Файл: Курсовая работа по дисциплине методика обучения и воспитания (по профилю подготовки физика).docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 307
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
§1.3. Анализ наиболее распространенных пропедевтических курсов физики для 5-6 классов
§2.1 Метод проектов и его место в современной методике
§2.2. Преимущества метода проектов
§2.3 Использование метода проекта в программе пропедевтического курса физики.
§3.1. Описание конструктора «Знаток»
§4.1. Актуальность проведения занятий по теме «Альтернативные источники энергии»
§4.1 Разработка технологических карт занятий по теме «Альтернативные источники энергии»
§4.1 Разработка технологических карт занятий по теме «Альтернативные источники энергии»
Разработка занятий по теме «Альтернативные источники энергии» с использованием конструктора «Знаток. Альтернативные источники энергии» позволяет раскрыть тему с точки зрения ее актуальности и практического применения в повседневной жизни. Проектная работа учащихся направлена на развитие их творческих способностей, умения работать в команде, коммуникативных навыков и повышение интереса к изучению предмета «Физика» в условиях пропедевтического курса.
Занятие 1. (Приложение А)
Первый урок подразумевает под собой расширение знаниевой базы учащихся, а также их вовлечение в изучение заданной темы. Групповой метод работы позволяет добиться дружественной атмосферы в коллективе, что положительно влияет на уровень усвоения теоретического материала. Материал урока подобран с учетом возрастных особенностей учащихся для лучшего понимания. Задания начального уровня сложности способствуют повешению уверенности учеников в себе и своих навыков. Главным результатом занятия будет являться усвоение обучающимися знаний об альтернативных источниках энергии и их роли в современном мире.
Занятие 2. (Приложение Б)
Данный урок позволяет учащимся ознакомиться с набором «Знаток» и сформировать начальные навыки по собиранию электрических цепей и установок с его помощью. Актуализация знаний выступает в роли закрепления изученного ранее материала и позволяет проверить уровень усвоения знаний с прошлого урока. Практическая деятельность учащихся позволяет разнообразить процесс обучения и повысить уровень мотивации изучения предмета «Физика». Использование приема парной работы положительно влияет на развитие коммуникационных компетенций учащихся и умения работать сообща, а также формирует чувство ответственности перед партнером за результаты совместной деятельности.
Занятие 3. (Приложение В)
Последнее занятие в блоке темы «Альтернативные источники энергии» проводится на основе метода проектов. В данном случае используются проекты практической направленности для формирования умений конструирования и развития мелкой моторики. Проектная и практическая деятельность учеников организовывается в парах для упрощения, учитывая возрастные особенности. При этом парное сотрудничество развивает коммуникативные навыки. Успешная реализация проектов позволяет повысить уровень удовлетворенности учащимися процессом обучения.
Заключение
Проанализировав методические особенности пропедевтического курса физики и сопоставив их с возрастными особенностями учащихся 5-6 классов можно сделать вывод, что введение такого курса положительно повлияет на развитие образовательных, личностный и коммуникативных навыков учащихся. Полученные в ходе освоения курса знания помогут детям в их дальнейшем освоении материала предмета «Физика», предусмотренного образовательной программой. Также опережающий курс позволит значительно повысить успешность выполнения требований предусмотренных Федеральным Государственным образовательным стандартом.
Применение метода проектов в рамках пропедевтического курса физики позволит разнообразить процесс обучения и вызвать заинтересованность обучающихся в изучении предмета. Успешное выполнение проекта позволяет развивать у ребенка уверенность в себе, его творческие и практические навыки.
Использование конструктора «Знаток» как одного из средств обучения в рамках пропедевтического курса физики позволяет визуализировать многие физические процессы и явления. Процесс проектирования и собирания цепей с его помощью повышает наглядность обучения, а также активизирует познавательную и исследовательскую деятельность учеников.
Результатами работы будут являться:
-
Проанализирована доступная литература по теме пропедевтических курсов и их дидактических особенностей; -
Установлено значение пропедевтического курса и его влияние на успешную реализацию требований ФГОС; -
Выявлены достоинства и недостатки использования проектного метода обучения в рамках пропедевтического курса физики в 5-6 классах; -
Изучены дидактические возможности конструктора «Знаток» при проведении занятий в рамках пропедевтического курса физики; -
Разработаны технологические карты уроков по теме «Альтернативные источники энергии» в рамках пропедевтического курса физики;
Список использованных источников
-
Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителей/ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.//: под ред. А.Г.Асмолова.- М.: Просвещение, 2008. – 151 с. ; -
Альтернативные источники энергии. [Электронный ресурс] URL: https://nsportal.ru/ap/library/nauchno-tekhnicheskoe-tvorchestvo/2018/05/22/proekt-alternativnye-istochniki-energii (Дата обращения: 25.05.2022); -
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ [Электронный ресурс] URL: https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-alternativnie-istochniki-energii-2822405.html (Дата обращения: 25.05.2022); -
Большой энциклопедический словарь / Ред. А. М. Прохоров . – 2- е изд., перераб. и доп . – М. : Большая Российская энциклопедия, 2000. – 1456 с. -
Гуревич, А.Е., Исаев Д.А, Понтак Л.С. – учебник Введение в естественнонаучные предметы. Естествознание. Физика. Химия. 5-6 классы. М. : издательство «Дрофа», 2017. – 192 с. -
Даммер, М.Д. Методические основы построения опережающего курса физики основной школы. Диссертационное исследование на соискание научной степени доктора педагогических наук. Челябинск, 1997. – 450 с. -
Инструкция к набору «Знаток. Альтернативные источники энергии». [Электронный ресурс] URL: https://vk.com/doc523370618_561745390?hash=hSFwyrk1ZOpDzqNETSlBdwKIC2QAyyzykOU3990JMfo (Дата обращения: 04.05.2022) -
Использование электронного конструктора «Знаток» при изучении разделов курса физики «Электричество». Автореферат выпускной квалификационной работы бакалавра Штуккерт Максима Борисовича. [Электронный ресурс] URL: http://elibrary.sgu.ru/VKR/2016/44-03-01_674.pdf (Дата обращения: 17.05.2022) -
Нуждин А.В. Практические работы как средство совершенствования обучения физике. Автореферат диссертации. [Электронный ресурс] URL: https://www.dissercat.com/content/prakticheskie-raboty-kak-sredstvo-sovershenstvovaniya-obucheniya-fizike-propedevticheskii-ku (Дата обращения: 17.05.2022) -
«Проектная деятельность на уроках физики и астрономии» [Электронный ресурс] URL: https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2013/02/05/proektnaya-deyatelnost-na-urokakh (Дата обращения: 12.05.2022) -
ПРОПЕДЕВТИКА ШКОЛЬНОГО КУРСА ФИЗИКИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИГРУШЕК ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ Яковлева И.Д., Мерзлякова О.П. Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург, Россия. 2020 [Электронный ресурс] URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/94060/1/978-5-91256-506-9_2020_011.pdf (Дата обращения: 15.04.2022) -
Российские конструкторы ЗНАТОК [Электронный ресурс] URL: https://fanclastic.ru/obzory/202-znatok.html (Дата обращения: 10.05.2022) -
Степанова, Г.Н. Физика : 6 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. Н. Степанова. - Изд. 4-е, перераб. и доп. - Санкт-Петербург : СТП Школа, 2005. – 239 с. -
Технология проектной деятельности учащихся на уроках физики. [Электронный ресурс] URL: https://urok.1sept.ru/articles/680287 (Дата обращения: 02.05.2022) -
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] URL: http://минобрнауки.рф/документы/938/ файл/749/10.12.17-Приказ_1897.pdf (Дата обращения: 01.05.2022). -
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс] URL: https://docviewer.yandex.ru/view/2325 76184/? (дата обращения:1.05.2022). -
Физика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Г. Н. Степанова. - Изд. 6-е. - Санкт-Петербург : СТП Школа, 2013. – 255 с
Приложение А
Технологическая карта урока
Урок № 1
Учитель Владимиров Андрей Сергеевич
Класс 5
Предмет Физика (пропедевтический курс)
Тема урока Альтернативные источники энергии
Дата проведения урока _______________
Тип урока Урок «открытия» нового знания
Цели урока | Содержательная: формирование знаний по теме «Альтернативные источники энергии». Деятельностная: развивают навыки постановки цели и умения осуществления познавательной деятельности. | |
Задачи | Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
| |
Планируемые результаты | Предметные:
Личностные:
Метапредметные (УУД):
| |
Организация пространства | ||
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы |
Технология, природоведение |
|
|