Файл: Тема выпускной квалификационной работы Управление развитием творческого потенциала педагогических работников.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 261

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы управления развитием творческого потенциала работников педагогической организации

1.1. Понятие творческого потенциала работников образовательной организации

1.2. Методы управления развитием творческого потенциала работников образовательной организации

1.3. Современные тенденции управления творческим потенциалом образовательной организации

Выводы по главе 1

Глава 2. Анализ системы управления развитием работников образовательной организации

2.1. Общая характеристика образовательной организации

2.2. Анализ системы управления творческим потенциалом работников образовательной организации

2.3. Изучение и оценка подходов к развитию творческого потенциала работников образовательной организации

Выводы по главе 2

Глава 3. Совершенствования системы управления творческим потенциалом работников в образовательной организации

3.1. Разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления творческим потенциалом работников образовательной организации

3.2. Расчёт эффективности предложенных мероприятий

Выводы по главе 3

Заключение

Список использованной литературы



Для реализации и развития субъекта в творческой деятельности и, в частности, для развития его творческого потенциала, необходимым условием является свобода.

Понятия творчества и свободы тесно взаимосвязаны между собой, но было бы ошибочным считать их тождественными. Примером этому может служить коллективная творческая деятельность, которая иногда несколько ограничивает свободу субъекта творчества.[42]

При организации творческой деятельности, важное значение имеет степень активности субъекта творчества. Однако понятие «активность» часто отождествляется с понятием «деятельность». Этому отождествлению способствует существование в романских и англо-германских языках лишь одного термина для обозначения понятий «активность» и «деятельность», например, английское activity, а также само происхождение от латинского activus, что означает «деятельный».

Активность в одном из современных словарей толкуется как «социальная сознательная деятельность человека». Она побудитель и стимул деятельности. Но факт участия субъекта в какой-либо деятельности не является показателем активности, тем более творческой. [34]

Понятие «активность» рассматривается чаще всего как деятельность субъекта и как качество субъекта. Отсюда, по мнению ряда авторов, активность имеет внутреннюю (мотивационную) и внешнюю (поведенческую) стороны. Потребности, мотивы, интересы и другие внутренние механизмы поведения составляют ее внутреннюю сторону. Внешняя - представляет собой сами факты действования и проявляется в действиях и поступках.

Выделяют два основных типа активности: адаптивный (активность индивида как биологического субъекта) и продуктивный (активность индивида как социального субъекта). Что касается социальной активности, то ее высшим уровнем является творческая активность.[40]

Рассматривая понятие «творческая активность» с педагогических позиций, возможно сформулировать его определение следующим образом.

Творческая активность - это мотивированная готовность личности к творческой деятельности, определяемая скоростью включения в нее, эффективностью выполнения творческого задания и стремлением к личностному самосовершенствованию в процессе творчества.[47]

Для успешного развития творческого потенциала личности необходимы такие качества, которые открывают в ней созидателя. При этом основное являются: творческая активность, оригинальность.[51]


Необходимым условием развития творческого потенциала также является развитая эмоциональная сфера личности, ибо творчество невозможно без переживания. В творческой деятельности можно выделить два направления эмоционального переживания:

  • эмоциональное переживание творческого объекта;

  • эмоциональное переживание самого процесса деятельности.[48]

Эмоции являются отражением отношения человека к окружающему миру, к людям, к выполняемой деятельности, поэтому одним из условий успеха творческой деятельности нужно рассматривать эмоциональное переживание. Для успешного развития творческого потенциала личности необходимо расширение ее опыта (эмоционального, интеллектуального, социального и т.д.).

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что единого мнения в вопросе определения и содержания понятия «творческий потенциал», на данный момент не существует.

Но, как и каким образом, возможно обеспечить достижение поставленной перед нами цели? Если психологи обладают набором психолого-педагогических технологий по развитию творческой активности, самосознания, рефлексии и т.п., то у руководителей образовательных организаций возникает вопрос, с помощью какого инструментария они могут решить поставленную перед ними задачу?

Спектр применяемых в образовательной практике технологий сегодня чрезвычайно разнообразен.

Показатели, характеризующие способность личности к творчеству и составляют творческий потенциал личности.


Выводы по главе 1



Творческий потенциал включает в себя компоненты, которые в совокупности представляют собой знания, умения, способности и стремления личности к улучшению окружающего мира, преобразованиям в различных сферах.

Существует множество подходов к определению понятия «творческий потенциал». На основе вышеизложенных понятий, творческий потенциал мы будем определять, как сложную динамичную личностную структуру, определяющую готовность, потребность и возможность педагога к творческой самореализации и саморазвитию.

Процесс творчества включает три этапа: порождения (генерации) идей, анализа и доработки выдвинутых идей и выбора из нескольких идей лучших.

Структура технологии развития творческого потенциала личности включает в себя следующие основные компоненты:

1. Предварительная диагностика уровня творческого развития;

2. Мотивация;

3. Организация творческой деятельности;

4. Контроль качества выполнения творческой деятельности;

5. Выявление соответствия полученных результатов запланированным;
Для успешного развития творческого потенциала необходимы такие качества, которые открывают в человеке созидателя. Основными при этом являются: творческая активность, оригинальность, способность и стремление к внесению новизны, комбинированию идей, перевоплощению мобилизации сил и прошлого опыта, наличие развитого воображения и эмоциональной отзывчивости. Показатели, характеризующие способность личности к творчеству и составляют творческий потенциал личности.

Глава 2. Анализ системы управления развитием работников образовательной организации

2.1. Общая характеристика образовательной организации



Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 73 «Центр развития ребенка – Детский сад «Веселые человечки» (далее - Учреждение) создано по решению Норильского Городского Совета от 24.12.2001г. № 11-164 «О создании Муниципальных дошкольных образовательных учреждений», на основании постановления Главы города Норильска от 20.06.2002 г. № 604 «О создании Муниципальных дошкольных образовательных учреждений» и зарегистрировано правовым управлением Администрации города Норильска 28.06.2002 г., регистрационный № 1564.

Сокращенное наименование учреждения
 - МБДОУ "Детский сад №73 "Веселые человечки".

Дата создания Учреждения - 24 октября 1983 года.

Учредителем Учреждения от имени муниципального образования город Норильск является Администрация города Норильска.

Почтовый адрес учредителя: 663300, Красноярский край, город Норильск, район Центральный, проспект Ленинский, дом 24, корпус "А".

Режим работы: с 8.45 до 17.45 - ежедневно, кроме субботы, воскресенья, нерабочих праздничных дней. Перерыв на обед с 12.30 - 13.30.

Структура и количество групп:

12 групп общеразвивающей направленности: 2 группы для детей в возрасте от 1 до 2 лет; 2 группы для детей в возрасте от 2 до 3 лет  и 8 групп для детей в возрасте от 3-х до 7-ми лет

Группы однородны по возрастному составу детей:

первые группы младшего возраста - от 1 до 2 лет;

вторые группы младшего возраста - от 2 до 3 лет;

вторые младшие группы - от 3 до 4 лет;

средние группы - от 4 до 5 лет;

старшие группы - от 5 до 6 лет;

подготовительные группы - от 6 до 7 лет.

1 группа комбинированная разновозрастная:

группа для здоровых детей и детей с ОВЗ - от 4 до 7 лет

Количество мест: плановое количество мест – 304

Наполняемость групп: 15 детей в первых группах младшего возраста, 18 детей во вторых группах младшего возраста; 25-28 детей - в группах дошкольного возраста

Размер родительской платы за содержание (присмотр и уход) детей в ДОУ составляет 3381 рублей в месяц. 

Укомплектованность кадрами (педагогический персонал):  22 воспитателя, 2 инструктора по физической культуре, 2 музыкальных руководителя, учитель-логопед, педагог-психолог.

2.2. Анализ системы управления творческим потенциалом работников образовательной организации



Проведем оценку системы управления образовательным Учреждением Государственно-общественное управление Учреждением осуществляют: Администрация города Норильска; Отдел опеки и попечительства над несовершеннолетними (Центральный район, Ленинский проспект, дом 1, т. 43-72-04, 43-72-05); Управление общего и дошкольного 4 образования Администрации города Норильска, отдел дошкольного образования (Центральный район, ул. Кирова, дом 34а, ул. Кирова 29 т. 43-72-00).


Управление Учреждением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом Учреждения на принципах единоначалия и самоуправления. Оперативное руководство деятельностью детского сада осуществляет заведующий МБДОУ. Организационная структура представлена в виде 2 основных структур: административного и общественного управления.

Административное управление: Первый уровень обеспечивает заведующий Учреждением. Его главенствующее положение основано на принципе единоначалия. Единоначалие предполагает организационно-управленческую деятельность одного лица – руководителя. Заведующий осуществляет оперативное руководство деятельностью Учреждения, разрабатывает и утверждает организационную структуру, штатную численность и штатное расписание Учреждения, осуществляет прием, расстановку, увольнение работников Учреждения, осуществляет их поощрение, привлекает к дисциплинарной ответственности; рассматривает предложения, жалобы граждан и принимает по ним необходимые решения, организует прием граждан по вопросам, отнесенным к его компетенции; издает приказы, иные локальные нормативные акты, дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками Учреждения. Формирует контингент воспитанников: осуществляет прием детей и комплектование групп детьми в соответствии с их возрастом, состоянием здоровья. В пределах своих полномочий распоряжается бюджетными средствами, обеспечивает результативность и эффективность их использования.

На втором уровне управление осуществляют заместитель заведующего учреждением по учебно-воспитательной и методической работе, заместитель заведующего учреждением по административно-хозяйственной работе, которые взаимодействуют с соответствующими объектами управления. Заместитель заведующего по УВиМР координирует работу воспитателей, других педагогических работников, а также разработку учебно-методической и иной документации, необходимой для деятельности образовательного учреждения, руководит экспериментальной деятельностью Учреждения, организует просветительскую работу для родителей, обеспечивает взаимодействие с социумом. Заместитель заведующего по АХР осуществляет руководство работой по хозяйственному обслуживанию Учреждения, обеспечивает сохранность здания, хозяйственного инвентаря, имущества и своевременный ремонт. На этом уровне заведующий осуществляет непосредственную реализацию управленческих решений через распределение обязанностей между административными работниками.