Файл: Курсовая работа по дисциплине методика обучения и воспитания (по профилю подготовки физика).docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 319
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
§1.3. Анализ наиболее распространенных пропедевтических курсов физики для 5-6 классов
§2.1 Метод проектов и его место в современной методике
§2.2. Преимущества метода проектов
§2.3 Использование метода проекта в программе пропедевтического курса физики.
§3.1. Описание конструктора «Знаток»
§4.1. Актуальность проведения занятий по теме «Альтернативные источники энергии»
§4.1 Разработка технологических карт занятий по теме «Альтернативные источники энергии»
§3.1. Применение конструктора «Знаток» при проведении проектно-практических занятий в образовательном пропедевтическом курсе физики 5-6 классов.
Проектно-практические работы на занятиях физики призваны связать теоретические основы изучаемых явлений и процессов с их практическим применением. Использование конструктора «Знаток» на данном типе занятий позволяет визуализировать исследуемые процессы, а также формирует начальные знаний об устройстве электрических схем, электроизмерительных приборов и различных элементов цепи.
Электронный конструктор, представленный наборами разной степени сложности, может быть использован как при проведении учебных занятий в общеобразовательных школах по курсу физики, так и при проведении занятий в радиотехнических центрах и кружках. Предложенные набором элементы и схемы позволяют познакомить учащихся на начальном этапе с основами составления электрической цепи, а также изучать основы электроники от физической природы явлений. Наглядность демонстраций помогает показать связь между физической природой процессов и явлений, и техникой, при этом наборы позволяют на простых примерах проиллюстрировать основные физические законы разных разделов физики.
При работе с конструктором у обучающихся формируются умения анализировать исходные условия, понимать внутреннюю суть явлений и на основе этого предлагать техническое решение. А большой выбор готовых схем и процесс их сборки повышает уровень мотивации учеников и способен заинтересовать их в получении конкретных результатов.
В комплекте к некоторым наборам идет методическое сопровождение практических занятий, которые согласуются с разделами физики, изучаемыми в школе, в том числе в различных опережающих курсах. Разделение заданий на уровни сложности позволяет достичь дифференцирования процесса образования, что положительно влияет на результаты.
Предлагаемые практические задания могут выполняться при изучении следующих тем и разделов: «Электрическая цепь и ее основные части», «Механические колебания и волны. Звук», «Электрические явления. Постоянный ток», «Электрический ток в различных средах», «Энергия», «Превращение энергии».
Основной целью использования конструктора в пропедевтическом курсе физики может являться организация работы учащихся с конструктором для формирования у них умения конструировать и моделировать, развитие технической грамотности, а также ознакомление их с электрической цепью и ее основными элементами.
Основными дидактическими задачами являются:
-
Формирование у обучающихся представлений об электрической цепи и ее основных элементах; -
Усвоение учащимися основных физических понятий и явлений в разделах «Электричество» и «Электрическая цепь»; -
Знакомство с методами проектирования; -
Проектирование и изготовление электрических приборов и устройств для различных измерений и исследований, а также решения задач практического характера; -
Формирование универсальных учебных действий; -
Повышение уровня интереса к предмету; -
Воспитание у детей усидчивости и трудолюбия.
Применение конструктора «Знаток» на занятиях позволяет добиться следующих образовательных результатов:
Предметные образовательные результаты:
- изучение основных физических понятий раздела «Электричество», усвоение понятий электронные детали, алгоритм, схема, батарея, монтажная плата и т.д.;
- овладение умениями читать и составлять схемы электрических цепей, собирать и конструировать их;
- рациональное использование технологической информации для проектирования и создания объекта труда;
- знакомство с устройством различных систем «умного дома».
Метапредметные образовательные результаты:
- умение формулировать свои мысли и излагать их окружающим;
- умение устанавливать причинно-следственные связи;
- умение работать с информацией: выделять необходимую для решения поставленной задачи информацию, работать с различными видами информации (графической, текстовой);
- ознакомиться с основными методами познания: наблюдение, опыт, эксперимент, лабораторная работа.
Личностные образовательные результаты:
- развитие чувства ответственности за результат работы и принимаемы решения;
- умение работать с электрическими приборами с соблюдением техники безопасности;
- умение работать сообща, в коллективе, группе;
- формирование самостоятельности и активности;
- воспитание бережного отношения к природе и энергетическим ресурсам;
- развитие критического мышления в процессе выполнения практических задач.
В итоге проведения занятий с использованием электронного конструктора «Знаток» станут сформированные универсальные учебные действия:
Личностные:
-
Интерес к физике, как к элементу человеческой жизни и культуры
-
Способность видеть закономерности связи наблюдаемых явлений; -
Уверенность в возможности познания окружающего мира.
Регулятивные:
-
Прогнозирование и планирование; -
Рационально распределение времени; -
Пользование измерительными приборами и измерение физических величин; -
Учет правил техники безопасности.
Познавательные:
-
Формулирование целей и задач; -
Описание наблюдаемых явлений; -
Оформление результатов (схемы, таблицы, графики) -
Обоснование выбранных методов и действий;
Коммуникативные:
-
Правильное распределение обязанностей при работе в группе; -
Взаимоконтроль и самоконтроль; -
Обсуждение процесса деятельности и результатов с учителем и сверстниками.
Раздел 4. Разработка занятий по теме «Альтернативные источники энергии» с использованием конструктора «Знаток»
§4.1. Актуальность проведения занятий по теме «Альтернативные источники энергии»
Альтернативная энергетика - совокупность перспективных способов получения, передачи и использования энергии, которые распространены не так широко, как традиционные, однако представляют интерес из-за выгодности их использования при, как правило, низком риске причинения вреда окружающей среде.[Альтернативные источники энергии.https://nsportal.ru/ap/library/nauchno-tekhnicheskoetvorchestvo/2018/05/22/proekt-alternativnye-istochniki-energii]
В современном мире изучение альтернативных источников энергии с каждым годом все боле актуально. Фактор ограниченности полезных ископаемых заставляет людей все больше и больше использовать альтернативные источники в качестве основных. Главным преимуществом последних, безусловно, является их неисчерпаемость.
Знакомство учащихся с данной темой в пропедевтическом курсе позволит расширить кругозор детей на основе социально значимой проблемы, что полезно с точки зрения воспитательного аспекта образовательного процесса. При этом содержание темы очень разнообразно, что позволяет преподавателю самому регулировать уровень сложности материала, в зависимости от возрастных и интеллектуальных особенностей детей. Например в 5 классе рациональным будет ознакомительный урок, на котором рассматриваются существующие источники альтернативной энергии, при это нет необходимости углубляться в сущность протекающих физических процессов, так как они довольно сложны для понимания в таком возрасте и у детей нет достаточного количества знаний. Однако при всей сложности, тема помогает связать изучение теории физики с реальностью, что приводит к повышению интереса со стороны учащихся, а значит, их мотивация к познавательной деятельности возрастает.
Набор электронного конструктора «Знаток. Альтернативные источники энергии» может помочь учителю при проведении не только практических, но и теоретических занятий на данную тему. Собираемые схемы позволяют визуализировать объясняемый материал, что положительно влияет на уровень усвоения учащимися получаемых знаний.