Файл: Формирование педагогической культуры родителей через многообразие форм воспитания младших школьников.doc
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 298
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
прогнозировать результаты своих воспитательных действий, создавать обстановку доверия и сотрудничества. Также изменять свое поведение в зависимости от поведения ребёнка, оказывать поддержку. Кроме того, во взаимодействии с ребёнком эти родители обращают внимание на результативность совместного общения, проявляют активный интерес и готовность к совместной деятельности.
Средний уровень рефлексивного компонента 45% характеризуется тем, что родители ставят воспитательные задачи, но недостаточно владеют приёмами их реализации, не всегда анализируют свой собственный опыт и прогнозируют результаты своих действий. Во взаимоотношениях с детьми эти родители стремятся к сотрудничеству, но не всегда учитывают мнение ребёнка.
Низкий уровень выявлен у 40% родителей. Родители не ставят перед собой четких воспитательных задач. Также родители не могут установить с ребёнком психологически-комфортные, безопасные отношения, построенные на доверии и сотрудничестве. Родитель стремиться больше к доминированию и контролю, не всегда учитывает интересы и возможности ребёнка. Родитель не готов меняться.
По результатам оценки данный компонент педагогической культуры в целом сформирован недостаточно. Родителям не хватает системности в планировании и анализе собственных воспитательных воздействий, не хватает практических умений реализации поставленных воспитательных задач и достижения в отношениях с ребёнком сотрудничества, построенного
на взаимном уважении.
Результаты оценки коммуникативного компонента по опроснику
«Биополе семьи» В.В. Бойко, показали, что к высокому уровню относятся 20% родителей. Общение с ребёнком в такой семье проявляется, равное, как и в отношениях с другими членами
семьи, положительное отношение, соучастие, сопереживание, взаимопонимание, стремление к проявлению поддержки и сочувствия, созданию отношений доверия.
К среднему уровню мы отнесли 45% родителей. В процессе общения у родителей с детьми в семье возникают ситуативные затруднения, которые препятствуют формированию атмосферы доверия, несмотря на то, что родители стремятся к сотрудничеству, сопереживанию, участию в делах ребёнка, иногда установить такие взаимоотношения не получается. Одной из причин этого может являться использование неэффективных воспитательных стратегий, которые вызывают у ребёнка тревогу, обиду и приводят к тому, что ребёнок закрывается от родителя, в результате чего нарушается коммуникация между членами семьи.
К низкому уровню нами отнесены 35%. В коммуникации родителей с детьми присутствует множество барьеров, которые могут быть связаны с желанием родителей доминировать, контролировать.
По результатам проведения данной методики мы пришли к выводу о том, что у родителей отмечается наличие разного рода трудностей в коммуникациях с ребёнком в семье, которые могут являться препятствием к построению гармоничных взаимоотношений.
С помощью методики О.Л. Зверевой мы оценили операционный компонент. Высокий уровень компонента выявлен у 30% родителей. Родители проявляют внимание к эмоциональному состоянию ребёнка, умеют выражать свое принятие, поддержку, ориентированы на положительные взаимоотношения с ребёнком. Эти родители умеют находить правильные приёмы и стратегии поведения в разных ситуациях взаимодействия.
К среднему уровню нами отнесены 30% родителей. Отличительными
особенностями уровня является то, что родители стремятся к проявлению
принятия любви к своему ребёнку, стремятся понять его состояние, правильно подобрать формы взаимодействия, но не всегда это получается.
К низкому уровню нами отнесено 40% родителей. Эти родители в процессе воспитания ребёнка в большей степени ориентированы на его отвержение. Эти родители не всегда понимают проблемы ребёнка, в результате чего прибегают к неадекватным формам взаимодействия, которые, в конечном счете, это взаимодействие только ухудшают, а не улучшают.
По результатам оценки операционного компонента педагогической культуры мы отметили, что у родителей отмечаются трудности в понимании собственного ребёнка и правильной учреждения взаимодействия с ним на основе использования более результативных стратегий взаимодействия.
Полученные результаты развития компонентов педагогической культуры родителей представлены в таблице 2 и 3.
Таблица 2 Результаты первичной диагностики компонентов педагогической
культуры родителей
Таблица 3 Результаты первичной диагностики компонентов педагогической
культуры родителей
Обобщая результаты оценки каждого компонента педагогической культуры, мы смогли распределить родителей условно на три группы по уровню педагогической культуры в целом.
К высокому уровню сформированности педагогической культуры нами отнесены 23% родителей. Данный уровень сформированности педагогической культуры характеризуется тем, что у родителей имеются определённые представления об особенностях воспитания детей. Эти представления являются полными, системными, динамичными. Родители постоянно целенаправленно обогащают свои знания. У них сформировано умение анализировать собственные действия, поступки и состояния, в результате чего подбираются правильные стратегии поведения. Во взаимоотношениях с ребёнком родители умеют понять его состояние, оказать ему эмоциональную поддержку
, проявить сочувствие, умеют организовывать взаимодействия и осознанно применять разные методы, формы и приёмы воспитания.
К среднему уровню нами отнесено 39% родителей. В целом у
родителей сформированы представления об особенностях воспитания детей, но при построении воспитания родители не имеют чётко обозначенных воспитательных целей, не всегда могут проанализировать результативность своих воспитательных воздействий, прогнозировать результаты. Во взаимоотношениях с ребёнком эти родители недостаточно владеют методами и приёмами, помогающими действенно взаимодействовать с детьми, проявлять к ним сопереживание. Также родители в процессе воспитания используют ограниченный круг методов и приёмов воспитания, которые не всегда являются результативными.
К низкому уровню сформированности педагогической культуры мы отнесли 38% родителей. У этих родителей отмечается узость и фрагментарность представления об особенностях воспитания детей. У них недостаточно развито умение анализировать собственные воспитательные воздействия, прогнозировать последствия воспитательных действий, ставить перед собой воспитательные цели. В общем с ребёнком эти родители склонны к проявлению доминирования, контроля, могут устраивать в отношениях эмоциональную дистанцию, они испытывают трудности в оказании эмоциональной поддержки, сопереживании ребёнку. У родителей наблюдаются трудности понимания состояния ребёнка, неумение воздействовать на него. Мотивация этих родителей к развитию собственных педагогических умений достаточно низкая.
Таким образом, проведённое исследование позволило оценить структурно-содержательные
Средний уровень рефлексивного компонента 45% характеризуется тем, что родители ставят воспитательные задачи, но недостаточно владеют приёмами их реализации, не всегда анализируют свой собственный опыт и прогнозируют результаты своих действий. Во взаимоотношениях с детьми эти родители стремятся к сотрудничеству, но не всегда учитывают мнение ребёнка.
Низкий уровень выявлен у 40% родителей. Родители не ставят перед собой четких воспитательных задач. Также родители не могут установить с ребёнком психологически-комфортные, безопасные отношения, построенные на доверии и сотрудничестве. Родитель стремиться больше к доминированию и контролю, не всегда учитывает интересы и возможности ребёнка. Родитель не готов меняться.
По результатам оценки данный компонент педагогической культуры в целом сформирован недостаточно. Родителям не хватает системности в планировании и анализе собственных воспитательных воздействий, не хватает практических умений реализации поставленных воспитательных задач и достижения в отношениях с ребёнком сотрудничества, построенного
на взаимном уважении.
Результаты оценки коммуникативного компонента по опроснику
«Биополе семьи» В.В. Бойко, показали, что к высокому уровню относятся 20% родителей. Общение с ребёнком в такой семье проявляется, равное, как и в отношениях с другими членами
семьи, положительное отношение, соучастие, сопереживание, взаимопонимание, стремление к проявлению поддержки и сочувствия, созданию отношений доверия.
К среднему уровню мы отнесли 45% родителей. В процессе общения у родителей с детьми в семье возникают ситуативные затруднения, которые препятствуют формированию атмосферы доверия, несмотря на то, что родители стремятся к сотрудничеству, сопереживанию, участию в делах ребёнка, иногда установить такие взаимоотношения не получается. Одной из причин этого может являться использование неэффективных воспитательных стратегий, которые вызывают у ребёнка тревогу, обиду и приводят к тому, что ребёнок закрывается от родителя, в результате чего нарушается коммуникация между членами семьи.
К низкому уровню нами отнесены 35%. В коммуникации родителей с детьми присутствует множество барьеров, которые могут быть связаны с желанием родителей доминировать, контролировать.
По результатам проведения данной методики мы пришли к выводу о том, что у родителей отмечается наличие разного рода трудностей в коммуникациях с ребёнком в семье, которые могут являться препятствием к построению гармоничных взаимоотношений.
С помощью методики О.Л. Зверевой мы оценили операционный компонент. Высокий уровень компонента выявлен у 30% родителей. Родители проявляют внимание к эмоциональному состоянию ребёнка, умеют выражать свое принятие, поддержку, ориентированы на положительные взаимоотношения с ребёнком. Эти родители умеют находить правильные приёмы и стратегии поведения в разных ситуациях взаимодействия.
К среднему уровню нами отнесены 30% родителей. Отличительными
особенностями уровня является то, что родители стремятся к проявлению
принятия любви к своему ребёнку, стремятся понять его состояние, правильно подобрать формы взаимодействия, но не всегда это получается.
К низкому уровню нами отнесено 40% родителей. Эти родители в процессе воспитания ребёнка в большей степени ориентированы на его отвержение. Эти родители не всегда понимают проблемы ребёнка, в результате чего прибегают к неадекватным формам взаимодействия, которые, в конечном счете, это взаимодействие только ухудшают, а не улучшают.
По результатам оценки операционного компонента педагогической культуры мы отметили, что у родителей отмечаются трудности в понимании собственного ребёнка и правильной учреждения взаимодействия с ним на основе использования более результативных стратегий взаимодействия.
Полученные результаты развития компонентов педагогической культуры родителей представлены в таблице 2 и 3.
Таблица 2 Результаты первичной диагностики компонентов педагогической
культуры родителей
Шифр | Когнитив- ный компонент | Операцион- ный компонент | Коммуни- кативный компонент | Рефлексив- ный компонент | Эмоцио- нальный компонент |
Родитель 1 | В | С | В | С | В |
Родитель 2 | С | В | С | В | В |
Родитель 3 | Н | С | С | Н | Н |
Родитель 4 | Н | Н | С | С | Н |
Родитель 5 | В | С | С | С | С |
Родитель 6 | С | Н | Н | Н | С |
Родитель 7 | Н | С | С | Н | Н |
Родитель 8 | С | В | С | С | С |
Родитель 9 | В | С | В | С | В |
Родитель 10 | С | В | С | В | С |
Родитель 11 | Н | Н | Н | Н | С |
Родитель 12 | С | Н | Н | Н | С |
Родитель 13 | Н | Н | Н | Н | Н |
Родитель 14 | В | В | С | С | Н |
Родитель 15 | С | С | В | В | Н |
Родитель 16 | Н | Н | Н | Н | С |
Родитель 17 | С | Н | Н | Н | Н |
Родитель 18 | В | В | С | С | В |
Родитель 19 | С | В | В | С | В |
Родитель 20 | Н | Н | Н | С | Н |
Таблица 3 Результаты первичной диагностики компонентов педагогической
культуры родителей
Компоненты педагогической культуры родителей | Уровни развития компонентов педагогической культуры родителей % | ||
Высокий | Средний | Низкий | |
Когнитивный компонент | 25 | 40 | 35 |
Операционный компонент | 30 | 30 | 40 |
Коммуникативный компонент | 20 | 45 | 35 |
Рефлексивный компонент | 15 | 45 | 40 |
Эмоциональный компонент | 25 | 35 | 40 |
Обобщая результаты оценки каждого компонента педагогической культуры, мы смогли распределить родителей условно на три группы по уровню педагогической культуры в целом.
К высокому уровню сформированности педагогической культуры нами отнесены 23% родителей. Данный уровень сформированности педагогической культуры характеризуется тем, что у родителей имеются определённые представления об особенностях воспитания детей. Эти представления являются полными, системными, динамичными. Родители постоянно целенаправленно обогащают свои знания. У них сформировано умение анализировать собственные действия, поступки и состояния, в результате чего подбираются правильные стратегии поведения. Во взаимоотношениях с ребёнком родители умеют понять его состояние, оказать ему эмоциональную поддержку
, проявить сочувствие, умеют организовывать взаимодействия и осознанно применять разные методы, формы и приёмы воспитания.
К среднему уровню нами отнесено 39% родителей. В целом у
родителей сформированы представления об особенностях воспитания детей, но при построении воспитания родители не имеют чётко обозначенных воспитательных целей, не всегда могут проанализировать результативность своих воспитательных воздействий, прогнозировать результаты. Во взаимоотношениях с ребёнком эти родители недостаточно владеют методами и приёмами, помогающими действенно взаимодействовать с детьми, проявлять к ним сопереживание. Также родители в процессе воспитания используют ограниченный круг методов и приёмов воспитания, которые не всегда являются результативными.
К низкому уровню сформированности педагогической культуры мы отнесли 38% родителей. У этих родителей отмечается узость и фрагментарность представления об особенностях воспитания детей. У них недостаточно развито умение анализировать собственные воспитательные воздействия, прогнозировать последствия воспитательных действий, ставить перед собой воспитательные цели. В общем с ребёнком эти родители склонны к проявлению доминирования, контроля, могут устраивать в отношениях эмоциональную дистанцию, они испытывают трудности в оказании эмоциональной поддержки, сопереживании ребёнку. У родителей наблюдаются трудности понимания состояния ребёнка, неумение воздействовать на него. Мотивация этих родителей к развитию собственных педагогических умений достаточно низкая.
Таким образом, проведённое исследование позволило оценить структурно-содержательные