ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 1287
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
«зияющая бездна бытия» (в религиозном варианте экзистенциализма – это Бог); -
«конечность», «временность» бытия человека (по определению Сартра «жизнь – это бытие-к-смерти»); -
иллюзорность, абсурдность и «неподлинность» «внешнего» бытия человека,
«бытия-в-мире», которое есть бегство от своей свободы, отказ от своей сущности;
-
собственная свобода, независимость от других людей и внешнего мира.
Особую популярность экзистенциализм приобрел после второй мировой войны благодаря деятельности А.Камю и Ж.-П.Сартра – Нобелевских лауреатов в области литературы. Они политизировали экзистенциализм, связав его с животрепещущими социально-политическими проблемами послевоенного времени. Кроме того,
экзистенциальные идеи излагались ими не только в форме философских трактатов (Ж.-
П.Сартр - «Бытие и ничто»), но и в жанре философского эссе (А.Камю - «Миф о Сизифе»,
«Бунтующий человек»), и в виде художественных произведений (А.Камю – повесть
«Посторонний», роман «Чума»; Ж.-П.Сартр – роман «Тошнота», рассказы, пьесы).
ФилософияКарлаЯсперса
Карл Ясперс (1883-1069) – немецкий философ – один из первых, кто поднял экзистенциалистические проблемы в ХХ веке (в книге «Психология мировоззрения», вышедшей в 1919 г.).
ОсобенностифилософииК.Ясперса.
-
По Ясперсу, человек обычно живёт «заброшенной», не имеющей большого смысла жизнью – «как все», не подозревая о том, кто он такой в действительности, не зная своих скрытых способностей, возможностей, подлинного «Я». -
Однако в особых случаях истинная натура, данные скрытые качества выходят наружу. Это пограничные ситуации – между жизнью и смертью, особо важные для человека, его дальнейшей судьбы. -
С этого момента человек осознаёт себя и становится самим собой, он соприкасается с трансцендентальностью - высшим бытием. -
Вся жизнь человека осознанно или неосознанно направлена к трансценденции – к полному раскрепощению энергии и пониманию некоторого высшего абсолюта. -
Человек приближается к трансценденции, абсолюту, высвобождая энергию, осознаёт себя через так назыаемые «шифры» трансцендентального.
«Шифры»трансцендентального:
-
эротика, секс; -
единство себя с собственным внутренним миром (согласие с собой); -
свобода; -
смерть – конечность бытия.
ФилософияЖанПоляСартра(1905-1980)иеёпроблемавыбора
Одним из основных понятий в творчестве Жана-Поля Сартра является свобода, которая отождествляется им с экзистенцией. Свобода - это выбор человеком самого себя, формирование себя в каждый момент своего существования. Однако свобода – это и вечная ответственность, которая предназначена человеку как личности. И в этом смысле отказ от свободы означает отказ от самого себя как от личности и погружение в безличный мир коллективной несвободы и безответственности.
В работе «Экзистенциализм – это гуманизм» (1946), представляющей собой изложение основных тезисов его трактата «Бытие и ничто», Сартр призывает человека
«обрести себя», т.е. осознать свою свободу и принять абсолютную ответственность, как за свою жизнь, так и за мир в целом. «В этом смысле экзистенциализм – это оптимизм, учение о действии», полагает он.
-
Центральным понятием сартровской философии является «для-себя-бытие» - высшая реальность для человека, приоритетность для него прежде всего его собственного внутреннего мира. -
Однако полностью осознать себя человек может только через «для-другого- бытие» - взаимоотношения с другими людьми. Человек видит и воспринимает себя через отношение к нему «другого». -
Важнейшее условие жизни человека, т.е. «стержень», основание активности –
свобода.
-
Человек находит свою свободу и проявляет его в выборе, но не простом, второстепенном, а в жизненно важном, когда решения избежать нельзя (вопросы жизни и смерти, жизненно важные проблемы). Такое решение Сартр именует экзистенциальным выбором. Сделав экзистенциальный выбор, человек определяет судьбу на многие годы вперёд, переходит из одного бытия в другое.
-
Вся жизнь – цепочка различных «маленьких жизней», отрезков бытия, связанная особыми «узлами» - экзистенциальными решениями. Например, выбор профессии, супруга, места работы и т.д. -
По Сартру, свобода человека абсолютна (т.е. безотносительна). Человек свободен и постольку, поскольку он способен хотеть. Например, сидящий в тюрьме заключённый свободен, пока он чего-либо хочет: сбежать из тюрьмы, сидеть дальше и т.д. Человек обречён на свободу (в любых обстоятельствах, кроме случая полного подчинения внешней реальности, но это тоже выбор). -
Вместе с проблемой свободы возникает проблема ответственности. Человек ответственен за всё, что он совершает, за самого себя. («Всё, что со мной происходит, - моё»). -
Единственное, за что человек не может отвечать, - это за своё собственное рождение. Однако во всём остальном он полностью свободен и должен ответственно распоряжаться свободой, особенно при экзистенциальном (судьбоносном) выборе.
ФилософияАльбераКамю(191301960)иегопроблемасмыслажизни
В центре философии Альбера Камю – абсурдность человеческого бытия («Миф о Сизифе», 1942). Он полагает, что «есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема – проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, - значит ответить на фундаментальный вопрос философии». Камю использует образ Сизифа, вечно толкающего свой камень в гору, как олицетворение бессмысленности человеческой жизни и деятельности. Вместе с тем, мыслитель не склонен к пессимистическим выводам. Сизиф, как и любой человек, сам является творцом своей судьбы, он «учит высшей верности, которая отвергает богов и двигает камни». А что до счастья, то «одной борьбы за вершину достаточно, чтобы заполнить сердце человека».
Основныеполоджения:
-
Жизнь человека в сущности бессмысленна. Большинство людей не придают своей жизни целенаправленного смысла, те же, кто наполняют жизнь смыслом, мчатся вперёд, рано или поздно понимают, что впереди – смерть. Ничто – смертны все. Жизнь человека – абсурд (в переводе – не имеющая оснований). -
В итоге смысл жизни, по Камю, находится не во внешнем мире (успехах,
неудачах, взимоотношениях), а в самом существовании человека.
Доказательстваабсурдности,безосновательностижизни:
-
Соприкосновение со смертью – при этом многое, ранее важное теряет актуальность и кажется бессмысленным, не стоящим самого бытия. -
Соприкосновение с окружающим миром, природой – человек беспомощен перед существующей миллионы лет природой.
ФилософияМартинаХайдеггера
Философия Мартина Хайдеггера (1889-1976). Он занимался разработкой самих основ
экзистенциалистического понимания предмета и задач философии.
ОсновныепонятияиположенияфилософииМ.Хайдеггера:
-
Экзистенция, по Хайдеггеру, - бытие, к которому человек сам себя относит, наполненность бытия человека конкретикой; его жизнь в том, что ему принадлежит и что есть для него сущее. -
Бытие человека происходит в окружающем мире, именуется философом «бытием в мире», которое, в свою очередь, состоит из «бытия с другими» и «бытия самого себя». -
«Бытие с другими» -засасывает человека, направлено не его полную ассимиляцию, обезличивание, превращение в «такого, как все». -
«Бытие самого себя» одновременно с «бытием с другими», возможно только при отличии «Я» от других. -
Следовательно, человек, желая остаться самим собой, должен противостоять
«другим», отстаивать свою идентичность.Только в этом случае он будет свободен.
-
Отстоять свою идентичность в поглощающем человека окружающем мире –
главная проблема и забота человека.
Экзистенциализм можно рассматривать как философское отражение драматизма бытия человека ХХ века
, поставленного между жизнью и смертью, бытием и небытием. Актуальность и общественная значимость поднятых экзистенциализмом проблем обеспечили этой философии широкую популярность и превратили её в некий «стиль мышления» значительной части творческой интеллигенции второй половины ХХ века.