Файл: Курсовая работа по дисциплине методика обучения и воспитания (по профилю подготовки физика).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 315

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Раздел 1. Дидактические основы формирования универсальных учебных действий при реализации пропедевтических курсов физики и их значение в общем курсе физики.

§1.1. Содержание универсальных учебных действий с учетом возрастных особенностей учащихся и процесса обучения физике.

§1.2. Значение пропедевтических курсов физики для подготовки учащихся к изучению базовых учебных курсов

§1.3. Анализ наиболее распространенных пропедевтических курсов физики для 5-6 классов

Раздел 2. Методические особенности проектной деятельности в программе пропедевтического курса физики.

§2.1 Метод проектов и его место в современной методике

§2.2. Преимущества метода проектов

§2.3 Использование метода проекта в программе пропедевтического курса физики.

§2.4. Практико-ориентированный проект как один из основных видов деятельности в образовательном пропедевтическом курсе физики для 5-6 классов.

Раздел 3. Применение конструктора «Знаток» в процессе преподавания пропедевтического курса физика для 5-6 классов.

§3.1. Описание конструктора «Знаток»

§3.1. Применение конструктора «Знаток» при проведении проектно-практических занятий в образовательном пропедевтическом курсе физики 5-6 классов.

Раздел 4. Разработка занятий по теме «Альтернативные источники энергии» с использованием конструктора «Знаток»

§4.1. Актуальность проведения занятий по теме «Альтернативные источники энергии»

§4.1 Разработка технологических карт занятий по теме «Альтернативные источники энергии»

Заключение

Список использованных источников

Приложение А

Приложение Б

Приложение В


§4.1 Разработка технологических карт занятий по теме «Альтернативные источники энергии»


Разработка занятий по теме «Альтернативные источники энергии» с использованием конструктора «Знаток. Альтернативные источники энергии» позволяет раскрыть тему с точки зрения ее актуальности и практического применения в повседневной жизни. Проектная работа учащихся направлена на развитие их творческих способностей, умения работать в команде, коммуникативных навыков и повышение интереса к изучению предмета «Физика» в условиях пропедевтического курса.

Занятие 1. (Приложение А)

Первый урок подразумевает под собой расширение знаниевой базы учащихся, а также их вовлечение в изучение заданной темы. Групповой метод работы позволяет добиться дружественной атмосферы в коллективе, что положительно влияет на уровень усвоения теоретического материала. Материал урока подобран с учетом возрастных особенностей учащихся для лучшего понимания. Задания начального уровня сложности способствуют повешению уверенности учеников в себе и своих навыков. Главным результатом занятия будет являться усвоение обучающимися знаний об альтернативных источниках энергии и их роли в современном мире.

Занятие 2. (Приложение Б)

Данный урок позволяет учащимся ознакомиться с набором «Знаток» и сформировать начальные навыки по собиранию электрических цепей и установок с его помощью. Актуализация знаний выступает в роли закрепления изученного ранее материала и позволяет проверить уровень усвоения знаний с прошлого урока. Практическая деятельность учащихся позволяет разнообразить процесс обучения и повысить уровень мотивации изучения предмета «Физика». Использование приема парной работы положительно влияет на развитие коммуникационных компетенций учащихся и умения работать сообща, а также формирует чувство ответственности перед партнером за результаты совместной деятельности.

Занятие 3. (Приложение В)

Последнее занятие в блоке темы «Альтернативные источники энергии» проводится на основе метода проектов. В данном случае используются проекты практической направленности для формирования умений конструирования и развития мелкой моторики. Проектная и практическая деятельность учеников организовывается в парах для упрощения, учитывая возрастные особенности. При этом парное сотрудничество развивает коммуникативные навыки. Успешная реализация проектов позволяет повысить уровень удовлетворенности учащимися процессом обучения.




Заключение


Проанализировав методические особенности пропедевтического курса физики и сопоставив их с возрастными особенностями учащихся 5-6 классов можно сделать вывод, что введение такого курса положительно повлияет на развитие образовательных, личностный и коммуникативных навыков учащихся. Полученные в ходе освоения курса знания помогут детям в их дальнейшем освоении материала предмета «Физика», предусмотренного образовательной программой. Также опережающий курс позволит значительно повысить успешность выполнения требований предусмотренных Федеральным Государственным образовательным стандартом.

Применение метода проектов в рамках пропедевтического курса физики позволит разнообразить процесс обучения и вызвать заинтересованность обучающихся в изучении предмета. Успешное выполнение проекта позволяет развивать у ребенка уверенность в себе, его творческие и практические навыки.

Использование конструктора «Знаток» как одного из средств обучения в рамках пропедевтического курса физики позволяет визуализировать многие физические процессы и явления. Процесс проектирования и собирания цепей с его помощью повышает наглядность обучения, а также активизирует познавательную и исследовательскую деятельность учеников.

Результатами работы будут являться:

  1. Проанализирована доступная литература по теме пропедевтических курсов и их дидактических особенностей;

  2. Установлено значение пропедевтического курса и его влияние на успешную реализацию требований ФГОС;

  3. Выявлены достоинства и недостатки использования проектного метода обучения в рамках пропедевтического курса физики в 5-6 классах;

  4. Изучены дидактические возможности конструктора «Знаток» при проведении занятий в рамках пропедевтического курса физики;

  5. Разработаны технологические карты уроков по теме «Альтернативные источники энергии» в рамках пропедевтического курса физики;


Список использованных источников


  1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителей/ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.//: под ред. А.Г.Асмолова.- М.: Просвещение, 2008. – 151 с. ;

  2. Альтернативные источники энергии. [Электронный ресурс] URL: https://nsportal.ru/ap/library/nauchno-tekhnicheskoe-tvorchestvo/2018/05/22/proekt-alternativnye-istochniki-energii (Дата обращения: 25.05.2022);

  3. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ [Электронный ресурс] URL: https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-alternativnie-istochniki-energii-2822405.html (Дата обращения: 25.05.2022);

  4. Большой энциклопедический словарь / Ред. А. М. Прохоров . – 2- е изд., перераб. и доп . – М. : Большая Российская энциклопедия, 2000. – 1456 с.

  5. Гуревич, А.Е., Исаев Д.А, Понтак Л.С. – учебник Введение в естественнонаучные предметы. Естествознание. Физика. Химия. 5-6 классы. М. : издательство «Дрофа», 2017. – 192 с.

  6. Даммер, М.Д. Методические основы построения опережающего курса физики основной школы. Диссертационное исследование на соискание научной степени доктора педагогических наук. Челябинск, 1997. – 450 с.

  7. Инструкция к набору «Знаток. Альтернативные источники энергии». [Электронный ресурс] URL: https://vk.com/doc523370618_561745390?hash=hSFwyrk1ZOpDzqNETSlBdwKIC2QAyyzykOU3990JMfo (Дата обращения: 04.05.2022)

  8. Использование электронного конструктора «Знаток» при изучении разделов курса физики «Электричество». Автореферат выпускной квалификационной работы бакалавра Штуккерт Максима Борисовича. [Электронный ресурс] URL: http://elibrary.sgu.ru/VKR/2016/44-03-01_674.pdf (Дата обращения: 17.05.2022)

  9. Нуждин А.В. Практические работы как средство совершенствования обучения физике. Автореферат диссертации. [Электронный ресурс] URL: https://www.dissercat.com/content/prakticheskie-raboty-kak-sredstvo-sovershenstvovaniya-obucheniya-fizike-propedevticheskii-ku (Дата обращения: 17.05.2022)

  10. «Проектная деятельность на уроках физики и астрономии» [Электронный ресурс] URL: https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2013/02/05/proektnaya-deyatelnost-na-urokakh (Дата обращения: 12.05.2022)

  11. ПРОПЕДЕВТИКА ШКОЛЬНОГО КУРСА ФИЗИКИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИГРУШЕК ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ Яковлева И.Д., Мерзлякова О.П. Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург, Россия. 2020 [Электронный ресурс] URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/94060/1/978-5-91256-506-9_2020_011.pdf (Дата обращения: 15.04.2022)

  12. Российские конструкторы ЗНАТОК [Электронный ресурс] URL: https://fanclastic.ru/obzory/202-znatok.html (Дата обращения: 10.05.2022)

  13. Степанова, Г.Н. Физика : 6 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. Н. Степанова. - Изд. 4-е, перераб. и доп. - Санкт-Петербург : СТП Школа, 2005. – 239 с.

  14. Технология проектной деятельности учащихся на уроках физики. [Электронный ресурс] URL: https://urok.1sept.ru/articles/680287 (Дата обращения: 02.05.2022)

  15. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] URL: http://минобрнауки.рф/документы/938/ файл/749/10.12.17-Приказ_1897.pdf (Дата обращения: 01.05.2022).

  16. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс] URL: https://docviewer.yandex.ru/view/2325 76184/? (дата обращения:1.05.2022).

  17. Физика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Г. Н. Степанова. - Изд. 6-е. - Санкт-Петербург : СТП Школа, 2013. – 255 с





Приложение А


Технологическая карта урока

Урок № 1

Учитель Владимиров Андрей Сергеевич

Класс 5

Предмет Физика (пропедевтический курс)

Тема урока Альтернативные источники энергии

Дата проведения урока  _______________ 

Тип урока Урок «открытия» нового знания 

Цели урока


Содержательная: формирование знаний по теме «Альтернативные источники энергии».

Деятельностная: развивают навыки постановки цели и умения осуществления познавательной деятельности.

Задачи

Образовательные:

  1. Сформировать знания о видах альтернативных источников энергии;

  2. Развивать умения постановки цели, планирования деятельности, осуществлении работы в соответствии с поставленной учебной задачей.

Развивающие:

  1. Развивать умения формулировать своим мысли и высказывать их в процессе коллективной работы;

  2. Развивать навыки работы с информацией;

  3. Развивать логическое мышление;

  4. Развивать умения делать выводы на основе полученной информации.

Воспитательные: 

  1. Сформировать интерес к теме на основании жизненных аналогий;

  2. Повысить уровень мотивации детей к изучению физики за счет актуальности изучаемого материала;

  3. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Планируемые

результаты


Предметные:

  • Осознаю понятие термина «Альтернативный источник энергии»;

  • Знают существующие виды альтернативных источников энергии;

  • Могут отличать виды энергии.

Личностные:

  • Развитие готовности учеников к самообразованию;

  • Формирование чувства ответственности и самостоятельности;

  • Формирование навыков успешной работы в коллективе.

Метапредметные (УУД):

  • Умеют формулировать цель занятия и строить план действий для ее достижения;

  • Выполняют самоконтроль и самооценку;

  • Развитие познавательных действий в процессе обучения;




Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Технология, природоведение

  1. Фронтальная. 

  2. Индивидуальная.

  3. Групповая. 

  1. ЦОР

  2. Интернет-ресурсы