Файл: Курсовая работа по дисциплине методика обучения и воспитания (по профилю подготовки физика).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 326

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Раздел 1. Дидактические основы формирования универсальных учебных действий при реализации пропедевтических курсов физики и их значение в общем курсе физики.

§1.1. Содержание универсальных учебных действий с учетом возрастных особенностей учащихся и процесса обучения физике.

§1.2. Значение пропедевтических курсов физики для подготовки учащихся к изучению базовых учебных курсов

§1.3. Анализ наиболее распространенных пропедевтических курсов физики для 5-6 классов

Раздел 2. Методические особенности проектной деятельности в программе пропедевтического курса физики.

§2.1 Метод проектов и его место в современной методике

§2.2. Преимущества метода проектов

§2.3 Использование метода проекта в программе пропедевтического курса физики.

§2.4. Практико-ориентированный проект как один из основных видов деятельности в образовательном пропедевтическом курсе физики для 5-6 классов.

Раздел 3. Применение конструктора «Знаток» в процессе преподавания пропедевтического курса физика для 5-6 классов.

§3.1. Описание конструктора «Знаток»

§3.1. Применение конструктора «Знаток» при проведении проектно-практических занятий в образовательном пропедевтическом курсе физики 5-6 классов.

Раздел 4. Разработка занятий по теме «Альтернативные источники энергии» с использованием конструктора «Знаток»

§4.1. Актуальность проведения занятий по теме «Альтернативные источники энергии»

§4.1 Разработка технологических карт занятий по теме «Альтернативные источники энергии»

Заключение

Список использованных источников

Приложение А

Приложение Б

Приложение В




Организационная структура урока 


N п/п

Этап урока

Длительность этапа (мин.)

1.

Этап организации и мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

2

2.

Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

4

3.

Этап выявления места и причины затруднения

2

4.

Этап построения проекта выхода из затруднения

2

5.

Этап реализации построенного проекта

25

6.

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

3

7.

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

5

8.

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

2




Этап/ Цель

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1. Этап организации и мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Подготовить учащихся к познавательной деятельности и заинтересовать их.

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку.

Настраивает класс на восприятие нового материала.

В современном мире невозможно представить нашу жизнь без ежедневного использования электричества. Сегодня энергетика базируется на не возобновляемых источниках энергии. В качестве главных энергоносителей выступают нефть, газ и уголь. Однако запасы таких полезных ископаемых ограничены, из-за чего человечество вынуждено постоянно искать и совершенствовать источники получения энергии. О них мы и будем говорить на сегодняшнем занятии.

Приветствуют учителя. 

Готовятся к уроку.

Психологически настраиваются на познавательную деятельность.

Самоорганизация.

Планирование учебной деятельности.

2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

Актуализация необходимых знаний.

Выявление и фиксирование затруднений.

Прежде чем приступить к новой теме, вам необходимо ответить на мои вопросы.

Проводит фронтальный опрос с целью актуализации знаний:

1. Что такое энергия?

2. Какие виды энергии вы знаете?

3. Что такое источник энергии?

4. Что такое потребитель энергии?
Озвучивание проблемного вопроса:

Какие источники энергии называются альтернативными? Какие виды альтернативных источников энергии вы знаете?

Отвечают на вопросы учителя.

Обсуждают ответы на проблемные вопросы.

Коммуникация с учителем и сверстниками в процессе обсуждения.

3. Этап выявления места и причины затруднения

Выявление места и причины затруднения.

Поиск возможных решений.

1. Почему вы не смогли в полной мере ответить на последние вопросы?

2. Что вам необходимо изучить, чтобы ответить на все вопросы?

Отвечают на вопросы учителя

1. Потому что не изучали этого

2. Что такое альтернативные источники энергии и их виды.

Правильное формулирование своих мыслей. Выявление причины затруднения и поиск решения.

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Постановка цели и формулирование темы урока.

1. Следовательно, какую главную цель мы поставим на предстоящий урок?

2. Как мысформулируем тему урока?

Отвечают на вопросы:

  1. Узнать что такое альтернативные источники энергии и их виды

  2. Альтернативные источники энергии

Определение и формулирование цели деятельности. Планирование познавательной деятельности.

5. Этап реализации построенного проекта

Освоение учащимися познавательных универсальных учебных действий, усвоение нового материала с помощью этих действий, достижение поставленной цели.

Как уже было сказано ранее, сейчас большинство энергии люди получают из таких ресурсов как нефть, газ и уголь, что является исчерпаемыми ресурсами. Этот факт заставил человека искать другие, можно сказать бесконечные источники энергии. Такие источники называются альтернативными.

Альтернативные источники энергии (АИЭ) — это возобновляемые природные ресурсы, из которых получают тепло, электричество и другие виды энергии. В отличие от ограниченных источников, а именно нефти, угля и газа, запасы которых с каждым годом уменьшаются, этот способ получения энергии отличается повышенной экологичностью и возобновляемостью.

Сейчас мы с вами рассмотрим, какие источники исследованы и используются людьми в настоящее время. Для этого вам нужно разделиться на 5 равных по количеству групп. Каждая группа на листочке получит свой вид альтернативного источника энергии и выделит его преимущества и недостатки. После этого один человек от группы выступает и кратко рассказывает об изученном источнике.

В конце у каждого должны быть записаны преимущества и недостатки каждого источника.

Записывают определение альтернативных источников энергии.

Делятся на 5 групп и изучают материал.

Выступают перед классом.

Карточки для каждой из групп: (https://docs.google.com/document/d/1Sbx50AcYP8HXOg_GGQAOhR1zO5mT58PrDTJHiiHDXSg/edit?usp=sharing)


Умения работать в команде, коммуницировать с партнерами для решения учебной задачи. Построение партнёрских взаимоотношений в команде. Формирование чувства ответственности за результат.


6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Повторение и обобщение полученных на уроке знаний.

Итак, все справились с полученным заданием, теперь для закрепления ответьте мне на вопросы по пройденной теме:

1. Что такое альтернативные источники энергии?

2. Какие ресурсы называются возобновляемыми?

3. Что такое ГЭС, ВЭС, ГЭ?

4. В чем заключается главное преимущество альтернативной энергетики? (неисчерпаемость ресурсов)

Отвечают на вопросы учителя.

  1. это возобновляемые природные ресурсы, из которых получают тепло, электричество и другие виды энергии

  2. природные ресурсы, запасы которых или восстанавливаются быстрее, чем используются, или не зависят от того, используются они или нет.

  3. Гидроэлектроста́нция, Ветряная электростанция, геотермальная электростанция.

Обобщение и структурирование полученных знаний.

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Организация самостоятельной работы учащихся с целью выявления затруднений и формирования навыков применения полученных знаний при решении поставленных задач.

Раздает детям карточки для самостоятельной работы.

Следит за выполнением.

Фронтально проверяет результат.

Обсуждает возникшие затруднения.

Возвращается к началу у рока и вместе с детьми отвечает на поставленные в начале урока вопросы.
Проговаривает план следующего урока: знакомство с деталями конструктора «Знаток. Альтернативные источники энергии» и демонстрация работы некоторых из них.


Выполняют полученное задание и обсуждают результаты выполнения.

Задание: https://docs.google.com/document/d/1zX3eouhtIlSfndRj7lPqqfLkvUcW1QNSmL1UuSh41bg/edit?usp=sharing

Оценка своей деятельности. Применение полученных знаний и умений для решения поставленной задачи.

8. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Оценка продуктивности деятельности на уроке.

1. Какую цель мы с вами ставили на сегодняшнем уроке?

2. Смогли ли мы ее достичь?

3. Что для вас было самым трудным?

4. Был ли урок вам интересен?

Проводят рефлексию.

Правильное формулирование и дальнейшее выражение своих мыслей.





Приложение Б


Технологическая карта урока

Урок № 2

Учитель Владимиров Андрей Сергеевич

Класс 5

Предмет Физика (пропедевтический курс)

Тема урока Альтернативные источники энергии

Дата проведения урока  _______________ 

Тип урока Урок «открытия» нового знания 


Цели урока


Содержательная: формирование у учащихся знаний о принципе сбора электрической цепи с альтернативными источниками энергии

Деятельностная: формирование умений собирать цепи с альтернативными источниками энергии с использованием конструктора «Знаток. Альтернативные источники энергии»

Задачи

Образовательные:

  1. Формировать умения работы с электрическими цепями.

  2. Развивать умения планировать свою учебную деятельность.

Развивающие:

  1. Развивать логическое мышление и техническую грамотность.

  2. Развивать навыки самостоятельной деятельности.

  3. Развивать навыки коллективной работы.

Воспитательные: 

  1. Содействовать воспитанию трудолюбия при выполнении практической деятельности.

  2. Воспитывать аккуратность при выполнении практических действий.

  3. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

  4. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим в процессе сотрудничества.

Планируемые

результаты


Предметные:

  1. Смогут собирать электрические цепи с использованием альтернативных источников энергии.

  2. Смогут описывать принцип работы электрической цепи.

Личностные:

  1. Формирование навыков самообразования и самостоятельности.

  2. Развитие навыков коммуникации в процессе учебной деятельности.

  3. Формирование интереса к учебному процессу и мотивации получения новых навыков.

Метапредметные (УУД):

  1. Развитие навыков постановки учебной цели и планирования деятельности для её достижения.

  2. Развитие мелкой моторики в процессе работы с конструктором.

  3. Развитие технической грамотности и ИКТ-компетенций.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Технология, информатика.

  1. Фронтальная. 

  2. Индивидуальная.

  3. Парная.

  1. Конструктор «Знаток. Альтернативные источники энергии»

  2. Интернет-ресурсы.

  3. ЦОР






Организационная структура урока 

N п/п

Этап урока

Длительность этапа (мин.)

1.

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

2

2.

Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

4

3.

Этап выявления места и причины затруднения

2

4.

Этап построения проекта выхода из затруднения

3

5.

Этап реализации построенного проекта

17

6.

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

5

7.

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

10

8.

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

2



Этап/ Цель

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1. Этап организации и мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку.

Настраивает класс на восприятие нового материала.

Проводит мотивацию учебной деятельности.

Приветствуют учителя. 

Настраиваются на учебную деятельность.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Предвосхищение результата и уровня усвоения знаний

2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

Подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

Проводит актуализацию знаний через фронтальный опрос по теме прошлого урока

-Что такое альтернативные источники энергии? Виды? Преимущества?

Постановка проблемного вопроса:

Как собрать схему с использованием альтернативных источников энергии?

Фиксация затруднения.

Отвечают на вопросы:

- это возобновляемые природные ресурсы, из которых получают тепло, электричество и другие виды энергии. Энергия воды(ГЭС), энергия ветра(ВЭС), геотермальные электростанции, энергия солнца, водородная энергия. Использование возобновляемых природных ресурсов.

Обсуждают проблемный вопрос.

Формулирование собственного мнения. Выдвижение гипотез и их обоснование.

3. Этап выявления места и причины затруднения

Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

С помощью наводящих вопросов помогает учащимся в выявлении места и причины затруднения:

- Почему вы не смогли ответить на последний вопрос?

- Что необходимо сделать, чтобы узнать ответ?

Отвечают на вопросы учителя.

Фиксируют затруднение.

Продумывают возможные пути его устранения.

Формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки. Поиск разнообразных способов решения задач. Установление причинно-следственных связей

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации

- Исходя из проблемы, какую цель мы поставим на сегодняшнее занятие?

Отвечают на вопросы:

  1. Узнать как собирается цепь с использованием альтернативных источников энергии

Формулирование проблемы. Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

5. Этап реализации построенного проекта

Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще

Делит обучающихся на пары и раздает конструкторы.

Прежде чем мы с вами начнем собирать цепи с использованием альтернативных источников энергии, давайте познакомимся с основными элементами, которые будут нужны нам при работе.



Батарея В4 содержит перезаряжаемый элемент(аккумулятор). Эта батарея дает напряжение используя химическую реакцию. Это напряжение намного меньше и безопаснее того, что используется в электрических цепях вашего дома.



Солнечная батарея В7 состоит из положительно и отрицательно заряженных кремниевых кристаллов. Когда солнечный свет попадает на батарею, заряженные частицы в лучах солнца нарушают электрическое равновесие в кремниевых слоях и производят электрическое напряжение до 7V.



Мотор М4 превращает электричество в механическое движение. Он также может быть использован как генератор, так как мотор производит электрический ток при повороте вала. При помощи пропеллера или водяного колеса можно крутить вал мотора и использовать его как генератор.





Мультиметр М6 – измерительное устройство на базе гальванометра. При параллельном подключении измеряет напряжение, при последовательном -измеряет силу тока.

Теперь, когда мы ознакомились с необходимыми элементами, предлагаю вам в парах собрать интересную цепь.

Раздает схемы.

В процессе сборки ходит по кабинету и контролирует процесс, при необходимости подсказывает.

Сначала установите переключатель мультиметра на 5V и измерьте показание напряжение вырабатываемое совместно подключенными ветряной мельницы, солнечной батареи и ручным генератором. После этого переключите в режим 50mA и измерите силу тока цепи.

Разбирают конструкторы.

Организуют рабочее пространство.

Знакомятся с элементами цепи.

Собирают цепь по предложенной схеме.

Производят измерения.

Развитие познавательных интересов , учебных мотивов, формирование мотивов достижения.

Принятие и сохранение учебной задачи.

Поиск разнообразных способов решения задач. Развитие умений продуктивной совместной

деятельности.

Развитие коммуникативных навыков.

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач

- с какими элементами цепи с использованием альтернативных источников энергии вы сегодня познакомились?

- какую роль в цепи выполняют ветряная мельница или солнечная батарея?

- какие еще схемы с использованием конструктора можно собрать?

Домашнее задание: спроектировать устройство с использованием альтернативных источников энергии на базе конструктора «Знаток», которое вы могли бы использовать дома. (Проект включает в себя: название устройства, схема, описание установки и принцип действия, используемый источник энергии, практическое назначение) Работать в тех же группах.

Отвечают на вопросы учителя:

- батарея В4, солнечная батарея В7, мотор М4, мультиметр М6;

- роль источника энергии;

- предлагают варианты

Рассуждают на тему возможных устройств.

Записывают домашнее задание.


Структурирование знаний.

Формулирование своих мыслей.

Построение диалога.

7. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

1. Какую цель мы с вами ставили на сегодняшнем уроке?

2. Смогли ли мы ее достичь?

3. Что для вас было самым трудным?

4. Был ли урок вам интересен?

Проводят рефлексию.

Оценивают успешность достижения цели.

Анализ. Построение речевого высказывания.