Файл: 13. Основные проблемы и вопросы Культурологии 6 15. Синонимы и антонимы слова культура. Объем и структура понятия культуры. 7.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 164

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

1. Проблема определения культурологии: от стереотипов к научным формулировкам.

2. Теоретическая модель «природа-культура». Науки о природе и науки о культуре.

3. Методика гуманитарных наук. История, археология, этика, эстетика, лингвистика, семиотика, политология, социология, философия как науки о сферах культуры.

4. Язык описания культуры и «языковые ловушки» слова «культура».

5. Культурология как наука о способах и принципах производства культуры.

6. Методы культурологии: системный, структурный, функциональный, сравнительно-исторический, постструктуралистский.

7. Методы культурологии: семиотический, психологический, аксиологический.

8. Методы культурологии: социологический, биографический, диалоговый, компаративистский.

9. Отношения культурологии и философии.

10. Объект, предмет, цель, задачи культурологии.

11. История культурологии как науки и профессии.

12. Школы культурологии: социально-историческая, социологическая, натуралистическая, символическая, этнографическая, идеалистическая, игровая.

13. Основные проблемы и вопросы Культурологии

15. Синонимы и антонимы слова «культура». Объем и структура понятия культуры.

16. Теории происхождения культуры: магическая, сакральная, космологическая, натуралистическая.

17. Теории происхождения культуры: орудийно-трудовая, социальная, игровая, символическая, психоаналитическая

20 вопрос. Генезис и структура понятия искусства.

21. Назначение искусства

23.Понятия культурологии: время и пространство

26. Понятия культурологии: истина, постправда.

28. Понятие культурологии: кинематограф

30. понятия «личность» и «индивидуальность

31 Понятия культурологии: нарратив, речь, текст

32. Понятия культурологии: норма, ментальность

33. Понятия культурологии: миф, цивилизация.

34. Понятие культурологии. Отстранение, сюжет, фабула.

35 вопрос. Понятия культурологии: парадигма, смысл, эпистема.

37. Понятия культурологии: реальность, симулякр, симуляция.

38. Понятия культурологии: творчество, искусство

41. Кризис культуры в истории европейской культуры XIX-XXI вв.

44. Реализм, натурализм, классицизм. Реализм как художественный стиль.

45. Взаимоотношения классики и модерна

46. Модернизм как философское и художественное течение

47 Реформа приемов и жанров в модернистской парадигме

48. Течения модерна

49. Модернизм как искусство для искусства. Антисинтаксис модернизма: пастиш, монтаж, фантазм.

50. Постмодерн.

52. эстетика повседневности и поп-культура

53. Особенности культуры Древней Греции. Полис как топос произодства культуры. Космологизм, фатализм, мифологизм.

54. Особенности культуры Средневековья. Цех, город, церковь как фабрики культуры. Символизм, теоцентризм, тропизм. Смеховая культура.

55. Особенности культуры Возрождения. Гуманизм, антропоцентризм, реализм. Секуляризация культуры

57. Особенности русской культуры

58.современная отечественная культура


Орудиино-трудовая теории происхождения культуры изложена в работе Фридриха Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», где утверждается, что мышление, речь, знания появляются в процессе коллективной трудовой деятельности и совершенствования орудий труда. Широко известно заявление Энгельса: «Труд создал человека». Это обусловлено тем, что в процессе трудовой деятельности возникает необходимость организовать совместные усилия и согласовать их, для чего требуются средства общения. Язык и сознание, развивавшиеся параллельно, привели к переходу обезьяноподобных предков в качественно новое состояние — человека. Так труд породил культуру.

Социальная концепция культурогенеза дополняет данную теорию. Одним из ее авторов может быть назван Б. Малиновский. Он подчеркивает не ценность труда самого по себе, а необходимость объединения людей в коллектив в процессе труда для выполнения возникавших перед ними проблем — совместной охоты, обработки земли, строительства жилищ и т.п. Поэтому на первый план выступают социальные отношения, связывающие людей, а также необходимость регулирования этих отношений.

Игровые концепции культурогенеза - среди сторонников — Й. Хейзинга, считающий, что культура возникла из игры, известной еще животным. Вначале была игра как специфическая организация, а позже из нее возникли спорт, искусство, религия, философия и другие сферы культуры. Игра всегда служила тренировкой разных человеческих качеств и навыков, в ней прорабатывались сценарии будущих действий человека.

Символическая концепция культурогенеза —Э. Кассирер, К.Г. Юнг, М. Хайдепер. Сознание по своей природе связано с символами, которые относятся не к предмету, а к означению его смысла. Придавать какой-то смысл предметам и явлениям (как естественного, так и искусственного происхождения) может только человек на основе своей деятельности и рефлексии этой деятельности. Через символ происходит одухотворение вещи, открытие за ее предметным планом ее значения, смысла, ее духовного бытия для человека. Появление этой способности и есть рождение культуры — нового уровня взаимодействия человека и окружающего мира.

Психоаналитическая теория культурогенеза. Фрейд. По его мнению, культура появляется при подавлении первичных влечений и инстинктов (либидо и мортидо) с помощью норм и запретов. В результате происходит ограничение агрессивных, разрушительных форм поведения, доставшихся от обезьяньих предков. Можно сказать, что культура возникает как способ обуздания животных инстинктов, толкающих на кровосмешение, насилие и убийство. Однако, как известно, культура, запрещая агрессивные влечения, часто сама создает условия для их появления.


18. Искусство как особый феномен культуры.
Искусство как феномен культуры - теория, выявляющая общекультурные истоки процессов художественного творчества и художественного восприятия. В истории искусствознания можно обнаружить разное понимание роли, которую играют внешние (культурный менталитет, картина мира) и внутренние (художественная традиция, обновление приемов языка) факторы в историческом движении искусства.

Истолкование искусства как феномена культуры позволяет объяснить столь сложные проблемы, как:

  • истоки возникновения устойчивых типов художественного мышления одновременно в разных видах искусства

  • единые композиционные приемы в художественных произведениях обществ, никогда не вступавших в прямое взаимодействие, и др.

Таким образом, можно обнаружить множество «капилляров» как прямого, так и обратного влияния между особыми состояниями культуры и процессом формообразования в искусстве.

19 вопрос. Теория происхождения искусства
В настоящее время существует много теорий происхождения искусства, основывающихся на археологических, этнографических, языкознаньческих исследованиях. Перечислим лишь некоторые из них:

1. Биологическая теория происхождения искусства, основывающаяся на теории Ч. Дарвина.

Теория утверждает, что способность к искусству является врожденной способностью человека, полученной им от природы. Однако "законы красоты" складывались в течение многих тысяч лет. Человек, общаясь с природой, в процессе трудовой деятельности стал чувствовать красоту, затем воплощать ее в своих произведениях и, наконец, понимать законы красоты. В этом процессе художественного творчества возникло и развилось эстетическое чувство человека.

2. Теория эротического происхождения искусства возникла под влиянием учения Зигмунда Фрейда и Карла Юнга.

Сторонники теории считают, что произведение искусства содержит образы, рожденные фантазией человека и являющимися своеобразными "снами наяву", а художественное творчество – выражение преломленного эротического желания и приносящее косвенное удовлетворение.

3. Игровая теория происхождения искусства. Основоположники данной теории – Ф. Шиллер, Г.Спенсер, Г.Аллен, К.Гросс и К. Ланге



Основной причиной возникновения искусства считается потребность расходования энергии, которая осталась нерастраченной в трудовой деятельности. Поэтому они определяют игру как деятельность, связанная с избытком у человека силы, которая не направляется на конкретные цели, а выражается свободно.

4. Магическая теория происхождения искусства - разработана С. Рейнаком.

Согласно этой теории, корни искусства лежат в многочисленных первобытных магических обрядах. Для этих обрядов люди создавали изображения животных, пронзенных стрелами, которые выполняли магическую цель – принесение удачи, привлечение добычи, оберег охотника.

5.Теория прагматизма, приверженцы которой считают, что создание первых произведений искусства – преследовало четкие социальные цели. Общение, объединение общины, познание мира и т.п. То есть, все эти произведения созданы для конкретных социальных целей данного племени.

20 вопрос. Генезис и структура понятия искусства.


Искусство - важный аспект культуры. Это особый вид творческой деятельности, который создает образные и символические структуры. Искусство обладает художественной, познавательной и коммуникативной функциями. Будучи важной частью духовной культуры, искусство с первых страниц истории человечества являлось средством осознания мира и духовного развития личности. Каждая историческая эпоха характеризуется своим пониманием искусства и его места в культуре. Так возникают характерные оппозиции национальной и глобальной культур, высокой и низкой, массовой и элитарной.

Искусство - это особый вид духовно-практического освоения действительности по законам красоты. Особенность этого освоения заключается в том, что оно выступает в художественно-образной форме.

Образ - это художественное видение, которому искусство придает выразительности и художественной ценности.

Искусство формирует такие качества человека, как воображение, творческий подход к жизни. Благодаря искусству, человек может понять и осознать то, что не в состоянии получить от собственного жизненного опыта, поскольку опыт отдельного человека всегда ограничен.

Сила искусства в его целостном воздействии на человека, что обусловлено образной природой художественных произведений.

Причиной разделения искусства на виды являются многоаспектность типов практики человека в сфере художественного освоения мира.

Все виды искусства равноценны между собой, а их разнообразие позволяет познавать мир во всей его сложности и многогранности.

Последовательность рассмотрения видов искусства начинается с рассмотрения изобразительных искусств: архитектуры, скульптуры, и живописи. Далее виды искусства, природа которых в той или иной степени основывается на принципе "синтеза": хореография, театр и кинематограф.

Музыка, как абстрактное из всех искусств, занимает "золотую середину", и литература, которая занимает особое место в структуре видовой специфики искусства.

Как виды искусства выделяются цирк, фотография и телевидение, хотя их и не относят к классическим.

*Архитектура - искусство создания сооружений, формирующих пространственную среду для жизни и деятельности человека.


* Скульптура - это один из древнейших видов искусства, который связан с созданием объемных художественных форм в реальном пространстве, объектом которого преимущественно выступает человек или животное. Гегель определял скульптуру как "телесное воплощение духовного".

* Живопись - воспроизведение художественных образов на плоскости. Языком живописи является цвет и рисунок. Цвет - душа живописи, фотография играет дополнительную роль.

* Музыка - это вид искусства, в котором художественные образы формируются с помощью звуков, который характеризуется особо активным и непосредственным воздействием на внутренний мир человека.

*Хореография - искусство танцевать. Материалом этого вида искусства является поэтически осмысленные, организованные во времени и пространстве движения и позы человеческого тела.

*Театр - это вид искусства, художественно осваивающий мир в формах драматического действия. В театре акт творчества (создание образа актером) протекает на глазах у зрителя, углубляет духовное влияние на него. Если в кино зритель видит результат творческого процесса, то в театре - сам процесс. Воздействие настоящего театрального искусства, вызывает чувство эмпатии - сопереживание у зрителя, приводит его к катарсису - духовному очищению, а именно в этом и заключается сверхзадача искусства вообще.

*Кинематограф - это вид искусства, сочетающий в себе элементы литературы, театра, живописи, музыки, хореографии. Киноискусство дает возможность изображать действительность подвижной, динамичной.

* Литература - форма художественной деятельности человека, эстетически осваивает мир через слово. Литература имеет уникальные познавательные возможности - с помощью слова действительность исследуется комплексно, во всей многогранности - не только чувственно, но и через умозаключение.

21. Назначение искусства


Что заставляет человека творить это удивительное многообразие, казалось бы, повторяющее жизнь и в то же время не похожее на нее, являющееся и не являющееся действительностью? И почему события самой жизни, будучи воспроизведенными в искусстве, притягивают к себе? Почему прекрасное, отраженное в художественном произведении