Файл: Самойловской Ксении Андреевны Тема вкр урок.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 178

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1.2 Особенности урока русского языка

1.3 Возможности урока русский язык в формировании познавательных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса

Глава 2 Опытно-практическая работа по формированию познавательных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса средствами урока «русский язык»

2.1 Входная диагностика сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся второго Б класса

2.2 Конструкты уроков русского языка по сформированности познавательных универсальных учебных действ у обучающихся второго Б класса

2.3 Повторная диагностика сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся второго Б класса

Заключение

Список использованных источников

Приложение А

Приложение В

Приложение Д

Приложение Е

Приложение Ж


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«КАМЕНСК-УРАЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Урок русского языка как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса

Выпускная квалификационная работа


ДОПУСКАЕТСЯ К ЗАЩИТЕ

Зам. директора по организации образовательного процесса

_______________Писарева Д.А.
Исполнитель

Самойловская

Ксения Андреевна

Специальность 44.02.05

Коррекционная педагогика

в начальном образовании

группа 46

Научный руководитель


ОЦЕНКА_________________

_________ Председатель ГЭК
Кадочникова

Ольга Владимировна

Рецензент

Чащина

Татьяна Васильевна


Каменск-Уральский

2022

Задание по практической части выпускной квалификационной работы в период прохождения преддипломной практики

Обучающегося 46 группы специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании

Самойловской Ксении Андреевны

Тема ВКР: Урок русского языка как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса

Вид ВКР (опытно-практическая, опытно-экспериментальная)

Содержание деятельности

1. Систематизировать методические материалы по формированию познавательных универсальных учебных действий обучающихся второго класса на уроках русского языка.

2. Провести диагностику (первичную и повторную) формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся второго класса.

3. Провести 8 уроков русского языка с использованием приемов формирования познавательных УУД.

4. Сделать выводы об эффективности использования приемов формирования познавательных УУД на уроках русского языка у обучающихся второго класса.

5. Скорректировать при необходимости содержание конструктов уроков

6. Получить отзыв специалиста о проведенной работе

7.Систематизировать материалы диагностики и конструкты уроков русского языка по формированию познавательных универсальных учебных действий обучающихся второго класса и представить педагогическому сообществу (публикации, выступления в ОО)



Задание утверждено

дата______________

Научный руководитель

_________________________/________________________________
Председатель комиссии

_________________________/_______________________________

График выполнения выпускной квалификационной работы

Тема: урок русского языка как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса.

Этап

Срок выполнения

Содержание деятельности

Дата консультации

Отметка о выполнении, подпись руководителя

Организационный

сентябрь

Выбор руководителя и темы ВКР







Планирование исследования

октябрь

Формулировка научного аппарата исследования







Составление плана исследования







Поиск информационных источников исследования







Контроль выполнения графика (полусеместровая аттестация)

Выполнение теоретической части исследования

ноябрь-январь

Поиск и отбор информационного материала для реализации задач теоретической части исследования







Защита теоретической части исследования

январь

Представление теоретической части исследования







Контроль выполнения графика (промежуточная аттестация)

Выполнение практической части исследования

февраль-апрель

Поиск и отбор информационного материала для реализации задач практической части исследования







Контроль выполнения графика (полусеместровая аттестация)

Защита задания по реализации практической части исследования в период прохождения преддипломной практики

апрель

Представление практической части ВКР







Подведение итогов исследования

май

Формулировка выводов исследования







Нормоконтроль ВКР

июнь

Оформление ВКР в соответствии с требованиями Положения об УИДО







Защита ВКР

июнь

Создание защитного слова, мультимедийной презентации для защиты ВКР

Знакомство с отзывом руководителя и рецензией

Оформление электронного портфолио









Содержание


Введение 6

Глава 1 Теоретические основы формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся на уроках русского языка 10

1.1 Особенности формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса 10

1.2 Особенности урока русского языка 18

1.3 Возможности урока русский язык в формировании познавательных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса 34

Глава 2 Опытно-практическая работа по формированию познавательных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса средствами урока «русский язык» 47

2.1 Входная диагностика сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся второго Б класса 47

2.2 Конструкты уроков русского языка по сформированности познавательных универсальных учебных действ у обучающихся второго Б класса 50

2.3 Повторная диагностика сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся второго Б класса 134

Заключение 137

Список использованных источников 141

Приложение А 145

Приложение Б 149

Приложение В 154

Приложение Г 158

Приложение Д 161

Приложение Е 164

Приложение Ж 165




Введение



В соответствии с системно-деятельностным подходом, составляющим методологическую основу требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС НОО), содержание планируемых результатов описывает и характеризует обобщенные способы действий с учебным материалом, позволяющие обучающимся успешно решать учебные и учебно-практические задачи. Другими словами, система планируемых результатов дает представление о том, какими именно действиями – познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, преломленными через специфику содержания того или иного предмета, – овладеют обучающиеся в ходе образовательной деятельности [1, с.34].

В этих условиях актуальной становится проблема формирования познавательных универсальных учебных действий (далее – УУД).

Познавательные универсальные учебные действия - это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации. Они позволяют детям использовать полученные навыки для упрощения освоения учебного материала [4, с.13].

Урок русского языка является для младших школьников основой всей образовательной деятельности, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

Особенность урока русского языка в том, что основная цель изучения предмета – языковое развитие личности, совершенствование умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными дисциплинами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов [15, с.97].

Уроки предмета русского языка обеспечивают формирование познавательных действий. В частности, нужно отметить, что, наряду с наличием научных и практических наработок, и признанием необходимости формирования универсальных учебных действий учащихся, преобладает недостаточная степень их сформированности в начальной школе [15, с.124].

Школьники младших классов на уроках русского языка осваивают, прежде всего, целостное представление и понятие о языке. В то же время именно младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования познавательных универсальных учебных действий, так как все виды деятельности, в том числе и учебная деятельность, в этом возрасте способствуют развитию познавательной сферы.


Специфика русского языка как учебного предмета заключается в том, что, во-первых, он является предметом обучения, во-вторых, средством изучения всех остальных школьных предметов. Ведущее направление в изучении русского языка – развитие всех форм мыслительной и речевой деятельности школьников с опорой на чувство языка и максимальное использование связных текстов.

Таким образом, уроки русского языка могут стать основой формирования познавательных универсальных учебных действий. Задачей педагога в этих условиях является использование всевозможных способов формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка.

В соответствии с обозначенной актуальностью была сформулирована тема исследовательской работы.

Проблема исследования: как формировать познавательные универсальные учебные действия на уроках русского языка у обучающихся второго класса.

Объектом исследования является процесс формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса.

Предмет исследования – урок русского языка как одно из средств формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса.

Цель выпускной квалификационной работы – теоретическое обоснование и разработка конструктов уроков учебного предмета «русский язык», направленного на формирование познавательных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса.

Задачи:

1. Раскрыть теоретические основы формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса средствами урока русского языка.

2. Описать опытно-практическую работу по формированию познавательных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса средствами урока русского языка.

Гипотеза исследования: следует ожидать, что уроки русского языка будут способствовать формированию познавательных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса.

Методы исследования:

1. По этапам поиска:

  • метод отбора материала;

  • метод теоретической интерпретации;

  • метод направленного преобразования.

2. По уровню проникновения, в сущности:

  • эмпирический:

  • изучение литературы;

  • изучение результатов деятельности;

  • наблюдение;

  • теоретический:

  • анализ и синтез;

  • моделирование;

3. По функциям: