.В. Овчаровой, Ю.А. Дегтяревой (Приложение 1).
Цель методики: выявление представлений об идеальном родителе для определения уровня развития когнитивного, эмоционального и рефлексивного компонентов педагогической культуры родителей.
-
Опросник «Биополе семьи» В.В. Бойко (Приложение 2).
Цель: выявить биополе семьи для определения уровня развития коммуникативного компонента педагогической культуры родителей.
-
Анкету О.Л. Зверевой «Определение воспитательских умений у родителей» (Приложение 3).
Цель: определение уровня развития операционного компонента у родителей.
Для диагностики уровня сформированности когнитивного, эмоционального и рефлексивного компонента была взята методика
«Представления об идеальном родителе» Р.В. Овчаровой, Ю.А. Дегтяревой.
Согласно полученным результатам, высокий уровень развития когнитивного компонента педагогической культуры выявлен у 25%
родителей. Высокий уровень характеризуется тем, что у родителей сформированы представления о семейном воспитании, родители могут оценить результативность тех или иных методов и приёмов воспитания на основе собственного опыта. Они постоянно обогащают свои знания о воспитании, используя для этого различные, средства. Осознают необходимость постоянного повышения уровня своих знаний о воспитании в соответствии с развитием ребёнка.
Средний уровень развития выявили у 40% родителей. Для родителей этих родителей характерно то, что у них сформированы общие представления о воспитании. Они ориентируются в воспитании на свой жизненный опыт и рекомендации педагогов, различают действенные и нерезультативные методы воспитания, но уделяют мало внимания расширению своих знаний.
К низкому уровню отнесены 35%. Представление о воспитании, методах воспитания, необходимости самообразования в сфере воспитания детей у этих родителей фрагментарны и бессистемны. Они не владеют разнообразными методами воспитания, используют преимущественно одни и те же меры воспитательных воздействий.
Исходя из полученных результатов, можем сделать вывод о том, что когнитивный компонент педагогической культуры у родителей развит не одинаково. Для родителей является характерной недостаточная сформированность представлений о подходах, методах и приёмах воспитания, о целесообразности постоянного самообразования в сфере воспитания и обучения детей. Не осознавая необходимость постоянного развития
своих знаний о воспитании и обучении детей, родители, соответственно, не стремятся изменять свои воспитательные подходы.
В результате диагностики эмоционального компонента педагогической культуры к высокому уровню мы отнесли 25% родителей. Родители в своём отношении к ребенку характеризуются преобладанием положительных эмоций, чувством принятия ребёнка, уважения к нему, чувством веры в ребёнка, стремлением помогать ему и поддерживать его, сопереживать ему, выстраивать отношения сотрудничества.
К среднему уровню были отнесены 35%. В отношениях к ребёнку у родителей сочетается, как принятие своего ребёнка, так и тенденции к гиперопекающему поведению, к доминированию над ним, выделению собственного авторитета родителей.
К низкому уровню отнесли 40% родителей. У этих родителей эмоциональное отношение к ребёнку отличается преобладанием негативных проявлений, таких, как скрытое отвержение ребёнка, стремление доминировать над ним, контролировать его, постоянно указывать на его ошибки, недостатки.
Родители затрудняются, не знают, каким образом организовать взаимодействие так, чтобы оно было гармоничным, в результате чего отношения с ребёнком могут усложняться конфликтами, спорами, нарастанием эмоциональной дистанции.
В результате диагностики рефлексивного компонента педагогической культуры к высокому уровню развития отнесены 15% родителей. В процессе воспитания у этих родителей проявляется стремление ставить воспитательные задачи и реализовывать их, умение