Файл: Курсовая работа Эмоциональный интеллект и групповая сплоченность у подростков Студент группы.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 764
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Феномен эмоционального интеллекта в психологии
1.1.1 Понятие «эмоциональный интеллект»
1.1.2 Модели эмоционального интеллекта
1.2 Подходы к определению групповой сплоченности
1.3 Особенности эмоционального интеллекта и групповой сплоченности у подростков
2.1 Описание выборки и процедуры эмпирического исследования
у девочек: мальчики лучше понимают и управляют собственными и чужими эмоциями, а девочки лучше понимают эмоции других людей и успешно управляют ими. Мальчикам приписывается высокий уровень самоконтроля эмоций, в то время как девочкам – практически неконтролируемые всплески эмоциональной сферы [25; 27].
Эмоциональный интеллект и школьное благополучие
Переходя к особенностям групповой сплоченности у подростков, стоит сказать о связи эмоционального интеллекта и школьного благополучия. Эту тему изучали С. А. Водяха и Ю. Е. Водяха на учениках 7-10 классов. Оказалось,
что эмоциональный интеллект в целом положительно связан со всеми показателями школьного благополучия (отношение к друзьям, школе, учителям, родителям, себе). Наиболее выражены корреляции показателей школьного благополучия с распознаванием эмоций других людей. Исследователи пришли
к выводу, что по мере повышения эмоционального интеллекта подростки начинают воспринимать себя более благополучными и чувствовать себя
в безопасности. Также был сделан следующий вывод: наиболее выражена положительная связь эмоционального интеллекта с таким компонентом школьного благополучия, как отношение к себе. Было сделано предположение, что подростки, хорошо понимающие эмоции других людей, обладают позитивной саморефлексией, позволяющей понять сущность своей индивидуальности и осознать свои достоинства и ограничения. Самопонимание позволяет установить благоприятный баланс между самооценкой и уровнем притязаний [11].
Особенности групповой сплоченности у подростков
Класс как малая социальная группа влияет на личность ученика, также
и ученик влияет на класс. О. А. Андриенко изучив уровень развития классного коллектива, межличностные отношения в нем и их влияние на личность ученика, пришла к выводу о том, что уровень развития коллектива, психологический климат в нем, оказывают значительное влияние на воспитание личности
в коллективе: в классах, находящихся на высоком уровне группового развития царит благоприятный психологический климат, в них не выявлено «изолированных» подростков, наблюдается высокий уровень групповой сплоченности. А это, в свою очередь, ведет к развитию коммуникативных качеств обучающихся, формирует у них адекватную самооценку, самоуважение, уверенность в себе, своих силах.
Коллектив обеспечивает обучающимся возможность самовыражения
и самоутверждения как личности, он является основной базой накопления детьми и подростками позитивного социального опыта [6].
По мнению И. Н. Андреевой, развитие эмоционального интеллекта подростков является важным фактором адаптации в социальном окружении. Аналогичные выводы представлены в исследованиях О. И. Власовой, согласно которым «эмоционально одаренные» подростки легко уживаются в коллективе, хорошо адаптируются к новым условиям, часто приобретают статус лидера, способствуют улучшению социально-психологического климата общности [3].
В исследовании К. А. Прохоровой было обнаружено, что более популярным в группе юношам и девушкам более свойственно развитие межличностного эмоционального интеллекта, их менее популярным сверстникам — внутриличностный эмоциональный интеллект. При этом,
сам уровень общего эмоционального интеллекта у более популярных представителей группы выше, чем у нераспространенных [43].
М. Е. Сачкова и О. В. Васькова, изучая взаимосвязь статусной дифференциации и сплоченности в ученических группах старших подростков
(9-10 классы), пришли к следующим выводам:
-
среднестатусные подростки являются достаточно привлекательными партнерами по внутригрупповому взаимодействия в аттракционной системе взаимоотношений. Они отдают свои предпочтения всем статусным категориям и тем самым демонстрируют стремление включить всех одноклассников в единую систему внутригрупповых отношений.
Это позволяет формировать сплоченность и поддерживать позитивный эмоционально-психологический настрой в классах; -
степень ценностно-ориентационного единства высокостатусных
и среднестатусных учащихся существенно выше, нежели ценностная сплоченность низкостатусных школьников [46].
Эмоциональный интеллект, конструктивные и деструктивные формы поведения подростков в группе
Эмоциональный интеллект связан с конструктивным поведением личности в группе. Однако, правомерно и обратное: недостаток эмоционального интеллекта связан с деструктивными формами поведения. Рассмотрим
это подробнее.
М. Е. Еликова исследовала взаимосвязь эмоционального интеллекта старших подростков (10-11 классы) и поведения в конфликте и пришла
к следующему выводу: чем выше показатели управления своими эмоциями,
тем выше значения конструктивных стратегий поведения в конфликте (сотрудничество, компромисс и приспособление) [17].
Результаты исследований показывают, что эмоциональный интеллект отрицательно связан с недопустимым поведением по отношению к подросткам. Те дети, кто подвергся физическому насилию, демонстрируют более слабые навыки регуляции эмоций и более высокий уровень зависимости и переживаний социальных трудностей по сравнению с детьми, не подвергавшимися насилию [32].
А. С. Беляева и О. А. Харькова провели теоретический анализ роли эмоционального интеллекта в формировании девиантного поведения подростков и пришли к выводу о том, что несформированность эмоционального интеллекта является и причиной, и следствием девиантного поведения. Также
они подчеркнули, что исследователи эмоциональной сферы девиантных подростков сходятся во мнении о возможности его формирования и развития
у подростков в социально-психолого-педагогической работе [7].
Е. М. Кочнева, И. Е. Емелина и А. А. Симанина провели исследование
на 65 учениках о влиянии социометрической позиции школьника на его роль
в структуре буллинга и пришли к выводу, что чаще всего инициатором буллинга выступают «отвергаемые» или же «лидеры», роль жертвы чаще принадлежит «отвергаемым» и «принимаемым», а в роли наблюдателя находятся практически все школьники [28].
Таким образом, мы видим, что эмоциональный интеллект и групповая сплоченность имеют свои особенности в подростковом возрасте. Исследователи находят различия по полу в показателях эмоционального интеллекта. Также существует мнение о возможности развития эмоционального интеллекта при помощи психологических тренингов, социально-психолого-педагогической работы. В малой социальной группе, такой как класс, эмоциональный интеллект изучают в связке со школьным благополучием, социометрическим статутом ученика, стратегиями поведения в конфликте, деструктивным поведением, буллингом и т.д.
Выводы по главе
1. Эмоциональный интеллект – это совокупность ментальных способностей к идентификации, пониманию и управлению эмоциями [5].
В литературе выделяют две группы моделей эмоционального интеллекта
на основании его измерения: модели способностей (Дж. Мэйер, П. Саловей
и Д. Карузо) и смешанные модели (О. Бар-Он, Д. Гоулман, Х. Вайсбах).
Мы разделили модели на три группы на основании выделяемых компонентов: когнитивные (Дж. Мэйер, П. Саловей и Д. Карузо, А. В. Карпов
и А. С. Петровская), личностные (О. Бар-Он, М. А. Манойлова) и смешанные модели (Д. Гоулман, Д. В. Люсин, А. И. Андреева).
2. Групповая сплоченность рассматривается условно в трех подходах: эмоциональный (Я. Л. Морено, А. и Б. Лотт, А. Зандер, А. И. Донцов), когнитивный (Д. Картрайт, Л. Фестингер) и деятельностный (А. В. Петровский, А. Бейвелас).
3. Выделяют следующие особенности эмоционального интеллекта
и групповой сплоченности подростков:
-
показатели эмоционального интеллекта у девушек и юношей различаются. Межличностный эмоциональный интеллект больше развит у девушек, внутриличностный – у юношей [16; 24; 26; 27]; -
средний и низкий уровень эмоционального интеллекта затрудняет процесс общения, что может провоцировать конфликты и чувство изолированности [19]; -
эмоциональный интеллект положительно связан с отношением к себе
в показателе школьное благополучие, выбором конструктивных стратегий поведения в конфликте, а отрицательно с недопустимым поведением
по отношению к подросткам [11; 17; 32]; -
высокий уровень групповой сплоченности наблюдается в классах,
где благоприятный психологический климат, там же не выявлены «изолированные» подростки [6]; -
развитие межличностного эмоционального интеллекта свойственно более популярным юношам и девушкам в классном коллективе, у менее популярных развит внутриличностный эмоциональный интеллект [43]; -
несформированность эмоционального интеллекта может быть и причиной,
и следствием девиантного поведения [7]. Инициаторами буллинга чаще выступают «отвергаемые» или «лидеры», роль жертвы принимают «отвергаемые» и «принимаемые». Наблюдателями становятся почти
все ученики [28]; -
И. Н. Андреева, А. С. Беляева, Е. С. Иванова и О. А. Харькова делают акцент на возможности формирования и развития эмоционального интеллекта,
так как он является важным фактором адаптации в социальном окружении
[3; 7; 18].
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ У ПОДРОСТКОВ
9-ЫХ КЛАССОВ
2.1 Описание выборки и процедуры эмпирического исследования
В исследовании приняли участие 110 человек в четырех классах:
63 ученика 9-ых классов школы №140 города Екатеринбург и 47 учеников
9-ых классов школы №25 города Каменск-Уральский. Среди учеников было
60 (55%) – мальчиков и 50 (45%) – девочек.
Цель: изучить особенности эмоционального интеллекта и групповой сплоченности подростков.
Объект: эмоциональный интеллект и групповая сплоченность подростков.
Предмет: связь между эмоциональным интеллектом, социометрическим статусом и показателем групповой сплоченности у подростков.
Гипотезы:
-
у мальчиков преобладает внутриличностный эмоциональный интеллект,
у девочек - межличностный; -
чем выше уровень межличностного эмоционального интеллекта,
тем больше положительных выборов получает подросток; -
чем выше показатель эмоционального интеллекта, тем выше подросток оценивает групповую сплоченность; -
у популярных учеников со статусом «звезда», «предпочитаемый»
и «принятый» преобладает межличностный эмоциональный интеллект,
а у непопулярных сверстников («пренебрегаемые», «отвергаемые», «изолированные») – внутриличностный эмоциональный интеллект.
Для выявления показателей эмоционального интеллекта, групповой сплоченности и социометрического статуса применялись следующие методики:
1. Опросник эмоционального интеллекта (ЭмИн) Д. В. Люсина –
для определения внутриличностного, межличностного и общего эмоционального интеллекта.
2. Тест для определения индекса групповой сплоченности Сишора –
для определения уровня групповой сплоченности по классу и уровня групповой сплоченности, которую определяет отдельный ученик (индивидуальный уровень групповой сплоченности).
3. Методика диагностики межличностных отношений (социометрия)
Дж. Морено – для определения социометрического статуса ученика в классе
и количества положительных выборов.
Материалы по методикам представлены в приложении А.
При обработке полученных данных использовались методы математический статистики критерий U Манна-Уитни, F – критерий Фишера
и коэффициент корреляции Спирмена.
Опросник эмоционального интеллекта (ЭмИн) Д. В. Люсина