Файл: Курсовая работа по дисциплине методика обучения и воспитания (по профилю подготовки физика).docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 326
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
§1.3. Анализ наиболее распространенных пропедевтических курсов физики для 5-6 классов
§2.1 Метод проектов и его место в современной методике
§2.2. Преимущества метода проектов
§2.3 Использование метода проекта в программе пропедевтического курса физики.
§3.1. Описание конструктора «Знаток»
§4.1. Актуальность проведения занятий по теме «Альтернативные источники энергии»
§4.1 Разработка технологических карт занятий по теме «Альтернативные источники энергии»
Организационная структура урока
N п/п | Этап урока | Длительность этапа (мин.) |
1. | Этап организации и мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | 2 |
2. | Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии | 4 |
3. | Этап выявления места и причины затруднения | 2 |
4. | Этап построения проекта выхода из затруднения | 2 |
5. | Этап реализации построенного проекта | 25 |
6. | Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | 3 |
7. | Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | 5 |
8. | Этап рефлексии учебной деятельности на уроке | 2 |
Этап/ Цель | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1. Этап организации и мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | |||
Подготовить учащихся к познавательной деятельности и заинтересовать их. | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. Настраивает класс на восприятие нового материала. В современном мире невозможно представить нашу жизнь без ежедневного использования электричества. Сегодня энергетика базируется на не возобновляемых источниках энергии. В качестве главных энергоносителей выступают нефть, газ и уголь. Однако запасы таких полезных ископаемых ограничены, из-за чего человечество вынуждено постоянно искать и совершенствовать источники получения энергии. О них мы и будем говорить на сегодняшнем занятии. | Приветствуют учителя. Готовятся к уроку. Психологически настраиваются на познавательную деятельность. | Самоорганизация. Планирование учебной деятельности. |
2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии | |||
Актуализация необходимых знаний. Выявление и фиксирование затруднений. | Прежде чем приступить к новой теме, вам необходимо ответить на мои вопросы. Проводит фронтальный опрос с целью актуализации знаний: 1. Что такое энергия? 2. Какие виды энергии вы знаете? 3. Что такое источник энергии? 4. Что такое потребитель энергии? Озвучивание проблемного вопроса: Какие источники энергии называются альтернативными? Какие виды альтернативных источников энергии вы знаете? | Отвечают на вопросы учителя. Обсуждают ответы на проблемные вопросы. | Коммуникация с учителем и сверстниками в процессе обсуждения. |
3. Этап выявления места и причины затруднения | |||
Выявление места и причины затруднения. Поиск возможных решений. | 1. Почему вы не смогли в полной мере ответить на последние вопросы? 2. Что вам необходимо изучить, чтобы ответить на все вопросы? | Отвечают на вопросы учителя 1. Потому что не изучали этого 2. Что такое альтернативные источники энергии и их виды. | Правильное формулирование своих мыслей. Выявление причины затруднения и поиск решения. |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения | |||
Постановка цели и формулирование темы урока. | 1. Следовательно, какую главную цель мы поставим на предстоящий урок? 2. Как мысформулируем тему урока? | Отвечают на вопросы:
| Определение и формулирование цели деятельности. Планирование познавательной деятельности. |
5. Этап реализации построенного проекта | |||
Освоение учащимися познавательных универсальных учебных действий, усвоение нового материала с помощью этих действий, достижение поставленной цели. | Как уже было сказано ранее, сейчас большинство энергии люди получают из таких ресурсов как нефть, газ и уголь, что является исчерпаемыми ресурсами. Этот факт заставил человека искать другие, можно сказать бесконечные источники энергии. Такие источники называются альтернативными. Альтернативные источники энергии (АИЭ) — это возобновляемые природные ресурсы, из которых получают тепло, электричество и другие виды энергии. В отличие от ограниченных источников, а именно нефти, угля и газа, запасы которых с каждым годом уменьшаются, этот способ получения энергии отличается повышенной экологичностью и возобновляемостью. Сейчас мы с вами рассмотрим, какие источники исследованы и используются людьми в настоящее время. Для этого вам нужно разделиться на 5 равных по количеству групп. Каждая группа на листочке получит свой вид альтернативного источника энергии и выделит его преимущества и недостатки. После этого один человек от группы выступает и кратко рассказывает об изученном источнике. В конце у каждого должны быть записаны преимущества и недостатки каждого источника. | Записывают определение альтернативных источников энергии. Делятся на 5 групп и изучают материал. Выступают перед классом. Карточки для каждой из групп: (https://docs.google.com/document/d/1Sbx50AcYP8HXOg_GGQAOhR1zO5mT58PrDTJHiiHDXSg/edit?usp=sharing) | Умения работать в команде, коммуницировать с партнерами для решения учебной задачи. Построение партнёрских взаимоотношений в команде. Формирование чувства ответственности за результат. |
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | |||
Повторение и обобщение полученных на уроке знаний. | Итак, все справились с полученным заданием, теперь для закрепления ответьте мне на вопросы по пройденной теме: 1. Что такое альтернативные источники энергии? 2. Какие ресурсы называются возобновляемыми? 3. Что такое ГЭС, ВЭС, ГЭ? 4. В чем заключается главное преимущество альтернативной энергетики? (неисчерпаемость ресурсов) | Отвечают на вопросы учителя.
| Обобщение и структурирование полученных знаний. |
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | |||
Организация самостоятельной работы учащихся с целью выявления затруднений и формирования навыков применения полученных знаний при решении поставленных задач. | Раздает детям карточки для самостоятельной работы. Следит за выполнением. Фронтально проверяет результат. Обсуждает возникшие затруднения. Возвращается к началу у рока и вместе с детьми отвечает на поставленные в начале урока вопросы. Проговаривает план следующего урока: знакомство с деталями конструктора «Знаток. Альтернативные источники энергии» и демонстрация работы некоторых из них. | Выполняют полученное задание и обсуждают результаты выполнения. Задание: https://docs.google.com/document/d/1zX3eouhtIlSfndRj7lPqqfLkvUcW1QNSmL1UuSh41bg/edit?usp=sharing | Оценка своей деятельности. Применение полученных знаний и умений для решения поставленной задачи. |
8. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке | |||
Оценка продуктивности деятельности на уроке. | 1. Какую цель мы с вами ставили на сегодняшнем уроке? 2. Смогли ли мы ее достичь? 3. Что для вас было самым трудным? 4. Был ли урок вам интересен? | Проводят рефлексию. | Правильное формулирование и дальнейшее выражение своих мыслей. |
Приложение Б
Технологическая карта урока
Урок № 2
Учитель Владимиров Андрей Сергеевич
Класс 5
Предмет Физика (пропедевтический курс)
Тема урока Альтернативные источники энергии
Дата проведения урока _______________
Тип урока Урок «открытия» нового знания
Цели урока | Содержательная: формирование у учащихся знаний о принципе сбора электрической цепи с альтернативными источниками энергии Деятельностная: формирование умений собирать цепи с альтернативными источниками энергии с использованием конструктора «Знаток. Альтернативные источники энергии» | |
Задачи | Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
| |
Планируемые результаты | Предметные:
Личностные:
Метапредметные (УУД):
| |
Организация пространства | ||
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы |
Технология, информатика. |
|
|
Организационная структура урока
N п/п | Этап урока | Длительность этапа (мин.) |
1. | Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | 2 |
2. | Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии | 4 |
3. | Этап выявления места и причины затруднения | 2 |
4. | Этап построения проекта выхода из затруднения | 3 |
5. | Этап реализации построенного проекта | 17 |
6. | Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | 5 |
7. | Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | 10 |
8. | Этап рефлексии учебной деятельности на уроке | 2 |
Этап/ Цель | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1. Этап организации и мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | |||
Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. Настраивает класс на восприятие нового материала. Проводит мотивацию учебной деятельности. | Приветствуют учителя. Настраиваются на учебную деятельность. | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Предвосхищение результата и уровня усвоения знаний |
2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии | |||
Подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | Проводит актуализацию знаний через фронтальный опрос по теме прошлого урока -Что такое альтернативные источники энергии? Виды? Преимущества? Постановка проблемного вопроса: Как собрать схему с использованием альтернативных источников энергии? Фиксация затруднения. | Отвечают на вопросы: - это возобновляемые природные ресурсы, из которых получают тепло, электричество и другие виды энергии. Энергия воды(ГЭС), энергия ветра(ВЭС), геотермальные электростанции, энергия солнца, водородная энергия. Использование возобновляемых природных ресурсов. Обсуждают проблемный вопрос. | Формулирование собственного мнения. Выдвижение гипотез и их обоснование. |
3. Этап выявления места и причины затруднения | |||
Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | С помощью наводящих вопросов помогает учащимся в выявлении места и причины затруднения: - Почему вы не смогли ответить на последний вопрос? - Что необходимо сделать, чтобы узнать ответ? | Отвечают на вопросы учителя. Фиксируют затруднение. Продумывают возможные пути его устранения. | Формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки. Поиск разнообразных способов решения задач. Установление причинно-следственных связей |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения | |||
Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации | - Исходя из проблемы, какую цель мы поставим на сегодняшнее занятие? | Отвечают на вопросы:
| Формулирование проблемы. Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. |
5. Этап реализации построенного проекта | |||
Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще | Делит обучающихся на пары и раздает конструкторы. Прежде чем мы с вами начнем собирать цепи с использованием альтернативных источников энергии, давайте познакомимся с основными элементами, которые будут нужны нам при работе. Батарея В4 содержит перезаряжаемый элемент(аккумулятор). Эта батарея дает напряжение используя химическую реакцию. Это напряжение намного меньше и безопаснее того, что используется в электрических цепях вашего дома. Солнечная батарея В7 состоит из положительно и отрицательно заряженных кремниевых кристаллов. Когда солнечный свет попадает на батарею, заряженные частицы в лучах солнца нарушают электрическое равновесие в кремниевых слоях и производят электрическое напряжение до 7V. Мотор М4 превращает электричество в механическое движение. Он также может быть использован как генератор, так как мотор производит электрический ток при повороте вала. При помощи пропеллера или водяного колеса можно крутить вал мотора и использовать его как генератор. Мультиметр М6 – измерительное устройство на базе гальванометра. При параллельном подключении измеряет напряжение, при последовательном -измеряет силу тока. Теперь, когда мы ознакомились с необходимыми элементами, предлагаю вам в парах собрать интересную цепь. Раздает схемы. В процессе сборки ходит по кабинету и контролирует процесс, при необходимости подсказывает. Сначала установите переключатель мультиметра на 5V и измерьте показание напряжение вырабатываемое совместно подключенными ветряной мельницы, солнечной батареи и ручным генератором. После этого переключите в режим 50mA и измерите силу тока цепи. | Разбирают конструкторы. Организуют рабочее пространство. Знакомятся с элементами цепи. Собирают цепь по предложенной схеме. Производят измерения. | Развитие познавательных интересов , учебных мотивов, формирование мотивов достижения. Принятие и сохранение учебной задачи. Поиск разнообразных способов решения задач. Развитие умений продуктивной совместной деятельности. Развитие коммуникативных навыков. |
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | |||
Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач | - с какими элементами цепи с использованием альтернативных источников энергии вы сегодня познакомились? - какую роль в цепи выполняют ветряная мельница или солнечная батарея? - какие еще схемы с использованием конструктора можно собрать? Домашнее задание: спроектировать устройство с использованием альтернативных источников энергии на базе конструктора «Знаток», которое вы могли бы использовать дома. (Проект включает в себя: название устройства, схема, описание установки и принцип действия, используемый источник энергии, практическое назначение) Работать в тех же группах. | Отвечают на вопросы учителя: - батарея В4, солнечная батарея В7, мотор М4, мультиметр М6; - роль источника энергии; - предлагают варианты Рассуждают на тему возможных устройств. Записывают домашнее задание. | Структурирование знаний. Формулирование своих мыслей. Построение диалога. |
7. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке | |||
Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | 1. Какую цель мы с вами ставили на сегодняшнем уроке? 2. Смогли ли мы ее достичь? 3. Что для вас было самым трудным? 4. Был ли урок вам интересен? | Проводят рефлексию. Оценивают успешность достижения цели. | Анализ. Построение речевого высказывания. |