Файл: Курсовая работа Эмоциональный интеллект и групповая сплоченность у подростков Студент группы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 764

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ У ПОДРОСТКОВ

1.1 Феномен эмоционального интеллекта в психологии

1.1.1 Понятие «эмоциональный интеллект»

1.1.2 Модели эмоционального интеллекта

1.2 Подходы к определению групповой сплоченности

1.3 Особенности эмоционального интеллекта и групповой сплоченности у подростков

Выводы по главе

2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ У ПОДРОСТКОВ 9-ЫХ КЛАССОВ

2.1 Описание выборки и процедуры эмпирического исследования

2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования

2.2.1 Результаты исследования эмоционального интеллекта по Опроснику эмоционального интеллекта (ЭмИн) Д. В. Люсина

2.2.2 Результаты исследования групповой сплоченности по Тесту для определения индекса групповой сплоченности Сишора

2.2.3 Результаты исследования социометрических статусов по методике Диагностики межличностных отношений (социометрия) Дж. Морено

2.2.4 Статистический анализ показателей эмоционального интеллекта, групповой сплоченности и социометрического статуса

Выводы по главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ПРИЛОЖЕНИЕ Б


у девочек: мальчики лучше понимают и управляют собственными и чужими эмоциями, а девочки лучше понимают эмоции других людей и успешно управляют ими. Мальчикам приписывается высокий уровень самоконтроля эмоций, в то время как девочкам – практически неконтролируемые всплески эмоциональной сферы [25; 27].

Эмоциональный интеллект и школьное благополучие

Переходя к особенностям групповой сплоченности у подростков, стоит сказать о связи эмоционального интеллекта и школьного благополучия. Эту тему изучали С. А. Водяха и Ю. Е. Водяха на учениках 7-10 классов. Оказалось,
что эмоциональный интеллект в целом положительно связан со всеми показателями школьного благополучия (отношение к друзьям, школе, учителям, родителям, себе). Наиболее выражены корреляции показателей школьного благополучия с распознаванием эмоций других людей. Исследователи пришли
к выводу, что по мере повышения эмоционального интеллекта подростки начинают воспринимать себя более благополучными и чувствовать себя
в безопасности. Также был сделан следующий вывод: наиболее выражена положительная связь эмоционального интеллекта с таким компонентом школьного благополучия, как отношение к себе. Было сделано предположение, что подростки, хорошо понимающие эмоции других людей, обладают позитивной саморефлексией, позволяющей понять сущность своей индивидуальности и осознать свои достоинства и ограничения. Самопонимание позволяет установить благоприятный баланс между самооценкой и уровнем притязаний [11].

Особенности групповой сплоченности у подростков

Класс как малая социальная группа влияет на личность ученика, также
и ученик влияет на класс. О. А. Андриенко изучив уровень развития классного коллектива, межличностные отношения в нем и их влияние на личность ученика, пришла к выводу о том, что уровень развития коллектива, психологический климат в нем, оказывают значительное влияние на воспитание личности
в коллективе: в классах, находящихся на высоком уровне группового развития царит благоприятный психологический климат, в них не выявлено «изолированных» подростков, наблюдается высокий уровень групповой сплоченности. А это, в свою очередь, ведет к развитию коммуникативных качеств обучающихся, формирует у них адекватную самооценку, самоуважение, уверенность в себе, своих силах.


Коллектив обеспечивает обучающимся возможность самовыражения
и самоутверждения как личности, он является основной базой накопления детьми и подростками позитивного социального опыта [6].

По мнению И. Н. Андреевой, развитие эмоционального интеллекта подростков является важным фактором адаптации в социальном окружении. Аналогичные выводы представлены в исследованиях О. И. Власовой, согласно которым «эмоционально одаренные» подростки легко уживаются в коллективе, хорошо адаптируются к новым условиям, часто приобретают статус лидера, способствуют улучшению социально-психологического климата общности [3].

В исследовании К. А. Прохоровой было обнаружено, что более популярным в группе юношам и девушкам более свойственно развитие межличностного эмоционального интеллекта, их менее популярным сверстникам — внутриличностный эмоциональный интеллект. При этом,
сам уровень общего эмоционального интеллекта у более популярных представителей группы выше, чем у нераспространенных [43].

М. Е. Сачкова и О. В. Васькова, изучая взаимосвязь статусной дифференциации и сплоченности в ученических группах старших подростков
(9-10 классы), пришли к следующим выводам:

  • среднестатусные подростки являются достаточно привлекательными партнерами по внутригрупповому взаимодействия в аттракционной системе взаимоотношений. Они отдают свои предпочтения всем статусным категориям и тем самым демонстрируют стремление включить всех одноклассников в единую систему внутригрупповых отношений.
    Это позволяет формировать сплоченность и поддерживать позитивный эмоционально-психологический настрой в классах;

  • степень ценностно-ориентационного единства высокостатусных
    и среднестатусных учащихся существенно выше, нежели ценностная сплоченность низкостатусных школьников [46].

Эмоциональный интеллект, конструктивные и деструктивные формы поведения подростков в группе

Эмоциональный интеллект связан с конструктивным поведением личности в группе. Однако, правомерно и обратное: недостаток эмоционального интеллекта связан с деструктивными формами поведения. Рассмотрим
это подробнее.

М. Е. Еликова исследовала взаимосвязь эмоционального интеллекта старших подростков (10-11 классы) и поведения в конфликте и пришла


к следующему выводу: чем выше показатели управления своими эмоциями,
тем выше значения конструктивных стратегий поведения в конфликте (сотрудничество, компромисс и приспособление) [17].

Результаты исследований показывают, что эмоциональный интеллект отрицательно связан с недопустимым поведением по отношению к подросткам. Те дети, кто подвергся физическому насилию, демонстрируют более слабые навыки регуляции эмоций и более высокий уровень зависимости и переживаний социальных трудностей по сравнению с детьми, не подвергавшимися насилию [32].

А. С. Беляева и О. А. Харькова провели теоретический анализ роли эмоционального интеллекта в формировании девиантного поведения подростков и пришли к выводу о том, что несформированность эмоционального интеллекта является и причиной, и следствием девиантного поведения. Также
они подчеркнули, что исследователи эмоциональной сферы девиантных подростков сходятся во мнении о возможности его формирования и развития
у подростков в социально-психолого-педагогической работе [7].

Е. М. Кочнева, И. Е. Емелина и А. А. Симанина провели исследование
на 65 учениках о влиянии социометрической позиции школьника на его роль
в структуре буллинга и пришли к выводу, что чаще всего инициатором буллинга выступают «отвергаемые» или же «лидеры», роль жертвы чаще принадлежит «отвергаемым» и «принимаемым», а в роли наблюдателя находятся практически все школьники [28].

Таким образом, мы видим, что эмоциональный интеллект и групповая сплоченность имеют свои особенности в подростковом возрасте. Исследователи находят различия по полу в показателях эмоционального интеллекта. Также существует мнение о возможности развития эмоционального интеллекта при помощи психологических тренингов, социально-психолого-педагогической работы. В малой социальной группе, такой как класс, эмоциональный интеллект изучают в связке со школьным благополучием, социометрическим статутом ученика, стратегиями поведения в конфликте, деструктивным поведением, буллингом и т.д.

Выводы по главе


1. Эмоциональный интеллект – это совокупность ментальных способностей к идентификации, пониманию и управлению эмоциями [5].
В литературе выделяют две группы моделей эмоционального интеллекта
на основании его измерения: модели способностей (Дж. Мэйер, П. Саловей
и Д. Карузо) и смешанные модели (О. Бар-Он, Д. Гоулман, Х. Вайсбах).
Мы разделили модели на три группы на основании выделяемых компонентов: когнитивные (Дж. Мэйер, П. Саловей и Д. Карузо, А. В. Карпов
и А. С. Петровская), личностные (О. Бар-Он, М. А. Манойлова) и смешанные модели (Д. Гоулман, Д. В. Люсин, А. И. Андреева).

2. Групповая сплоченность рассматривается условно в трех подходах: эмоциональный (Я. Л. Морено, А. и Б. Лотт, А. Зандер, А. И. Донцов), когнитивный (Д. Картрайт, Л. Фестингер) и деятельностный (А. В. Петровский, А. Бейвелас).

3. Выделяют следующие особенности эмоционального интеллекта
и групповой сплоченности подростков:

  • показатели эмоционального интеллекта у девушек и юношей различаются. Межличностный эмоциональный интеллект больше развит у девушек, внутриличностный – у юношей [16; 24; 26; 27];

  • средний и низкий уровень эмоционального интеллекта затрудняет процесс общения, что может провоцировать конфликты и чувство изолированности [19];

  • эмоциональный интеллект положительно связан с отношением к себе
    в показателе школьное благополучие, выбором конструктивных стратегий поведения в конфликте, а отрицательно с недопустимым поведением
    по отношению к подросткам [11; 17; 32];

  • высокий уровень групповой сплоченности наблюдается в классах,
    где благоприятный психологический климат, там же не выявлены «изолированные» подростки [6];

  • развитие межличностного эмоционального интеллекта свойственно более популярным юношам и девушкам в классном коллективе, у менее популярных развит внутриличностный эмоциональный интеллект [43];

  • несформированность эмоционального интеллекта может быть и причиной,
    и следствием девиантного поведения [7]. Инициаторами буллинга чаще выступают «отвергаемые» или «лидеры», роль жертвы принимают «отвергаемые» и «принимаемые». Наблюдателями становятся почти
    все ученики [28];

  • И. Н. Андреева, А. С. Беляева, Е. С. Иванова и О. А. Харькова делают акцент на возможности формирования и развития эмоционального интеллекта,
    так как он является важным фактором адаптации в социальном окружении
    [3; 7; 18].

2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ У ПОДРОСТКОВ
9-ЫХ КЛАССОВ

2.1 Описание выборки и процедуры эмпирического исследования


В исследовании приняли участие 110 человек в четырех классах:
63 ученика 9-ых классов школы №140 города Екатеринбург и 47 учеников
9-ых классов школы №25 города Каменск-Уральский. Среди учеников было
60 (55%) – мальчиков и 50 (45%) – девочек.

Цель: изучить особенности эмоционального интеллекта и групповой сплоченности подростков.

Объект: эмоциональный интеллект и групповая сплоченность подростков.

Предмет: связь между эмоциональным интеллектом, социометрическим статусом и показателем групповой сплоченности у подростков.

Гипотезы:

  • у мальчиков преобладает внутриличностный эмоциональный интеллект,
    у девочек - межличностный;

  • чем выше уровень межличностного эмоционального интеллекта,
    тем больше положительных выборов получает подросток;

  • чем выше показатель эмоционального интеллекта, тем выше подросток оценивает групповую сплоченность;

  • у популярных учеников со статусом «звезда», «предпочитаемый»
    и «принятый» преобладает межличностный эмоциональный интеллект,
    а у непопулярных сверстников («пренебрегаемые», «отвергаемые», «изолированные») – внутриличностный эмоциональный интеллект.

Для выявления показателей эмоционального интеллекта, групповой сплоченности и социометрического статуса применялись следующие методики:

1. Опросник эмоционального интеллекта (ЭмИн) Д. В. Люсина –
для определения внутриличностного, межличностного и общего эмоционального интеллекта.

2. Тест для определения индекса групповой сплоченности Сишора –
для определения уровня групповой сплоченности по классу и уровня групповой сплоченности, которую определяет отдельный ученик (индивидуальный уровень групповой сплоченности).

3. Методика диагностики межличностных отношений (социометрия)
Дж. Морено – для определения социометрического статуса ученика в классе
и количества положительных выборов.

Материалы по методикам представлены в приложении А.

При обработке полученных данных использовались методы математический статистики критерий U Манна-Уитни, F – критерий Фишера
и коэффициент корреляции Спирмена.

Опросник эмоционального интеллекта (ЭмИн) Д. В. Люсина