ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 376
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ
Плюсы и минусы смешанного обучения
ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ
Принципы работы автономной группы
Модель «Перевернутый урок» («Перевернутый класс»)
Технологическая карта урока по теме «Фартук. Снятие мерок для чертежа фартука». 5 класс
Организационная структура урока (время урока — 45 минут)
Технологическая карта урока по теме «Комплекты для кухни. Грелка на чайник». 8 класс
Критерии оценки работы в группе
Критерии оценки работы в фирме
Организационная структура урока (время урока – 90 минут, 2 урока)
Группа онлайн. Время выполнения – 5 минут
Модели группы «Личный выбор»
Модели группы «Личный выбор» целесообразно использовать в старшей школе, если обучающиеся имеют высокие показатели мотивации к учению, уровня сформированности ИКТ-компетентности, личностных и метапредметных универсальных учебных действий.
Модели группы «Личный выбор» связаны с взаимодействием либо внутри разных классов образовательного учреждения, либо с межшкольным взаимодействием.
Первая модель – это «Индивидуальный учебный план». Основная идея этой модели заключается в том, что в классе формируются предметные группы. Эти предметные группы работают с сетевыми преподавателями, а не со своим учителем, который ведёт данный предмет в данной школе.
Вторая модель «Межшкольная группа» предполагает объединение в группу с учётом разных параметров и может быть не связана с изучением какого-либо школьного предмета. Например, это могут быть дети, находящиеся на домашнем обучении. Сформированная из учеников нескольких школ такая группа работает по тем или иным направлениям с использованием электронных ресурсов.
Группа обучающихся, занимающихся по модели «Новый профиль», формируется внутри параллели одной школы с фиксированным набором профильных курсов для изучения online.
Построение образовательного процесса на основе моделей группы «Личный выбор» предоставляет возможность обучающимся реализовать индивидуальные образовательные запросы, получить индивидуальные консультации учителя для преодоления трудностей при освоении учебного материала и ликвидации пробелов в знаниях, в том числе при подготовке к ГИА. Кроме того, модель расширяет возможности учеников малокомплектных школ, в которых все образовательные запросы обучающихся не могут быть обеспечены педагогическими кадрами.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ
С. А. Азардович,
заместитель директора по учебной работе ГУО «Гимназия № 174 г. Минска»
Вызовы времени требуют от современного образования гибкости. Учитель должен владеть и систематически использовать различный педагогический инструментарий как традиционного урока
, так и возможности ИКТ, в том числе элементы дистанционного обучения. Каждый из этих компонентов должен использоваться в комплексе, а не заменять или подменять другой. В современной методической литературе в оборот вводится понятие «педагогическая технология смешанного обучения».
Согласно К.Дж. Бонку и Ч.Р.Грэхему, «смешанное обучение – это форма обучения, совмещающая традиционное обучение в ходе личного общения (лицом к лицу, face-to-face) с обучением посредством применения компьютерных технологий».
Н. В. Любомирская дает следующее определение: «Смешанное обучение – технология организации образовательного процесса, в основе которого лежит концепция объединения технологий традиционной классно-урочной системы и технологий электронного обучения, базирующегося на новых дидактических возможностях, предоставляемых
ИКТ и другими современными средствами обучения»
К обязательным компонентам смешанного обучения относятся: традиционное классно-урочное обучение; интерактивное взаимодействие через различное ИКТ (облачные технологии, образовательные порталы и online-сервисы); самообразование (проектная деятельность, самостоятельное изучение отдельных вопросов с использованием как ИКТ, так и традиционных источников).
Объем и сочетание названных компонентов зависит от объективных и специфических для условий конкретного учреждения образования, определенных технических возможностей. К примеру, в рамках II ступени общего среднего образования доля компонента «Самообразование» не может быть высокой, превалировать будут традиционные формы и методы работы с постепенным увеличением доли интерактивного взаимодействия. Н. В. Любомирская выделяет две основные модели организации смешанного обучения: «Ротация» и «Личный выбор».
«Ротация» предполагает следующее: чередование прямого личного общения учителя и учащимися (очный компонент) с взаимодействием участников образовательного процесса, опосредованным ИКТ (online-компонент) в рамках одного предмета и класса. Модель «Ротация» может быть осуществлена следующими способами:
«Автономная группа» предполагает деление класса на две основные группы. Обучение учащихся в группе зависит от задач урока и уровня учебных достижений учащихся. Одна группа ведет обучение при помощи online, а компонент личного общения с учителем используется для консультирования, группового или индивидуального. Вторая группа основное обучение ведет в традиционной форме
, а компонент online-обучения используется для поддержки и отработки навыков.
«Перевернутый класс» предполагает, что класс работает как одна группа, для которой очное общение с учителем чередуются с ИКТ – опосредованной учебной деятельностью. При этом реализация online обучения осуществляется вне школы. Такой способ организации работы возможен при организации проектной деятельности.
«Смена рабочих зон» является развитием модели «Автономная группа», но число групп увеличивается в зависимости от видов учебной деятельности (online-обучение, групповая самостоятельная работа, индивидуальная самостоятельная работа, работа с учителем).
Модель «Личный выбор» означает, что учащемуся предоставляется широкая автономия при организации изучения учебного материала, предполагает, что образовательная деятельность и ответственность за ее результаты возлагается на учащегося, так как процесс строится преимущественно с использованием удаленных интернет-ресурсов.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИ «ПЕРЕВЁРНУТЫЙ УРОК» КАК СПОСОБ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БЕЛОРУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Н. И. Аникей,
учитель белорусского языка и литературы ГУО «Средняя школа № 51 г. Минска»
«Перевернутый урок» – это образовательный подход, совмещающий обучение с участием учителя (лицом к лицу)с онлайн-обучением и предполагающий элементы самостоятельного контроля учащимся пути, времени, места и темпа обучения, а также интеграцию опыта обучения с учителем и онлайн.
Являясь участником инновационного проекта, педагогом-новатором по перевёрнутому обучению, пришла к выводу, что в условиях модернизации образования главным направлением развития учреждений общего среднего образования является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого учащегося через совершенствование системы преподавания своего предмета.
Модель обучения «перевёрнутый урок» даёт мне возможность более продуктивно и эффективно организовать процесс обучения с учетом обратной связи. Контакт с учащимися при онлайн-обучении – самое важное. Педагогу необходимо постоянно знать, понятна ли поставленная задача учащимся
, обеспечен ли доступ к материалам обучения и т.д. При перевернутом уроке обратную связь поддерживаю через сообщения в электронном дневнике или через социальную сеть Вконтакте.
«Перевернутый урок» весьма эффективен для преподавания в старших классах, когда роль самостоятельности учащихся в учёбе значительно увеличивается. Поэтому я часто применяю её в работе с выпускниками.
По учебному предмету «Белорусский язык» размещено ограниченное количество обучающих видео в интернете, к тому же учащиеся с большим интересом воспринимают видеоролик, где учебный материал объясняет их учитель. Все материалы размещаю на диске (Google Диске, Яндекс Диске, Облаке Mail.ru). Ссылки на данные видео прикрепляю в электронный дневник учащегося. Учащиеся смотрят видеолекции в сети, то есть самостоятельно проходят тот материал, который должны были бы пройти в классе. Учащиеся смотрят видеолекции в сети, то есть самостоятельно проходят тот материал, который должны были бы пройти в классе. А на уроке вместе со мною выполняют практические задания, закрепляя теоретические знания. Иными словами, дома дети выполняют классную работу, а в классе ‒ домашнюю, перевернув тем самым процесс обучения.
На уроках литературы ребята сами активно выполняют видеозаписи выразительного чтения стихов, отрывков из произведений, прикрепляя файл в «файловый архив» для дальнейшей оценки и комментария учителя. Уже на последующем уроке педагог имеет возможность устроить в классе небольшой конкурс на самое выразительное чтение литературного произведения или его фрагмента. Ребята в формате онлайн выкладывают свои наблюдения и оценки в нашей группе на «форуме». Безусловно, это вызывает интерес познакомиться со всеми отзывами. Детьми движет любопытство, эксперимент, мотивирующий фактор, что является гарантией выполненного задания учащимся.
ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВЕРНУТОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
С. В. Кудравец,
учитель биологии ГУО «Средняя школа №14 г. Мозыря»
В рамках традиционного урока на самостоятельную деятельность учащихся отводится мало времени. Решением может стать перевернутое обучение. Суть перевернутого обучения в том, что учащиеся теоретический материал изучают дома самостоятельно, накануне урока. В школе на уроке практически отрабатывают полученные знания, разбирают непонятные моменты и закрепляют учебный материал.
Для организации перевернутого обучения в социальной сети «ВКонтакте» мной создана группа «Биология на 100 баллов», к которой в обязательном порядке присоединились все учащиеся. В сети Viber я создала группу для родителей. Учащиеся в группе «Биология на 100 баллов» получают ссылки на видеоуроки по новой теме, презентации мои
или ссылку на готовую презентацию из сети Интернет. Видеоуроки снимаю сама или предлагаю ссылку на видеоурок.
Хорошие видеоматериалы практически по каждой теме можно найти на сайтах: https://interneturok.ru; https://videouroki.net. Презентации для обобщающего факультатива по ботанике, зоологии, анатомии можно найти на сайте https://dashkov.by. Презентации по всем темам – на интернет-ресурсах https://vk.com/biovk; https://vk.com/biology_teacher. Кроме просмотра видео и презентации учащиеся обязательно изучают параграф в учебнике по новой теме, выписывают в тетрадь биологические термины и отвечают на вопросы после параграфа. Обязательным также является подготовка вопроса учителю.
Урок начинаю с вопросов учащихся. Отвечая на их вопросы, я могу сосредоточиться на том материале, который вызвал затруднения у ребят. Остальное время урока отводится на групповую, парную, индивидуальную работу. Для группы предлагаю решение ситуационных задач, моделирование биологических процессов. В парах учащиеся составляют таблицы, схемы, ищут ошибки в тексте, проверяют биологическую терминологию друг у друга, выступая в роли учителя. Индивидуально работают над тестовыми заданиями по теме. Тестовые задания предлагаю в конце урока для диагностики сформированности знаний и умений учащихся.
Для контрольно-диагностической работы использую свой сайт https://multiurok.ru/kudravets. Используя возможности сайта, создаю тест и ссылку на него добавляю в группу «Биология на 100 баллов». Учащиеся, переходя по ссылке, выполняют тестовые задания, сразу получают результат и возможность просмотреть правильные и неправильные ответы. Я, в свою очередь, вижу результаты детей и анализирую, что усвоено учащимися, а над чем еще нужно поработать.
Благодаря перевернутому обучению на уроке появилось время для регулярного повторения пройденного материала, которое мы с ребятами называем «разминка». Включаю повторение ранее изученного материала в план каждого урока. Разминка занимает до 10 минут урока. Эффективно ее организовать мне помогает программа SMART Notebook для интерактивной доски.