Файл: Курсовая работа по дисциплине методика обучения и воспитания (по профилю подготовки физика).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 328

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Раздел 1. Дидактические основы формирования универсальных учебных действий при реализации пропедевтических курсов физики и их значение в общем курсе физики.

§1.1. Содержание универсальных учебных действий с учетом возрастных особенностей учащихся и процесса обучения физике.

§1.2. Значение пропедевтических курсов физики для подготовки учащихся к изучению базовых учебных курсов

§1.3. Анализ наиболее распространенных пропедевтических курсов физики для 5-6 классов

Раздел 2. Методические особенности проектной деятельности в программе пропедевтического курса физики.

§2.1 Метод проектов и его место в современной методике

§2.2. Преимущества метода проектов

§2.3 Использование метода проекта в программе пропедевтического курса физики.

§2.4. Практико-ориентированный проект как один из основных видов деятельности в образовательном пропедевтическом курсе физики для 5-6 классов.

Раздел 3. Применение конструктора «Знаток» в процессе преподавания пропедевтического курса физика для 5-6 классов.

§3.1. Описание конструктора «Знаток»

§3.1. Применение конструктора «Знаток» при проведении проектно-практических занятий в образовательном пропедевтическом курсе физики 5-6 классов.

Раздел 4. Разработка занятий по теме «Альтернативные источники энергии» с использованием конструктора «Знаток»

§4.1. Актуальность проведения занятий по теме «Альтернативные источники энергии»

§4.1 Разработка технологических карт занятий по теме «Альтернативные источники энергии»

Заключение

Список использованных источников

Приложение А

Приложение Б

Приложение В


МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. Астафьева
(КГПУ им. В. П. Астафьева)

Институт математики, физики и информатики

Кафедра физики и методики обучения физике

Код 44.03.05 Педагогическое образование, направленность (профиль) образовательной программы «Физика и технология»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине методика обучения и воспитания (по профилю подготовки физика)

"Организация проектно-конструкторской деятельности обучающихся 5-6 классов на примере темы “Альтернативные источники энергии”



Выполнил:
Владимиров Андрей Сергеевич
Форма обучения – очная (группа – DO-Б18Б-01)

Руководитель:
Доцент, канд. пед. наук, доцент Латынцев С.В.
Дата (защиты) ______________
Оценка ____________________

Красноярск, 2022

СОДЕРЖАНИЕ



СОДЕРЖАНИЕ 2

ВВЕДЕНИЕ 6

Раздел 1. Дидактические основы формирования универсальных учебных действий при реализации пропедевтических курсов физики и их значение в общем курсе физики. 8

§1.1. Содержание универсальных учебных действий с учетом возрастных особенностей учащихся и процесса обучения физике. 8

§1.2. Значение пропедевтических курсов физики для подготовки учащихся к изучению базовых учебных курсов 13

§1.3. Анализ наиболее распространенных пропедевтических курсов физики для 5-6 классов 16

Раздел 2. Методические особенности проектной деятельности в программе пропедевтического курса физики. 21

§2.1 Метод проектов и его место в современной методике 21

§2.2. Преимущества метода проектов 23

§2.3 Использование метода проекта в программе пропедевтического курса физики. 25

§2.4. Практико-ориентированный проект как один из основных видов деятельности в образовательном пропедевтическом курсе физики для 5-6 классов. 28

Раздел 3. Применение конструктора «Знаток» в процессе преподавания пропедевтического курса физика для 5-6 классов. 31

§3.1. Описание конструктора «Знаток» 31

§3.1. Применение конструктора «Знаток» при проведении проектно-практических занятий в образовательном пропедевтическом курсе физики 5-6 классов. 33

Раздел 4. Разработка занятий по теме «Альтернативные источники энергии» с использованием конструктора «Знаток» 37

§4.1. Актуальность проведения занятий по теме «Альтернативные источники энергии» 37

§4.1 Разработка технологических карт занятий по теме «Альтернативные источники энергии» 38

Заключение 40

Список использованных источников 42

Приложение А 45

Приложение Б 52

Приложение В 62



Задание на курсовую работу
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего образования «Красноярский государственный педагогический
университет им. В.П. Астафьева»

Институт математики, физики и информатики

Кафедра физики и методики обучения физике

ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ
Обучающийся – Владимиров Андрей Сергеевич

Код, направленность (профиль) образовательной программы – 44.03.05. Педагогическое образование, направленность (с двумя профилями подготовки) образовательной программы Физика и технология,

Курс – 4 курс, группа – DO-Б18Б-01

Дисциплина – Частные вопросы методики обучения физике

Тема – Организация проектно-конструкторской деятельности обучающихся 5-6 классов на примере темы “Альтернативные источники энергии”

Руководитель Латынцев С. В., доцент, к.п.н.

Срок сдачи завершенной работы руководителю

____________________

(дата)

Перечень вопросов, подлежащих разработке:

  1. Изучение педагогических трудов и технологий активизации познавательной деятельности учащихся на занятиях пропедевтического курса физики;

  2. Выделение образовательной актуальности применения конструктора «Знаток» на занятиях пропедевтического курса физики;

  3. Разработка комплекса уроков пропедевтического курса физики по теме «Альтернативные источники энергии» с использованием конструктора «Знаток», с учетом рассмотренного теоретического материала.


План-график выполнения курсовой работы:


Этапы работы

Сроки выполнения

Вид отчетности

Отметка руководителя о выполнении

1. Изучение литературы, составление плана

24.03.2022

предварит. список литературы, оглавление (проект плана)




2. Написание основной части

11.04.2022

текст (черновой вариант)




3. Написание введения, заключения, оформление списка использованных источников

28.04.2022

список использованных источников, текст




4. Доработка, исправление ошибок

14.05.2022

текст вместе с листом замечаний




5. Подготовка к защите

01.06.2022

текст доклада




6. Консультация

07.06.2022

график консультаций






Утверждено на заседании кафедры, протокол № ___ от «____»_______20__г.
Заведующей кафедрой ______________________________подпись, дата
Руководитель _____________________________________подпись, дата
Задание принял к исполнению, с критериями оценки курсовой работы ознакомлен _______________________________ подпись обучающегося/дата

ВВЕДЕНИЕ


С самого начала 21 века, и по сей день, в мире происходят существенные изменения во всех сферах жизни человека. В большинстве своем они связаны с развитием информационных технологий, постоянно возрастающим количеством окружающей нас информации и, как следствие, повышение требований к уровню образованности каждого члена общества, а в особенности, подрастающего поколения. Следовательно, возникает потребность в подготовке человека, удовлетворяющего всем требованиям современного развивающегося общества, способного находить неординарные, творческие решения, всесторонне развитого, умеющего применять все свои теоретические знания на практике и использовать их для решения поставленных перед ним задач.

Развитие этих качеств возможно только в процессе непрерывного воспитания и образования подрастающего поколения, начиная от дошкольного возраста и вплоть до перехода к профессиональной деятельности.

Такие тенденции развития общества не могли не повлиять на построение современной образовательной системы. Одним из актуальных направлений модернизации образования является создание пропедевтических курсов различной направленности.

Физика является одним из самых сложных для понимания детей предметов. В связи с этим введение опережающего курса обучения особенно актуально. Опыт преподавания физики показывает, что в 7 классе у детей возникают трудности с усвоением материала предусмотренного образовательной программой. Решением данной проблемы может послужить внедрение в процесс обучения 5-6 классов пропедевтического курса. Также это позволит реализовать принцип непрерывности образовательного процесса по предмету.

Правильно построение такого курса позволит повысить интерес со стороны учащихся, а также повысит уровень усвоения материала при его изучении в 7-9 классах.

Актуальность: за последние несколько лет система образования претерпела ряд важных изменений. Были введены новые требования к результатам освоения образовательной программы, в том числе по предмету физика. Достижение этих результатов не всегда возможно по причине сложности предмета, а так количеству времени, предусмотренного программой. Введение пропедевтического курса физики в 5-6 классах может значительно повысить успешность реализации требований ФГОС, а также положительно повлиять на уровень успеваемости обучающихся при дальнейшем изучении предмета «Физика» в 7-9 классах.


Объект исследования: проектно-конструкторская деятельность учащихся на занятиях пропедевтического курса физики в 5-6 классах.

Предмет исследования: использование конструктора «Знаток» для активизации деятельности на занятиях пропедевтического курса физики.

Цель: разработать блок занятий по теме «Альтернативные источники энергии» с использование конструктора «Знаток» для учащихся 5-6 классов.

Задачи:

  1. Изучить доступную литературу по теме пропедевтических курсов и их дидактических особенностей;

  2. Установить значение пропедевтического курса и его влияние на успешную реализацию требований ФГОС;

  3. Выявить достоинство и недостатки использования проектного метода обучения в рамках пропедевтического курса физики в 5-6 классах;

  4. Изучить дидактические возможности конструктора «Знаток» при проведении занятий в рамках пропедевтического курса физики;

  5. Разработать технологические карты уроков по теме «Альтернативные источники энергии» в рамках пропедевтического курса физики;


Раздел 1. Дидактические основы формирования универсальных учебных действий при реализации пропедевтических курсов физики и их значение в общем курсе физики.

§1.1. Содержание универсальных учебных действий с учетом возрастных особенностей учащихся и процесса обучения физике.


Одна из важнейших задач образования – это формирование у учащихся целостной естественнонаучной картины мира. Основным предметом, который формирует эти представления и даёт фундаментальные основы теории современного естествознания, несомненно, является физика. Но в действующей системе образования, начальные знания ученики в области физики, даются только в 7 классе. В это время интерес к познанию окружающего мира у школьников может уже угаснуть. Актуальность пропедевтического курса физики в 5-6 классах состоит в том, что обучающиеся могут получить возможность познакомиться с элементарными основами физики в процессе проектно-практической или исследовательской деятельности. При этом необходимо создать условия, для формирования у обучающихся универсальных учебных действий, чтобы соответствовать требованиям ФГОС.

В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования сформулированы общие требования к результатам освоения программы учащимися. В этот список также включены предметные, метапредметные и личностые результаты.