Файл: Развитие композиционных навыков у детей младшего школьного возраста в изобразительной деятельности.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 546
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОМПОЗИЦИОННЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Особенности развития композиционных навыков у детей младшего школьного возраста
Диагностические задания по целостному визуальному восприятию объекта в окружающей среде:
Диагностические задания по критерию композиционного мышления:
Целостное визуальное восприятие объекта в окружающей среде:
Целостное восприятие группы предметов в произведениях искусства:
работ с экскурсией по ним в
исполнении учеников.
Метод отчётных уроков и метод оформления работами учеников класса, школы, витрины, а также праздников необходимы для развития познавательной активности ребёнка, повышение его самооценки. Каждый рисунок целостно воспринимается и оценивается детьми как часть единого целого. При оформлении используют основные правила композиции.
Реализуется через методы:
Метод свободы в системе ограничений –каждое занятие, беседа, совместная деятельность создают свои довольно четкие ограничения и в содержании, и в техниках, формируя у ребёнка умение поэтапно и сознательно направлять любую свою работу в рамках ограничений, осваивая композиционные навыки постепенно;
Метод диалогичности. Учитель и ученик – собеседники. Мысль ученик должен научиться показывать в рисунке, живописи, конструкции, в слове при решении различных творческих задач для актуализации, осознания основных правил композиции.
Метод сравнения– при восприятии произведений искусства показывать разные варианты решения темы или сюжета для соотнесения и согласования между собой вновь возникающего изображения с изображением, уже имеющимся. В результате ребёнок получает опыт составления композиции, используя основные её правила.
Несмотря на разнообразие в педагогической практике принципов художественного образования одним из важнейших принципов преподавания изобразительного искусства по-прежнему остаётся принцип наглядности. Невозможно проводить уроки и внеурочные занятия тематического и рисования, уроки-беседы об изобразительном искусстве без таблиц, моделей, рисунков и репродукций с картин художников. Наглядность представляет собой путь к познанию сущности явления, к раскрытию его характерных свойств и закономерностей. Наглядность содействует развитию у детей наблюдательности и логического мышления. Когда дети воспринимают предметы и процессы в натуре, наглядность служит источником знаний, но когда изучаемые объекты не могут быть показаны детям, наглядность при помощи
зрительной памяти помогает воспроизводить их образы.
Подводя итоги вышеизложенному, можно сказать следующее, изобразительная деятельность предоставляет широкие возможности для развития композиционных навыков у детей младшего школьного возраста. Изобразительная деятельность осуществляется на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности. Разработанный комплекс заданий учитывает возрастные особенности детей, способствует развитию композиционного мышления и целостного визуального восприятия объекта в окружающей среде и групп объектов в произведениях искусства. Задания подобраны с возможностью использования их на любом этапе урока или
внеурочного занятия. Структура каждого задания соответствует этапам формирования композиционных навыков.
При выполнении заданий комплекса на уроках или внеурочных занятиях дети активны, самостоятельны, могут самовыражаться, приучаются структурировать время, вырабатывают усидчивость, осмысливать окружающий мир и понимать, что каждый человек имеет собственное восприятие реальности, по-своему видит предметы и явления, учатся воспринимать свои ошибки, различать нюансы, видеть общее и частное, сравнивать и обобщать.
Таким образом, процесс развития композиционных навыков можно выстраивать при помощи следующих частных методов по Б.М. Неменскому: поэтапных открытий, единства восприятия и созидания, широких ассоциаций, привлечения личного эмоционального, визуального и бытового опыта детей, внеклассной индивидуальной и коллективной поисковой
деятельности, отчётных уроков, оформления работами учеников класса, школы, витрины, а также праздников, свободы в системе ограничений, диалогичности, сравнения.
По мнению Б.М. Неменского, целостность обучения обеспечивается определёнными методами, через которые реализуются соответствующие принципы: освоение вживанием, постоянства связи с жизнью, опоры на апогей явления в искусстве, единства формы и содержания в процессе обучения, создания потребности в приобретении знаний и навыков.
Изобразительная деятельность является частью учебно-воспитательной работы в школе. Способствует развитию умения определять цель своей работы, выявлять этапы работы, находить соответствующие средства и инструментарий, осуществлять поэтапный контроль своих действий, уметь адекватно поставленной цели оценивать результат своей деятельности.
Основываясь на изученную литературу таких авторов как О.Н. Чигинцева, Л.А. Батаева, В.С. Кузин, А.В. Гавриков, К.М. Зубрилин, Н.В. Грибакин, Л.И. Панкратов, Н.М. Сокольникова, Б.Н. Неменскийи др. сделаем следующие выводы:
Развитие композиционных навыков – процесс формирования навыка построения композиции, в которой расположение и взаимосвязь частей обуславливаются смыслом и гармонией объектов. Процесс развития композиционных навыков зависит от индивидуальных особенностей ребенка, от методических особенностей организации и проведения занятий изобразительной деятельности.
Говоря о результатах процесса развития композиционных навыков у детей младшего школьного возраста мы будем опираться на классификацию критериев и показателей по Л.А. Батаевой:
исполнении учеников.
Метод отчётных уроков и метод оформления работами учеников класса, школы, витрины, а также праздников необходимы для развития познавательной активности ребёнка, повышение его самооценки. Каждый рисунок целостно воспринимается и оценивается детьми как часть единого целого. При оформлении используют основные правила композиции.
-
Принцип опоры на апогей (характерность, исключительность) явления в искусстве: для раскрытия и осознания языковых и содержательных его сторон. Предполагает визуальное восприятие объекта окружающего мира в чистом его проявлении. Например, натюрморт или портрет в реальном искусстве существуют, часто переплетаясь с бытовым жанром или пейзажем и т.д. Необходимо показать их, чтобы ребенок понял отличие и специфику, не в сложно связанных, а в очищенных от связей произведениях - в апогее явления. -
Принцип единства формы и содержания (художественного образа и техники исполнения) в процессе обучения. Описание характера предмета, его «внутренней жизни», оценка его ребенком через эмоциональное состояние – все это должно вытекать из выразительных особенностей его форм, его чувственного облика. Реализуя данный принцип, дети учатся воспринимать предмет и фиксировать реальные объекты силуэтом или пятном определённой геометрической формы, то есть способностью абстрагироваться, учатся выделять доминанту, используя основные правила композиции. -
Принцип создания потребности в приобретении знаний и навыков.
Реализуется через методы:
Метод свободы в системе ограничений –каждое занятие, беседа, совместная деятельность создают свои довольно четкие ограничения и в содержании, и в техниках, формируя у ребёнка умение поэтапно и сознательно направлять любую свою работу в рамках ограничений, осваивая композиционные навыки постепенно;
Метод диалогичности. Учитель и ученик – собеседники. Мысль ученик должен научиться показывать в рисунке, живописи, конструкции, в слове при решении различных творческих задач для актуализации, осознания основных правил композиции.
Метод сравнения– при восприятии произведений искусства показывать разные варианты решения темы или сюжета для соотнесения и согласования между собой вновь возникающего изображения с изображением, уже имеющимся. В результате ребёнок получает опыт составления композиции, используя основные её правила.
Несмотря на разнообразие в педагогической практике принципов художественного образования одним из важнейших принципов преподавания изобразительного искусства по-прежнему остаётся принцип наглядности. Невозможно проводить уроки и внеурочные занятия тематического и рисования, уроки-беседы об изобразительном искусстве без таблиц, моделей, рисунков и репродукций с картин художников. Наглядность представляет собой путь к познанию сущности явления, к раскрытию его характерных свойств и закономерностей. Наглядность содействует развитию у детей наблюдательности и логического мышления. Когда дети воспринимают предметы и процессы в натуре, наглядность служит источником знаний, но когда изучаемые объекты не могут быть показаны детям, наглядность при помощи
зрительной памяти помогает воспроизводить их образы.
Подводя итоги вышеизложенному, можно сказать следующее, изобразительная деятельность предоставляет широкие возможности для развития композиционных навыков у детей младшего школьного возраста. Изобразительная деятельность осуществляется на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности. Разработанный комплекс заданий учитывает возрастные особенности детей, способствует развитию композиционного мышления и целостного визуального восприятия объекта в окружающей среде и групп объектов в произведениях искусства. Задания подобраны с возможностью использования их на любом этапе урока или
внеурочного занятия. Структура каждого задания соответствует этапам формирования композиционных навыков.
При выполнении заданий комплекса на уроках или внеурочных занятиях дети активны, самостоятельны, могут самовыражаться, приучаются структурировать время, вырабатывают усидчивость, осмысливать окружающий мир и понимать, что каждый человек имеет собственное восприятие реальности, по-своему видит предметы и явления, учатся воспринимать свои ошибки, различать нюансы, видеть общее и частное, сравнивать и обобщать.
Таким образом, процесс развития композиционных навыков можно выстраивать при помощи следующих частных методов по Б.М. Неменскому: поэтапных открытий, единства восприятия и созидания, широких ассоциаций, привлечения личного эмоционального, визуального и бытового опыта детей, внеклассной индивидуальной и коллективной поисковой
деятельности, отчётных уроков, оформления работами учеников класса, школы, витрины, а также праздников, свободы в системе ограничений, диалогичности, сравнения.
По мнению Б.М. Неменского, целостность обучения обеспечивается определёнными методами, через которые реализуются соответствующие принципы: освоение вживанием, постоянства связи с жизнью, опоры на апогей явления в искусстве, единства формы и содержания в процессе обучения, создания потребности в приобретении знаний и навыков.
Изобразительная деятельность является частью учебно-воспитательной работы в школе. Способствует развитию умения определять цель своей работы, выявлять этапы работы, находить соответствующие средства и инструментарий, осуществлять поэтапный контроль своих действий, уметь адекватно поставленной цели оценивать результат своей деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основываясь на изученную литературу таких авторов как О.Н. Чигинцева, Л.А. Батаева, В.С. Кузин, А.В. Гавриков, К.М. Зубрилин, Н.В. Грибакин, Л.И. Панкратов, Н.М. Сокольникова, Б.Н. Неменскийи др. сделаем следующие выводы:
-
На основе определения понятия «композиция» Е.В. Шорохова и определения понятия «навык» Л.С. Рубенштейна можно сделать вывод о том, что композиционные навыки – это сознательно автоматизируемое действие построения целого, где расположение и взаимосвязь частей обуславливаются смыслом, содержанием, назначением и гармонией объектов.
Развитие композиционных навыков – процесс формирования навыка построения композиции, в которой расположение и взаимосвязь частей обуславливаются смыслом и гармонией объектов. Процесс развития композиционных навыков зависит от индивидуальных особенностей ребенка, от методических особенностей организации и проведения занятий изобразительной деятельности.
Говоря о результатах процесса развития композиционных навыков у детей младшего школьного возраста мы будем опираться на классификацию критериев и показателей по Л.А. Батаевой:
-
развитие целостного визуального восприятия объекта в окружающей среде – способность визуально воспринимать и фиксировать в изображении характер формы реальных объектов окружающего мира силуэтом – пятном определенной геометрической формы, т.е. способность обучающегося абстрагироваться – умение опознавать геометрические формы, в которые можно мысленно вписать объект натуры или изображение. Умение изображать симметричные формы характеризуется умением удерживать в поле зрения все изображение, цельно видеть предмет, правую и левую половину изображения одновременно для соотнесения и согласования