Файл: 13. Основные проблемы и вопросы Культурологии 6 15. Синонимы и антонимы слова культура. Объем и структура понятия культуры. 7.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 149
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Проблема определения культурологии: от стереотипов к научным формулировкам.
2. Теоретическая модель «природа-культура». Науки о природе и науки о культуре.
4. Язык описания культуры и «языковые ловушки» слова «культура».
5. Культурология как наука о способах и принципах производства культуры.
7. Методы культурологии: семиотический, психологический, аксиологический.
8. Методы культурологии: социологический, биографический, диалоговый, компаративистский.
9. Отношения культурологии и философии.
10. Объект, предмет, цель, задачи культурологии.
11. История культурологии как науки и профессии.
13. Основные проблемы и вопросы Культурологии
15. Синонимы и антонимы слова «культура». Объем и структура понятия культуры.
16. Теории происхождения культуры: магическая, сакральная, космологическая, натуралистическая.
20 вопрос. Генезис и структура понятия искусства.
23.Понятия культурологии: время и пространство
26. Понятия культурологии: истина, постправда.
28. Понятие культурологии: кинематограф
30. понятия «личность» и «индивидуальность
31 Понятия культурологии: нарратив, речь, текст
32. Понятия культурологии: норма, ментальность
33. Понятия культурологии: миф, цивилизация.
34. Понятие культурологии. Отстранение, сюжет, фабула.
35 вопрос. Понятия культурологии: парадигма, смысл, эпистема.
37. Понятия культурологии: реальность, симулякр, симуляция.
38. Понятия культурологии: творчество, искусство
41. Кризис культуры в истории европейской культуры XIX-XXI вв.
44. Реализм, натурализм, классицизм. Реализм как художественный стиль.
45. Взаимоотношения классики и модерна
46. Модернизм как философское и художественное течение
47 Реформа приемов и жанров в модернистской парадигме
49. Модернизм как искусство для искусства. Антисинтаксис модернизма: пастиш, монтаж, фантазм.
52. эстетика повседневности и поп-культура
55. Особенности культуры Возрождения. Гуманизм, антропоцентризм, реализм. Секуляризация культуры
Праздничная жизнь не была оторвана от религиозной, карнавал примыкал к последним дням перед великим постом, связывая языческие времена с христианскими. Праздники имели глубокое смысловое, миросозерцательное содержание, они основывались на особом восприятии времени. Праздники были связаны с кризисными, переломными моментами в жизни природы, общества и человека. Праздник тесно связан со смертью (как ее оборотная сторона). Другая жизнь праздника - не что иное, как реализованная утопия всеобщности, свободы, равенства и изобилия.
Помимо карнавалов в городах отмечались особые "праздники дураков". Ярмарки сопровождались разного рода увеселениями с участием дрессированных зверей, карликов, уродов, великанов. Шуты и дураки - обязательные участники праздников - пародировали различные церемонии "серьезной", официальной жизни. Они участвовали не только в празднествах. Шуты и дураки были носителями смеховой культуры и в обычной жизни народа.
Особое место в народной смеховой культуре занимал карнавал. Большие средневековые города жили карнавалом в общем до трех месяцев в году. Карнавал был всенародным праздником, в нем не было разделения на актеров и зрителей. Карнавал временно создавал особый мир изобилия, свободы, равенства всех людей, отменял все иерархические отношения - все становились равными. Свободное, фамильярное отношение между участниками, карнавально-площадный стиль речи создавали особый язык карнавальных форм и символов, используемый в произведениях словесной смеховой культуры.
55. Особенности культуры Возрождения. Гуманизм, антропоцентризм, реализм. Секуляризация культуры
Термин «Возрождение» ( по-французски «ренессанс», по-итальянски «ринашименто»), подчеркивающий возвращение культурных идеалов античности, появился в XVI веке для определения новой культурной эпохи, сменившей Средневековье. Впервые термин появился у итальянского мыслителя Джорджо Вазари.
Вазари рассматривал современную ему эпоху в искусстве как возрождение, наступившее после "мрачного средневековья" и полного упадка культуры.
В XVIII в. термин был подхвачен Вольтером, в XIX в. распространён на всю культуру Италии ХV-XVI вв. и только позднее стал применяться для культуры стран Европы, прошедших через определённый этап развития.
Это эпоха, когда формировался совершенно новый, доселе невиданный тип деятельности – профессиональное художественное творчество. В искусстве утверждается индивидуальный характер, личность художника. Искусство поднимается выше науки и поэзии, оно высоко ценимо.
Главная особенность философии Ренессанса – антропоцентризм.
Антропоцентризм – воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания. Теперь не Бог, а человек поставлен в центр исследований. Место человека в мире, его свобода, его судьба волнуют таких мыслителей и художников, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Пико дела Мирандола, Лоренцо Валла, Эразм Роттердамский, Макиавелли, Томас Мор, Мишель де Монтень и др.
Гуманизм (от лат. humanus – человечный). Гуманистическим называют первый период Возрождения (середина 14- 15 вв.). Слово "гуманист" появилось в конце XV в. Ренессансный гуманизм – это не защита прав человека, а исследования человека таким, каков он есть. Гуманизм, с точки зрения деятелей Возрождения, означал перенесение человека в центр мира, изучение человека в первую очередь. Термин "гуманизм" в этом плане является в чем-то синонимом слова "антропоцентризм". Гуманисты провозглашали принципиальное равенство всех людей, независимо от их рождения, от их принадлежности к тому или иному сословию.
Знаменитые гуманисты эпохи: Данте, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело (Италия); Рабле (Франция), Шекспир, Сервантес (Испания).
Реализм эпохи Возрождения открыл индивидуального человека и утвердил его мощь и красоту, раскрепостил личность, избавил человека от пут средневекового аскетизма.
Основное содержание эпохи В. заключается в секуляризации культуры, т.е. в постепенном освобождении сфер жизни общества и личной жизни человека от господства церкви.
Можно почитать В.В. Соколов "Философия эпохи Возрождения
56. Особенности культуры нового времени и тд.
Европейская культура Нового времени, охватывая период XVII–XIX вв., основывается на капиталистическом способе производства и становлении науки в качестве производительной силы.
Реализм как исторически конкретная форма художественного
сознания Нового времени характеризуется следующими ведущими
принципами:
-
объективное отображение жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала; -
воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах при полноте их индивидуализации; -
жизненная достоверность изображения («в формах самой жизни») наряду с использованием условных форм художественной фантазии (мифа, символа, притчи, гротеска).
Среди крупнейших представителей реализма в различных видах искусства XVII в. – Рембрант, Сервантес, Эль Греко, Веласкес и др.
Реформация – широкое религиозное и социально-политическое движение, зародившееся в Германии в начале XVI в. и направленное на преобразование христианской религии.
Реформация – важнейший этап в культурно-историческом развитии Европы, связанный с принципиальным отказом от гуманистического обожествления человека.
Реформация противопоставила оптимистическому и жизнерадостному мироощущению гуманистов суровый дух добровольного самоограничения и самодисциплины, протестантское презрение к «умствованию» и абсолютное доверие к религиозной вере.
Будучи людьми глубоко верующими, деятели Реформации решительно выступили против Католической церкви, считая ее безбожной.
Эпоха просвещения. Девиз просветителей XVIII в. – «Наука и прогресс».
Просветители рассматривали себя в качестве своеобразных миссионеров разума, задача которых заключалась в том, чтобы открыть людям глаза на их природу и предназначение. В отличие от мыслителей
эпохи Возрождения просветители в большей степени соотносили человека с социальностью и стремились разработать программы общественных преобразований, соответствующих человеческой природе.
Главное в человеческой природе, как считали просветители, – это не просто
разум, а разум научный. Всепроникающий научный разум – доминантная державная черта, определяющая качества человека. Просветителям был свойственен исторический оптимизм, основанный на идее научного прогресса.
Классицизм - это художественный стиль в европейском искусстве 17 - начала 19 вв., одной из важнейших черт которого было обращение к формам античного искусства как к идеальному эстетическому эталону.
Продолжая традиции Возрождения (преклонение перед античными идеалами гармонии и меры, вера в мощь человеческого разума), классицизм был также его своеобразной антитезой, так как с утратой ренессансной гармонии, единства чувства и разума была утрачена и тенденция эстетического переживания мира как гармоничного целого. Художественная концепция мира классицизма рационалистична, внеисторична и включает в себя идеи государственности и стабильности (устойчивости).
Классицизм возник в конце эпохи Возрождения, с которой он имеет ряд родственных черт:
-
подражание античности; -
возврат к забытым в эпоху Средневековья нормам классического искусства
57. Особенности русской культуры
Особенностью русской культуры является органическая неспособность ее носителя существовать без «сверхзадачи», без некоей цели, возвышающейся далеко над его повседневным существованием и придающей этому существованию философский смысл.
Идея неопределенности русской культуры, ее несхожести с другими нашла оригинальное метафорическое воплощение в поэзии Ф. Тютчева:
Умом России не понять,
Аршином общим не измерить;
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.
В. Розанов, анализируя своеобразие русской культуры, сравнивал Россию с женским, а Запад — с мужским началом. Он считал, что русские, подобно женщине, имеют свойство отдаваться беззаветно чужим влияниям.
К теме своеобразия русской культуры обращались В. Соловьев, С. Булгаков, А. Изгоев, Б. Кистяковский, С. Франк и др.
Славянофилы И. Киреевский, А. Хомяков, И. Аксаков абсолютизировали национальное, особенное, в то время как
западники — П. Анненков, Т. Грановский, К. Кавелин считали, что в российской истории и культуре сочетаются ее особенные и общие с Европой черты.
Еще один поклонник Запада А. Герцен заметил, что к России, к ее азиатскому «туловищу» приделали европейские «руки», т.е. ее сделали страной сразу двух культур. Это удивительное сочетание, по его мнению, породило и продолжает порождать противоречия, разрешить которые возможно, лишь ясно сознавая, что Россия не может исторически развиваться, только повторяя европейский путь, как, впрочем, и азиатский.
58.современная отечественная культура
Культура современной России, органически связанная с предшествующими периодами истории страны, оказалась в совершенно новой политической и экономической ситуации, кардинальным образом изменившей многое, прежде всего- взаимоотношения культуры с властью. Государство перестало диктовать культуре свои требования, и культура утратила гарантированного заказчика.
Поскольку исчез общий стержень культурной жизни в качестве централизованной системы управления и единой культурной политики, определение путей дальнейшего культурного развития стало делом самого общества и предметом острых разногласий. Диапазон поисков чрезвычайно широк - от следования западным образцам до апологии изоляционизма. Отсутствие объединительной культурной идеи воспринимается частью общества как проявление глубокого кризиса, в котором оказалась российская культура к концу XX века.
Если, с одной стороны, ликвидация идеологических барьеров создала благоприятные возможности для развития духовной культуры, то, с другой стороны экономический кризис, переживаемый страной, сложны переход к рыночным отношениям усилили опасность коммерциализации культуры, утраты национальных черт в ходе ее дальнейшего развития. Духовная сфера вообще переживала в середине 90-х годов острый кризис. Стремление направить страну к рыночному развитию привело к невозможности существования отдельных сфер культуры, объективно нуждающихся в государственной поддержке.
Одновременно продолжал углубляться раздел между элитарными и массовыми формами культуры, между молодежной средой и старшим поколением. Все эти процессы разворачивая на фоне быстрого и резкого усиления неравномерности доступа к потреблению не только материальных, но культурных благ.