Файл: Курсовая работа по дисциплине методика обучения и воспитания (по профилю подготовки физика).docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 318
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
§1.3. Анализ наиболее распространенных пропедевтических курсов физики для 5-6 классов
§2.1 Метод проектов и его место в современной методике
§2.2. Преимущества метода проектов
§2.3 Использование метода проекта в программе пропедевтического курса физики.
§3.1. Описание конструктора «Знаток»
§4.1. Актуальность проведения занятий по теме «Альтернативные источники энергии»
§4.1 Разработка технологических карт занятий по теме «Альтернативные источники энергии»
развитие творческих способностей учеников, активизацию познавательной деятельности, овладение УУД.
В то же время курс способствует более легкому для учеников введению в базовый курс физики в средней школе. Переходя к изучению физики в седьмом классе, школьники будут обладать базовыми знаниями о предмете, действиями по изучению различных процессов и явлений, а также иметь представление о современной научной картине мира. Все это дает учителю возможность сфокусироваться на более важных и сложных разделах или темах, разбирая их более подробно.
Пропедевтический курс физики своей целью ставит подготовку младших школьников к систематическому обучению школьным дисциплинам и развитию умственных способностей, развитию и формированию познавательных универсальных учебных действий. В ходе его прохождения учащиеся овладевают знаниями и умениями, которые потом смогут применять при изучении курса физики, предусмотренного программой. По окончанию изучения курса ученик должен приобрести следующие умения:
При правильном построении курса, он будет активизировать у детей интерес к предмету «физика», раскрывать его значимость в прикладном плане. В свою очередь освоение обучающимися умений и навыков к самостоятельному поиску новых знаний будет способствовать повышению уровня мотивации к образовательному процессу в целом.
При изучении пропедевтического курса физики ученики овладевают способами следующих видов деятельности (таблица 1).
Таблица 1
Виды деятельности
Основной проблемой получения и дальнейшего развития обучающимися необходимых умений является сложность вовлечения их в процесс обучения. Пропедевтика в изучении физики способствует повышению мотивации учеников к изучению физики. С помощью большого количества экспериментальных задач, демонстраций, лабораторных работ и опытов, курс формирует познавательные и практические умения детей, что имеет большую роль в дальнейшем изучении и качественном усвоении теоретических и практических основ физики.
Исходя из этого, введение в образовательный процесс пропедевтического курса физики в 5-6 классах, положительно повлияет на успешное выполнение требований ФГОС к физическому образованию.
Опережающее обучение физике помогает школьникам в дальнейшем, уже более осознанном, изучении фундаментальных понятий и законов физики, формирует начальную естественнонаучную картину мира. Способствует формированию и развитию познавательных, практических и теоретических знаний и умений, которые в свою очередь необходимы школьникам в различных учебных курсах. Во время обучения ученики учатся формулировать и правильно излагать свои мысли, делать выводы на основе полученной информации. Правильное построение курса способно полностью устранить у детей страх перед учебным предметом «физика», продемонстрировать его важность. Таким образом, пропедевтический курс физики способствует развитию познавательных универсальных учебных действий, таких как: умение ставить учебную задачу, находить необходимую информацию для решения конкретной задачи, умение анализировать полученные знания и так далее.
Идея введения в образовательную программу пропедевтического курса физики возникла еще в прошлом веке, поэтому на данный момент разработано достаточно большое количество уже готовых программ, пользующихся не малой популярностью. Наиболее распространены программы следующих авторов: Даммер М.Д., Гуревича А.Е, Исаев Д.А., Понтак Л.С., Степанова Г.Н. Ознакомившись с представленными программами был выявлен общих черт, а также различий.
Пропедевтический курс Гуревича А.Е., Исаева Д.А., Понтак Л.С. – «Введение в естественнонаучные предметы. Естествознание. 5-6 классы», включает в себя учебник «Введение в естественнонаучные предметы. Естествознание. Физика. Химия. 5 - 6 классы» и рабочие тетради, соответствующие ходу программы учебника. Программа соответствует ФГОС и разрешена для применения в учебных учреждениях.
Программа Степановой Г.Н. – «Физика с 5-го класса», включает в себя раздельные учебники для 5 и 6 классов. Содержание заключает в себе вводный курс физики. Также разработаны рабочие тетради для 5 и 6 классов отдельно.
Программа пропедевтического курса Степановой Г.Н. – «Физика с 5-го класса», представляет собой вводный курс физики для 5 и 6 классов. Данный курс, включает в себя два учебника, ориентированных, один на 5, другой на 6 класс. В комплект к обоим учебникам предлагается рабочие тетради [13].
Курс Даммера М.Д. состоит из двух учебников, для 5 и 6 классов – «Физика 5: учебное пособие для 5 класса», «Физика 6: учебное пособие для 6 класса». Однако более распространенным является курс созданный Даммер М.Д. в соавторстве с Хохловой В.В., в учебно-методический комплекс, которого входит учебник «Опережающий курс физики 5-6 класс».
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что пропедевтический курс Гуревича А.Е., и его соавторов, и курс Степановой Г.Н. имеют преимущество благодаря своим рабочим тетрадям, что в свою очередь дает больше возможностей учителю и упрощает его работу.
В результате анализа вышеперечисленных курсов, выявлены следующие общие сходства:
Проанализируем и сравним примерные учебные программы Даммер М.Д., Хохловой В.В. «Опережающий курс физики 5-6 класс» и «Естествознание 5-6 классы» Гуревича А.Е., Исаева Д.А., Понтак Л.С. более подробно. В ходе анализа выявлено:
В каждом учебнике предполагается выполнение большого количества опытов, экспериментальных задач и лабораторных работ. При этом дано достаточное количество иллюстраций к ним, что повышает уровень понимания со стороны учеников пятых и шестых классов. При этом в учебном пособии Даммер М.Д. есть темы для самостоятельной работы учащихся в виде сочинений, чего нет у Гуревича А.Е.
Учебная программа первых авторов (Даммер М.Д., Хохловой В.А.) содержит раздел «Знакомство с физическими величинами», что безусловно полезно для учеников на начальном этапе изучения физики. Он помогает познакомиться с физическими величинами, способами их измерения, физическими приборами. На мой взгляд, это очень важный раздел в изучении физики, который способствует повышению успешности усвоения знаний в дальнейшем курсе физического образования. В программе Гуревича А.Е., Исаева Д.А., Понтак Л.С., большее внимание уделяется изучению физических и химических характеристик тела и вещества. Такой подход может привести к замешательству учеников, по той причине, что разделение понятий физических и химических процессов играет большую роль при дальнейшем изучении предметов, поэтому стоит заострить внимание на их различиях, чётко разграничивай понятия тело и вещество.
Раздел «Взаимодействие тел» присутствует в обеих программах. При этом Даммер М.Д. и Хохлова В.В. большее внимание уделяют механическому движению, траектории и скорости. При этом данные понятия в программе Гуревича А.Е. изучают на более позднем этапе. В разделе «Взаимодействие тел» акцент сделан на изучение различных сил в природе. На мой взгляд, программа Даммер М.Д. в этом плане более предпочтительна, так как механическое движение, скорость и траектория должны изучаться раньше, чем силы в природе, так как этот материал является более простым, и при этом он становится базой для изучения многих других понятий и процессов.
Пропедевтический курс Даммер М.Д. включает в себя раздел «Давление твердых тел, жидкостей и газов», где изучаются соответствующие темы. В то время как программа Гуревича А.Е. не обособляет данные темы в отдельную главу, изучая их после электрических сил и магнитного взаимодействия.
Разделы «Электрические явления» и «Магнитные явления» разделены и изучаются последовательно друг за другом в программе Даммер М.Д. и Хохлова В.В., что является более правильным с точки зрения логически-последовательного изучения физики. В программе Гуревича А.Е. темы электричества и магнитное действие объединенные в разделе « Электромагнитные явления» и представлены там в меньшем объеме, что не дает учащимся полной картины по данным темам. При первом изучении данных явлений целесообразно разделить электричество и магнетизм на два раздела, для более ясного изложения материала.
В конечном итоге сравнении можно сделать вывод, что более предпочтительной является программа пропедевтического курса Даммер Д.М. и Хохлова В.В.. В данном ими учебном пособии наиболее логично выстроена последовательность изучения разделов, при это сами разделы раскрыты более подробно и качественно. При этом программа полностью удовлетворяет современным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. Так же несомненным плюсом программы является то, что она не дублирует программу физики 7 класса Перышкина А.В., которая применяется в большинстве современных школ, что позволяет сохранять интерес и мотивацию к изучению предмета «физика» в 7 классе.
В то же время курс способствует более легкому для учеников введению в базовый курс физики в средней школе. Переходя к изучению физики в седьмом классе, школьники будут обладать базовыми знаниями о предмете, действиями по изучению различных процессов и явлений, а также иметь представление о современной научной картине мира. Все это дает учителю возможность сфокусироваться на более важных и сложных разделах или темах, разбирая их более подробно.
Пропедевтический курс физики своей целью ставит подготовку младших школьников к систематическому обучению школьным дисциплинам и развитию умственных способностей, развитию и формированию познавательных универсальных учебных действий. В ходе его прохождения учащиеся овладевают знаниями и умениями, которые потом смогут применять при изучении курса физики, предусмотренного программой. По окончанию изучения курса ученик должен приобрести следующие умения:
-
правильного использования физического оборудования и измерительных приборов; -
умение пользоваться физическими проборами и правильно снимать показания с них;
-
анализировать данные, полученные в ходе выполнения лабораторной работы или эксперимента; -
делать выводы.
При правильном построении курса, он будет активизировать у детей интерес к предмету «физика», раскрывать его значимость в прикладном плане. В свою очередь освоение обучающимися умений и навыков к самостоятельному поиску новых знаний будет способствовать повышению уровня мотивации к образовательному процессу в целом.
При изучении пропедевтического курса физики ученики овладевают способами следующих видов деятельности (таблица 1).
Таблица 1
Виды деятельности
№ | Вид деятельности | Описание |
1 | Познавательная | Курс подразумевает работу не только с учебниками, но и с внешними источниками информации (пособия, инструкции, Интернет). Самостоятельное проведение опытов, экспериментов, разработка и реализация проектов. Наблюдение различных физических явлений и процессов. |
2 | Практическая | Ученики работают с различными физическими приборами, оборудованием, измерительными инструментами. Решают элементарные физические задачи прикладного характера. |
3 | Организационная | Составляют план своей познавательной деятельности. Занимаются организацией своего рабочего места, проведения опыта или эксперимента. Организуют работу в группах. |
4 | Оценочная | Оценивают важность полученной в ходе эксперимента информации. Оценивают величину физических величин. |
5 | Самоконтроль | Выбирают и контролируют свои действия при выполнении практических задач. Оценивают и контролируют результаты процесса обучения, уровень овладения навыками. |
Основной проблемой получения и дальнейшего развития обучающимися необходимых умений является сложность вовлечения их в процесс обучения. Пропедевтика в изучении физики способствует повышению мотивации учеников к изучению физики. С помощью большого количества экспериментальных задач, демонстраций, лабораторных работ и опытов, курс формирует познавательные и практические умения детей, что имеет большую роль в дальнейшем изучении и качественном усвоении теоретических и практических основ физики.
Исходя из этого, введение в образовательный процесс пропедевтического курса физики в 5-6 классах, положительно повлияет на успешное выполнение требований ФГОС к физическому образованию.
Опережающее обучение физике помогает школьникам в дальнейшем, уже более осознанном, изучении фундаментальных понятий и законов физики, формирует начальную естественнонаучную картину мира. Способствует формированию и развитию познавательных, практических и теоретических знаний и умений, которые в свою очередь необходимы школьникам в различных учебных курсах. Во время обучения ученики учатся формулировать и правильно излагать свои мысли, делать выводы на основе полученной информации. Правильное построение курса способно полностью устранить у детей страх перед учебным предметом «физика», продемонстрировать его важность. Таким образом, пропедевтический курс физики способствует развитию познавательных универсальных учебных действий, таких как: умение ставить учебную задачу, находить необходимую информацию для решения конкретной задачи, умение анализировать полученные знания и так далее.
§1.3. Анализ наиболее распространенных пропедевтических курсов физики для 5-6 классов
Идея введения в образовательную программу пропедевтического курса физики возникла еще в прошлом веке, поэтому на данный момент разработано достаточно большое количество уже готовых программ, пользующихся не малой популярностью. Наиболее распространены программы следующих авторов: Даммер М.Д., Гуревича А.Е, Исаев Д.А., Понтак Л.С., Степанова Г.Н. Ознакомившись с представленными программами был выявлен общих черт, а также различий.
Пропедевтический курс Гуревича А.Е., Исаева Д.А., Понтак Л.С. – «Введение в естественнонаучные предметы. Естествознание. 5-6 классы», включает в себя учебник «Введение в естественнонаучные предметы. Естествознание. Физика. Химия. 5 - 6 классы» и рабочие тетради, соответствующие ходу программы учебника. Программа соответствует ФГОС и разрешена для применения в учебных учреждениях.
Программа Степановой Г.Н. – «Физика с 5-го класса», включает в себя раздельные учебники для 5 и 6 классов. Содержание заключает в себе вводный курс физики. Также разработаны рабочие тетради для 5 и 6 классов отдельно.
Программа пропедевтического курса Степановой Г.Н. – «Физика с 5-го класса», представляет собой вводный курс физики для 5 и 6 классов. Данный курс, включает в себя два учебника, ориентированных, один на 5, другой на 6 класс. В комплект к обоим учебникам предлагается рабочие тетради [13].
Курс Даммера М.Д. состоит из двух учебников, для 5 и 6 классов – «Физика 5: учебное пособие для 5 класса», «Физика 6: учебное пособие для 6 класса». Однако более распространенным является курс созданный Даммер М.Д. в соавторстве с Хохловой В.В., в учебно-методический комплекс, которого входит учебник «Опережающий курс физики 5-6 класс».
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что пропедевтический курс Гуревича А.Е., и его соавторов, и курс Степановой Г.Н. имеют преимущество благодаря своим рабочим тетрадям, что в свою очередь дает больше возможностей учителю и упрощает его работу.
В результате анализа вышеперечисленных курсов, выявлены следующие общие сходства:
-
Формулировка заданий нацелена, в первую очередь, на развитие самостоятельности учеников при изучении, анализе и описании физических процессов и явлений; -
Высокая степень иллюстрированности предлагаемого школьникам материала; -
В каждую из программ включены большое количество лабораторных работ, в том числе домашние экспериментальные задания; -
Учебный материал сопровождается большим количеством аналогий с наблюдаемыми в жизни явлениями, которые понятны для учеников пятых и шестых классов; -
В программах присутствует материал для самостоятельного изучения, дополнительного чтения; -
Параграфы разграничены и каждый из них представляет самостоятельный завершенный этап познания. -
Предлагаемый пособиями материал соответствует современной научной картиной мире.
Проанализируем и сравним примерные учебные программы Даммер М.Д., Хохловой В.В. «Опережающий курс физики 5-6 класс» и «Естествознание 5-6 классы» Гуревича А.Е., Исаева Д.А., Понтак Л.С. более подробно. В ходе анализа выявлено:
В каждом учебнике предполагается выполнение большого количества опытов, экспериментальных задач и лабораторных работ. При этом дано достаточное количество иллюстраций к ним, что повышает уровень понимания со стороны учеников пятых и шестых классов. При этом в учебном пособии Даммер М.Д. есть темы для самостоятельной работы учащихся в виде сочинений, чего нет у Гуревича А.Е.
Учебная программа первых авторов (Даммер М.Д., Хохловой В.А.) содержит раздел «Знакомство с физическими величинами», что безусловно полезно для учеников на начальном этапе изучения физики. Он помогает познакомиться с физическими величинами, способами их измерения, физическими приборами. На мой взгляд, это очень важный раздел в изучении физики, который способствует повышению успешности усвоения знаний в дальнейшем курсе физического образования. В программе Гуревича А.Е., Исаева Д.А., Понтак Л.С., большее внимание уделяется изучению физических и химических характеристик тела и вещества. Такой подход может привести к замешательству учеников, по той причине, что разделение понятий физических и химических процессов играет большую роль при дальнейшем изучении предметов, поэтому стоит заострить внимание на их различиях, чётко разграничивай понятия тело и вещество.
Раздел «Взаимодействие тел» присутствует в обеих программах. При этом Даммер М.Д. и Хохлова В.В. большее внимание уделяют механическому движению, траектории и скорости. При этом данные понятия в программе Гуревича А.Е. изучают на более позднем этапе. В разделе «Взаимодействие тел» акцент сделан на изучение различных сил в природе. На мой взгляд, программа Даммер М.Д. в этом плане более предпочтительна, так как механическое движение, скорость и траектория должны изучаться раньше, чем силы в природе, так как этот материал является более простым, и при этом он становится базой для изучения многих других понятий и процессов.
Пропедевтический курс Даммер М.Д. включает в себя раздел «Давление твердых тел, жидкостей и газов», где изучаются соответствующие темы. В то время как программа Гуревича А.Е. не обособляет данные темы в отдельную главу, изучая их после электрических сил и магнитного взаимодействия.
Разделы «Электрические явления» и «Магнитные явления» разделены и изучаются последовательно друг за другом в программе Даммер М.Д. и Хохлова В.В., что является более правильным с точки зрения логически-последовательного изучения физики. В программе Гуревича А.Е. темы электричества и магнитное действие объединенные в разделе « Электромагнитные явления» и представлены там в меньшем объеме, что не дает учащимся полной картины по данным темам. При первом изучении данных явлений целесообразно разделить электричество и магнетизм на два раздела, для более ясного изложения материала.
В конечном итоге сравнении можно сделать вывод, что более предпочтительной является программа пропедевтического курса Даммер Д.М. и Хохлова В.В.. В данном ими учебном пособии наиболее логично выстроена последовательность изучения разделов, при это сами разделы раскрыты более подробно и качественно. При этом программа полностью удовлетворяет современным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. Так же несомненным плюсом программы является то, что она не дублирует программу физики 7 класса Перышкина А.В., которая применяется в большинстве современных школ, что позволяет сохранять интерес и мотивацию к изучению предмета «физика» в 7 классе.