Файл: Курсовая работа по дисциплине методика обучения и воспитания (по профилю подготовки физика).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 303

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Раздел 1. Дидактические основы формирования универсальных учебных действий при реализации пропедевтических курсов физики и их значение в общем курсе физики.

§1.1. Содержание универсальных учебных действий с учетом возрастных особенностей учащихся и процесса обучения физике.

§1.2. Значение пропедевтических курсов физики для подготовки учащихся к изучению базовых учебных курсов

§1.3. Анализ наиболее распространенных пропедевтических курсов физики для 5-6 классов

Раздел 2. Методические особенности проектной деятельности в программе пропедевтического курса физики.

§2.1 Метод проектов и его место в современной методике

§2.2. Преимущества метода проектов

§2.3 Использование метода проекта в программе пропедевтического курса физики.

§2.4. Практико-ориентированный проект как один из основных видов деятельности в образовательном пропедевтическом курсе физики для 5-6 классов.

Раздел 3. Применение конструктора «Знаток» в процессе преподавания пропедевтического курса физика для 5-6 классов.

§3.1. Описание конструктора «Знаток»

§3.1. Применение конструктора «Знаток» при проведении проектно-практических занятий в образовательном пропедевтическом курсе физики 5-6 классов.

Раздел 4. Разработка занятий по теме «Альтернативные источники энергии» с использованием конструктора «Знаток»

§4.1. Актуальность проведения занятий по теме «Альтернативные источники энергии»

§4.1 Разработка технологических карт занятий по теме «Альтернативные источники энергии»

Заключение

Список использованных источников

Приложение А

Приложение Б

Приложение В

Раздел 2. Методические особенности проектной деятельности в программе пропедевтического курса физики.

§2.1 Метод проектов и его место в современной методике


В современной системе образования метод проектов стал активно применяться в различных видах деятельности обучающихся в процессе изучения многих школьных предметов. Это обуславливается во много требованиями общества к выпускающимся из школы ученикам, а точнее к их компетенциям и умения после завершения школьного этапа образования. Традиционное обучение, направленное больше на усвоение конкретных, предусмотренных образовательной программой, теоретических и практических знаний и умений перестала удовлетворять потребностям общества в человеке думающем, способным креативно мыслить и решать социальные вопросы. Отсюда и появляется необходимость обучать проектированию еще на этапе школьного образования. Для этого в Базисный учебный план внесена новая строчка о проектной деятельности, а один из параметров нового качества образования - способность проектировать.

Мировой опыт показывает, что метод проектов хорошо себя проявляет в системах образования многих стран. Основной причиной является то, что в условиях современного информационного общества количество знаний о мире постоянно растет, при этом некоторые из них устаревают и становятся не актуальными. Исходя из этого, остро встает необходимость не просто передавать ученикам систему знаний, а научить их приобретать эти знания в процессе своей познавательной деятельности, сформировать мотивацию к приобретению новых знаний. При этом не менее важно умение использовать полученные знания для решения задач и достижения целей. Современное общество требует от людей мобильности. Выходя за порог школы, человек должен быть готов обучаться всю дальнейшую жизнь: повышать квалификацию, приспосабливать к новым условиям труда, пользоваться достижениями техники, получать дополнительное образование.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод – это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Если говорить о методе проектов, то под ним можно подразумевать способ достижения дидактической цели, которую ставит преподаватель в виде проблемы, решением которой является реальный результат, представленный и оформленный определенный образом.


Проект всегда направлен на результат, к которому должен прийти ученик при решении поставленной перед ним проблемы. При этом результат должен быть таким, чтобы его можно было увидеть, осмыслить и применить.

Для его достижения нужно обучить школьников мыслить самостоятельно, использовать для решения проблемы все полученные ранее знания, а также заниматься поиском новых, уметь планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты, устанавливать причинно-следственные связи.

Метод предусматривает большую долю самостоятельной деятельности обучающихся. При этом форма организации может быть любой: индивидуальной, парной, групповой. Это позволяет совмещать метод проектов с другими методами обучения. Помимо этого к особенностям метода можно отнести ограниченность временного отрезка, за который учащиеся должны выполнить работу.

Говоря о методе проектов, как о педагогической технологии, можно понять, что он является совокупностью проблемных, исследовательских и поисковых методов, творческих по самой своей сути.

Такой метод позволяет создать условия деятельность для детей, которые имитируют реальные жизненные ситуации. Это позволяет формировать ряд компетенций у учеников:

  • Умение разрешать возникшие проблемы;

  • Коммуникативность;

  • Информационная компетентность


Проектирование – это самостоятельный вид деятельности, соединяющий в себе исследовательскую, творческую, познавательную активность, а также практические действия. Этот вил деятельности существует в культуре как принципиальный способ планирования и осуществления изменения реальности.

Проектная деятельность включает следующие этапы:

  1. Разработка проекта (анализ проблемы, формулирование цели, планирование действий для ее достижения);

  2. Реализация проекта (выполнение запланированных на предыдущем этапе действий);

  3. Оценка результатов проекта

§2.2. Преимущества метода проектов


Метод проектов - это набор техник и приемов, позволяющих создавать образовательные ситуации, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося. В пропедевтическом курсе физики он занимает немаловажную роль, за счет своей универсальности применения.



Метод проектов обладает рядом преимуществ:

  • Успешно вписывается в учебный процесс любого образовательного предмета, в том числе опережающих курсов. При этом он не мешает основному блоку программы и позволяет успешнее достигать предусмотренных стандартом образования целей;

  • Дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая необходимый баланс между теорией и практикой;

  • Помогает детям не только успешно освоить новые знания, но и способствует интеллектуальному, нравственному развитию. В тот же момент развивает их самостоятельность и доброжелательность.

  • При выполнении проекта учащиеся учатся работать сообща, в команде, что повышает уровень их коммуникабельности. Развивается чувство ответственности за результат работы, перед учителем и сверстниками.

  • Акцентирует внимание на процесс приобретения учеником различных универсальных учебных действий, в том числе познавательных.


Проектное обучение стимулирует истинное учение самих учащихся, потому что оно:

  • Является личностно-ориентированным;

  • Сочетает в себе различные дидактические приемы;

  • Повышает интерес детей к предмету;

  • Способствует приобретению учениками нового опыта и возможность учиться на нем;

  • Приносит удовлетворение учащимся, использующим продукт своего труда.

Возросший в последнее десятилетние интерес к проектному методу обусловлен тем, что он позволяет реализовать основные направления модернизацииобщего образования:

  • Развитие навыков, используемых в сфере информационных технологий;

  • Формирование информационных, коммуникативных и социальных компетенций;

  • Формирование практически значимых умений и овладение познавательными УУД;

  • Интеграция содержания программ.


В сравнении с «накопительно-знаниевым» процессом обучения, проектирование в большей мере способствует осмысленному исполнению как мыслительных, так и практических операций. Иными словами, метод стимулирует формирование и развитие познавательных, коммуникативных, информационных и других видов компетенций. К таковым, например, относятся:


  • Умение анализировать и осознавать поставленную перед учащимся задачу;

  • Умение планировать свои действия, исходя из условий реализации;

  • Умение представлять конечный результат работы;

  • Умение выстраивать взаимодействие с учителем и сверстниками;

  • Формулировать вопросы, анализировать полученные на них ответы;

  • Умение правильно распоряжаться отведенным на выполнение проекта временем;

  • Умение составлять схемы, макеты, чертежи;

  • Умение поиска необходимой для успешного достижения цели информации;

  • Умение оценивать результаты своей и чужой работы, обсуждать их;

  • Умение выявлять возникшие в процессе деятельности затруднения, находить способы их решения;

  • Умение формирования критериев самооценки и оценки других работ;

  • Умение публично защищать свой проект




§2.3 Использование метода проекта в программе пропедевтического курса физики.


Одной из основных задач введения образовательного пропедевтического курса физики в 5-6 классах, является формирование у детей интереса к предмету. Для ее достижения, педагог должен использовать разнообразные методики, дидактические приемы, формы организации занятий. Метод проектов, в этом случае, способен стать одним из основных инструментов для выполнения данной задачи, так как при правильно его использовании, значительно повышается мотивация учащихся к изучению предмета, активизируется их познавательная деятельность, и, как следствие, повышается интерес.

«Умеет учить тот, кто учит интересно» - эти слова выдающегося физика А.Эйнштейна должен помнить каждый учитель.

С целью «внушить охоту и воспитать вкус» к изучению физики замечательный популяризатор науки Я.И.Перельман рекомендовал следующие приемы:

  1. Положения науки иллюстрируются событиями современности.

  2. Привлекаются примеры из техники.

  3. Используется художественная литература, легенды, сказания.

  4. Используются парадоксы.

  5. Разбираются бытующие предрассудки.

  6. Делаются неожиданные сопоставления.

  7. Рассматриваются примеры, взятые из повседневной жизни.

  8. Анализируются математические фокусы, подвижные настольные

  9. игры, иллюзии зрения и т.д.

  10. Делаются экскурсы в область истории науки и техники.


Перечисленные приемы не лишены актуальности и в современной системе образования. При этом можно с уверенностью сказать, что большинство из них можно эффективно интегрировать в проектном методе обучения.

Метод успешно может быть использован не только на уроках физики, но и в курсе опережающего обучения. Более того, там он будет еще приносить еще больше пользы с методической точки зрения. Во время его использования пред учащимися ставится такая проблемная ситуация, которая активизирует самостоятельность детей при формулировании самой проблемы. Обсуждая её, школьники учатся выражать свои мысли, предлагают идеи решения, контактируют друг с другом и с учителем. При выполнении самой работы у детей возникают трудности и проблемы, которые они учатся преодолевать,