Файл: Курсовая работа по дисциплине методика обучения и воспитания (по профилю подготовки физика).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 305

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Раздел 1. Дидактические основы формирования универсальных учебных действий при реализации пропедевтических курсов физики и их значение в общем курсе физики.

§1.1. Содержание универсальных учебных действий с учетом возрастных особенностей учащихся и процесса обучения физике.

§1.2. Значение пропедевтических курсов физики для подготовки учащихся к изучению базовых учебных курсов

§1.3. Анализ наиболее распространенных пропедевтических курсов физики для 5-6 классов

Раздел 2. Методические особенности проектной деятельности в программе пропедевтического курса физики.

§2.1 Метод проектов и его место в современной методике

§2.2. Преимущества метода проектов

§2.3 Использование метода проекта в программе пропедевтического курса физики.

§2.4. Практико-ориентированный проект как один из основных видов деятельности в образовательном пропедевтическом курсе физики для 5-6 классов.

Раздел 3. Применение конструктора «Знаток» в процессе преподавания пропедевтического курса физика для 5-6 классов.

§3.1. Описание конструктора «Знаток»

§3.1. Применение конструктора «Знаток» при проведении проектно-практических занятий в образовательном пропедевтическом курсе физики 5-6 классов.

Раздел 4. Разработка занятий по теме «Альтернативные источники энергии» с использованием конструктора «Знаток»

§4.1. Актуальность проведения занятий по теме «Альтернативные источники энергии»

§4.1 Разработка технологических карт занятий по теме «Альтернативные источники энергии»

Заключение

Список использованных источников

Приложение А

Приложение Б

Приложение В



В ФГОС СОО прописано, что к личностным результатам обучения относится саморегуляция учеников в процессе их деятельности, самоопределение, способность обучающихся формулировать цель, стоить план деятельности, формирование их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Предметные результаты включают в себя умения и навыки, освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета, которые относятся к конкретной предметной области.

Метапредметные результаты представляют собой освоение межпредметных понятий, универсальных учебных действий и самостоятельное регулирование своей учебной деятельности.

Одним из важнейших пунктов стандарта является задача формирования универсальных учебных действий (УУД) и познавательных универсальных учебных действий (ПУУД).

Универсальные учебные действия – это умение самосовершенствоваться по средствам усвоения новых видов деятельности. Выделяются следующие виды УУД:

  1. Личностные

  2. Регулятивные

  3. Коммуникативные

  4. Познавательные

К личностным УУД относят, например, формирование ценностей, постановка жизненной цели, оценка своих поступков в соответствии с общепринятыми нормами общества. Личностные универсальные учебные действия должны сформировать самоопределение учащихся, как в процессе прохождения школьного курса, так и профессиональное и жизненное. Они способствуют стимулированию мотивации ребенка к учебно-познавательной деятельности.

Под регулятивными УУД понимаются: планирование, прогнозирование, саморегуляция, самооценка и т.п. Они обеспечивают организацию своей учебной деятельности обучающимися.

Коммуникативные УУД представляют собой действия, обеспечивающие социальную компетентность, получение навыков построения общения со сверстниками и учителем, умение работать в коллективе, адаптация в окружающем социуме.

К познавательным УУД относятся: логические универсальные действия, поиск и структурирование необходимой информации при помощи различных средств, постановка и решение проблем.

Познавательные универсальные учебный действия (ПУУД) являются одним из основных индикаторов развития личности ребенка в процессе его обучения. В первую очередь следует уделить внимание действиям, которые направленны на саморазвитие, через осознанное получение самим учеником новых знаний и опыта. С точки зрения психологии, ПУУД – это система действий, которые обеспечивают самостоятельное усвоение обучающимся новых умений и знаний, способность его самоорганизации в процессе обучения, а также умение применять усвоенный материал в проектно-практической деятельности и повседневной жизни.


К функциям ПУУД относятся:

  • умение ставить перед собой учебные цели;

  • искать и использовать средства и способы для достижения поставленных учебных действий и целей;

  • гармоничное развитие личности и ее самореализация на основе готовности к непрерывному образованию;

  • обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области [ФГОС].


От степени усвоения учащимся УУД и ПУУД напрямую зависит успешность всего процесса обучения. При успешном усвоении всех видов универсальных учебных действий ученик становится более «гибким», как с точки зрения получения новых знаний, с помощью различных методов и приемов обучения, так и в своих жизненных ценностях, цели и позиции. Такой человек гораздо более объективно формирует свой взгляд на мир, ориентируясь на полученные ранее знания, и при этом более охотно стремится к открытию новых.
В широком смысле, все содержание познавательной универсальной учебной деятельности направлено на обучение учащихся такими ЗУНами, которые смогут помочь им выявить свои интересы, реализоваться в них, продемонстрировать свой потенциал в различных видах деятельности, как в школьные годы, так и в дальнейшей жизни. Для учащихся 5-6 классов это возможность попробовать себя в самостоятельной проектной, практической, творческой и научной деятельности.

Предмет «Физика» является составной частью всего естественнонаучного цикла, в ходе которого есть множество возможностей формирования у учащихся познавательных универсальных учебных действий. Для этого используются различные виды деятельности учащихся на протяжении всего школьного курса физики. Особое внимание уделяется проведению лабораторно-практических работ, фронтальных опытов и демонстраций, решению экспериментальных задач. Все перечисленной стимулирует активность обучающихся на занятиях и, как следствие, активизируют познавательную активность учеников. При этом формируются различные универсальные учебные действия, в том числе логические, познавательные и метапредметные.

Так же стоит отметить, что выбор методов и приемов формирования универсальных учебных действий, а также выбор самих УУД, зависит от возраста учащихся, а точнее от психологических особенностей данного периода.



Ученики 5-6 класса (10-13 лет) , в силу своего возраста имеют ряд психологический особенностей в процессе обучения. Они вдумчиво выполняют различные виды деятельности, что приводит к увеличению требуемого для этого времени. Таким ученикам не стоит давать большой объем теоретического материала под запись. Следует отметить, что в данный период жизни ученики начинают чувствовать потребность в равноправии и самостоятельности, что может положительно повлиять на формирование УУД, при правильном использовании этой особенности. На занятиях по физике это проявляется при выполнении лабораторных работ, опытов, экспериментов, если при этом учитель предоставляет ученику определенную степень свободы в его работе. Исходя из этого, эффективным будет методика получения новых знаний в ходе самостоятельной, в том числе практической деятельности обучающихся.

При всем этом не стоит забывать о том, что для младших подростков характерны определенные сдвиги в мышлении и познавательной деятельности. Школьники в данном возрасте, в отличии от младших классов, уже не достаточно удовлетворены лишь внешним восприятием изучаемых ими процессов или явлений, они начинают проявлять желание разобраться во всем более подробно, добиться полного понимания в поставленной задаче, разобраться в сущности. Благодаря этому они начинают задавать больше вопросов, которые могут ввести в затруднение педагога. Поэтому учителю, при объяснении нового материала, необходимо проводить больше аналогий с жизненными ситуациями, доказательств, тщательней аргументировать материал. В этом ему могут помочь различные виды проектных и практических работ. Исходя из вышеизложенного, при обучении младших подростков необходимо четко продумывать каждое задание, с методической точки зрения, чтобы оно задействовало не только мыслительную активность, но и практический аспект обучения.

Также следует отметить и то, что данный возраст имеет решающее значение для последующего учения и умственного развития. Интерес и мотивация к познанию у учеников проявляется на должном уровне в том случае, если преподаватель уделяет достаточное внимание именно на практическо-прикладную сторону обучения. Поэтому в ходе пропедевтического курса физики нужно стимулировать интерес к физике, используя всевозможные проектно-практические и творческие задания. С их помощью необходимо сформировать фундаментальные знания, умения и навыки, которые пригодятся ученикам при дальнейшем изучении предмета.


§1.2. Значение пропедевтических курсов физики для подготовки учащихся к изучению базовых учебных курсов


В действующей на данный момент системе образования основной школьный курс физики представлен для изучения в 7-9 классах.

При этом в 7 классах – Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов; в 8-ых классах – 70 часов, в 9-ых – 70 часов. Однако на практике выделенных часов зачастую не достаточно, чтобы ученики достаточно глубоко изучили весь материал предусмотренный программой. Именно с данной проблемой сталкиваются преподаватели физики в школе. На мой взгляд, добавление в образовательный учебный план опережающего курса физики в полной мере помог бы компенсировать недостаточное количество выделенных по программе часов на изучение физики.

Энциклопедический словарь дает такое определение пропедевтики: пропедевтика (от греч. propaideuo – предварительно обучаю), введение в какую-либо науку, предварительный, вводный курс, систематически изложенный в сжатой и элементарной форме [2].

Пропедевтический курс можно трактовать как вводный курс, который поможет ученикам более логично и плавно перейти от изучаемых предметов в младшей школе к предметам и курсам средней и старшей школы. Ведь основная проблема этого перехода состоит в том, что материал, представленный в средних и старших классах, требует к себе более научного подхода при его изучении, а также значительно усложняется и увеличивается в объеме.

Исследованиями пропедевтики занимались Потапова М.В., Боровских Т.А., Петров А.В., Даммер М.Д, Усова А.В., Кондаков Н.И., Коврижкина Л.Н. и многие другие.

В логическом словаре дается следующее определение пропедевтики: «Пропедевтика – подготовка к изучению более сложной теории, системы, науки; предварительный круг знаний о чем-либо, изложенный в сжатой и элементарной форме, введение в какую-либо науку, вводный курс в какую-либо дисциплину». Данное определение наиболее широко раскрывает особенности пропедевтики, поэтому его можно взять за основное понятие в работе.

Опережающий курс по предмету «Физика», по моему мнению, раскрывается не только как вводный курс, но и как курс обобщения и систематизации знаний, полученных на более ранних этапах обучения. Он направлен на