Файл: Самойловской Ксении Андреевны Тема вкр урок.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 163

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1.2 Особенности урока русского языка

1.3 Возможности урока русский язык в формировании познавательных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса

Глава 2 Опытно-практическая работа по формированию познавательных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса средствами урока «русский язык»

2.1 Входная диагностика сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся второго Б класса

2.2 Конструкты уроков русского языка по сформированности познавательных универсальных учебных действ у обучающихся второго Б класса

2.3 Повторная диагностика сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся второго Б класса

Заключение

Список использованных источников

Приложение А

Приложение В

Приложение Д

Приложение Е

Приложение Ж



Достижению планируемых результатов способствовало индивидуальная работа с обучающимися класса, которая предполагала применение дополнительных инструкций и стимульных материалов. В процессе апробации практических материалов ВКР осуществлялась работа с педагогами школы и родителями обучающихся, были разработаны материалы для сайта образовательной организации на тему «Урок русского языка как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса». Практические материалы ВКР представлены педагогическому сообществу через публикации, что подтверждают документы в приложении Д.

Таким образом, сравнительный анализ результатов входной и повторной диагностики, а также педагогические наблюдения позволяют утверждать, что организация уроков русского языка, направленная на формирование познавательных УУД, положительно повлияло на формирование познавательных УУД у обучающихся второго Б класса муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Центр образования «Аксиома». Данные результаты подтверждает учитель второго Б класса Таушканова Елена Викторовна в отзыве о результатах апробации практической части ВКР.

Заключение


В соответствии с системно - деятельностным подходом, составляющим методологическую основу требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, содержание планируемых результатов описывает и характеризует обобщенные способы действий с учебным материалом, позволяющие обучающимся успешно решать учебные и учебно-практические задачи. Система планируемых результатов дает представление о том, какими именно действиями – познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, преломленными через специфику содержания того или иного предмета, – овладеют обучающиеся в ходе образовательной деятельности.

В этих условиях актуальной становится проблема формирования познавательных УУД.

Уроки русского языка обеспечивают формирование познавательных действий. В частности, нужно отметить, что, наряду с наличием научных и практических наработок, и признанием необходимости формирования универсальных учебных действий учащихся, преобладает недостаточная степень их сформированности в начальной школе.

Целью данной работы являлось теоретическое обоснование и разработка конструктов уроков учебного предмета «русский язык», направленного на формирование познавательных универсальных учебных действий у обучающихся второго класса.

Для реализации цели были решены поставленные во введении задачи и сделаны следующие выводы.

Для этого были изучены Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, примерная основная образовательная программа начального общего образования, работы в проблеме формирования познавательных универсальных учебных действий Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова, Н.В. Молчанова; в вопросе особенностей учебного предмета русский язык – А.В. Хуторской, Д.Б. Эльконин, А.Г. Асмолов; в вопросе приемов формирования познавательных универсальных учебных действий на учебном предмете русский язык - Асмолов А.Г., Ж. Пиаже, Г.А. Цукерман, Алексеева О.В.

В ходе исследования сделаны следующие выводы выводы.

Познавательные универсальные учебные действия, обеспечивающие учебно-познавательную компетентность и организацию учебно-познавательной деятельности, направлены на познавательное развитие личности, под которым понимается формирование у учащихся научной картины мира, развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью, овладение методами и способами познания и учения, развитие репрезентативного, символического, логического и творческого мышления, продуктивного воображения,

произвольных памяти и внимания, рефлексии.

Особенностью детей второго класса является, формирование целостного и целенаправленного восприятия, что дает возможность анализировать и дифференцировать воспринимаемые объекты. Это происходит благодаря усложняющейся учебной деятельности. В рамках школьных занятий учатся наблюдательности, умению замечать особенности воспринимаемого объекта, который мысленно сравнивается с сенсорным эталоном.

Урок русского языка является ведущим предметом в начальном образовании, так как именно на его основе происходит формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности младшего школьника. Основой являются задания, в процессе которых младшие школьники учатся анализировать, сравнивать, классифицировать, выделять родовые признаки, определять знакомые понятия через признаки рода и вида понятия, делать простейшие умозаключения. Особенность урока русского языка заключается в том, что русский язык играет важную роль в формировании полноценной языковой личности, ее мировоззрения, системы ценностей и гражданской позиции.

Познавательные учебные действия связаны с формированием умений, направленных на развитие интеллектуального уровня обучающихся на определенной ступени образовательного процесса. Урок русского языка обеспечивает формирование познавательных УУД. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий - замещения, моделирования и преобразования модели. Формирование широких познавательных мотивов учения у младших школьников тесно связано с усвоением теоретических знаний и ориентацией на обобщенные способы действий. Основными целями уроков русского языка, способствующих формированию познавательных универсальных учебных действий становятся: использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт обучающихся.

Для подтверждения гипотезы данного исследования и оценки эффективности практических материалов данной выпускной квалификационной работы в мае 2022 года было организовано педагогическое наблюдение за проявлениями познавательных УУД у обучающихся второго Б класса муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Центр образования «Аксиома» при проведении внеурочных занятий на темы: «Текст», «Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности», «Предложение», «Текст. Части текста», «Предложение. Члены предложения», «Слово. Однокоренные слова», «Части речи», «Правила правописания». Повторная диагностика предполагала также использование методик диагностики формирования познавательных УУД: «Кодирование» (11-й субтест теста Д. Векслера в версии А.Ю. Панасюка), «Тест (Найди несколько различий)».


По результатам наблюдений формирования познавательных УУД у обучающихся второго Б класса на 8 уроках русского языка можно констатировать, что познавательные УУД, проявляющиеся сформированностью умений устанавливать причинно-следственные связи, сопоставлять, классифицировать по заданным признакам, составлять тексты по теме, рисунку, воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений, обобщать и делать выводы, осуществлять синтез как составление целого из частей проявляются на среднем уровне. Познавательные УУД, проявляющиеся в следующих умениях: устанавливать причинно-следственные связи, сопоставлять, классифицировать по заданным признакам, составлять тексты по теме, рисунку, воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений, обобщать и делать выводы, осуществлять синтез как составление целого из частей, сформированы на высоком уровне у 17 обучающихся, в достаточной мере проявляются у 8 обучающихся, у 2 обучающихся недостаточно. Динамика проявления данных умений положительно меняется от первого к восьмому уроку русского языка у 6 обучающихся класса. Данные результаты позволяют утверждать, что организация уроков русского языка, направленных на формирование познавательных УУД стала эффективной, что подтверждает гипотезу данного исследования. Достижению планируемых результатов способствовало индивидуальная работа с обучающимися класса, которая предполагала применение дополнительных инструкций и стимульных материалов. Сравнительный анализ результатов входной и повторной диагностики, а также педагогические наблюдения позволяют утверждать, что организация уроков русского языка, направленная на формирование познавательных УУД, положительно повлияло на формирование познавательных УУД у обучающихся второго Б класса муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Центр образования «Аксиома».

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что конструкты конструктов русского языка по формированию познавательных УУД во втором классе могут быть использованы в собственной производственной деятельности и представлены педагогическому сообществу.


Таким образом, цель достигнута, задачи решены.