Файл: Формирование педагогической культуры родителей через многообразие форм воспитания младших школьников.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 298

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
прогнозировать результаты своих воспитательных действий, создавать обстановку доверия и сотрудничества. Также изменять свое поведение в зависимости от поведения ребёнка, оказывать поддержку. Кроме того, во взаимодействии с ребёнком эти родители обращают внимание на результативность совместного общения, проявляют активный интерес и готовность к совместной деятельности.

Средний уровень рефлексивного компонента 45% характеризуется тем, что родители ставят воспитательные задачи, но недостаточно владеют приёмами их реализации, не всегда анализируют свой собственный опыт и прогнозируют результаты своих действий. Во взаимоотношениях с детьми эти родители стремятся к сотрудничеству, но не всегда учитывают мнение ребёнка.

Низкий уровень выявлен у 40% родителей. Родители не ставят перед собой четких воспитательных задач. Также родители не могут установить с ребёнком психологически-комфортные, безопасные отношения, построенные на доверии и сотрудничестве. Родитель стремиться больше к доминированию и контролю, не всегда учитывает интересы и возможности ребёнка. Родитель не готов меняться.

По результатам оценки данный компонент педагогической культуры в целом сформирован недостаточно. Родителям не хватает системности в планировании и анализе собственных воспитательных воздействий, не хватает практических умений реализации поставленных воспитательных задач и достижения в отношениях с ребёнком сотрудничества, построенного

на взаимном уважении.

Результаты оценки коммуникативного компонента по опроснику

«Биополе семьи» В.В. Бойко, показали, что к высокому уровню относятся 20% родителей. Общение с ребёнком в такой семье проявляется, равное, как и в отношениях с другими членами
семьи, положительное отношение, соучастие, сопереживание, взаимопонимание, стремление к проявлению поддержки и сочувствия, созданию отношений доверия.

К среднему уровню мы отнесли 45% родителей. В процессе общения у родителей с детьми в семье возникают ситуативные затруднения, которые препятствуют формированию атмосферы доверия, несмотря на то, что родители стремятся к сотрудничеству, сопереживанию, участию в делах ребёнка, иногда установить такие взаимоотношения не получается. Одной из причин этого может являться использование неэффективных воспитательных стратегий, которые вызывают у ребёнка тревогу, обиду и приводят к тому, что ребёнок закрывается от родителя, в результате чего нарушается коммуникация между членами семьи.

К низкому уровню нами отнесены 35%. В коммуникации родителей с детьми присутствует множество барьеров, которые могут быть связаны с желанием родителей доминировать, контролировать.

По результатам проведения данной методики мы пришли к выводу о том, что у родителей отмечается наличие разного рода трудностей в коммуникациях с ребёнком в семье, которые могут являться препятствием к построению гармоничных взаимоотношений.

С помощью методики О.Л. Зверевой мы оценили операционный компонент. Высокий уровень компонента выявлен у 30% родителей. Родители проявляют внимание к эмоциональному состоянию ребёнка, умеют выражать свое принятие, поддержку, ориентированы на положительные взаимоотношения с ребёнком. Эти родители умеют находить правильные приёмы и стратегии поведения в разных ситуациях взаимодействия.

К среднему уровню нами отнесены 30% родителей. Отличительными

особенностями уровня является то, что родители стремятся к проявлению

принятия любви к своему ребёнку, стремятся понять его состояние, правильно подобрать формы взаимодействия, но не всегда это получается.

К низкому уровню нами отнесено 40% родителей. Эти родители в процессе воспитания ребёнка в большей степени ориентированы на его отвержение. Эти родители не всегда понимают проблемы ребёнка, в результате чего прибегают к неадекватным формам взаимодействия, которые, в конечном счете, это взаимодействие только ухудшают, а не улучшают.

По результатам оценки операционного компонента педагогической культуры мы отметили, что у родителей отмечаются трудности в понимании собственного ребёнка и правильной учреждения взаимодействия с ним на основе использования более результативных стратегий взаимодействия.

Полученные результаты развития компонентов педагогической культуры родителей представлены в таблице 2 и 3.

Таблица 2 Результаты первичной диагностики компонентов педагогической

культуры родителей



Шифр

Когнитив-

ный компонент

Операцион-

ный компонент

Коммуни-

кативный компонент

Рефлексив-

ный компонент

Эмоцио-

нальный компонент

Родитель 1

В

С

В

С

В

Родитель 2

С

В

С

В

В

Родитель 3

Н

С

С

Н

Н

Родитель 4

Н

Н

С

С

Н

Родитель 5

В

С

С

С

С

Родитель 6

С

Н

Н

Н

С

Родитель 7

Н

С

С

Н

Н

Родитель 8

С

В

С

С

С

Родитель 9

В

С

В

С

В

Родитель 10

С

В

С

В

С

Родитель 11

Н

Н

Н

Н

С

Родитель 12

С

Н

Н

Н

С

Родитель 13

Н

Н

Н

Н

Н

Родитель 14

В

В

С

С

Н

Родитель 15

С

С

В

В

Н

Родитель 16

Н

Н

Н

Н

С

Родитель 17

С

Н

Н

Н

Н

Родитель 18

В

В

С

С

В

Родитель 19

С

В

В

С

В

Родитель 20

Н

Н

Н

С

Н


Таблица 3 Результаты первичной диагностики компонентов педагогической

культуры родителей

Компоненты педагогической культуры родителей

Уровни развития компонентов педагогической
культуры родителей %

Высокий

Средний

Низкий

Когнитивный компонент

25

40

35

Операционный компонент

30

30

40

Коммуникативный компонент

20

45

35

Рефлексивный компонент

15

45

40

Эмоциональный компонент

25

35

40


Обобщая результаты оценки каждого компонента педагогической культуры, мы смогли распределить родителей условно на три группы по уровню педагогической культуры в целом.

К высокому уровню сформированности педагогической культуры нами отнесены 23% родителей. Данный уровень сформированности педагогической культуры характеризуется тем, что у родителей имеются определённые представления об особенностях воспитания детей. Эти представления являются полными, системными, динамичными. Родители постоянно целенаправленно обогащают свои знания. У них сформировано умение анализировать собственные действия, поступки и состояния, в результате чего подбираются правильные стратегии поведения. Во взаимоотношениях с ребёнком родители умеют понять его состояние, оказать ему эмоциональную поддержку
, проявить сочувствие, умеют организовывать взаимодействия и осознанно применять разные методы, формы и приёмы воспитания.

К среднему уровню нами отнесено 39% родителей. В целом у

родителей сформированы представления об особенностях воспитания детей, но при построении воспитания родители не имеют чётко обозначенных воспитательных целей, не всегда могут проанализировать результативность своих воспитательных воздействий, прогнозировать результаты. Во взаимоотношениях с ребёнком эти родители недостаточно владеют методами и приёмами, помогающими действенно взаимодействовать с детьми, проявлять к ним сопереживание. Также родители в процессе воспитания используют ограниченный круг методов и приёмов воспитания, которые не всегда являются результативными.

К низкому уровню сформированности педагогической культуры мы отнесли 38% родителей. У этих родителей отмечается узость и фрагментарность представления об особенностях воспитания детей. У них недостаточно развито умение анализировать собственные воспитательные воздействия, прогнозировать последствия воспитательных действий, ставить перед собой воспитательные цели. В общем с ребёнком эти родители склонны к проявлению доминирования, контроля, могут устраивать в отношениях эмоциональную дистанцию, они испытывают трудности в оказании эмоциональной поддержки, сопереживании ребёнку. У родителей наблюдаются трудности понимания состояния ребёнка, неумение воздействовать на него. Мотивация этих родителей к развитию собственных педагогических умений достаточно низкая.

Таким образом, проведённое исследование позволило оценить структурно-содержательные