Файл: Фгбоу во Уральский государственный педагогический университет.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 676
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития саморегуляции у младших школьников
Особенности саморегуляции у младших школьников
Анализ подходов к развитию навыков саморегуляции у младших школьников
Программа развития навыков саморегуляции у младших
Анализ эффективности развития навыков саморегуляции в ходе реализации программы
программы ), так же можно отметить значительное повышение среднего уровня саморегуляции испытуемых (с 2 – 8,6% человек до 4 – 17,3% человек) и уровня саморегуляции выше среднего (с 4 – 17,3% человек до 6
– 26,1% человек).
Ниже описаны сравнительные результаты испытуемых по методике
«Диагностика уровня школьной тревожности» Б.Н. Филлипса до и после применения программы развития навыков саморегуляции младших школьников по фактору общей тревожности в школе.
Анализируя результаты по методике «Диагностика уровня школьной тревожности» до и после применения программы развития навыков саморегуляции младших школьников по фактору общей тревожности в школе, мы видим наглядно, что на констатирующем этапе эксперимента
низкий уровень тревожности присутствовал у 10 человек (43,5%), то на формирующем этапе эксперимента низкий уровень тревожности стал присутствовать у 16 человек (69,6%), так же можно отметить, что повышенный уровень тревожности на констатирующем этапе эксперимента присутствовал у 11 человек (47,8%), то на формирующем этапе эксперимента повышенный уровень тревожности снизился до 7 человек (30,4%). Высокий уровень тревожности, который был выявлен у 2 испытуемых (9%) на констатирующем этапе эксперимента, снизился до 0 человек (0%), на формирующем этапе эксперимента, что может говорить нам об эффективности применения программы развития навыков саморегуляции младших школьников.
Таким образом, проанализировав данные испытуемых 3 А класса, по методикам «Метод наблюдения для оценки волевых качеств» А.И. Высоцкий, «Изучение уровня
саморегуляции» У.В. Ульенкова,
«Диагностика уровня школьной тревожности» Б.Н. Филлипс, мы сумели проверить развитие навыков саморегуляции младших школьников.
Полученные результаты показывают, что после применения программы развития навыков саморегуляции младших школьников, волевые качества испытуемых (самостоятельность, выдержка, дисциплинированность) остались практически неизменными, т.е. сильно развитыми как на констатирующем, так и на формирующем этапах исследования.
Низкий уровень саморегуляции у испытуемых значительно снизился, испытуемые у которых был выявлен уровень саморегуляции ниже среднего значительно сократились, это объясняется тем, что испытуемые, у которых был выявлен этот уровень саморегуляции, после применения программы, показали наиболее лучшую сформированность действий самоконтроля, а это означает, что у них был выявлен средний и выше
среднего уровни саморегуляции. Количество детей с высоким уровнем саморегуляции осталось неизменным.
После применения программы развития навыков саморегуляции младших школьников низкий уровень общей тревожности в школе у испытуемых 3 А класса значительно стал выше, повышенный уровень общей тревожности в школе значительно снизился, на формирующем этапе эксперимента детей с высоким уровнем общей тревожности в школе выявлено не было, это может подтверждать нашу гипотезу о том, что развитие навыков саморегуляции у младших школьников будет успешно
осуществляться, если созданы определенные психолого-педагогические условия.
Необходимость проведения специальной работы с детьми младшего школьного возраста с целью развития у них навыков эмоционального и волевого компонентов саморегуляции, а так же компонента регуляции действия обусловлена тем, что возрастной период 8-9 лет является сензитивным для формирования эмоциональной и волевой сферы. Программа развития навыков саморегуляции младших школьников, в частности ее эмоционального, волевого компонентов и компонента регуляции действия у младших школьников направлена помочь детям научиться правильно, реагировать на стрессовые ситуации, уметь выходить их возникающих конфликтов; помочь правильно выражать свои чувства и понимать, что чувствуют окружающие их люди; формировать навыки эффективного общения; программа направлена на уменьшение школьной тревожности, сохранение психического здоровья детей и формирование саморегуляции.
После реализации программы развития навыков саморегуляции младших школьников, был проведен формирующий эксперимент на
котором проанализировав данные испытуемых 3 А класса, по методикам
«Метод наблюдения для оценки волевых качеств» А.И. Высоцкий,
«Изучение уровня саморегуляции» У.В. Ульенкова, «Диагностика уровня школьной тревожности» Б.Н. Филлипс, мы сумели проверить развитие навыков саморегуляции младших школьников.
Эффективность программы подтверждается успешными результатами сформированности эмоционального и волевого компонентов
саморегуляции младших школьников. Следовательно, наша гипотеза оказалась подтверждена, саморегуляция младших школьников стала более успешной при реализации программы ее развития.
Понятие саморегуляции в психолого – педагогической литературе активно рассматривается в работах многих авторов, которые предпринимают попытки вычленения видов и уровней саморегуляции. Саморегуляция рассматривается как системный процесс, обеспечивающий адекватную условиям изменчивость и пластичность на любом ее уровне.
Краткий обзор современных представлений о видах и уровнях саморегуляции показывает, что понятие саморегуляции следует рассматривать как интегративный процесс и как целостную динамическую систему функционирования разных уровней и аспектов. Изменения на одном из уровней будут влиять на ее другие уровни и на систему в целом.
Анализируя взгляды ученых, исследованы волевой и эмоциональный компоненты, а так же компонент регуляции действия младших школьников, т.к. для школьников очень важно: не допускать спонтанные реакции на определенные события, которые в особенности могут затрагивать учебную деятельность; вырабатывать такие качества, как дисциплинированность и выдержка, которые пригодятся им в дальнейшем обучении; реализовывать поставленные цели; управлять собой и своими чувствами; осуществлять контроль и оценку результатов своих действий.
В работе было осуществлено целеполагание процесса развития навыков саморегуляции младших школьников, которое позволило выявить текущий уровень сформированности саморегуляции у младших школьников;
– 26,1% человек).
Ниже описаны сравнительные результаты испытуемых по методике
«Диагностика уровня школьной тревожности» Б.Н. Филлипса до и после применения программы развития навыков саморегуляции младших школьников по фактору общей тревожности в школе.
Анализируя результаты по методике «Диагностика уровня школьной тревожности» до и после применения программы развития навыков саморегуляции младших школьников по фактору общей тревожности в школе, мы видим наглядно, что на констатирующем этапе эксперимента
низкий уровень тревожности присутствовал у 10 человек (43,5%), то на формирующем этапе эксперимента низкий уровень тревожности стал присутствовать у 16 человек (69,6%), так же можно отметить, что повышенный уровень тревожности на констатирующем этапе эксперимента присутствовал у 11 человек (47,8%), то на формирующем этапе эксперимента повышенный уровень тревожности снизился до 7 человек (30,4%). Высокий уровень тревожности, который был выявлен у 2 испытуемых (9%) на констатирующем этапе эксперимента, снизился до 0 человек (0%), на формирующем этапе эксперимента, что может говорить нам об эффективности применения программы развития навыков саморегуляции младших школьников.
Таким образом, проанализировав данные испытуемых 3 А класса, по методикам «Метод наблюдения для оценки волевых качеств» А.И. Высоцкий, «Изучение уровня
саморегуляции» У.В. Ульенкова,
«Диагностика уровня школьной тревожности» Б.Н. Филлипс, мы сумели проверить развитие навыков саморегуляции младших школьников.
Полученные результаты показывают, что после применения программы развития навыков саморегуляции младших школьников, волевые качества испытуемых (самостоятельность, выдержка, дисциплинированность) остались практически неизменными, т.е. сильно развитыми как на констатирующем, так и на формирующем этапах исследования.
Низкий уровень саморегуляции у испытуемых значительно снизился, испытуемые у которых был выявлен уровень саморегуляции ниже среднего значительно сократились, это объясняется тем, что испытуемые, у которых был выявлен этот уровень саморегуляции, после применения программы, показали наиболее лучшую сформированность действий самоконтроля, а это означает, что у них был выявлен средний и выше
среднего уровни саморегуляции. Количество детей с высоким уровнем саморегуляции осталось неизменным.
После применения программы развития навыков саморегуляции младших школьников низкий уровень общей тревожности в школе у испытуемых 3 А класса значительно стал выше, повышенный уровень общей тревожности в школе значительно снизился, на формирующем этапе эксперимента детей с высоким уровнем общей тревожности в школе выявлено не было, это может подтверждать нашу гипотезу о том, что развитие навыков саморегуляции у младших школьников будет успешно
осуществляться, если созданы определенные психолого-педагогические условия.
Выводы по второй главе
Необходимость проведения специальной работы с детьми младшего школьного возраста с целью развития у них навыков эмоционального и волевого компонентов саморегуляции, а так же компонента регуляции действия обусловлена тем, что возрастной период 8-9 лет является сензитивным для формирования эмоциональной и волевой сферы. Программа развития навыков саморегуляции младших школьников, в частности ее эмоционального, волевого компонентов и компонента регуляции действия у младших школьников направлена помочь детям научиться правильно, реагировать на стрессовые ситуации, уметь выходить их возникающих конфликтов; помочь правильно выражать свои чувства и понимать, что чувствуют окружающие их люди; формировать навыки эффективного общения; программа направлена на уменьшение школьной тревожности, сохранение психического здоровья детей и формирование саморегуляции.
После реализации программы развития навыков саморегуляции младших школьников, был проведен формирующий эксперимент на
котором проанализировав данные испытуемых 3 А класса, по методикам
«Метод наблюдения для оценки волевых качеств» А.И. Высоцкий,
«Изучение уровня саморегуляции» У.В. Ульенкова, «Диагностика уровня школьной тревожности» Б.Н. Филлипс, мы сумели проверить развитие навыков саморегуляции младших школьников.
Эффективность программы подтверждается успешными результатами сформированности эмоционального и волевого компонентов
саморегуляции младших школьников. Следовательно, наша гипотеза оказалась подтверждена, саморегуляция младших школьников стала более успешной при реализации программы ее развития.
Заключение
Понятие саморегуляции в психолого – педагогической литературе активно рассматривается в работах многих авторов, которые предпринимают попытки вычленения видов и уровней саморегуляции. Саморегуляция рассматривается как системный процесс, обеспечивающий адекватную условиям изменчивость и пластичность на любом ее уровне.
Краткий обзор современных представлений о видах и уровнях саморегуляции показывает, что понятие саморегуляции следует рассматривать как интегративный процесс и как целостную динамическую систему функционирования разных уровней и аспектов. Изменения на одном из уровней будут влиять на ее другие уровни и на систему в целом.
Анализируя взгляды ученых, исследованы волевой и эмоциональный компоненты, а так же компонент регуляции действия младших школьников, т.к. для школьников очень важно: не допускать спонтанные реакции на определенные события, которые в особенности могут затрагивать учебную деятельность; вырабатывать такие качества, как дисциплинированность и выдержка, которые пригодятся им в дальнейшем обучении; реализовывать поставленные цели; управлять собой и своими чувствами; осуществлять контроль и оценку результатов своих действий.
В работе было осуществлено целеполагание процесса развития навыков саморегуляции младших школьников, которое позволило выявить текущий уровень сформированности саморегуляции у младших школьников;