Файл: 13. Основные проблемы и вопросы Культурологии 6 15. Синонимы и антонимы слова культура. Объем и структура понятия культуры. 7.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 149

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

1. Проблема определения культурологии: от стереотипов к научным формулировкам.

2. Теоретическая модель «природа-культура». Науки о природе и науки о культуре.

3. Методика гуманитарных наук. История, археология, этика, эстетика, лингвистика, семиотика, политология, социология, философия как науки о сферах культуры.

4. Язык описания культуры и «языковые ловушки» слова «культура».

5. Культурология как наука о способах и принципах производства культуры.

6. Методы культурологии: системный, структурный, функциональный, сравнительно-исторический, постструктуралистский.

7. Методы культурологии: семиотический, психологический, аксиологический.

8. Методы культурологии: социологический, биографический, диалоговый, компаративистский.

9. Отношения культурологии и философии.

10. Объект, предмет, цель, задачи культурологии.

11. История культурологии как науки и профессии.

12. Школы культурологии: социально-историческая, социологическая, натуралистическая, символическая, этнографическая, идеалистическая, игровая.

13. Основные проблемы и вопросы Культурологии

15. Синонимы и антонимы слова «культура». Объем и структура понятия культуры.

16. Теории происхождения культуры: магическая, сакральная, космологическая, натуралистическая.

17. Теории происхождения культуры: орудийно-трудовая, социальная, игровая, символическая, психоаналитическая

20 вопрос. Генезис и структура понятия искусства.

21. Назначение искусства

23.Понятия культурологии: время и пространство

26. Понятия культурологии: истина, постправда.

28. Понятие культурологии: кинематограф

30. понятия «личность» и «индивидуальность

31 Понятия культурологии: нарратив, речь, текст

32. Понятия культурологии: норма, ментальность

33. Понятия культурологии: миф, цивилизация.

34. Понятие культурологии. Отстранение, сюжет, фабула.

35 вопрос. Понятия культурологии: парадигма, смысл, эпистема.

37. Понятия культурологии: реальность, симулякр, симуляция.

38. Понятия культурологии: творчество, искусство

41. Кризис культуры в истории европейской культуры XIX-XXI вв.

44. Реализм, натурализм, классицизм. Реализм как художественный стиль.

45. Взаимоотношения классики и модерна

46. Модернизм как философское и художественное течение

47 Реформа приемов и жанров в модернистской парадигме

48. Течения модерна

49. Модернизм как искусство для искусства. Антисинтаксис модернизма: пастиш, монтаж, фантазм.

50. Постмодерн.

52. эстетика повседневности и поп-культура

53. Особенности культуры Древней Греции. Полис как топос произодства культуры. Космологизм, фатализм, мифологизм.

54. Особенности культуры Средневековья. Цех, город, церковь как фабрики культуры. Символизм, теоцентризм, тропизм. Смеховая культура.

55. Особенности культуры Возрождения. Гуманизм, антропоцентризм, реализм. Секуляризация культуры

57. Особенности русской культуры

58.современная отечественная культура

, мир "наоборот", с иными человеческими отношениями (по словам М.М. Бахтина, "второй мир", "вторую жизнь"). Отличительные черты смеховых обрядово-зрелищных форм - свобода от религиозного догматизма, мистики, нередкая пародия на церковный культ, равенство участников, отмена всех иерархических отношений средневекового общества, сильно развитый игровой элемент - действительно позволяют говорить о них как об иной, "второй жизни".

Праздничная жизнь не была оторвана от религиозной, карнавал примыкал к последним дням перед великим постом, связывая языческие времена с христианскими. Праздники имели глубокое смысловое, миросозерцательное содержание, они основывались на особом восприятии времени. Праздники были связаны с кризисными, переломными моментами в жизни природы, общества и человека. Праздник тесно связан со смертью (как ее оборотная сторона). Другая жизнь праздника - не что иное, как реализованная утопия всеобщности, свободы, равенства и изобилия.

Помимо карнавалов в городах отмечались особые "праздники дураков". Ярмарки сопровождались разного рода увеселениями с участием дрессированных зверей, карликов, уродов, великанов. Шуты и дураки - обязательные участники праздников - пародировали различные церемонии "серьезной", официальной жизни. Они участвовали не только в празднествах. Шуты и дураки были носителями смеховой культуры и в обычной жизни народа.

Особое место в народной смеховой культуре занимал карнавал. Большие средневековые города жили карнавалом в общем до трех месяцев в году. Карнавал был всенародным праздником, в нем не было разделения на актеров и зрителей. Карнавал временно создавал особый мир изобилия, свободы, равенства всех людей, отменял все иерархические отношения - все становились равными. Свободное, фамильярное отношение между участниками, карнавально-площадный стиль речи создавали особый язык карнавальных форм и символов, используемый в произведениях словесной смеховой культуры.

55. Особенности культуры Возрождения. Гуманизм, антропоцентризм, реализм. Секуляризация культуры


Термин «Возрождение» ( по-французски «ренессанс», по-итальянски «ринашименто»), подчеркивающий возвращение культурных идеалов античности, появился в XVI веке для определения новой культурной эпохи, сменившей Средневековье. Впервые термин появился у итальянского мыслителя Джорджо Вазари.

Вазари рассматривал современную ему эпоху в искусстве как возрождение, наступившее после "мрачного средневековья" и полного упадка культуры.

В XVIII в. термин был подхвачен Вольтером, в XIX в. распространён на всю культуру Италии ХV-XVI вв. и только позднее стал применяться для культуры стран Европы, прошедших через определённый этап развития.

Это эпоха, когда формировался совершенно новый, доселе невиданный тип деятельности – профессиональное художественное творчество. В искусстве утверждается индивидуальный характер, личность художника. Искусство поднимается выше науки и поэзии, оно высоко ценимо.

Главная особенность философии Ренессанса – антропоцентризм.

Антропоцентризм – воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания. Теперь не Бог, а человек поставлен в центр исследований. Место человека в мире, его свобода, его судьба волнуют таких мыслителей и художников, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Пико дела Мирандола, Лоренцо Валла, Эразм Роттердамский, Макиавелли, Томас Мор, Мишель де Монтень и др.

Гуманизм (от лат. humanus – человечный). Гуманистическим называют первый период Возрождения (середина 14- 15 вв.). Слово "гуманист" появилось в конце XV в. Ренессансный гуманизм – это не защита прав человека, а исследования человека таким, каков он есть. Гуманизм, с точки зрения деятелей Возрождения, означал перенесение человека в центр мира, изучение человека в первую очередь. Термин "гуманизм" в этом плане является в чем-то синонимом слова "антропоцентризм". Гуманисты провозглашали принципиальное равенство всех людей, независимо от их рождения, от их принадлежности к тому или иному сословию.



Знаменитые гуманисты эпохи: Данте, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело (Италия); Рабле (Франция), Шекспир, Сервантес (Испания).

Реализм эпохи Возрождения открыл индивидуального человека и утвердил его мощь и красоту, раскрепостил личность, избавил человека от пут средневекового аскетизма.

Основное содержание эпохи В. заключается в секуляризации культуры, т.е. в постепенном освобождении сфер жизни общества и личной жизни человека от господства церкви.

Можно почитать В.В. Соколов "Философия эпохи Возрождения

56. Особенности культуры нового времени и тд.
Европейская культура Нового времени, охватывая период XVII–XIX вв., основывается на капиталистическом способе производства и становлении науки в качестве производительной силы.

Реализм как исторически конкретная форма художественного
сознания Нового времени характеризуется следующими ведущими
принципами:

  1. объективное отображение жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала;

  2. воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах при полноте их индивидуализации;

  3. жизненная достоверность изображения («в формах самой жизни») наряду с использованием условных форм художественной фантазии (мифа, символа, притчи, гротеска).

Среди крупнейших представителей реализма в различных видах искусства XVII в. – Рембрант, Сервантес, Эль Греко, Веласкес и др.

Реформация – широкое религиозное и социально-политическое движение, зародившееся в Германии в начале XVI в. и направленное на преобразование христианской религии.

Реформация – важнейший этап в культурно-историческом развитии Европы, связанный с принципиальным отказом от гуманистического обожествления человека.

Реформация противопоставила оптимистическому и жизнерадостному мироощущению гуманистов суровый дух добровольного самоограничения и самодисциплины, протестантское презрение к «умствованию» и абсолютное доверие к религиозной вере.

Будучи людьми глубоко верующими, деятели Реформации решительно выступили против Католической церкви, считая ее безбожной.

Эпоха просвещения. Девиз просветителей XVIII в. – «Наука и прогресс».

Просветители рассматривали себя в качестве своеобразных миссионеров разума, задача которых заключалась в том, чтобы открыть людям глаза на их природу и предназначение. В отличие от мыслителей
эпохи Возрождения просветители в большей степени соотносили человека с социальностью и стремились разработать программы общественных преобразований, соответствующих человеческой природе.

Главное в человеческой природе, как считали просветители, – это не просто
разум, а разум научный. Всепроникающий научный разум – доминантная державная черта, определяющая качества человека. Просветителям был свойственен исторический оптимизм, основанный на идее научного прогресса.

Классицизм - это художественный стиль в европейском искусстве 17 - начала 19 вв., одной из важнейших черт которого было обращение к формам античного искусства как к идеальному эстетическому эталону.

Продолжая традиции Возрождения (преклонение перед античными идеалами гармонии и меры, вера в мощь человеческого разума), классицизм был также его своеобразной антитезой, так как с утратой ренессансной гармонии, единства чувства и разума была утрачена и тенденция эстетического переживания мира как гармоничного целого. Художественная концепция мира классицизма рационалистична, внеисторична и включает в себя идеи государственности и стабильности (устойчивости).
Классицизм возник в конце эпохи Возрождения, с которой он имеет ряд родственных черт:

  1. подражание античности;

  2. возврат к забытым в эпоху Средневековья нормам классического искусства

57. Особенности русской культуры


Особенностью русской культуры является органическая неспособность ее носителя существовать без «сверхзадачи», без некоей цели, возвышающейся далеко над его повседневным существованием и придающей этому существованию философский смысл.

Идея неопределенности русской культуры, ее несхожести с другими нашла оригинальное метафорическое воплощение в поэзии Ф. Тютчева:

Умом России не понять,

Аршином общим не измерить;

У ней особенная стать —

В Россию можно только верить.

В. Розанов, анализируя своеобразие русской культуры, сравнивал Россию с женским, а Запад — с мужским началом. Он считал, что русские, подобно женщине, имеют свойство отдаваться беззаветно чужим влияниям.

К теме своеобразия русской культуры обращались В. Соловьев, С. Булгаков, А. Изгоев, Б. Кистяковский, С. Франк и др.

Славянофилы И. Киреевский, А. Хомяков, И. Аксаков абсолютизировали национальное, особенное, в то время как
западники — П. Анненков, Т. Грановский, К. Кавелин считали, что в российской истории и культуре сочетаются ее особенные и общие с Европой черты.

Еще один поклонник Запада А. Герцен заметил, что к России, к ее азиатскому «туловищу» приделали европейские «руки», т.е. ее сделали страной сразу двух культур. Это удивительное сочетание, по его мнению, породило и продолжает порождать противоречия, разрешить которые возможно, лишь ясно сознавая, что Россия не может исторически развиваться, только повторяя европейский путь, как, впрочем, и азиатский.


58.современная отечественная культура


Культура современной России, органически связанная с предшествующими периодами истории страны, оказалась в совершенно новой политической и экономической ситуации, кардинальным образом изменившей многое, прежде всего- взаимоотношения культуры с властью. Государство перестало диктовать культуре свои требования, и культура утратила гарантированного заказчика.

Поскольку исчез общий стержень культурной жизни в качестве централизованной системы управления и единой культурной политики, определение путей дальнейшего культурного развития стало делом самого общества и предметом острых разногласий. Диапазон поисков чрезвычайно широк - от следования западным образцам до апологии изоляционизма. Отсутствие объединительной культурной идеи воспринимается частью общества как проявление глубокого кризиса, в котором оказалась российская культура к концу XX века.

Если, с одной стороны, ликвидация идеологических барьеров создала благоприятные возможности для развития духовной культуры, то, с другой стороны экономический кризис, переживаемый страной, сложны переход к рыночным отношениям усилили опасность коммерциализации культуры, утраты национальных черт в ходе ее дальнейшего развития. Духовная сфера вообще переживала в середине 90-х годов острый кризис. Стремление направить страну к рыночному развитию привело к невозможности существования отдельных сфер культуры, объективно нуждающихся в государственной поддержке.

Одновременно продолжал углубляться раздел между элитарными и массовыми формами культуры, между молодежной средой и старшим поколением. Все эти процессы разворачивая на фоне быстрого и резкого усиления неравномерности доступа к потреблению не только материальных, но культурных благ.