Файл: Курсовая работа по дисциплине методика обучения и воспитания (по профилю подготовки физика).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 306

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Раздел 1. Дидактические основы формирования универсальных учебных действий при реализации пропедевтических курсов физики и их значение в общем курсе физики.

§1.1. Содержание универсальных учебных действий с учетом возрастных особенностей учащихся и процесса обучения физике.

§1.2. Значение пропедевтических курсов физики для подготовки учащихся к изучению базовых учебных курсов

§1.3. Анализ наиболее распространенных пропедевтических курсов физики для 5-6 классов

Раздел 2. Методические особенности проектной деятельности в программе пропедевтического курса физики.

§2.1 Метод проектов и его место в современной методике

§2.2. Преимущества метода проектов

§2.3 Использование метода проекта в программе пропедевтического курса физики.

§2.4. Практико-ориентированный проект как один из основных видов деятельности в образовательном пропедевтическом курсе физики для 5-6 классов.

Раздел 3. Применение конструктора «Знаток» в процессе преподавания пропедевтического курса физика для 5-6 классов.

§3.1. Описание конструктора «Знаток»

§3.1. Применение конструктора «Знаток» при проведении проектно-практических занятий в образовательном пропедевтическом курсе физики 5-6 классов.

Раздел 4. Разработка занятий по теме «Альтернативные источники энергии» с использованием конструктора «Знаток»

§4.1. Актуальность проведения занятий по теме «Альтернативные источники энергии»

§4.1 Разработка технологических карт занятий по теме «Альтернативные источники энергии»

Заключение

Список использованных источников

Приложение А

Приложение Б

Приложение В

используя свои знания и умения, а также приобретая новые. Учителю в свою очередь необходимо, во время защиты результатов проектов, сконцентрировать внимание на данных трудностях и на путях их преодоления, также обсудить идеи учеников и аргументированно отвергнуть или принять их. Иными словами произвести рефлексию с учениками.

Существует несколько видов проектов, которые учитель может использовать в своей профессиональной деятельности, в том числе в программе пропедевтического курса физики:

  1. Исследовательский проект. Данный вид требует четко продуманной структуры реализации проекта. В нем необходимо обозначить цель, продумать актуальность, привести примеры возможных методов реализации. По структуре и порядку выполнения он похож на научное исследование, однако более прост в своем исполнении. Ярким примером такого проекта может являться реферат. Для учеников 5-6 классов, в силу возрастных возможностей детей, не стоит требовать большого объема проекта, однако его применение вполне возможно. Несомненным плюсом будет являться также универсальность применения исследовательского проекта в любой из тем курса, что дает больше возможностей преподавателю.

  2. Творческий проект. В отличии от предыдущего, в нем нет полностью проработанной структуры. При его выполнении ученикам дается свобода выбора методов реализации. Учителю необходимо только определить направление работы и формат конечного результата.

  3. Игровой проект. Один из видов проектной деятельности, где учащиеся распределяют между собой роли, предполагаемые темой работы. По своей структуре он поход на творческий проект, но отличается тем, что основным видом деятельности будет игровая, ролевая.

  4. Информационный проект. Данный вид в пропедевтическом курсе может быть использован как метод расширения круга изучаемой информации. Такой проект подразумевает сбор учениками данных о каком-либо явлении или процессе, для дальнейшего представления их перед всем классом, или собранной аудиторией. В качестве тем могут быть использованы последние открытии в области физики, которые не освещаются в основном курсе, но вызывают интерес у учеников. Также это могут быть исторически направленные работы, которые несут в себе большой воспитательный и развивающий аспект образования.\

  5. Практико-ориентированный проект. Отличается четко обозначенным еще на этапе формулирования конечным результатом работы. При этом результат ориентирован на интересы учащихся и мотивирует их в процессе деятельности.



Прежде всего, любой проект направлен на высокий уровень самостоятельности и активной мыслительной деятельности учеников. Проблема, затрагиваемая в проекте, должна заставлять их разбираться в нюансах и тонкостях исследуемого материала, заниматься поиском и качественной переработкой информации, обогащаться новыми знаниями, устанавливать причинно-следственные связи, размышлять, находить пути решения. Если педагог сумеет правильно организовать проектную деятельность учеников, то она принесет много плодов: расширит кругозор, даст развитие творческих способностей, сформирует умения самостоятельной работы, научит работать в коллективе, повысит уверенность обучающихся в своих способностях, сформирует важные практические умения, свяжет теорию с практикой, повысить мотивацию и уровень интереса к изучению предмета.

§2.4. Практико-ориентированный проект как один из основных видов деятельности в образовательном пропедевтическом курсе физики для 5-6 классов.


Метод проектов в образовательном пропедевтическом курсе физики 5-6 классов играет важную роль. С его помощью преподаватель может преподносить материал, который предусмотрен программой в более интересном и привлекательном для детей виде. Такой подход разнообразит процесс обучения, что приведет к высокому уровню заинтересованности обучающихся в изучении предмета. При этом не стоит перегружать детей постоянными исследовательскими или информационными проектами, так ка это может привести к большой нагрузке на них и оттолкнуть от дальнейшей познавательной деятельности. В таком случае помочь преподавателю поднять интерес к предмету может практико-ориентированные проекты.

Данный вид проекта отличает детально продуманный с самого начала деятельности учеников результат, имеющий практическое применение. В нем важны все составляющие реализации проекта, включая деятельность учащихся, обсуждение методов работы, практических действий и роли всех участвующих. Такой проект требует четко продуманной структуры всех этапов по его реализации. Результат же в свою очередь должен находить применение на практике, либо быть интересен с точки зрения реальных жизненных условий. Полученное изделие должно удовлетворять конкретную потребность и вызывать интерес у каждого участника проекта.

Если проект выполняется группой учеников, то необходимо четкое распределение ролей, с описание функций каждого из них в процессе реализации. Важно правильно организовать работу. При этом учитель выполняет роль координатора, участвующего в выполнении проекта.

Координация проектов может быть:

  • Непосредственной, что подразумевает прямое участие в работе учеников. Педагог консультирует, направляет в нужное русло, однако при этом не стоит навязывать свои идеи и мнение, позиционируя его ка единственно верное.

  • Скрытой. Здесь учитель принимает роль участника проекта. Но координация действий осуществляется за счет лидерских и профессиональных качеств по критерию компетентности.

Привлекая практико-ориентированные проекты в опережающий курс, следует основываться на прикладные модели исследования,
либо разработки, а не фундаментальные исследований.

Работая с данным видом проектов, не нужно стремиться к разработке идеальных моделей, но при этом и нет необходимости создавать продукт с нуля, полностью фантазируя на заданную тему. Лучшим вариантом будет заключить в проект описание уже достигнутых результатов.

При выборе темы необходимо учитывать интересы учащихся, образовательную программу, в рамках которой планируется проект, актуальность, а также личный опыт проведения применения подобной методики.

На основе всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что применением метода проектов в пропедевтическом курсе физики играет значительную роль. Он позволяет повысить интерес учащихся к предмету, а так же расширит их кругозор и навыки. Однако при этом не стоит злоупотреблять данным методом, поскольку это может привести к противоположным результатам. Наиболее рациональным является применение практически-направленных проектов. При всей своей сложности организации, они способны заинтересовать учащихся за счет активизации не только умственной, но и прикладной стороны обучения.

Раздел 3. Применение конструктора «Знаток» в процессе преподавания пропедевтического курса физика для 5-6 классов.

§3.1. Описание конструктора «Знаток»


Производящая конструктор Российская компания «Знаток Плюс» была основана в 2001 году. В качестве основной цели компания преследовала разработку и последующую реализацию развивающих, образовательных детских игр. За время своего существования они достигли больших успехов в реализации проектов развивающих устройств, развлекательных и обучающих наборов. Одним из продуктов производства компании являются конструкторы серии «Знаток» - механические, электронные и электро-механические.

Одной из причин популярности конструктора, как в домашних, так и в образовательных условиях, является простота его конструкции. Такие наборы не требуют долгого предварительного изучения и просты в использовании с точки зрения техники безопасности. Так, например, конструкция электрических контактов осуществляется в виде штекеров и заклепок, не требуя дополнительной пайки элементов. Благодаря этому количество возможных вариаций одних и тех же моделей достаточно велико. При этом в качестве источников питания предложены аккумуляторы или батарейки.


Линейка конструкторов «Знаток» представлена в виде восьми наборов различной степени сложности для использования их дома или в школе.

Начальный уровень сложности представлен тремя наборами «Первые шаги в электронике A/B/C». Наборы А и В позволяют собрать по 14 схем, С – 34 схемы. Знакомить ребенка с конструктором класса С рекомендуется после успешного освоения им предыдущих наборов.

Следующими по сложности будут являться наборы «180 схем» и «320 схем». В их комплектацию уже входят элементы, позволяющие собирать схемы, использующиеся в различных бытовых приборах, что знакомит пользователя с основами электротехники и робототехники.

Самым большим и технически сложным является набор «Для школы и дома». Его комплект позволяет собрать 999 схем, от самых простых, до сложных не только в техническом плане, но и в понимании процессов. Данный набор широко применяется при изучении школьного курса физики, так как позволяет демонстрировать принцип действия электрической цепи, а также других физических процессов.

Набор «Альтернативные источники энергии» позволяет собрать 126 схем, объясняющих, что такое солнечная энергия, энергия воды и ветра, механическая и даже водородная энергия. Данный набор также может быть представлен также в упрощенном варианте на 50 схем. Он будет полезен как в домашних условиях, чтобы показать ребенку как электрические приборы могут функционировать без розетки, так и в школе, при изучении раздела «Энергия».

Дополнительно компанией представлены такие наборы как «Магия голоса» и «Супер измеритель». Первый направлен на демонстрацию преимущества голосового управления, которое уже вошло в повседневную жизнь людей. Практически все механизмы, предусмотренные данным набором имеют функцию голосового управления. Второй набор учит пользоваться измерительными приборам и показывает из применение в повседневной жизни. С помощью него, например, можно измерить уровень шума, напряжение, освещенность и многое другое.

Разнообразие доступных вариантов конструктора позволяет найти ему широкое применение не только в домашних, но и в образовательных условиях. При этом каждый, кто захочет приобрести его для своего ребенка, сможет подобрать набор, соответствующий не только возрастным особенностям, но и интересам самого ребенка. А опытный педагог сумеет использовать все преимущества конструктора для проведения своих занятий.